Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крошнозерские учителя

Галина Васильева.

Крошнозерские зори

Эссе-посвящение дорогим учителям, родной школе в дни приближения юбилея Крошнозерской школы!

 

В школу в 1 класс я пошла в тот год, когда полетел в космос первый человек-Юрий Алексеевич Гагарин.

Солнечный день, на центральной площадке торжественная линейка.

Я стою в морском костюмчике и от восторга захватывает дух, вот я и школьница, ученица!

Моя первая учительница-Евгения Ивановна Сухарева-истинная карелочка, строгая и молоденькая, красивая, дочь библиотекаря порой заменяла свою маму и мы после уроков гурьбой за книжкой.

В школу она ездила на велосипеде, как известно все крошнозерцы любимым транспортом считают велосипед.

Приняла нас и повела в дорогу жизни.

Вот теперь я точно знаю, минуют десятилетия-а самые лучшие и надежные друзья со школьной скамьи.

В памяти навсегда мои одноклассники- Галя Зайцева, Таня Бужина, Люда Андреева, Нина Павлова, Гена Бужин, Таня Бужина, Валера Гапеев,Ваня Шифрин, Сережа Диев, Олежек Зуев и те, кого уже нет Валера Елисеев, Саша Самсонов, Саша Сорокин, Саша Соколов.

Любимая моя подруга Нина Минина, она сейчас работает в Национальной Библиотеке, в отделе комплектования, мечтала стать геологом.

Мы так мечтали вырасти, уехать, повидать мир, а сейчас всего дороже вернуться на свою родину, где нас так любили и нам было хорошо!

Нас учили на счетах математике, они стояли у классной доски. Я помню учитель говорила, если вас днем или ночью спросят таблицу умножения вы должны знать на зубок.

И первую контрольную по математике, где все решила абсолютно верно, но вот итог подвела

Таким образом, что 1 кг-это 100гр.

Евгения Ивановна просто не находила места и порицала: «Вот придете в магазин за конфетами, а Вам вместо кг, всего 100гр дадут, научитесь решать правильно!

Впрочем, мелочи меня и подводили по судьбе, надо было бы с детства быть к ним повнимательней!

Нас учили труду, состраданию и воспитывали чувство долга, благодарности.

Как-то после уроков мы забрались на совхозное поле с одноклассниками за репой,

На другой день нас очень ругали, запомнили надолго.

А вот как здорово было бежать из школы по прозрачному льду, прокатится на санях, забрести в пекарню за только выпеченным хлебом, нас там всегда угощали.

Любили прыгать на глине, где качалась земля, часто собирали золу.

Дразнили друг дружку, но в памяти только светлое.

Самая, самая лучшая школа дала нам дорогу в жизнь!

Это были замечательные педагоги-Акимовы Мария Петровна и Анатолий Петрович, Головы Мария Ивановна и Иван Павлович, Милка Густаровна Саурэн, директор Рауха Эмильевна Кальске, которая видела Ленина и он ее маленькой девочкой держал на руках.

Я помню Веру Ивановну Хусу и Гули Елену Михайловну, молодых супругов-преподавателя английского -Наталью Михайловну и учителя физкультуры Евгения Ивановича Жилиных,

лучшие воспоминания о моей любимой классной руководительнице-Сталине Ивановне и ее супруге -учителе истории и директоре школы, поэте села-Александре Павловиче Бугмыриных.

 

Крошнозерские учителя....

Учитель пения. О Юлии Адамовне Ивановой…   Ингермаланка, она была удивительно экстравагантным человеком, красоты и статности необыкновенной. Птица заморская,да и только. Легко и весело цокали ее высокие каблучки, после звонка мы ждем ее в классе и вот ее солнечный образ, всегда яркая в руках мандолина и вот она входит, высокая, стройная, бурная, как река влетает в класс. Если мальчишки шалили, она их как птенцов в гневе сопровождала на коридор и алела, как роза. А ведь ей было к 50, но годы просто не имели над ней власти. Фея, волшебница и грозный вулкан одновременно, женщина-каприз, да и только!     Юлия Адамовна любила талантливые голоса и им приходилось быть начеку каждый ее урок. Наденька и Яков Шашкины из Нижней Салмы блистали от радости. Она не ходила по классу, а молнеоносно неслась от одного к другому и обязательно так тебе преподнесет урок,что не соскучишься. Пели мы замечательные песни о Родине, воинах –победителях, партизанские песни, и классические «Вечерний звон», нежные лирические и веселые пионерские. У нее была своя группа, инструментальный оркестр, как пели голоса Галины Крымовой, Лидии Редькиной, Людмилы Ивановой- это в 5-ом классе они собирали настоящую аудиторию, зал взрывался аплодисментами, побывали на всех фестивалях и конкурсах.   Юлия Адамовна дружила с нашей семьей, я помню каверзный случай,когда в свои 5 лет во время большого концерта для населения я просто забралась на сцену, теребила ее шелка и она дала мне право выступить. В начальных классах, зная талант,певуньи и танционерки,моей мамы и бабушки она всегда давала мне роль снегурочки, я вплетала вьющиеся косы бабушки и совсем не оправдывала ее надежды, но она не ругала, а чувствовалось так хотела от меня другого исполнения. По жизни она ведь воспитала троих детей, супруг ее Леонид Алексеевич-учитель биологии ее обожал, один сын- писатель Ливанов,(см. публикации повестей о трудных судьбах подростков и воспитании дружбой в журнале «Север», другой сын был председателем администрации, а рукодельница дочь – младшенькая Любаша стала педагогом. Они жили на горке в добротном красивом доме. И ведь нелегкая похоже была деревенская жизнь, но никогда не унывала наша Юлия Адамовна, летом семьей мчалась на юга. Любила, как и все крошнозерцы ездить на велосипеде, была общительна с населением. Она держала высоту и красоту и дорожила этим, всем своим поведением она запечатлелась в нас именно такая. Вот прошли десятилетия и думаешь, это изумительная женщина, это педагог одареннейший и человек замечательный!   гл.2По закону жизни. Супруг Юлии Адамовны-человек степенный, но педагогическая деятельность его несомненно колоссальная. Он любил свой предмет. Для нас биология была не просто уроки в школе, а экскурсии, эксперементальные задания, гербарии и множество представленных им пособий. К каждому уроку мы готовились и старались не подвести любимого педагога. Но однажды помешали птицы и весеннее солнышко. Класс было неугомонить, все галдели от своих каких-то радостей. Леонид Алексеевич давал нам тему, как дышат птицы... Неожиданно попросил мне дать ответ, стыдно до слез, что вопроса не слышала и говорила совсем невпопад. "Как же, как же, ты меня огорчила, не ожидал, это впервые!"-гневно разворчался и этот конфуз для меня был уроком неблагодарности. Любовь к профессии-это состояние жизни Леонида Алексеевича. Как он не жалея себя, уставший после 7 уроков, бодро шагал по полям за лекарственными травами, поднимался в высокую гору Айтумяги-разве просто в солидном возрасте? Наверно дома заждались, а он нам каждую травинку выискивает, объясняет нам, терпит наш галдеж дежь! Вот в этом естественном и проявляется сам человек, идти по жизни широко, просто, любя и не жалея себя, а обретая радость сопричастности. Лучшие слова благодарности не смогут высказать и доли того, как спустя столько времени я благодарна Вам!   гл.3 Михаил Павлович Мальцев-нас учил математике.   Так интересно проходили уроки,очень вежливо к нам обращался, он приносил тетрадочки таланливых своих одноклассников, что видно было он ими гордится.   Гл. 3-а Учитель геометрии- Эти глаза карельских озер- Валентина Тимофеевна Филина (Трофимова)-в ее глазах карельское небо, и сегодня она так напоминает хрупкий стебелек, чистота души божественная. Она племянница известной учительницы Анастасии Ильиничны Ермолаевой, даже жила у нее, когда училась в Эссойле. Поступала на биологический, но ясно осозновая, что маме зимой будет очень трудно учить, решила не учиться. Судьба ей была благосклонна, тогда открывался педагогический класс и по ускоренной программе она была подготовлена учителем математики для восьмилетней школы. Когда приехала в Крошнозерскую школу, то директор школы Рауха Мильевна Кальске, долго не могла поверить, что прислали учительницу. Пигалица да и только. Я училась в 5 классе, у нас Валентина Тимофеевна преподавала геометрию. Мне она очень нравилась. Немного позже она вышла замуж за младшего брата моего отца и они уехали на Север.   У Валентины Тимофеевны 2 сына- идин работает в институте экономики, а другой с семьей живет в Крошнозере. Мы часто встречаемся с ней на праздниках, с ней очень приятно вести беседы и общаться на любые темы.   гл.4. Супружеская чета семьи Марии Петровны и Анатолия Петровича Акимовых.   Несколько десятков лет они плечом к плечу трудились рядом. Это непросто любовь друг к другу, но и преданность однажды выбранной профессии. Мария Петровна человек с изысканной культурой, лучшими манерами общения интеллегентной дамы, учитель начальных классов, Анатолий Петрович заправлял спортивными достижениями в школе. В памяти походы, кроссы, а в День Пионерии проходил по всему селу настоящий парад. В центр села сбегались все жители, чтобы посмотреть, какие акробатические номера и выкрутасы демонстрируют не только школьники, но и учителя физкультуры. Песни, пионерский костер, речевки, да разве такое забывается! Мария Петровна сейчас живет в Петрозаводске и многие ученики говорят о семье Акимовых с любовью и теплотой души.   гл.5 Молодые Вера Ивановна Шимбиева-теперь уже ветеран, она учила с 1класса моего брата Александра и сестру Маргариту. Ее мир наполнен счастьем детей, внуков, кропотливым трудом, усердием и доброжелательностью к людям. Всегда приятно остановиться у ее калитки, вспомнить прошлое и получить дельный совет огородника, цветовода.   Учитель английского-Наталья Михайловна Жилина -есть такое выражение стиль, почерк, это свой необыкновенный почерк, несравненный. Она, словно истинная англичанка вела уроки, говорила о жизни и выражала себя. Я верю, что и сегодня, она, как цветок эффектна, выразительна и просто бесподобна. Помнится отметив мою работу и услышав возглассы класса-"Талантлива", Наталья Михайловна подчеркнула, что 80% таланта-это усердие и труд.   Евгения Ивановича-высокого, мобильного, жизнерадостного годы не старят, движение было и есть его жизнь. А наряду с этим это очень внимательный, чуткий человек   гл.6 из архивов моих выступлений на конференциях-   "Свое выступление я хочу посвятить в год учителя рыцарю педагогического образования Александру Павловичу Бугмырину, чей трудовой стаж 50 лет и кто является ровесником нашего района. Александр Павлович Бугмырин в Крошнозере – человек заметный. Учитель, директор школы, отдавший детям и педагогической профессии пятьдесят лет жизни… Его судьба- это собирательный образ целого поколения рыцарей российской школы. Ему всегда хотелось экспериментировать, искать. Проблемы нравственного и трудового воспитания учащихся, о которых в 50-ые годы заговорила педагогическая общественность, особенно зримо проявлялись в небольших школах, где учителя, родители, и учащиеся были ближе друг к другу. В 1956 году А.П. Бугмырин одним из первых директоров в стране вводит в сельской школе классные часы. В жизни крошнозерской школы было немало интересного. Интернат открылся в 1966 году после назначения Бугмырина директором. Тогда Крошнозерская восьмилетняя школа была одной из крупных в районе, в ней было зоо учеников, а в пришкольном 143 воспитанника из девяти близких деревень. Это был самый большой пришкольный интернат в республике. Александр Павлович стремился прокладывать добрые школьные традиции. Школа в те годы стала центром воспитательной работы. Кроме предметных кружков и спортивных секций, действовал настоящий кукольный театр, музыкальный кружок, мотокружок, кружок демонстрантов, семинар «родное слово»… Гордостью села была школьная агитбригада. Агитбригада ездила с концертами по всем деревням района не только в праздничные дни, но и в дни родительских собраний. А.П. Бугмырин играл на аккордеоне и аккомпанировал юным певцам и танцорам во время концерта. Агитбригада помогала вовлечь родителей в педагогический процесс, поселить в их душах интерес и уважение к школе. В те годы не был введен всеобуч для родителей. А.П. Бугмырин вместе с учителями проводил в деревнях беседы на темы воспитания-«Трудовое воспитание в семье», «Воспитание патриота», «Культура поколений». Ему всегда удавалось находить общий язык с земляками. Дни открытых дверей укрепляли связи с родителями и организациями села, родители видели, как ведут себя и учатся их дети. Нужно было готовить ребят к тому, что на экзаменах может быть и публика. На концертах в местном ДК вместе с учениками выступали и учителя. Они вместе с учениками работали в совхозе. Местный досуг оживили вечерами поэзии, тематическими вечерами. А потом были танцы. Критериями оценки выступлений были и разнообразие жанров, и необычность выступления и культура поведения. Классы, занявшие первые места награждались поездками- в Петрозаводск, Кижи, в Ленинград. Как водится вокруг талантливого директора формируется яркий коллектив: Рауха Эмильевна Кальске, Милка Густавовна Саурен, Учитель истории Вера Ивановна Хусу, Анатолий Петрович и Мария Петровна Акимовы, Юлия Адамовна и Леонид Алексеевич Ивановы, Вера Ивановна Шимбиева и др. После выхода на пенсию А.П. Бугмырин посвятил себя поэзии. С 1999года вышли десятки сборников –«Край родной», «»Лебединая верность», «Грезы любви», «Раздумья», «Истоки», «Дороги жизни», «Радуга счастья». Эти сборники, как крылатые птицы разлетелись по всей Карелии и принесли благодарность поэту. Сам автор пишет о себе: «Человек с годами не стареет, Если его помыслы- не грех, Если зла на ближних не имеет, А душа распахнута для всех. Если жизни молодо внимает, Это стихи о родном крае, учительской судьбе и своем военном детстве, гражданской позиции человека современного времени. «спи округа моя милая " гл.7 Сталина Ивановна-это солнце и свет моей судьбы. Сколько прекрасного,лучшего в судьбе подарила нам она. Красивая вьющаяся коса, миловидная речь, эрудиция и великолепное знание английского и литературы. На ее уроках мы с таким упоением слушали древнюю литературу, классику. говорили о сокровенном на внеклассных часах. Она подарила, открыла мир таланта и интереса к жизни, путешествиям, радости общения. Работа в Ленинском зале- настоящая мастерская для экскурсоводов. Мы прошли в походе вокруг озера, ездили в Марциональные воды, на Бараний берег, встречали писателей с Москвы, участвовали в республиканских конкурсах. И сейчас Сталина Ивановна по жизни наш верный советчик, друг, пример благородства души, муза.... Ей непросто с ее больным сердцем, потерей близкого и любимого Александра Павловича,но наша милая Сталина Ивановна сохранила душевность и чуткость к людям,она так нужна всем!

 

 

Детская тема-

 

Галина Васильева

У моего внука Андрея появилось множество вопросов и он в свои 6 лет пытается разобраться в таких сложных вопросах родительской любви, сколько же будет бабушке лет, когда ему исполнится 50, зачем люди путешествуют и как сажать клубнику по финской технологии, а больше всего мечтает построить свой дом, чтобы не менять квартиры и быть каждый день вместе с мамой и папой, чтобы у него появилась сестричка.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Плакать, сожалеть | Земляничка ягодка

Date: 2015-11-15; view: 297; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию