Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержания дисциплины





В результате изучения курса "Логика" студенты должны:

а) знать:

▫ место логики в системе научных знаний, ее значение для, юридической науки и практики.

▫ основные формы мышления, правила и особенности их функциони­рования в познавательной и коммуникативной деятельности;

▫ основные принципы и законы логики;

▫ особенности индуктивных, дедуктивных умозаключений и
умозаключений по аналогии;

▫ специфику гипотезы и гипотетических построений;

▫ характер и способы аргументационных процедур;

▫ основные правила, стратегию и так­тические приемы спора и дискуссии;

▫ способы рассуждения и методику обнаружения ошибок и
заблуждений;

▫ правила логического следования.

 

б) уметь:

▫ ориентироваться в категориальном аппарате логики, и ее логической
символике;

▫ читать и самостоятельно конструировать логические схемы;

▫ определять характер вывода из предложенных посылок (необходимый или вероятностный);

▫ избегать формально-логических ошибок в собственных утверждениях
и доказательствах;

▫ юридически и логически грамотно
квалифицировать правовые факты и обстоятельства;

▫ соблюдать логические требования в осуществлении всех видов
профессиональной деятельности юриста.

 

в) иметь представление:

▫ об особенностях взаимосвязи языка и мышле­ния;

▫ об общих принципах функционирования языка как знаковой системы;

▫ об истории и направлениях развития классической логики, характере ее связи с другими научными дисциплинами и областями теоретического зна­ния;

▫ о логических требованиях при разработке и интерпретации
документов правового характера и осуществлении правовой
экспертизы нормативных актов;

▫ об основах логической культуры и ее роли в профессиональной деятельности юриста.


 

 

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
Тема-1: Логика как наука
1. Логика как наука
2. Чувственное познание и его формы
3. Рациональное познание и его формы
4. Основные формы мышления
5. Логические принципы мышления
6. Логика в системе наук
Законы логики
7. Законы мышления
8. Закон тождества
9. Закон непротиворечия
10. Закон исключенного третьего
11. Закон достаточного основания
Язык логики
12. Понятие языка
13. Основные функции языка
14. Искусственный язык логики
История логики
15. Основные этапы развития логики
16. Возникновение и этапы развития традиционной (классической) логики
17. Создание символической логики
18. Становление диалектической логики
19. Основные методологические принципы диалектической логики
Функции логики
20. Познавательная функция логики
21. Мировоззренческая функция логики
22. Методологическая функция логики
23. Идеологическая функция логики
24. Образовательная функция логики
25. Роль логики в профессиональном становлении юриста
Тема-2: Понятие
26. Общая характеристика понятия
27. Отличие понятия от представления
28. Виды понятий по содержанию
29. Виды понятий по объему
30. Совместимые понятия и отношения между ними
31. Несовместимые понятия и отношения между ними
32. Отношения между понятиями по их содержанию
33. Отношения между понятиями по их объему
34. Логические операции с понятиями
35. Определение понятий как логическая операция и ее правила
36. Правила логической операции «определения понятий»
37. Деление понятий как логическая операция
38. Правила логической операции «деление понятий»
Тема-3: Суждение
39. Суждение как форма мышления
40. Простые суждения: содержание и классификация
41. Сложные суждения: содержание и классификация
42. Отношения между суждениями
43. Преобразование суждений
44. Отрицание суждений
Тема-4: Умозаключение
45. Общая характеристика умозаключения
46. Дедукция как тип умозаключения: сущность и классификация
47. Классификация силлогизмов
48. Правила силлогизма
49. Общая характеристика индуктивного умозаключения
50. Методы индуктивного исследования
51. Умозаключения по аналогии
Тема-5: Логика научного познания
52. Признаки научного познания
53. Научный факт: понятие и требования
54. Научная проблема: содержание, структура, классификация
55. Требования, предъявляемые к проблемам, их постановке и решению
56. Гипотеза
57. Требования, предъявляемые к гипотезе на этапе ее выдвижения
58. Общая характеристика теории
59. Классификация теорий
Тема-6: Логические и методологические основы аргументации
60. Аргументация: понятие, структура, состав
61. Способы аргументации
62. Доказательство как способ аргументации
63. Критика как способ аргументации
64. Правила аргументации
65. Тактика аргументации
66. Спор как разновидность аргументации

 


 

 

Практические задания на экзамен по логике  
1. Приведите три примера понятий находящихся в отношении: 1) подчинения, 2) тождества, 3) противоречия.  
2. Определите, в каком отношении находятся понятия, и изобразите отношения с помощью круговых схем: число, простое число, четное число, число два.  
3. Определите, в каких случаях суждение «Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным» является истинным: если оба простых суждения истинные; если первое суждение истинное, а второе ложное; если первое суждение ложное, а второе истинное; если оба простых суждения ложные. Аргументируйте свое решение.  
4. Приведите три примера понятий находящихся в отношении: 1) пересечения, 2) противоположности, 3) противоречия.  
5. Определите и аргументируйте правильный(е) ответ(ы). Отражение субъективных образов ране воспринимавшихся объективных предметов, явлений и процессов действительности называется: ощущение; восприятие; представление; воображение.  
6. Приведите пример несоразмерного деления понятия.  
7. Укажите и обоснуйте правильный(е) ответ(ы). Основными типами логических форм выступают: понятие, суждение и умозаключение; знания, навыки и умения; ощущение, восприятие и представление; анализ, синтез и абстрагирование; доказательство как совокупность логических приемов.  
8. Найдите и обоснуйте правильный(е) ответ(ы). Логика направлена на изучение мышления с позиции анализа: побудительных мотивов мышления; эффективности переработки информации; структуры мышления; физиологических основ мышления; активизация мышления обучаемых; приемов и способов доказательства.  
9. Определите, какой закон нарушен в приведенном рассуждении: «Если Вам нужно срочно увеличить Вашу семью, наш фотограф сделает это моментально»: тождества; противоречия (не противоречия); исключенного третьего; достаточного основания.  
10. Укажите и обоснуйте правильный(е) ответ(ы). Важнейшими признаками неклассической логики выступают: признание множественности значений истинности; оперирование конструктивными методами доказательства; широкое использование модальных суждений; исключение отрицаний в классической логике; отрицание дедуктивной классической логики.  
11. Определите и обоснуйте правильный(е) ответ(ы). Необходимая существенная, устойчивая повторяющаяся связь мыслей в процессе рассуждений называется: формой мышления; содержанием мышления; законом мышления; операцией мышления.  
12. Приведите пример дихотомического деления понятия.  
13. Назовите номер (а) варианта пар понятий, на которые распространяется закон исключенного третьего: 1. верующий- неверующий; 2. большой- маленький; 3. законный- незаконный; 4. Мирный - враждебный.  
14. Укажите и обоснуйте правильный(е) ответ(ы). Логическая ошибка, называемая «подменной понятия», возникает при нарушении закона: тождества; непротиворечия; исключенного третьего; достаточного основания.  
15. Соблюдения каких основных правил требует соблюдение закона тождества в процессе познания и общения: четкого определения понятий; осторожного использования синонимов анонимов; достаточного обоснования истинности мыслей; обеспечение ясности и простоты языка; недопущения расширения смысла суждения при рассуждении о предмете.  
16. В каких случаях неприменим закон исключенного третьего: в случае ограниченности знаний; применительно к будущему; в отношении противных суждений; в отношении противоречащих суждений.  
17. Объемом понятия называется: количество букв, из которых оно состоит; степень значимости данного понятия; множество предметов, обобщаемых в понятии; физический объем предметов (в литрах, см и т.д.), мыслимых в понятии.  
18. Как называется логический прием образования понятий, сущность которого заключается в установлении сходства и различия предметов: анализом; синтезом; сравнением; абстрагированием; обобщением.  
19. Определите последовательность расположения понятий по мере увеличения их объема и уменьшения содержания: 1. Аристотель; 2. древнегреческий философ; 3. философ; 4. ученый; 5. человек.  
20. Определите и обоснуйте последовательность расположения понятий по мере уменьшения их объема и увеличения содержания: 1. Орган государственного управления; 2. Министерство; 3. Министерство юстиции; 4. Министерство юстиции РФ; 5. Министерство юстиции РФ во главе с Коноваловым.  
21. Назовите существенные признаки понятия «преступление»: общественно опасный характер деяния; противоправность деяния; виновность совершенного преступления; наказуемость лишением свободы.  
22. Определите, каким способом изображаются отношение между понятиями в логике: с помощью логического квадрата; кругов Эйлера; таблицы истинности; фигур силлогизма.  
23. Разновидностями совместимых понятий, объемы которых совпадают полностью или частично, выступают: соподчиненные понятия; противоречащие понятия; перекрещивающиеся понятия; противоположные понятия; равнозначные понятия; подчиняющие и подчиненные понятия.  
24. Как называются понятия, в одном из которых какой-то признак утверждается, а в другом этот признак отрицается, но не заменяется другим: противоположными, противоречащими, соподчиненными, перекрещивающимися.  
25. Какая логическая ошибка допущена в делении «Учебные заведения бывают начальными, средними, высшими и университетами»: подмена основания, скачок в делении, пересечение результатов деления, неполное деление.  
26. Суждение «Лицо считается судимым со дня вступления в силу обвинительного приговора суда» называется: общеутвердительным; общеотрицательным; частноутвердительным; частноотрицательным.  
27. Определите, к какому типу относится суждение «Никакой нормативный акт, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния» является: единичным выделяющим суждением, частным выделяющим суждением, общим выделяющим суждением, исключающим суждением. Ответ обоснуйте.  
28. Укажите и аргументируйте правильный(е) ответ(ы): Суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «или», называется: конъюнкцией, дизъюнкцией, импликацией, эквиваленцией.  
29. Объясните, в каких случаях суждение «Кража и мошенничество относятся к умышленным преступлениям» будет истинным: если оба простых суждения истинные; если первое суждение истинное, а второе ложное; если первое суждение ложное, а второе истинное; если оба простых суждения ложные.  
30. Определите, в каких случаях суждение «Если предохранитель плавится, то электролампа гаснет» будет истинным: если оба простых суждения истинные; если первое суждение истинное, а второе ложное; если первое суждение ложное, а второе истинное; если оба простых суждения ложные.  
31. Определите, какими по типу являются суждения «Некоторые юристы обладают ораторскими способностями» и «Некоторые юристы не обладают ораторскими способностями»: противоположными; частично совместимыми; противоречащими; подчиняющим и подчиненным. Ответ аргументируйте.  
32. Выберите и обоснуйте правильный ответ. Суждения «Если подсудимый виновен, то у него был сообщник» и «Возможно, что подсудимый виновен, но у него не было сообщника», находятся в отношениях: противоположности; противоречия; частичной совместимости; подчиненности.  
33. Выявите и обоснуйте правильный(е) ответ(ы). Основными законами, выражающими коренные свойства логического мышления – его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность, выступает: закон тождества; закон де Моргана; закон исключенного третьего; закон двойного отрицания; закон достаточного основания; закон непротиворечия.  

 

 

Date: 2015-11-14; view: 319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию