Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В рамках этой классификации укажите на формы проявления консерватизма в современной политической жизни России. Какие партии и движения соответствуют этой классификации?

Семинар 13 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

 

Цель семинарского занятия: раскрыть содержание политического сознания; рассмотреть структуру, функции и уровни политической идеологии; дать характеристику основных идеологий современности.

Учебные задания:

1. Проработайте основные понятия, выделив ключевые слова: политическое сознание, политическая идеология, консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм, фашизм, национализм, «русская идея», анархизм, идеократия, медиакратия, феминизм.

2. Подготовить сообщения:

· Понятие политической идеологии.

· Либерализм: элементы теории классического либерализма и современного либерализма.

· Консерватизм: патерналистский консерватизм, «новые правые».

· Социализм: элементы теории социализма.

· Направления социализма: марксизм, социал-демократия, теория «третьего пути».

· Комплементарные идеологические традиции современности: анархизм; фашизм; феминизм; религиозный фундаментализм (христианский, иудейский, исламский); экологизм; пацифизм. (сообщение разделить на 3 человека)

Выполните контрольные вопросы, задания, тесты

3.1 Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) идеология;

б) консерватизм;

в) политическое сознание;

г) коммунизм;

д) национализм;

е) расизм;

ж) эгалитаризм;

з) социал-демократизм;

и) анархизм;

к) либерализм.

1) разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор и агрессию;

2) общественно-политическая теория, обосновывающая равенство, исходным пунктом которого является равенство имущества;

3) идеология, базирующаяся на принципах свободы, солидарности и справедливости;

4) политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь, морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, семье, собственности;

5) социально-политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принуди­тельной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан;

6) идеология, в основе которой лежит идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству;

7) система философских, политических, правовых, экономических и других ценностей и знаний о мире и роли человека в нем;

8) разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида;

9) одна из категорий, обозначающая осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и др.);

10) разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса, его права на самоопределение в форму политических требований к власти.

3.2. Какое из утверждений, на ваш взгляд, ближе к истине?

а) идеология есть «форма выражения мифологического сознания, сублимированный способ преодоления страхов и крушений иллюзий» (Г. Лассуэлл);

б) «идеология — это неузнаваемая ложь» (Б.А. Леви);

в) идеология — это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето);

г) идеология — это «добровольная мистификация» (К. Маннгейм);

д) «идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э. Шилз).

3.3. Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приведенных ниже высказываний:

а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»;

б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»;

в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»;

г) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»;

д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»;

е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»;

ж) «Равенство — это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;

з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а с шляпой, которую можно безболезненно сменить»;

и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»;

к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива»;

л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»;

м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»;

н) «Равенство — это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода — это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»;

о) «Государство — это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».

3.4. Сторонников какой идеологии называют «левыми»?

а) консерватизма;

б) радикализма;

в) либерализма;

г) социализма.

3.5. Что утверждает важнейшая идея либерализма?

а) существование универсального морального порядка;

б) необходимость активного участия аристократии в государственном управлении;

в) естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития;

г) абсолютную ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей.

3.6. К. Эпштейн выделяет среди последователей консерватизма...

а) сторонников сложившегося в обществе порядка вещей;

б) «реформаторов», выступающих за осторожные перемены в обществе;

в) «реакционеров», требующих возврата к определенной политической ситуации прошлого.

В рамках этой классификации укажите на формы проявления консерватизма в современной политической жизни России. Какие партии и движения соответствуют этой классификации?

3.7. Сторонники какой классической идеологии абсолютизировали принцип «государство — ночной сторож»?

а) социализма;

б) либерализма;

в) радикализма;

г) консерватизма.

3.8. Кто из мыслителей является признанным родоначальником либерализма?

а) Ж. Ж. Руссо;

в) Ш. Монтескье;

б) Дж. Локк;

г) Дж. Мэдисон.

3.9. Какая из стратегий наиболее характерна для политического консерватизма?

а) устойчивое стремление к сохранению определенных политических институтов и отношений;

б) ориентация на запросы граждан;

в) стремление к нововведениям;

г) ориентация на ограничение участия граждан в выработке политических решений.

3.10. Прокомментируйте п. 1 ст. 13 Конституции России: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и п. 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

3.11. Какие идеи отстаивает классический либерализм?

а) ничем не ограниченной свободы предпринимательства;

б) ограничения государством власти рамками защиты прав человека;

в) ограничения свободы человека нормами морали, религии.

3.12. Какие идеи отстаивает современный консерватизм?

а) большее внимание к религии, семье, традициям, моральным нормам;

б) социальное равенство людей;

в) ограничение государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь.

3.13. Сторонником какой политической концепции был М.А. Бакунин?

а) либерализма;

б) анархизма;

в) национализма;

г) консерватизма.

3.14. Какие ценности отстаивает либерализм (выберите из каждой пары)?

а) свобода — равенство;

б) порядок — законность;

в) права человека — справедливость;

г) социальное равенство — равенство всех перед законом;

д) свободная конкуренция — государственное регулирование;

е) индивидуализм — коллективизм.

3.15. Сравните структуру ценностей классического консерватизма и неоконсерватизма.

3.16. Чем отличается структура ценностей классического либерализма от структуры ценностей неолиберализма?

3.17. Раскройте основные положения концепции «демократического социализма».

3.18. Какая идеология апеллирует к необходимости рыночной экономики, свободы личности и ограничению государственного регулирования?

а) социализм;

б) классический либерализм;

в) фашизм;

г) ни одна из названных.

Основная литература

Антология мировой политической мысли: в 5 т. / сост. Л. Алисова, Д. Жовтун, Национальный общественно-научный фонд. Академия политической науки. – М.: Мысль, 1997. – Т 1. – 832 с.; Т 2. – 832 с.; Т 3. – 820 с.; Т 4. – 800 с.; Т 5. – 768 с.

Дополнительная литература

Айвазова, С. К истории феминизма / С. Айвазова // ОНС. Общественные науки и современность. – 1992. – № 6. – С.153-168.

Алексеева, Т. А. Современные политические теории / Т. А. Алексеева. – М.: Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2007. – 464 с.

Блэк, Б. Анархизм и другие препятствия для анархии / Б. Блэк. – М.: Гилея, 2004. – С.74-77.

Зотов, В. Д. Десять тезисов изучения истории политической и правовой мысли / В. Д. Зотов // Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия: политология. – 1999. – №1. – С. 16–23.

Майер, Т. Трансформация социал-демократии. Партия на пути в XXI век / Т. Майер. – М.: «Памятники исторической мысли», 2000. – 284 с.

Макаренко, В. П. Главные идеологии современности: либерализм, консерватизм, марксизм, социализм, феминизм, экологизм, коммунитаризм, национализм, анархизм / В. П. Макаренко. – Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2000. – 480 с.

Мангейм, К. Диагноз нашего времени / К. Мангейм. – М.: Юристъ, 1995. – 700 с.

Мангейм, К. Идеология и утопия / К. Мангейм // Диагноз нашего времени / пер. М. И. Левиной [и др.]; ред.-сост. Я. М. Бергер [и др.] – М.: Юристъ, 1994. – С. 7–260.

Мангейм, К. Консервативная мысль / К. Мангейм // Диагноз нашего времени. – М.: Юристъ, 1994. – 704 с.

Матц, У. Идеологии как детерминанта политики в эпоху модерна / У. Матц // Политические исследования. – 1992. – №1. – С. 130-142.

Мизес, Людвиг Фон. Либерализм / Людвиг Фон Мизес. – М.: Экономика; Социум, 2001. – 240 с.

Райх, В. Психология масс и фашизм / В. Райх. – М.: Университетская книга, 2004. – 380 с.

Рормозер, Г. Кризис либерализма: пер. с нем. / Г. Рормозер. – М.: Институт Философии РАН, 1996. – 298 с.

Рормозер, Г. Новый консерватизм: вызов для России / Г. Рормозер, А. А. Френкин. – М.: Институт Философии РАН, 1996. – 237 с.

Рормозер, Г. Пути либерализма в России / Г. Рормозер // Полис. – 1993. – № 1. – С. 17–37.

Самсонова, Т. Н. Проблема равенства в идеологии западноевропейского либерализма и консерватизма: (первая половина XIX века) / Т. Н. Самсонова // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. – 2004. – № 3. – С. 109-121; № 4. – С. 174-185.

Сарсембаева, Р. Феминизм как политическое явление / Р. Сарсембаева // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. – 2004. – № 3. – С. 73-79.

Современный либерализм: Ролз, Бёрлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон / пер. с англ. Л. Б. Макеевой. – М.: Дом Интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. – 320 с.

Харрисон Л. Главная истина либерализма. Как политика может изменить культуру и спасти ее от самой себя / Л. Харрисон; пер. с англ. Б. Пинскер; под ред. Е. Моховой. – М.: Новое изд-во, 2008. – 282 с.

Шацкий, Е. Протолиберализм: автономия личности и гражданское общество / Е. Шацкий // Полис. – 1997. – № 5. – С. 68-88; № 6. – С. 15–33.

 


<== предыдущая | следующая ==>
ПРИЛОЖЕНИЕ. Исходные данные для решения задачи | Семинар № 3. Организация индивидуальной работы с детьми при подготовке к школе

Date: 2015-11-14; view: 1799; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию