Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация социологических исследований, методы сбора и анализа





социологической информации.

Организация социологического исследования - это всестороннее обеспечение его подготовки и проведения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научному исследованию.

Поскольку социологическое исследование является сложным комплексом научно-теоретических и практических мероприятии, при его реализации необходимо предусматривать решение вопросов, связанных с финансированием, контактами с заказчиком, разработкой рабочего плана, подготовкой исполнителей. Социологическое исследование может проводиться как на основе госбюджетного финансирования, так и на условиях хозяйственного договора. В зависимости от способа финансирования между заказчиком и исполнителем заключается либо наряд-заказ на исследование, либо договор. В этом документе определяются размер и источники финансирования, сроки проведения исследования и вид итогового документа. На данной стадии подготовки принципиально важно согласовать с заказчиком цель и задачи исследования, зафиксировать их документально. Это имеет особое значение при работе по договору. Предварительное согласование целей и задач исследования помогает избежать недопонимания и трений при утверждении его итогового отчета. Важным моментом О. с. и. являются подбор, подготовка исполнителей и контроль за их работой. Подбор исполнителей полевого этапа исследования (анкетеров и интервьюеров) осуществляется с учетом их эрудиции, коммуникабельности, психологической готовности к Данной работе. Но в зависимости от исследуемой проблемы определенное значение могут приобретать и такие характеристики, как пол, возраст, уровень образования, социальный статус исполнителя.

Методы сбора социологических данных Социологические исследования в зависимости от задач, которые они решают, и методов, которыми они пользуются, могут быть подразделены на несколько типов: теоретические и эмпирические (теоретическая и прикладная социология), фундаментальные и прикладные. Выделение в социологии двух типов исследования - теоретических и эмпирических - условно, так как эмпирические исследования могут быть как фундаментальными, так и прикладными. И если теоретические социологические исследования ставят целью развитие и совершенствование научных представлений об изучаемом предмете, то прикладные посвящены решению конкретной социальной проблемы. Кравченко А.И. при сборе первичных данных выделяет четыре основных метода, каждый из которых имеет по две разновидности:

1. опрос (анкетирование и интервьюирование);

2. анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ);

3. наблюдение (невключенное и включенное);

4. эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Возможна классификация и по другим критериям. Так, в зависимости от глубины степени сложности эмпирического анализа можно выделить три основных вида СИ:

- Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование применяется в случае, когда предмет исследования относится к числу мало или вообще не изученных проблем. Его целью является:

1. получение дополнительной информации о предмете и объекте исследования;

2. уточнение и корректировка гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании;

3. выявление трудностей, которые могут встретиться при его проведении.

Для проведения разведывательного СИ используют один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (анкетный опрос или опрос-интервью), позволяющий осуществить ее в короткие сроки.

Разновидностью этого вида СИ является экспресс-опрос. Цель его - получение отдельных сведений об актуальных событиях и фактах (зондаж общественного мнения), выяснение степени эффективности только что проведенных мероприятий (например, собрания, туристические поездки, экскурсии, походы и т.д.).

Более сложным видом СИ является описательное исследование, которое по своим целям и задачам предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах, т.е. устанавливает: есть ли связь между

характеристиками изучаемого явления. Применяется для исследования больших групп людей, отличающихся разнообразными характеристиками (коллективов крупных предприятий, населения микрорайонов, города, области, региона). Проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария.

Самым углубленным видом социологического анализа, ставящего целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты, является аналитическое СИ. В ходе его проведения выясняется, носит ли обнаруженная между явлениями и процессами связь причинный характер. По методам сбора социологической информации аналитическое исследование является комплексным. Применяются различные формы опроса, анализа документов, наблюдения и др.

Анализ данных, его методы

Методы, применяемые социологами для анализа данных, многообразны. Выбор конкретного метода зависит, в первую очередь, от характера исследовательских гипотез, т. е. от того, на какие вопросы мы хотим получить ответ. Если целью является описание одной характеристики выборки в определенный момент времени, разумно ограничиться одномерным анализом, т. е. описанием распределения наблюдений вдоль оси интересующего нас признака. Разнообразные техники многомерного анализа позволяют одновременно исследовать взаимоотношения двух и более переменных и в той или иной форме проверять гипотезы о причинных связях между ними. Различия между этими методами неабсолютные. В реальном исследовании каждое уточнение исходных гипотез или выдвижение новой гипотезы в ходе анализа результатов приводит к необходимости выбора новой техники анализа данных. Помимо характера исследовательских гипотез на выбор методов статистического анализа влияет и природа полученных социологом данных.

Методы, используемые для анализа связи между двумя номинальными переменными, также будут отличаться от методов анализа связи между номинальной переменной и переменной, измеренной на интервальном уровне. Таким образом, выбор той или иной статистики будет зависеть и от целей анализа, и от уровня измерения исследуемых переменных.

Существует два основных класса задач, решаемых с помощью статистических методов анализа. Задачей дескриптивной (описательной) статистики является описание распределения переменной-признака в конкретной выборке. Методы дескриптивной статистики позволяют также анализировать взаимосвязь между различными переменными. Другой класс задач, связанный с необходимостью вывести свойства большой совокупности, основываясь на имеющейся информации о свойствах выборки из этой совокупности, решается с помощью методов индуктивной статистики, или теории статистического вывода, основанной на вероятностном подходе к принятию решений. Воспользовавшись какой-то моделью для анализа полученных выборочных данных, социолог обычно также применяет некоторые методы статистического вывода, позволяющие определить, выполняются ли обнаруженные им при анализе данных отношения на уровне большой совокупности, из которой была извлечена выборка.

Целью в анализе данных будет скорее качественное, содержательное понимание сути этих методов, основанное лишь на самых элементарных математических представлениях и, в некоторых случаях, на интуитивном понимании «физического смысла» статистических моделей. Такое понимание может служить определенным фундаментом для более глубокого изучения прикладной статистики. Кроме того, оно совершенно необходимо для того, чтобы самостоятельно формулировать задачи анализа данных и ориентироваться в существующем разнообразии методов и техник, используемых другими исследователями при решении этих задач.

 

Date: 2015-11-15; view: 616; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию