Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зайдуллиной Лилии

Анализ хорового

Произведения Р.Г.Бойко

«Вологодские кружева»

Студентки группы И-41

Зайдуллиной Лилии.

 

Среди славных имён русской советской музыки блистает имя Ростислава Григорьевича Бойко – великолепного композитора, педагога, Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Бойко родился в 1931 году в Ленинграде. Его отец был певцом Малого академического театра оперы и балета. С детских лет будущий композитор находился в атмосфере музыки, имея возможность бывать в театре на спектаклях и репетициях, что в дальнейшем сыграет огромную роль в становлении его композиторского дарования. Через некоторое время Бойко поступает в Московское хоровое училище, где руководителем был А.В.Свешников. Соратниками Бойко по хоровому училищу оказались Р.Щедрин, А.Флярковский. Хоровые навыки сыграли основополагающую роль в формировании Бойко как композитора. Это видно не только по его достаточно объёмному хоровому творчеству, но и как он мастерски, просто блистательно владеет искусством хорового письма.

В Московской консерватории наставником его был замечательный педагог А.И.Хачатурян. Общаясь с мастером оркестровой и инструментальной музыки, Бойко пишет «Увертюру», «Гопак», «Запорожскую сечь» для оркестра, Сонату для скрипки, посвящённую А.Хачатуряну, а также Хоровую симфонию «1917 год» на стихи Э.Багрицкого и В.Мясковского.

Одна из сильных сторон его творчества – передача народного, национального колорита музыки. Им сделано огромное количество обработок русских народных песен.

Любовь к Родине, родной природе, русской классической и народной поэзии – всё это ярко отражается в хоровой музыке Бойко. Тема любви к Родине несомненно является патриотической темой, она проходит через всё творчество Бойко (оратория «Василий Тёркин», поэма- кантата «Вятские песни» и другие).

Огромное место в творчестве Бойко занимает музыка для детей: это и пионерские песни «Наш вожатый», «Уроки- чудеса», «Дружина», «Ленин и весна», «Наши учителя» и другие; истинной любовью у детей пользуются песни, входящие в «Цикл детских песен в стиле музыки народов мира» - «Серебристый поясок»; детские оперы «Песенка в лесу», «Станция Заваляйка», «Квартет».

В 1982 году за заслуги в развитии детского творчества Ростиславу Григорьевичу Бойко присуждена Государственная премия РСФСР.

В последние годы его творчества появляются – 4 рапсодии: «Волжская», «Гуцульская», «Цыганская», «Карпатская»; Сюита «Петровские звоны», которые явились большим вкладом композитора в советскую симфоническую музыку.

Знаменательны слова учителя Бойко А.Хачатуряна: «В творчестве любого композитора всегда ценна, прежде всего, национальная определённость, и я с радостью отмечаю, что Бойко удивительно чутко сумел отразить в своих произведениях- интонации русской народной песни».

Хоры без сопровождения привлекают своей народностью, мастерством подголосочного письма, применением разнообразных приёмов хоровой техники, владением выразительной «пластики» мелодической линии, колористической изобретательностью, а также использованием поразительного богатства звучания человеческого голоса.

Хоровые произведения Бойко очень точно следуют движению сюжета, его драматургии. Это настоящие сценки, где композитор всегда принципиально выбирает действующий персонаж – мужскую или женскую группу хора, солиста или солистов. Композитору никогда не бывает тесно в рамках стихотворения. Лаконизм и «экономичность» письма – очень характерные свойства его творческой манеры.

Не удивительно, что творчество Ростислава Бойко привлекает к себе внимание многих слушателей.

Главным «коллективным героем» сочинений композитора можно назвать образы русской природы: «Зимняя дорога» на стихи А.С.Пушкина, «На Севере диком», «Черёмуха». Образы, воспетые Ф.Тютчевым, А.Блоком, Исаковским, С.Есениным, Твардовским и т.д.

Бойко – тонкий лирик, его музыка проникновенна. Эта особенность обуславливается его душевной организацией. Мелодия – это душа композитора. Мелодии Бойко выразительны и естественны. Самый хрупкий и самый прекрасный музыкальный инструмент – человеческий голос (считает Ростислав Бойко).

И главное в музыке композитора – это умение наполнить звук живым и естественным ощущением пения, свободного дыхания. Действительно, музыка Бойко наполнена свободой, она «дышит».

Ярким примером тому может послужить его хоровая миниатюра «Вологодские кружева», представляющая так называемую хоровую «музыкальную картинку». Анализируя литературный и музыкальный тексты можно с уверенностью сказать, что они тесно взаимосвязаны. Каждое слово Л.Васильевой нашло отклик и приобрело окраску в музыке; каждая фраза обогащает поэтическую мысль и придаёт ей оттенок наполненности. Р.Бойко опирался на строение стиха, на смысл, присутствующий в нем.

Невероятная «пластика» мелодии, выразительность и в то же время хрупкость, воздушность передаёт музыка этого произведения. Будто тонкие нити сплетаются в причудливые узоры – точно также звучат партии в хоре.

Всё очень органично: гармоничное слияние стиха и мелодии, законченность формы делают это произведение хорошо воспринимаемым и запоминающимся.

Хор «Вологодские кружева» написан в куплетно- вариационной форме.

Композитор не случайно выбрал светлую, «открытую» тональность A- dur, которая постоянно чередуется с одноименным минором(отклонения), что придаёт музыке своеобразную «переливчатость», красочность.

Музыкальное развитие в хоре продумано очень интересно.

Первый куплет предстаёт перед нами, как бы тонкой нитью, постепенно превращающейся в узоры. Вначале тему проводят сопрано и тенора, звучность которых придаёт мелодии светлое, искристое звучание, воздушную полётность.

 

 

В общей музыкальной «картинке» бархатистый тембр альтов и басов создают своеобразный музыкальный узор. Мелодия движется, преимущественно, восьмыми и «шестнадцатыми», что придаёт неуловимость, непредсказуемость дальнейшего изложения музыки. В запеве первая фраза заканчивается на доминанте, вторая – не тонике.

Следующая фраза придаёт музыке минорный оттенок, разбивает «закостенелость» форм(здесь нет статичности, но есть «дыхание»), расширяет её, что и говорит за себя взятый здесь размер 11/8, 10/8 – фраза становится длиннее, есть больше возможности для динамического нарастания(от piano до forte), есть возможность для темповых отклонений(фермата, ritenuto).

 

И снова резкое изменение размера 5/8, темпа- a tempo (в темпе довольно быстро) и музыка хора вновь закружилась в извивающихся узорах – «ах, не спутать бы нитки сложные- вологодские кружева». Мелодия припева легка и грациозна, она несёт в себе некую танцевальность.

 

Задорная игривость, динамика forte, непрерывное движение выливается в законченность формы, музыка приходит в симметричный размер- 3/4, 2/4.

 

 

Во втором куплете(запев и припев) запев носит вариационный характер. Мелодия, проходящая в партии теноров, звучит с подголосками(сопрано и альты). Тема развивается, переплетаясь с любовной тематикой, лёгким, головокружительным «флиртом» девичьих дум – «незнакомый парень что- то ласково кружевнице шепчет молодой».

 

Мелодия искрится своей прозрачностью, всё постепенно успокаивается.

В третьем куплете мелодия, отданная партии сопрано, звучит на фоне «хоровой педали»; темп – менее оживлённо, что создаёт образ постепенно растворяющейся дымки; всё успокаивается, останавливается, как бы переходит в статичность. Некогда игривая, «витиеватая» мелодия останавливается на «четвертях» и «половинных» длительностях в рамках симметричных размеров, то есть принимает какую- то определённую форму.

 

 

Вместо припева композитор вводит в конце небольшую коду, завершающую хоровое произведение.

 

 

Заканчивается хор кульминационными аккордами, которые звучат свободно, широко, задорно, содержащие в себе главные слова - «Кружева».Это и есть кульминация всего произведения в целом.

 

Хор a cappella «Вологодские кружева» написан для четырёхголосного смешанного хора с divizi (временное разделение партии) в партиях альтов и басов. Такой состав выбран не случайно, именно смешанный хор может выразить всю красочность, смысл и глубину данного произведения.

 

Диапазон хоровых партий:

 

Сопрано: e – fis

Альты: cis – cis

Тенора: e – fis

Басы: H – c

 

Общий диапазон хора: H – fis

Хоровая миниатюра «Вологодские кружева» начинается с октавного удвоения мелодической линии в партии верхних голосов – сопрано и теноров о октавного звучании партии низких голосов- альтов и басов, что придаёт мелодии утверждение и некую игривость.

 

Партии сопрано и теноров, в основном, поют в средней тесситуре. Мелодическая линия, проходящая в партии сопрано и теноров уже сразу начинается с двух активных скачков, которые следуют друг за другом на Ч4, которые необходимо вокально подготовить и «предслышать», исполнять энергично, ведь они задают тон всему произведению.

 

Голосоведение в партии сопрано плавное, за исключением нескольких скачков на Ч4, Ч5 и Ч8, которые следует интонировать устойчиво. Скачки на Ч8 вокально сложны из- за того, что на них происходит смена регистра, поэтому оба звука нужно спеть в одной вокальной позиции.

 

 

Доминантовый органный пункт в партии сопрано во втором куплете следует исполнять с тенденцией к повышению.

 

 

В партии теноров встречаются вокально- неудобные ноты e, fis в припеве, но исполнение трудностей не создаст, так как звучат они при динамике forte.

Встречается большое количество внутрислоговых распевов, которые приходятся на «шестнадцатые» длительности, исполнение которых требует высокого вокального мастерства.

 

Партия альтов поёт, преимущественно, в среднем регистре, следовательно, в удобных тесситурных условиях. Необходимо поработать над интонированием 6 пониженной ступенью при часто сменяющихся звучащих переливах A– dur и a– moll.

 

 

Особое внимание в партии альтов следует уделить работе над интонированием хроматизмов(гармонический dis в e- moll исполнять высоко).

 

Партия басов – «фундамент» всего хора, поэтому она важна для исполнения. Партия басов, в основном, поёт в удобных тесситурных условиях. Но встречается довольно высокая нота «до» первой октавы, которая звучит в унисон с партией теноров, поэтому её исполнение не вызовет трудностей.

 

 

Сложность составляет также: после длительной паузы партия басов должна точно вступить в аккорд, что зависит. В первую очередь, от жеста дирижёра.

Голосоведение плавное, за исключением, нескольких скачков на Ч4 и Ч5. Встречается скачок на ум5(f- высоко; h- низко).

 

 

Очень аккуратно нужно интонировать октавные и унисонные удвоения, чем насыщенна хоровая миниатюра «Вологодские кружева». Чтобы «октавы» и «унисоны» были спеты «чисто», нужно каждому поющему слушать соседа по партии. А также всю партию в целом.

Вообщем, можно сказать, что голоса используются в умеренных диапазонах, что характерно для хорового творчества Р.Бойко.

Гармонический язык красочен и разнообразен, а по своей структуре прост. Композитор, в основном, использует аккорды главных ступеней().

Встречается трудноинтонирующийся аккорд субдоминантовой группы - (основной звук h интонируется устойчиво; d и fis- высоко; a как септимовый тон – низко).

 

Фактура изложения в хоре, преимущественно, гомофонно- гармоническая. Основным средством музыкальной выразительности является мелодия, которая носит игривый, «витиевато- узорчатый» характер. Она легка и грациозна, плавно переливающаяся из одного настроения в другое, она «льётся и льётся».

Динамически хор при исполнении удобен. Если хор поёт в средней тесситуре динамика p и mp, при повышении тесситурных условий возрастает и динамика f.

В агогическом плане произведение очень динамично и подвижно, встречаются обозначения a tempo (в темпе), ritenuto (постепенно замедляя) и фермата.

Трудность может возникнуть в достижении темпового ансамбля, так как в произведении много темповых отклонений, что связано со сменой характера, настроения. Это требует чуткого проникновения в образную структуру произведения.

На мой взгляд, самая главная трудность в исполнении данного произведения – переменный размер. Размер постоянно меняется (7/8, 2/8,11/8,10/8,3/4,2/4) – своеобразная ритмическая игра, что присуще русским народным песням.

Музыка не стоит на месте, она «живёт», постоянно меняется, приобретая новые черты, что позволяет сделать куплетно- вариационная форма.

Метроритмическая структура хора вытекает из текста, логических ударений в словах, смены стихотворной стопы. Метрическая пульсация осуществляется «четвертями», ритмическая – «восьмыми».Для ритмического рисунка характерно непрерывное движение «восьмыми» и «шестнадцатыми», с помощью которых осуществляется развитие. В хоре встречается большое количество внутрислоговых распевов, исполнение которых требует высокой вокальной подготовки певцов. Немаловажным является чёткое соблюдение пауз (в третьем куплете), где хору нужно после «четвертной» паузы точно вступить в аккорд и создать эффект «камерности», таинства. При этом важную роль играет дирижёр, а исполнители, в свою очередь, должны быть предельно внимательными и отзывчивыми.

В хоровом произведении используется цепное дыхание, а также общехоровое в конце куплетов. Дыхание должно быть крепким и активным для устойчивого звучания хора.

Звуковедение - non legato (не связно).

К дикционным затруднениям вследствие коллективности исполнения хорового произведения необходимо отнестись с особым вниманием.

Необходимо уделить внимание согласным, особенно, где есть скопление: растревожили, взгляды, вологодские. А также согласным на конце: летят, водят хоровод, плетёт, поёт, сидит, шепчет, туманит. Все окончания должны быть чётко слышны, произноситься и сниматься одинаково.

Немаловажно чёткое произношение точно в долю шипящих согласных, произносить их следует коротко: снежинки, меж, душу чуткую, слова, сложные, птица, муж, с женой, шепчет. Следует также обратить внимание на редуцирование безударных гласных: хо[а]ровод, сло[а]ва, во[а]ло[а]годские, ме[и]чта. Встречающиеся в произведении «р» должны исполняться раскатисто: хоровод, кружева, растревожили, жаркие, парень, взор, узор.

Необходимо сделать небольшую цезуру между гласными: жаркие и слова. В целом, текст вокален. Музыка откликается на малейшую смену настроения.

Светлая тональность A- dur, не случайно выбранная композитором, отклонения то темпа ritenuto, a tempo, фермата, непрерывное движение восьмыми длительностями, ладовая переменность, частая смена размера, внутрислоговые распевы – всё это роднит хоровое произведение «Вологодские кружева» с русской народной песенностью, что характерно для хорового творчества Р.Г.Бойко, воплощая в музыке переплетения кружевных нитей с пылкими чувствами, девичьими мечтами –«душу чуткую растревожили взгляды жаркие и слова».

Можно сделать вывод, что смысл хоровой «музыкальной картинки» несёт в себе главную тему – ТЕМУ ЛЮБВИ.

Основные исполнительские трудности в тембровом и ритмическом ансамбле, плавном голосоведении- как единой мысли, в работе над образностью, изящностью произведения; ладовая переменность, наличие хроматизмов, внутрислоговых распевов- всё это требует от певцов гибкости голосов, чуткого и тонкого исполнительского мастерства, поэтому хор «Вологодские кружева» может исполняться только профессиональными коллективами.

А прекрасное знание возможности человеческого голоса, великолепное владение техники хорового письма, а также разнообразие жанров и тематики привлекают и будут привлекать к произведениям Р.Г.Бойко внимание многих хоровых коллективов.

 

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Убедитесь в том, что ребенок не перегружен, достаточно гуляет, отдыхает, с аппетитом ест, высыпается, имеет возможность делать то, что ему нравится | Вокально-хоровой анализ

Date: 2015-11-14; view: 398; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию