Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Содержания дисциплины
В результате изучения курса "Логика" студенты должны:
а) знать:
▫ место логики в системе научных знаний, ее значение для, юридической науки и практики.
▫ основные формы мышления, правила и особенности их функционирования в познавательной и коммуникативной деятельности;
▫ основные принципы и законы логики;
▫ особенности индуктивных, дедуктивных умозаключений и умозаключений по аналогии;
▫ специфику гипотезы и гипотетических построений;
▫ характер и способы аргументационных процедур;
▫ основные правила, стратегию и тактические приемы спора и дискуссии;
▫ способы рассуждения и методику обнаружения ошибок и заблуждений;
▫ правила логического следования.
б) уметь:
▫ ориентироваться в категориальном аппарате логики, и ее логической символике;
▫ читать и самостоятельно конструировать логические схемы;
▫ определять характер вывода из предложенных посылок (необходимый или вероятностный);
▫ избегать формально-логических ошибок в собственных утверждениях и доказательствах;
▫ юридически и логически грамотно квалифицировать правовые факты и обстоятельства;
▫ соблюдать логические требования в осуществлении всех видов профессиональной деятельности юриста.
в) иметь представление:
▫ об особенностях взаимосвязи языка и мышления;
▫ об общих принципах функционирования языка как знаковой системы;
▫ об истории и направлениях развития классической логики, характере ее связи с другими научными дисциплинами и областями теоретического знания;
▫ о логических требованиях при разработке и интерпретации документов правового характера и осуществлении правовой экспертизы нормативных актов;
▫ об основах логической культуры и ее роли в профессиональной деятельности юриста.
Примерный перечень вопросов
для подготовки к экзамену
| Тема-1: Логика как наука
| 1.
| Логика как наука
| 2.
| Чувственное познание и его формы
| 3.
| Рациональное познание и его формы
| 4.
| Основные формы мышления
| 5.
| Логические принципы мышления
| 6.
| Логика в системе наук
| Законы логики
| 7.
| Законы мышления
| 8.
| Закон тождества
| 9.
| Закон непротиворечия
| 10.
| Закон исключенного третьего
| 11.
| Закон достаточного основания
| Язык логики
| 12.
| Понятие языка
| 13.
| Основные функции языка
| 14.
| Искусственный язык логики
| История логики
| 15.
| Основные этапы развития логики
| 16.
| Возникновение и этапы развития традиционной (классической) логики
| 17.
| Создание символической логики
| 18.
| Становление диалектической логики
| 19.
| Основные методологические принципы диалектической логики
| Функции логики
| 20.
| Познавательная функция логики
| 21.
| Мировоззренческая функция логики
| 22.
| Методологическая функция логики
| 23.
| Идеологическая функция логики
| 24.
| Образовательная функция логики
| 25.
| Роль логики в профессиональном становлении юриста
| Тема-2: Понятие
| 26.
| Общая характеристика понятия
| 27.
| Отличие понятия от представления
| 28.
| Виды понятий по содержанию
| 29.
| Виды понятий по объему
| 30.
| Совместимые понятия и отношения между ними
| 31.
| Несовместимые понятия и отношения между ними
| 32.
| Отношения между понятиями по их содержанию
| 33.
| Отношения между понятиями по их объему
| 34.
| Логические операции с понятиями
| 35.
| Определение понятий как логическая операция и ее правила
| 36.
| Правила логической операции «определения понятий»
| 37.
| Деление понятий как логическая операция
| 38.
| Правила логической операции «деление понятий»
| Тема-3: Суждение
| 39.
| Суждение как форма мышления
| 40.
| Простые суждения: содержание и классификация
| 41.
| Сложные суждения: содержание и классификация
| 42.
| Отношения между суждениями
| 43.
| Преобразование суждений
| 44.
| Отрицание суждений
| Тема-4: Умозаключение
| 45.
| Общая характеристика умозаключения
| 46.
| Дедукция как тип умозаключения: сущность и классификация
| 47.
| Классификация силлогизмов
| 48.
| Правила силлогизма
| 49.
| Общая характеристика индуктивного умозаключения
| 50.
| Методы индуктивного исследования
| 51.
| Умозаключения по аналогии
| Тема-5: Логика научного познания
| 52.
| Признаки научного познания
| 53.
| Научный факт: понятие и требования
| 54.
| Научная проблема: содержание, структура, классификация
| 55.
| Требования, предъявляемые к проблемам, их постановке и решению
| 56.
| Гипотеза
| 57.
| Требования, предъявляемые к гипотезе на этапе ее выдвижения
| 58.
| Общая характеристика теории
| 59.
| Классификация теорий
| Тема-6: Логические и методологические основы аргументации
| 60.
| Аргументация: понятие, структура, состав
| 61.
| Способы аргументации
| 62.
| Доказательство как способ аргументации
| 63.
| Критика как способ аргументации
| 64.
| Правила аргументации
| 65.
| Тактика аргументации
| 66.
| Спор как разновидность аргументации
|
Практические задания на экзамен по логике
| 1.
| Приведите три примера понятий находящихся в отношении:
1) подчинения, 2) тождества, 3) противоречия.
|
| 2.
| Определите, в каком отношении находятся понятия, и изобразите отношения с помощью круговых схем: число, простое число, четное число, число два.
|
| 3.
| Определите, в каких случаях суждение «Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным» является истинным: если оба простых суждения истинные; если первое суждение истинное, а второе ложное; если первое суждение ложное, а второе истинное; если оба простых суждения ложные. Аргументируйте свое решение.
|
| 4.
| Приведите три примера понятий находящихся в отношении:
1) пересечения, 2) противоположности, 3) противоречия.
|
| 5.
| Определите и аргументируйте правильный(е) ответ(ы). Отражение субъективных образов ране воспринимавшихся объективных предметов, явлений и процессов действительности называется: ощущение; восприятие; представление; воображение.
|
| 6.
| Приведите пример несоразмерного деления понятия.
|
| 7.
| Укажите и обоснуйте правильный(е) ответ(ы). Основными типами логических форм выступают: понятие, суждение и умозаключение; знания, навыки и умения; ощущение, восприятие и представление; анализ, синтез и абстрагирование; доказательство как совокупность логических приемов.
|
| 8.
| Найдите и обоснуйте правильный(е) ответ(ы). Логика направлена на изучение мышления с позиции анализа: побудительных мотивов мышления; эффективности переработки информации; структуры мышления; физиологических основ мышления; активизация мышления обучаемых; приемов и способов доказательства.
|
| 9.
| Определите, какой закон нарушен в приведенном рассуждении: «Если Вам нужно срочно увеличить Вашу семью, наш фотограф сделает это моментально»: тождества; противоречия (не противоречия); исключенного третьего; достаточного основания.
|
| 10.
| Укажите и обоснуйте правильный(е) ответ(ы). Важнейшими признаками неклассической логики выступают: признание множественности значений истинности; оперирование конструктивными методами доказательства; широкое использование модальных суждений; исключение отрицаний в классической логике; отрицание дедуктивной классической логики.
|
| 11.
| Определите и обоснуйте правильный(е) ответ(ы). Необходимая существенная, устойчивая повторяющаяся связь мыслей в процессе рассуждений называется: формой мышления; содержанием мышления; законом мышления; операцией мышления.
|
| 12.
| Приведите пример дихотомического деления понятия.
|
| 13.
| Назовите номер (а) варианта пар понятий, на которые распространяется закон исключенного третьего: 1. верующий- неверующий; 2. большой- маленький; 3. законный- незаконный; 4. Мирный - враждебный.
|
| 14.
| Укажите и обоснуйте правильный(е) ответ(ы). Логическая ошибка, называемая «подменной понятия», возникает при нарушении закона: тождества; непротиворечия; исключенного третьего; достаточного основания.
|
| 15.
| Соблюдения каких основных правил требует соблюдение закона тождества в процессе познания и общения: четкого определения понятий; осторожного использования синонимов анонимов; достаточного обоснования истинности мыслей; обеспечение ясности и простоты языка; недопущения расширения смысла суждения при рассуждении о предмете.
|
| 16.
| В каких случаях неприменим закон исключенного третьего: в случае ограниченности знаний; применительно к будущему; в отношении противных суждений; в отношении противоречащих суждений.
|
| 17.
| Объемом понятия называется: количество букв, из которых оно состоит; степень значимости данного понятия; множество предметов, обобщаемых в понятии; физический объем предметов (в литрах, см и т.д.), мыслимых в понятии.
|
| 18.
| Как называется логический прием образования понятий, сущность которого заключается в установлении сходства и различия предметов: анализом; синтезом; сравнением; абстрагированием; обобщением.
|
| 19.
| Определите последовательность расположения понятий по мере увеличения их объема и уменьшения содержания: 1. Аристотель; 2. древнегреческий философ; 3. философ; 4. ученый; 5. человек.
|
| 20.
| Определите и обоснуйте последовательность расположения понятий по мере уменьшения их объема и увеличения содержания: 1. Орган государственного управления; 2. Министерство; 3. Министерство юстиции; 4. Министерство юстиции РФ; 5. Министерство юстиции РФ во главе с Коноваловым.
|
| 21.
| Назовите существенные признаки понятия «преступление»: общественно опасный характер деяния; противоправность деяния; виновность совершенного преступления; наказуемость лишением свободы.
|
| 22.
| Определите, каким способом изображаются отношение между понятиями в логике: с помощью логического квадрата; кругов Эйлера; таблицы истинности; фигур силлогизма.
|
| 23.
| Разновидностями совместимых понятий, объемы которых совпадают полностью или частично, выступают: соподчиненные понятия; противоречащие понятия; перекрещивающиеся понятия; противоположные понятия; равнозначные понятия; подчиняющие и подчиненные понятия.
|
| 24.
| Как называются понятия, в одном из которых какой-то признак утверждается, а в другом этот признак отрицается, но не заменяется другим: противоположными, противоречащими, соподчиненными, перекрещивающимися.
|
| 25.
| Какая логическая ошибка допущена в делении «Учебные заведения бывают начальными, средними, высшими и университетами»: подмена основания, скачок в делении, пересечение результатов деления, неполное деление.
|
| 26.
| Суждение «Лицо считается судимым со дня вступления в силу обвинительного приговора суда» называется: общеутвердительным; общеотрицательным; частноутвердительным; частноотрицательным.
|
| 27.
| Определите, к какому типу относится суждение «Никакой нормативный акт, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния» является: единичным выделяющим суждением, частным выделяющим суждением, общим выделяющим суждением, исключающим суждением. Ответ обоснуйте.
|
| 28.
| Укажите и аргументируйте правильный(е) ответ(ы): Суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «или», называется: конъюнкцией, дизъюнкцией, импликацией, эквиваленцией.
|
| 29.
| Объясните, в каких случаях суждение «Кража и мошенничество относятся к умышленным преступлениям» будет истинным: если оба простых суждения истинные; если первое суждение истинное, а второе ложное; если первое суждение ложное, а второе истинное; если оба простых суждения ложные.
|
| 30.
| Определите, в каких случаях суждение «Если предохранитель плавится, то электролампа гаснет» будет истинным: если оба простых суждения истинные; если первое суждение истинное, а второе ложное; если первое суждение ложное, а второе истинное; если оба простых суждения ложные.
|
| 31.
| Определите, какими по типу являются суждения «Некоторые юристы обладают ораторскими способностями» и «Некоторые юристы не обладают ораторскими способностями»: противоположными; частично совместимыми; противоречащими; подчиняющим и подчиненным. Ответ аргументируйте.
|
| 32.
| Выберите и обоснуйте правильный ответ. Суждения «Если подсудимый виновен, то у него был сообщник» и «Возможно, что подсудимый виновен, но у него не было сообщника», находятся в отношениях: противоположности; противоречия; частичной совместимости; подчиненности.
|
| 33.
| Выявите и обоснуйте правильный(е) ответ(ы). Основными законами, выражающими коренные свойства логического мышления – его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность, выступает: закон тождества; закон де Моргана; закон исключенного третьего; закон двойного отрицания; закон достаточного основания; закон непротиворечия.
|
|
|