Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сражение на перевалах 1 page





Прежде чем перейти к описанию событий непосредственно на перевалах Главного Кавказского хребта, необходимо хотя бы кратко познакомить читателей с географией района боевых действий.

Главный Кавказский хребет протянулся огромной грядой на 1200–1300 километров от Апшеронского полуострова на Каспии до берегов Черного моря. Хребет условно делится на три части: Восточный Кавказ — от Апшеронского полуострова до горы Казбек (около 500 км), Центральный Кавказ — от Казбека до Эльбруса (около 200 км) и Западный Кавказ — от Эльбруса до Анапы (около 500 км). Наиболее высокая часть хребта — центральная. Средняя высота гор достигает здесь 4 км. А вершины Эльбрус, Казбек, Дых-Тау, Каштан-Тау, Пик Пушкина, Джанги-Тау, Мижирги имеют высоту более 5 км.

Самая высокая гора — Эльбрус. Высота его западной вершины 5642 метра, восточной — 5621 метр. Снеговая линия на Кавказе проходит на уровне 3200 метров. Выше нее круглый год — царство снега и льда. Хребет от Эльбруса и Казбека постепенно снижается к берегам Каспия и Черного моря.

В районе южной границы центральной части хребта через перевал Крестовый пролегает Военно-Грузинская дорога, а через перевал Мамисон — Военно-Осетинская дорога. К западу от Эльбруса, через перевал Клухор, проходит Военно-Сухумская дорога. Эти дороги строились в XIX веке, и сами названия говорят об их стратегическом значении.

Кроме названных хребет пересекают с севера на юг другие, менее значительные дороги и тропы. Но только некоторые из них пригодны для движения колесного транспорта, да и то лишь в летнее время. Большая часть дорог и троп доступна главным образом для движения вьючного транспорта и пешеходов. Но на любом, даже самом трудном, участке хребет могут преодолеть группы опытных альпинистов.

На северных и южных отрогах Главного Кавказского хребта идут через перевалы дороги и тропы из одного ущелья в другое. Они пригодны в основном для вьючного транспорта и пешеходов.

Эти боковые перевалы приобретают огромное значение во время военных действий в горах, так как именно через них можно зайти во фланг или в тыл противника. Большую роль могут сыграть они и в случае партизанской войны.

Такова в общих чертах характеристика проходимости Главного Кавказского хребта и его отрогов. Она очень важна для оценки возможностей действия различных родов войск. Это хорошо понимали не только советское командование, но и противник.

Вряд ли следует перечислять и описывать все перевалы Кавказа. Но рассказать о перевалах, расположенных на участке хребта от Эльбруса до Маруха, где развернулись боевые действия, освещенные в этой книге, необходимо.

Массив Эльбруса расположен несколько к северу, в стороне от Главного Кавказского хребта. Он соединен с ним перемычкой, на которой находится перевал Хотю-Тау. Через него из Карачая по ущелью реки Кубань идет дорога в Кабардино-Балкарию — в Баксанское ущелье, ведущее к Нальчику. На этой перемычке, рядом с перевалом, лежит обширное снежное поле.

К юго-востоку от Эльбруса, на Главном Кавказском хребте, три перевала: Чипер-Азау, Донгуз-Орун и Бечо. Через них вьючные тропы ведут в Сванетию. Это наиболее простые перевалы Центральной части Главного Кавказского хребта.

К северо-западу от Эльбруса, на Главном Кавказском хребте, расположены перевалы Чипер-Карачай, Морды, Гандарайский, Нахар, Клухор, Марух. На пять из них дороги идут от Теберды и Учкулана. Основная дорога на Марухский перевал начинается из станицы Зеленчугской. Все эти перевалы в разной степени проходимы для вьючного транспорта. И что очень важно в военном отношении, дороги и тропы через все названные перевалы имеют выход на Военно-Сухумскую дорогу в различных ее участках.

До войны к Клухорскому перевалу с юга из Сухуми и с севера из Теберды вели автомобильные дороги. Но они доходили только до подступов к перевалу. Центральный участок дороги через перевал был пригоден местами для колесного, а в основном для вьючного транспорта, и то лишь в летнее время.

Оборона перевалов Главного Кавказского хребта была возложена на 46-ю армию Закавказского фронта еще в ноябре 1941 года, после вторжения германских войск в Крым. Но меры по ее укреплению были приняты недостаточные.

В июне 1942 года, когда началась битва за Кавказ (с 25 июня 1942 г. — Примеч. авт.), та же армия вновь получила задачу не допустить выхода противника к Черному морю и в Закавказье через перевалы Главного Кавказского хребта.

В тот период 46-й армией командовал генерал-майор В. Ф. Сергацков, членом Военного совета был бригадный комиссар В. Н. Емельянов, начальником штаба — полковник А. П. Рассказов.

С 30 июля 1942 года 46 А вошла в состав Закавказского фронта[15] (командующий — генерал армии И. В. Тюленев, член Военного совета — бригадный комиссар П. И. Ефимов, начальник штаба — генерал-лейтенант П. П. Бодин). Перед фронтом были поставлены задачи: завершить подготовку обороны и занять оборонительные рубежи по рекам Терек, Урух и на перевалах Главного Кавказского хребта, а также создать многополосную оборону на направлении Грозный — Махачкала — Баку.

Полоса обороны 46-й армии в августе 1942 года была огромной и очень разнообразной по характеру местности (начиналась она от южного побережья Черного моря и тянулась до высокогорных областей). В состав армии входили следующие соединения: 9-я горнострелковая, 394-я стрелковая, 20-я горнострелковая дивизии и 51-я стрелковая бригада, объединенные в 3-й стрелковый корпус. Входившие в его состав соединения обороняли районы побережья от Поти до Гудауты и от Гудауты до Лазаревской. Кроме того, 20-я горнострелковая держала оборону от перевала Белореченского до перевала Аишха, 51-я стрелковая бригада вместе с 394-й стрелковой дивизией — от перевала Санчаро до Эльбруса. В зону ответственности 394 сд входили Клухорский и Марухский перевалы. На участке от Эльбруса до перевала Мамисон оборонялась 63-я кавалерийская дивизия, штаб которой расположился в Сванетии. Эта дивизия, ранее сформированная на территории Таджикистана, по приказу Ставки ВГК в мае 1942 года прибыла в Закавказье. Командовал 63 кд генерал-майор K. P. Белошниченко. Позже ее сменила 242-я горнострелковая дивизия. Оборона Мамисонского перевала и Военно-Осетинской дороги была поручена 351-й стрелковой дивизии, а на Военно-Грузинской дороге, в районе Кавбеги, обосновался штаб 267-й стрелковой дивизии, охранявшей Крестовый перевал. Один из полков 351-й стрелковой находился в Кутаиси в распоряжении штаба 46-й армии. Первоначально непосредственно за оборону перевалов отвечал зам. командующего войсками фронта генерал-майор A. A. Ходеев.

Задачи, возложенные на 46-ю армию, были очень серьезны, а сил для их решения было явно недостаточно. В какой-то мере это, видимо, объяснялось недооценкой возможности вторжения противника в Закавказье через перевалы Главного Кавказского хребта. В силу этого обстоятельства, а также в силу того, что многие наши командиры считали Главный Кавказский хребет непреодолимой преградой для неприятеля, подготовке перевалов к обороне не придавалось должного значения. В основном их обороняли силы от роты до батальона, а некоторые перевалы вообще не были заняты нашими войсками.

Так было, в частности, и на направлениях, где действовал 3-й стрелковый корпус. Северные склоны перевалов не оборонялись, разведка там не проводилась. Основные силы соединений расположились ближе к морю, а на перевалах находились лишь небольшие отряды, связь с которыми была не очень надежной. Личный состав таких отрядов не был подготовлен к действиям в горах, люди плохо знали местность и потому не могли ни создать надежную оборону, ни предвидеть возможные действия опытного противника. И это происходило в то время, когда весь личный состав 9-й и значительная часть бойцов и командиров 20-й горнострелковых дивизий уже прошли серьезную горную подготовку. А значит, эти соединения могли сыграть большую роль в обороне перевалов.

Прибывший на Кавказ представитель Государственного Комитета Обороны Л. П. Берия категорически противился предложению перебросить на перевалы не только всю 9-ю горнострелковую дивизию, но даже отдельные ее части.121-й горнострелковый полк из 9 гсд, например, был направлен на Клухорский перевал без его ведома. Однако командарма 46 генерал-майора А. Ф. Сергацкова он с должности снял.

А между тем наступал август, и уже в первых числах 49-й горнопехотный корпус генерала Конрада из района Невинномысской и Черкесска начал двигаться к перевалам. Как и предполагалось, в горы шли хорошо обученные, полностью укомплектованные, обеспеченные специальным альпинистским снаряжением соединения. В экипировку личного состава входили удобная крепкая горная обувь и верхняя одежда, палатки, спальные мешки, походные спиртовые индивидуальные кухни и примусы, темные очки. Снаряжение состояло из ледорубов, «кошек», веревок, скальных и ледовых крючьев и карабинов, горных спасательных средств. Высокогорные части обеспечивались также специальным высококалорийным питанием.

Германское командование ставило перед этим соединением следующую задачу: «49-й горнопехотный корпус должен был совместно с одной немецкой и одной румынской горными дивизиями пробиться через Кавказ западнее Эльбруса и в случае успеха выйти к Тбилиси». Тем более что в реальности путь на перевалы от Санчаро до Эльбруса оказался, по существу, открытым. В это же время 17-я армия вермахта должна была наступать на Туапсе.

 

Планы и положение сторон к моменту вступления войск Закавказского фронта в боевые действия на Северном Кавказе. Август 1942 года

 

К сожалению, как уже говорилось, командование Закавказского фронта, готовясь в свое время к обороне высокогорных перевалов в центральной части Главного Кавказского хребта, недооценило всю важность укрепления этого района в инженерном отношении. Оно ошибочно считало, что горные вершины и высокогорные перевалы сами по себе — без дополнительного их укрепления скрытыми огневыми позициями, без минирования горных проходов, проезжих вьючных дорог и троп, — то есть без организации их обороны войсками, — являются непреодолимой обороной для врага.

Немецкое же командование, зная, что до начала зимы на высокогорных перевалах осталось менее 8 недель, планировало одержать победу на этом направлении до конца сентября.

Так сложилась общая обстановка на Кавказе к началу боев на перевалах. Используя сохранившиеся архивные фронтовые документы, записи и впечатления участников боев, а также их рассказы, автор намеревается на этом общем фоне подробно описать боевые действия на самих перевалах Главного Кавказского хребта и «под лупой» рассмотреть детали этих уникальных событий.

Согласно указанию ОКВ от 12 августа 1942 года генерал Конрад поставил перед дивизиями 49-го горнопехотного корпуса следующие задачи:

— 4-й горнопехотной дивизии действовать на правом фланге, захватить перевалы у истоков Большой Лабы. Сосед справа — 44-й егерский корпус.

— 1-й горнопехотной дивизии действовать на левом фланге, захватить перевалы в истоках Теберды и Кубани. Выделить отряд охранения на левом фланге в Баксанское ущелье и на. перевалы Эльбруса.

Передовые отряды и передовые группы были созданы в каждой из двух дивизий и в каждом из полков. Необходимое тыловое имущество и артиллерию перегрузили с грузовиков на лошадей и мулов. Громадные тюки и оружие (на сленге егерей называвшиеся «большая туча») несли на себе и сами солдаты.

1 гпд должна была наступать по Военно-Сухумской дороге, южная часть которой в Кадорской долине в 16 км юго-восточнее Сухуми соединяется с прибрежной дорогой. 4-й гпд предстояло продвигаться через труднодоступную долину Большой Лабы к истокам Бзыби, впадающей в 64 км северо-западнее Сухуми в Черное море.

По Военно-Сухумской дороге двинулся горнопехотный отряд фон Хиршфельда. Эта группа была укомплектована двумя лучшими ротами 98-го и 99-го горнопехотных полков и имела дополнительно специальное тяжелое вооружение. После того как 11 августа немцами был захвачен крупный промышленный поселок Микоян-Шахар, отряд фон Хиршфельда неотступно преследовал отступающие советские войска. 14 августа немцы устроили «частную битву на окружение» за овладение поселком Теберда. Отряду фон Хиршфельда досталось 23 орудия (среди них 7 тяжелых), два танка, 96 грузовиков и много стрелкового оружия. Вечером в расположение этой боевой группы прибыл генерал Конрад и лично приказал продолжать наступление.

Боевые действия на высокогорных перевалах Центрального Кавказа стали составной частью второго этапа (18 августа — 28 сентября) оборонительного сражения на Северном Кавказе, продолжавшегося с 25 июля 1942 года до 3 января 1943 года.

Итак, разделившись на несколько групп, войска генерала Конрада 15 августа начали продвижение и устремились по долине реки Большая Лаба в направлении перевалов Санчаро и Псеашха, по долинам рек Марух и Большой Зеленчук — к перевалам Наурский и Марух, а по долине реки Теберда — на перевал Клухорский и перевал Домбай-Ульген. Одна группа направилась по долине реки Кубань к перевалам Нахар, Гондарай, Морды, Чипер-Карачаевский на Главном Кавказском хребте и далее к Хотю-Тау, где вообще не было нашего гарнизона. Этому направлению противник придавал большое значение: путь через перевал вел к Эльбрусу и в тыл наших частей, отходивших вверх по Баксанскому ущелью. Именно в этой группе немцев находился отряд альпинистов капитана Грота (состоявший из альпинистов 99 гпп 1-й горнопехотной дивизии «Эдельвейс» и 5 егерей из 4 гпд), впоследствии занявший специальную высокогорную гостиницу «Приют Одиннадцати» (построена в 1939 году на высоте 4200 м, рассчитана на 200 человек), метеорологическую станцию на южных склонах Эльбруса и установивший на его вершинах 21–22 августа нацистские флаги и символику с эмблемами 1-й и 4-й горнопехотных дивизий. Само восхождение егерей никакого военного значения не имело. Но, заняв горный массив Эльбруса, противник мог господствовать над Баксанским ущельем и ставил под удар пути, ведущие на перевалы Донгуз-Орун и Бечо, а также получал возможность пройти по ущельям рек Ненскрыры и Секена на Ингурскую и Военно-Сухумскую дороги в глубокий тыл наших войск, оборонявших перевалы с юга.

После Второй мировой войны и у нас, и за рубежом было выпущено немало монографий и мемуаров о боевых действиях на Кавказе и, в частности, на перевалах Главного Кавказского хребта. Но описания боев непосредственно в горах часто грешат неточностями. Детали многих событий трактуются по-разному. И это не случайно. В условиях высокогорья связь между частями была крайне затруднена, отдельные подразделения нередко действовали в полной изоляции друг от друга. Вот почему даже сейчас неизвестны подробности многих событий, до сих пор не выяснены не только судьбы отдельных людей, но и некоторых подразделений.

О боях на Кавказе писал, в частности, генерал Рудольф Конрад в своей книге «Битва за Кавказ», изданной в 1954 году в Мюнхене. Поскольку, как известно, он командовал в то время 49-м горнопехотным корпусом, воспоминания Конрада представляются мне любопытными. И кое-где в своей книге я буду цитировать его мемуары. Это позволит осветить войну на Кавказе с разных позиций, что, на взгляд автора, даст возможность читателям лучше представить истинную картину тех уже далеких событий.

Конрад описывал продвижение сил своего корпуса через Черкесск, Микоян-Шахар, Теберду, Архыз к подступам на перевалы. Говорил о сопротивлении советских разрозненных частей, отходивших по этим же маршрутам, о нарастающих трудностях снабжения войск корпуса, растянувшихся при выходе на перевалы, и особенно в условиях бездорожья на их южных склонах. Надо отметить, что сведения о дорожных условиях, имевшиеся в его распоряжении, были точны и достоверны.

Итак, противник шел на перевалы. Но нельзя сказать, что его продвижение было беспрепятственным. По ущельям в сторону хребта отходили разрозненные части, отрезанные в предгорьях от основных сил нашей армии. Эти части оказывали сопротивление на наиболее выгодных для обороны участках.

Большинство отходивших двигались без карт, причем мало кто знал горы. Большую помощь в выборе правильного пути на перевалы оказывало им местное население и партизаны.

Таким образом, бойцы и командиры, отходившие по основным ущельям и дорогам, достигали перевалов, встречали там наши части и благополучно попадали на побережье, где происходило переформирование. Однако многие отряды постигла печальная участь. Преследуемые врагом, они попадали в боковые ущелья, заканчивающиеся отвесными скалами, крутыми снежными склонами и нагромождениями ледников. Тут могли пройти только опытные альпинисты. И люди гибли от лавин, камнепадов, гибли в бездонных трещинах ледников, гибли от пуль настигавших их немцев. Много лет прошло с тех пор, но и сейчас еще находят в горах останки бойцов и командиров, пытавшихся прорваться к своим через суровые заоблачные выси гор и погибших здесь, но не сдавшихся врагу.

В тот период в горах и предгорьях уже интенсивно развертывалась партизанская война. Партизанские отряды П. Грицая, Г. Царяпина и Пуда в Кабардино-Балкарии, отряды, возникшие в Карачае и других районах Северного Кавказа, активно помогали Красной армии на всех этапах оборонительных боев, не давали врагу покоя ни днем, ни ночью в течение всего периода оккупации, а затем громили его в дни начавшегося наступления Красной армии…

Однако основная роль в удержании перевалов Главного Кавказского хребта принадлежала регулярной Красной армии.

В качестве одной из первых экстренных мер для усиления обороны перевалов в горы были переброшены курсанты некоторых военных училищ. Выпускники 1-го Тбилисского пехотного училища РККА, дислоцировавшегося с мая 1942 года в Гаграх, к концу июля сдали все государственные экзамены и ожидали приказа НКО о присвоении офицерских званий и отправки на фронт. Но 2–3 августа по приказу командующего Закавказским фронтом это училище, а также Сухумское и некоторые другие, находившиеся на территории Закавказья, в экстренном порядке были отправлены на фронт, в район перевалов Санчаро, Чамашха и Оллоштраху. Они вошли в специальную сводную группу полковника (позднее генерал-майора) И. И. Пияшева. В одной из сводок германского Генерального штаба за 26 августа 1942 года отмечается: «115-е горнострелковое училище в Сухуми введено в действие у Клыдж (Кавказ). Состав — один батальон с горным оснащением. Винтовки частично с оптическими прицелами. Личный состав состоит из молодых, стойко сражающихся солдат»[16].

Обстановка на Кавказском хребте становилась все более напряженной, и Ставка Верховного Главнокомандования 20 августа 1942 года дала Закавказскому фронту специальную директиву, требовавшую принять немедленные систематизированные меры по усилению обороны перевалов. В ней, в частности, говорилось:

«Враг, имея специально подготовленные горные части, будет использовать для их проникновения в Закавказье каждую дорогу и тропу через Кавказский хребет, действуя как крупными силами, так и отдельными группами… Глубоко ошибаются те командиры, которые думают, что Кавказский хребет сам по себе является непроходимой преградой для противника. Надо крепко запомнить всем, что непроходимым является только тот рубеж, который умело подготовлен для обороны и упорно защищается. Все остальные преграды, в том числе и перевалы Кавказского хребта, если их прочно не оборонять, легко проходимы, особенно в данное время года.

Исходя из этого, Ставка требует наряду с созданием прочной обороны на основных оперативных направлениях немедленно усилить оборону Главного Кавказского хребта, и особенно Военно-Грузинской, Военно-Осетинской и Военно-Сухумской дорог, исключив всякую возможность проникновения противника на этих направлениях»[17].

В этой директиве указывалось на необходимость перекрыть и все другие перевалы через Главный Кавказский хребет.

Для усиления обороны Черноморского побережья в 46-ю армию передавались 61-я стрелковая дивизия и несколько частей, а в городах Закавказья и на побережье шло ускоренное формирование резервов.

На перевалах были усилены гарнизоны, а на северные склоны хребта на глубину до 20 км от 20-й горнострелковой и 394-й стрелковой дивизии были высланы разведывательные солдаты от взвода до роты.

Кроме того, было принято решение создать 10 отдельных отрядов по 50–150 человек в каждом, способных в отрыве от главных сил вести боевые действия в горах. Формирование этих отрядов из добровольцев запасных частей и внутренних войск НКВД было возложено на командующего 46-й армией.

Штаб 46-й армии был переведен из Кутаиси в Сухуми, а в Кутаиси осталась только оперативная группа. Сменился и командующий 46 А. 28 августа в должность командарма вступил бывший командир 3-го стрелкового корпуса генерал-майор К. Н. Леселидзе.

Начался отзыв альпинистов из воинских частей, где бы они ни служили. Их направляли в войска Закавказского фронта. Примерно тогда же на Кавказ для обороны перевалов была направлена группа альпинистов из состава отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН), сформированной в войсках НКВД из добровольцев-спортсменов различного профиля и находившейся под Москвой в распоряжении Ставки Верховного Главнокомандования. Решением штаба Закавказского фронта эти альпинисты были оставлены для организации горной подготовки. В то же время командование 46-й армии дало указание использовать для обороны на перевалах альпинистов, уже находившихся в ее соединениях.

Зона боевых действий охватила значительную территорию Западного и часть Центрального Кавказа — самый высокогорный, труднодоступный район. Бои развернулись на шести важнейших горных направлениях: Белореченском, Умпырском, Санчарском, Марухском, Клухорском и Эльбрусском. В тактическом плане по этим направлениям 49-й горнопехотный корпус вермахта должен был выйти к Черноморскому побережью в районе Адлер — Гудаута — Сухуми и в долину реки Риони, к Кутаиси, содействуя движению 17-й полевой армии по абхазскому и аджарскому побережьям Черного моря. Таким образом германское командование намечало перерезать основную приморскую коммуникацию, по которой шло снабжение Черноморской группы войск Закавказского фронта. По Военно-Грузинской дороге намечалось продвижение 2-й румынской горнопехотной дивизии, которая должна была прорваться на Тбилиси и соединиться там с войсками 17-й полевой армии вермахта.

Между тем части 1-й немецкой горнопехотной дивизии «Эдельвейс» из корпуса Конрада к середине августа продолжали продвигаться к перевалам и уже достигли юго-западных отрогов Эльбруса и Клухорского перевала, а 4-я горнопехотная дивизия пробивалась через перевалы и через несколько дней подошла к Сухуми на 30 км.

Наступление противника на клухорском направлении осуществлялось силами передовых отрядов (обер-лейтенанта Нойхаузера и капитана Пессингера), выдвигавшихся несколькими колоннами из района Хузрук, Теберда, вслед за разрозненными отрядами 242-й стрелковой и 30-й кавалерийских дивизий. Вместе с отступавшими войсками через перевалы устремилось гражданское население: одни из них спасали государственное имущество — гнали стада крупного рогатого скота, отары овец и табуны лошадей; другие сами спасались от зверств нацистов. Вместе с ними проникало немало немецких шпионов и диверсантов, которые сеяли панику и старались дезорганизовать тыл советских войск. В связи с этим командующему 46-й армией были даны указания «закрыть все перевалы и тропы и никого через них не пропускать».

К моменту подхода противника Клухор обороняли подразделения 1-го батальона 815-го полка 394-й стрелковой дивизии. Одна рота расположилась на седловине перевала, а две — на его южных склонах. 2-й батальон этого же полка находился в селении Ажары в средней части ущелья реки Кадор, 3-й — в Сухуми. 15 августа до двух полков противника с разных направлений атаковали 1-й батальон 815 сп 394 сд, который под давлением численно превосходивших сил врага отошел на южные скаты перевала.

Немцы наступали несколькими колоннами. С севера шли хорошо обученные уроженцы южных районов рейха, для которых горы были родным домом. Преодолев скалистые склоны, доступные только для обученных частей, они обошли с флангов наших оборонявшихся бойцов, неожиданно атаковали одну роту, находившуюся на перевале, потеснили ее на южные склоны и (17 августа вечером) захватили перевал. Самая высокая точка (2816 м) на Военно-Сухумской дороге была в немецких руках. Группа Нойхаузера получила двухдневный отдых, а группа Пессингера пошла по пятам за отступающими советскими войсками.

Неудача, которая постигла оборонявшихся, объяснялась двумя причинами: во-первых, незнанием гор (многие наши воины попали в горы впервые) и, во-вторых, неподготовленностью перевала к обороне. Оборонявшиеся считали, что скальные склоны непроходимы, а сам перевал, где шла тропа, надежно заперт ими. И вдруг увидели вражеских стрелков на флангах и даже в тылу выше перевала…

«Ввиду того, что большинство командного состава войск фронта, — писал впоследствии в своей книге „Битва за Кавказ“ Маршал Советского Союза A. A. Гречко, — не имело опыта боевых действий в горах, оборона и система ее огня организовывались, как правило, только непосредственно на перевале, вместо того чтобы выносить огневые средства на ближние и дальние подступы к нему. Ряд направлений, допускавших подход к перевалам не только отдельных групп, но и целых подразделений противника, не был обнаружен и никем не оборонялся. Это явилось следствием того, что детальная рекогносцировка районов, примыкающих к перевалам, не производилась. Более того, на позициях оставлялось лишь наблюдение, а сами гарнизоны располагались на южных скатах хребта, в населенных пунктах и кочевьях, удаленных от перевалов…»

Связь по ущельям рек Клыч и Кадор от Сухуми до перевала была налажена слабо, и в штабе армии узнали о боях на перевале только 16 августа. В помощь защитникам перевала были посланы 3-й батальон 815-го полка 394 сд, учебный батальон 394-й стрелковой дивизии, отряд Сухумского пехотного училища, о чем упоминалось выше, и отряд НКВД.

В то время автомобильная дорога из Сухуми, проходившая по ущелью, кончалась в Захаровке. Отсюда до перевала нужно было преодолеть еще около 80 километров. Продвижение больших воинских групп шло медленно. А в это время противник продолжал теснить подразделения 815-го полка. Подкрепление подошло тогда, когда был уже занят участок ущелья реки Клыч до водопада. Немного ниже от него по ущелью, в 13 километрах от перевала, находилась промежуточная туристская база «Южная палатка», состоявшая из нескольких небольших деревянных строений. Отсюда передовые отряды противника, уже из 4-й горнопехотной дивизии, используя теперь свое преимущество наступающих сверху, устремились к слиянию Клыча с Гвандрой, в район селения Генцвиш, находившегося в 30 километрах от Клухора по дороге в сторону Сухуми.

Вот что пишет по поводу этих событий в своих воспоминаниях Р. Конрад:

«16 августа, поднимаясь на Клухорский перевал, на развилке горных дорог я встретил командира 1-й горнопехотной дивизии, возвращающегося с рекогносцировки занятого противником перевала. „Обход перевала с запада почти завершен. Завтра мы его возьмем“, — доложил генерал-лейтенант Ланц. Он был уверен в успехе.

Накануне, 15 августа, командиру одной из частей 1 гпд — фон Хиршфельду удалось ввести противника в заблуждение. Дважды переходили его солдаты бурный, сковывающий движения, доходящий до пояса поток ледниковых вод на большом высокогорье. Им удалось обойти отсечные позиции врага. Теперь фон Хиршфельд стоял лицом к лицу с главными силами противника, владевшего седловиной перевала. Обходный отряд фон Хиршфельда силой до двух рот с тяжелыми пулеметами и гранатометами после многочасового восхождения, подвергаясь ежеминутной опасности, овладел господствующим над местностью крутым западным гребнем перевала. Отсюда можно было вести постоянное наблюдение за занятым противником перевалом.

Вскоре положение защитников перевала ухудшилось: опасаясь быть полностью отрезанными от своих и уничтоженными, с наступлением темноты они попытались отойти. В этих условиях фон Хиршфельд провел еще одну атаку, на этот раз с фронта, и в ночном бою овладел перевалом. Но он был недоволен ходом боя, ведь его целью было полное окружение и уничтожение противника. Эта задача не была выполнена…» Бои продолжались.

Против защитников перевала Клухор генерал Конрад послал полк майора Залминтера. О его действиях он пишет: «В последующие дни майор Залминтер в условиях нарастающего вражеского сопротивления прорвался к выходу из труднопроходимого, длиной 15 километров ущелья. 23 августа он выслал в обход 2–3 роты егерей под командованием Пессингера на крутые горные склоны с запада и высокие склоны, где никогда еще не ступала нога человека, с задачей ударить по противнику, оборонявшему выход из ущелья, с тыла…»

Однако противник не ограничился наступлением на Клухор. Немецкие части вышли на соседний с ним перевал Марух и двигались в сторону Хотю-Тау, занимая перевалы на Главном Кавказском хребте от Клухора к Эльбрусу. Этими действиями германские войска прикрывали свой фланг и тылы частей, продвигавшихся к Эльбрусу, и одновременно создавали угрозу тылам наших соединений, находившихся на Военно-Сухумской дороге.

Что касается действий на Клухорском и Марухском перевалах, то дороги, проходившие через них, сходятся в одном селении — Чхалте. Поэтому от успеха действий на одном направлении в значительной мере зависела судьба другого направления. Это учло командование 49-го горнопехотного корпуса, совершая при штурме Клухора обходной маневр через Марух.

Свое наступление на перевалы немцы сопровождали воздушной бомбардировкой Сухуми. Также их самолеты совершали авиаудары по войскам Красной армии, двигавшимся к перевалам.

Date: 2015-11-14; view: 510; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию