Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ся уволившийся молод1

специалист, воспринимаю его как «слабака», не суме шего справиться с первым трудностями

. Повышение квалификац включая и самообразовани образование за свой счет((ли организация «экономит на дальнейшем образо] молодого специалиста), известно, и реально, и мально успех в карьере многом зависит от таш полнительного образова. Ориентация на карьер; Молодой специалист своим видом должен noi зывать, что стремиться лучше, чем он есть на с; деле. Поначалу это выз) усмешки окружающих, потом к этому привыка И когда появляется при: катальная вакансия или д< ность, то могут вспомн о молодом специалисте, редко для карьеры столько профессионали протекция, сколько спос<


(Стабилизация профессиональной

'туации (для молодого человека это ризнание того, что развитие чуть ли не рекратилось).

(Неудовлетворенностьсобой и своим рофессиональным статусом. Ревизия «-^-концепции», связанная с [ереосмыслением себя и своего места в."Фе. В немалой степени это следствие (^ориентации с ценностей, харак-

рныхдля молодежи, на новые цен-и, предполагающие большую меру

ветственности за себя и своих

тизких.


ность противостоять насмеш­кам и общественному мнению. Смена места работы, вида деятельности на данном эта­пе уже допустимы, так как молодой работник уже дока­зал себе и окружающим, что способен преодолевать первые трудности адаптации. Более того, в данном возрасте вооб­ще лучше попробовать себя в разных местах, поскольку про­фессиональное самоопреде­ление фактически продолжа­ется, только уже в рамках вы­бранной сферы деятельности.. Уход в хобби, семью, быт часто является своеобразной компенсацией неудач в основ­ной работе. Это не самый луч­ший способ преодоления кри­зиса в этом возрасте. Заметим, что особенно в сложном поло­жении часто оказываются мо­лодые женщины, вышедшие замуж за «хорошо зарабатыва­ющих» мужей, которые счи­тают, что жена должна сидеть дома заниматься хозяйством

. Переход на новую долж­ность или работу. В этом воз­расте лучше не отказываться от заманчивых предложений, ведь даже в случае неудач ни­чего еще не потеряно. В слу­чае же «осторожных» отказов на работнике вообще могут поставить «крест» как на не­перспективном. Заметим, что и здесь в основе успеха в ка­рьере лежит не столько про­фессионализм и усердие, сколько готовность к риску и


 

1Т7

 



I

Продолжение таблицы

Продолжение таблц

«fe

лон сил, у него накопился определенный опыт, а его отношения с коллегами и начальством нередко позво­ляют ему экспериментиро­вать и рисковать без силь­ного ущерба делу. • Сверхнормативная соци­ально-профессиональная де­ятельность, переход на но­вую должность или работу. Если в этом возрасте (наи­более плодотворном для мно­гих профессий) работник не осмелится реализовать свои основные замыслы, то всю последующую жизнь он бу­дет сожалеть об этом.. Смена профессиональной позиции, сексуальное увле­чение, создание новой семьи. Как ни парадоксаль­но, но иногда старая семья, уже привыкшая к тому, что работник является надеж­ным «кормильцем», может сопротивляться выходу та­кого «кормильца» на уро­вень творчества и риска. Семья может начать опасать­ся, что творчество отразится на зарплате и отношениях с начальством. При этом семья часто не учитывает стремления своего «кормиль­ца» к самореализации в тру­де. И тогда на стороне мо­жет найтись человек (или другая семья), которые с большим пониманием отне­сутся к таким стремлениям. В данном возрасте это серьезная причина многих разводов.

Кризис профессиональной карьеры (30—33 года)

i собой, своим социаль­но-профессиональным статусом. Психофизиологические изменения и Ухудшение состояния здоровья.. Профессиональные деформации, т. е. \ Негативные последствия длительной I работы

. Новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников «вдруг» обнаруживаются новые смыс­лы в самом содержании и процессе тру­да (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов)

решимость изменить свою ситуацию. . Освоение новой специаль­ности и повышение квали­фикации. • Уход в быт, семью, досу-говые занятия, социальная изоляция и т. п., которые часто также являются свое­образной компенсацией не­удач на работе,— не самые лучшие способы преодо­ления кризисов на данном этапе. • Особым способом является ориентация на эротические приключения. В большинст­ве случаев и они могут рас­сматриваться как вариант компенсации профессио­нальной несостоятельности. Опасность данного способа заключается не только в том, что подобные «приключе­ния» достаточно однообраз-1 ны и примитивны, но и в I том, что часто являются |;воеобразным «успокоени-:м» для несостоявшегося профессионала, когда он не лремится искать пути более творческой жизненной само­реализации. Психологу-кон-:ультанту следует рассматри­вать такие «способы» с осо-эой деликатностью

Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38—

Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся про­фессиональной ситуации.. Коррекция «Я-концепции» также свя­занная часто с изменением ценностно-смысловой сферы.

• Переход на инновацион­ный уровень выполнения де ятельности (творчество, t изобретательство, новатор­ство). Заметим, что к этому времени работник еще по-

 

 

 



Окончание таблицы

Продолжение табяии

 


 


Кризис угасания профессиональной деятельности (55—60 лет, последние годы перед пенсией)

Кризис социально-психологической адекватности (65—70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию)

5. Проблема профессиональных деструкции Рассматривая профессиональные деструкции в общем плане, Э. Ф. Зеер отмечает: «...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профес­сиональной усталости, обеднению репертуара способов выполне­ния деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности... Вторичная стадия профессиона­лизации по многим видам профессий типа "человек—техника", 'человек—природа", сменяется депрофессионализацией... на ста-дии профессионализации происходит развитие профессиональ-

• Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли.

• Сужение социально-профессиональ­ного поля (работнику меньше пору­чают заданий, связанных с новыми технологиями).

ихофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья

Новый способ жизнедеятельности, главной особенностью которого явля­ется появление большого количества свободного времени. Особенно сложно это пережить после активной трудовой деятельности в предшествующие пе­риоды. Усугубляется это тем, что пен­сионера быстро загружают различными домашними работами (сидение с вну­ками, хождение по магазинам и т. п. Получается так, что уважаемый в не­давнем прошлом специалист превра­щается в няньку и домработницу.

• Сужение финансовых возможностей. Заметим, что раньше, когда пенсио­неры часто еще и работали после выхо­да на пенсию, их финансовая ситуация даже улучшалась (довольно приличная пенсия плюс заработок), что позво­ляло им чувствовать себя вполне достойными, уважаемыми и любимыми членами семьи.

• Социально-психологическое старе­ние, выражающееся в чрезмерном мо­рализаторстве, брюзжании и т. п.


. Постепенное повышение
активности во внепрофес
сиональных видах деятеД,-
ности. Увлечение досуго|ы-
ми радостями или хозяйст­
вом вполне может рассмат­
риваться как желательный
способ преодоления 1
кризиса. j
• Социально-психологичА-
ская подготовка к новом|
виду жизнедеятельности,;
предполагающая участие в
этом процессе не только
общественных организаций,
но и специалистов

• Организация социально-экономической взаимопо­мощи пенсионеров.. Вовлечение в общественно полезную деятельность. Заметим, что многие пен­сионеры готовы работатьл за чисто символическую] зарплату либо вообще бес­платно.

«Социально-психологиче­ская активность. Например, участие в политических а ях, борьба не только за сво] ущемленные права, но и саму идею справедливости Еще Л. Н. Толстой говор «Если старики говорят "р шай", а молодые — "созидай1 то лучше послушаться ста­риков. Ибо "созидание" мол дых — это часто разруше­ние, а "разрушение" стари­ков — это созидание, ибо стороне стариков мудрост


утрата профессиональной идентифи-!' ции (в своих рассказах и воспомина-! 1иях старик все больше фантазирует, 1риукрашиваетто, что было). Общая неудовлетворенность жизнью •отсутствие тепла и внимания со сто-эоны тех, кому недавно верил и сам томогал).

Чувство своей «ненужности», которое, по мнению многих геронтологов, яв­ляется особенно тяжелым фактором старости. Ситуация усугубляется тем, что иногда дети и внуки (те, кого пен­сионер совсем недавно любил) ждут, когда он уйдет из жизни и освободит приватизированную на их имя квартиру. Криминальный аспект данной проб­лемы уже привлекает внимание иссле­дователей, однако не менее страшным представляется морально-нравственный аспект, который пока еще не стал предметом серьезного изучения. Резкое ухудшение здоровья (часто как следствие неудовлетворенности жизнью и чувства своей «ненужности»)


А на Кавказе говорят: «Там, где нет хороших стариков, там нет и хорошей моло­дежи».

Освоение новых социально полезных видов деятельности ^главное — чтобы старик, точнее пожилой человек,:мог почувствовать свою по­лезность). Проблема в том, что в условиях безработицы и для более молодых людей не всегда находятся возмож­ности приложения своих сил. Но и старики далеко не все немощны и больны. Кроме того, у стариков, действи­тельно, немало опыта и не­реализованных планов. Заме­тим, что главным богатством любого общества и любой страны являются не недра, не заводы, а люди, человече­ский потенциал. И если та­кой потенциал не исполь­зуется, это равносильно преступлению. Пожилые лю­ди и старики являются пер­выми жертвами такого пре­ступления и наиболее остро переживают то, что их талан­ты и идеи мало кого волнуют


ных деструкции. Профессиональные деструкции — это постепен„. накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труду взаимодействии с другими участниками этого процесса, а на развитии самой личности» [6, с. 149].

А. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профес. сиональных деструкции [цит. по: 6, с. 149—156]:

отставание, замедление профессионального развития по срав. нению с возрастными и социальными нормами;

несформированность профессиональной деятельности (работ-ник как бы «застревает» в своем развитии);

дезинтеграция профессионального развития, распад профес-сионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты; |

низкая профессиональная мобильность, неумение прислосо биться к новым условиям труда и дезадаптация;

рассогласованность отдельных звеньев профессионального раз­вития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но ме­шает отсутствие целостного профессионального сознания);

свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление про­фессионального мышления;

искажение профессионального развития, появление ранее от­сутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции, особенно в профессиях с выраженной властью и извес­тностью);

прекращение профессионального развития из-за професси| нальных заболеваний или потери трудоспособности.

Таким образом, профессиональные деформации нарушают целосщ ностъ личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; цателъно сказываются на продуктивности деятельности.

Для анализа развития профессиональных деструкции важно имея* в виду следующие основные концептуальные положения [там с. 152-153]:

а) профессиональное развитие — это одновременно и
ретения и потери (совершенствование и деструкции); j

б) профессиональные деструкции в самом общем виде — э| нарушение уже усвоенных способов деятельности; но это и из нения, связанные с переходом к последующим стадиям про сионального становления; и изменения, связанные с возраст физическими и нервными истощениями;


„) преодоление профессиональных деструкции сопровождает-

цсихической напряженностью, психологическим дискомфор-сям а иногда и кризисными явлениями (без внутреннего усилия Т°сградания личностного и профессионального роста не бывает); Й д) деструкции, вызванные многолетним выполнением одной той же профессиональной деятельности, порождают професси-нально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека. Это и есть «профессиональные деформации»; это как болезнь, которую вовремя не смогли обнаружить и кото­рая оказалась запущенной; самое страшное, что и сам человек незаметно смиряется с этой деструкцией.

Любая профессиональная деятельность уже на стадии освое­ния, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность. Многие качества человека остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности на­чинает определяться ансамблем профессионально важных ка­честв, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них по­степенно трансформируются в профессионально нежелательные качества; одновременно исподволь развиваются профессиональ­ные акцентуации — чрезмерно выраженные качества и их соче­тания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведе­нии специалиста.

Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием. Неиз­бежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях период стабилизации у отдельных специа­листов может продолжаться достаточно долго. В этих случаях уме­стно говорить о наступлении профессиональной стагнации лич­ности.

Сензитивными периодами образования профессиональных де­формаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает професси­ональную направленность, способствует возникновению негатив­ной профессиональной позиции, снижает профессиональную ак­тивность.


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2015-11-14; view: 176; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию