Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ГЛАВА 1. История появления и развития развлекательного телевидения в нашей стране





Оглавление

 

 

Введение

Глава 1. История появления и развития развлекательного телевидения в нашей стране

1.1. Развлекательное телевидение в Советский период истории России

1.2 Развлекательное телевидение после развала Советского Союза и образования Российской Федерации

Глава 2. Современное состояние развлекательного вещания на российском телевидении. Жанровая система и тенденции развития

2.1. Современное состояние развлекательного вещания на российском телевидении.

2.2. Жанровая система развлекательного телевидения

Глава 3. Сравнительный анализ федеральных и нишевых каналов на российском телевидении на примере Первого канала и телеканала "Перец"

3.1 Развлекательная составляющая массовых и нишевых телеканалов

3.2 Сравнительный анализ «Первого канала» и телеканала «Перец»

Заключение

Список использованных источников

 

ГЛАВА 1. История появления и развития развлекательного телевидения в нашей стране.

1.1. Развлекательное телевидение в Советский период истории России

 

«Телевизионное развлечение — это сложный процесс, социальная ценность которого при более подробном рассмотрении оказывается несомненной»[1]. Развлекательные программы являются сегодня неотъемлемой частью сетки вещания практически любого телеканала, а их отсутствие – причина появления определенного информационного вакуума для аудитории.

Главная особенность развлекательных программ – их ориентация на определенное количество специфических функций, выполнение которых обуславливает выделение развлекательных программ в отдельную группу. Исследователь феномена развлекательного телевидения С.Н. Акинфиев в своих публикациях выделяет зрительские потребности, при удовлетворении которых передачу можно назвать развлекательной:

1. «получение удовольствия, позитивных эмоций;

2. снятие напряжения (рекреация и релаксация), редукция тревоги;

3. уход от реальности (эскапизм);

4. азарт;

5. эмоциональное осмысление комического (юмор)»[2].

Для верного теоретического обоснования развлекательности телепрограммы, необходимо рассматривать данные элементы только в комплексе, учитывая их взаимозаменяемость и взаимодополняемость.

Таким образом, развлекательные программы – телепрограммы, которые являются одной из форм проведения свободного времени, досуга, позволяющие зрителю без специальной подготовки отдохнуть, снять эмоциональное напряжение за счет получения удовольствия, наслаждения, комфорта и релаксации; для них свойственно сочетание азарта, юмора и определенной доли эскапизма; зачастую их успех связан с игровой и драматургической составляющей.

Развлекательные передачи на телевидении зарождаются в Соединенных Штатах Америки в 50-60 годах XX века. Примерно в это же время начинается процесс становления развлекательного сектора и на отечественном телевидении. Однако пути их развития были совершенно разными. На Западе развитие развлекательного телевидения было бурным – оно достигло своего пика уже в середине 90-х, к этому времени в нашей стране тот же сектор телевидения лишь начинает приобретать современный облик. На это есть ряд причин:

1. Существование в СССР тоталитарного режима, обусловившее существование жесткой государственной цензуры.

2. Синтетическое происхождение, слабая развитость в СССР массовой культуры, развитие которой в середине прошлого века на Западе во многом предопределило появление телевизионного развлечения.

3. Неготовность общества и государства принять развлечение на телевидении, связанная со стереотипностью мышления населения. «Так уж случилось, что долгие годы развлекательная функция искусства явно недооценивалась. Более того, считалось, что подлинное искусство несовместимо с развлечением»[3].

К примеру, известный публицист и исследователь телевидения В.С. Саппак в своей книге 1988 года «Телевидение и Мы» не придает развлекательным передачам никакого социального и культурного значения, хотя и отмечает свой интерес к ним: «Впрочем, есть у нас, на Московском вещании, передачи, которые я всегда смотрю с самым живым интересом. Просто, что называется, не могу оторваться. Может быть, в этом даже неудобно признаться, ибо передачи вроде бы, как и не очень серьезные: не то общеобразовательные, не то развлекательные – словом, викторины»[4].

Причиной подобного отношения к развлечению как таковому может являться «социально-психологическая установка, сформировавшаяся в тот период истории, когда развлечение действительно являлось сферой, не развивающей личность, а отчуждающей её от культуры[5]». Обществу приходилось преодолевать психологические барьеры, которые не позволяли адекватно воспринимать развлечение и рождали неверные стереотипы. Развлечение воспринимали как что-то пустое, лишенное смысловой и эстетической наполненности.

Тем не менее, в 1957 на советском телевидении появляется первая программа, которая по многим параметрам попадала под определение «развлекательная телепередача». «Вечер веселых вопросов» был создан журналистом Сергеем Муратовым по образу чехословацкой передачи «Гадай, гадай, гадальщик», производителем его была «Фестивальная редакция ЦТ». «Вечер веселых вопросов» прекратил свое существование на третьем выпуске по Закрытому постановлению ЦК КПСС после того, как сотни зрителей в зимней одежде (как условие конкурса), пришедшие за обещанным призом, ворвались в телестудию, - в эфире это показано не было. Программа из-за своего нестандартного для советского телевидения формата имела большую популярность и предопределила появление других развлекательных программ, тем самым став точкой отсчета развлекательного телевидения в нашей стране.

В данной работе использована периодизация, предложенная С.Н. Акинфиевым, который выделял в истории отечественного развлекательного телевещания три этапа:

1) 1957 – 1970гг. – зарождение и формирование развлекательного телевидения;

2) 1970 г. – первая половина 80-х годов – время жёсткого партийного контроля на ТВ, приостановившего качественное развитие развлекательного телевещания;

3) вторая половина 80-х годов – переходный период, начало становления российского развлекательного телевидения»[6].

Появление в 50-е годах двадцатого века первых развлекательных передач происходит на фоне определенных изменений на телевидении. Его развитие в нашей стране начинает проходить не только интенсивным, но и экстенсивным путем. Телевидение постепенно осваивает собственные средства выразительности. Как отмечает историк И.Г. Кацев, именно выделение этого периода обозначает разрыв «с прежней, количественной методологией оценки эволюции телевидения и переносит акцент на творчески-художественную его основу»[7].

Первый этап в первую очередь ознаменован появлением такого значимого телевизионного, а впоследствии и социокультурного феномена, как «Клуб веселых и находчивых». КВН, вышедший впервые 8 ноября 1961 года, являлся молодежной телевизионной игрой, «представляющей собой одну из диалогизированных форм персонифицированного сообщения»[8], основанной на импровизации участников.

КВН заключал в себе основные черты развлекательной программы:

1) ориентация на азарт, юмор и релаксацию;

2) значимая роль харизматичного ведущего (после того, как первый ведущий Альберт Аксельрод ушел из программы, постоянным ведущим этой игры стал Александр Масляков);

3) игровая и драматургическая составляющие («КВН – развлекательный молодежный театр. Для этого жанра нужны две вещи: амфитеатр с аудиторией и сценическая площадка, на которой разворачивается зрелище»[9]).

Однако нельзя рассматривать КВН как передачу, выполнявшую только рекреативную функцию. Стоит отметить ее социальную направленность, свойственную многим отечественным развлекательным телепередачам. «По сути своей КВН был тщательно замаскированным политическим ток-шоу. Первые годы он шел в прямом эфире и позволял иногда в форме шутки откровенную критику существующих порядков. КВН долгие годы был едва ли не отдушиной для интеллигентной молодежи»[10].

Участники программы позволяли себе иронизировать над советской действительностью и идеологией, так как именно подобные шутки вызывали наибольший интерес у телезрителей, что вызывало негативное отношение к КВН у руководителя ЦТ Сергея Лапина. Это привело к отмене выхода программы в прямой трансляции. Появление же видеозаписи позволило руководящим работникам «идеологического фронта» вырезать из любых телепередач, в том числе и КВН, нежелательные для них моменты. Популярность КВН стала резко падать, а в 1973 году передача из-за своего «сомнительного» юмора прекратила свое существование. Судьба этой передачи проиллюстрировала положение дел в стране. «Деятельность телевидения находилось в прямой зависимости и от политической, и от экономической ситуации в стране[11]», что повлияло на дальнейшее развитие развлекательных телепередач.

Уникальность «Клуба веселых и находчивых» заключалась в том, что “развлекательная программа, включив элементы познавательности, пронизав себя током злободневных проблем, стала возмутителем спокойствия, явила на свет истинные функции телевизионного искусства, как лирико–публицистического искусства, формирующего и отражающего общественное мнение [12]”. Кроме того, «возможности раскрытия на телеэкране личности, включенной в импровизационные действия, выявленные и развитые в передачах КВН[13]» были затем использованы в ряде других развлекательных программах отечественного телевидения: «А ну-ка девушки!», «Алло, мы ищем таланты», «Семь раз отмерь...», «Мастер – золотые руки» и других.

Необходимо выделить еще одну программу первого периода, которая также относилась к новым формам вещания и имела развлекательную направленность – «Голубой огонек», вышедший в эфир впервые 5 апреля 1962 года как «Телевизионное кафе». Название еще несколько раз менялось: вначале – «На огонек», затем – «На голубой огонек», и только потом получила привычное название. Телепрограмма выходила каждую неделю, а ее содержание составляло общение в кадре и различного рода концертные номера. «Телевизионное кафе» представляло собой предпосылку появления такого развлекательного жанра, как шоу.

Популярность тепелепередачи объясняется новизной для зрителя, который обрел возможность «систематически общаться с людьми, находящимися в условиях, максимально приближенной к той обстановке, в которой находился сам телезри­тель»[14]. Концепция передачи-беседы за столиками еще не раз использовалась на советском телевидении –

«Горизонтали и вертикали», «Литературный вторник», «Устная библиотека поэта» - и получила признание аудитории.

Однако если развлекательная составляющая соседствовала с «серьезной» тематикой, то это все также вызывало осуждение. В статье «Человек, которого нет» (написана совместно с Георгием Фере), опубликованной в газете «Советской культуре» 16 января 1965, телекритик Сергей Муратов пишет, что «серьезные пе­редачи быстро освоили нехитрые формы эстрадной подачи материала: вступительная песенка, веселая заставка, рисованные человечки и так далее. Детища этих смешанных бра­ков порой симпатичны, но чудо­вищно походят один на другого. Очевидно, близнецы эти и являют­ся любимыми передачами «средне­го зрителя»[15].

Подобные телепередачи подвергаются критике, так как информация и мнения становятся лишь фоном для зрителя, «слишком рассудительного для легкой про­граммы и слишком легкомыслен­ного для научной беседы. На того, кто интересуется всем понемнож­ку, а это значит — ничем всерьез»[16].

По мнению Муратова негативным для общества является и обратный процесс, когда «в передачи развлекательного характера при­вносится определенная порция тяжеловесной информации, кото­рая в ряде случаев оборачивается откровенной профанацией больших идей»[17]. «Черная рамка телевизионного экрана превращалась в траурную рамку для заживо похороненных замыслов. На­чиналась неуловимая девальвация эстетической ценности передач»[18], - констатирует автор.

Завершающая фаза тотального контроля и регламентации телевизионного контента наступила в начале семидесятых годов, ознаменовав собой начало второго этапа развития отечественного развлекательного телевидения. «Средства массовой коммуникации погружались в эпоху «общественной немоты», где телевидению была уготована роль застрельщика»[19].

Телевидение использовалось государством для пропаганды собственной идеологии и стало по-настоящему «массовым» средством информации. Причем важным критерием здесь выступает не только количественный показатель аудитории, но и признание телевидения «самостоятельным, мощным социальным институтом, чья деятельность серьезно влияет на идеологическую и психологическую атмосферу в обществе»[20].

В условиях цензурного гнета социальный и политический подтекст на телевидении был практически сведен к нулю. Потребность же в развлечении, релаксации, азарте среди телезрителей оставалась сильной – именно в этот период на телевидении вышла еще одна знаковая программа - «Что? Где? Когда?», автором и ведущим которой был Владимир Ворошилов. Новаторские идеи Ворошилова воплотились в первой программе-представительнице жанра интеллектуальной игры.

Игра как это одна из основных форм жизнедеятельности человека представляет для телезрителя огромный интерес. «Приоритет всеобщих человеческих качеств над специальными и свободная импровизация, выбор, владение ими - вот еще одна структурная коренная черта всякой игры. Она и роднит игру с самой жизнью»[21], - писал сам Ворошилов в своей книге «Феномен игры».

Играизация деятельности является также важной составляющей развлекательной программы. Играизацию можно определить, как «внедрение принципов игры, эвристических элементов в прагматические жизненные стратегии, что позволяет индивидам посредством саморефлексии достаточно эффективно выполнять основные социальные роли, адаптироваться к «обществу в действии»[22].

«Легкость, импровизационность, с одной стороны, и жесткие правила - с другой. Это первый закон игры. Но есть еще нечто пронизывающее все разновидности, все категории игры. Есть еще одно качество, одно свойство, без которого любая игра - не игра. Свойство это - удовольствие, наслаждение, удовлетворение от самого участия в игре[23]». Таким образом, в игре сочетались культурно-просветительская, интегративная и рекреативная функции.

«Что? Где? Когда?» стала настоящим явлением не только советского телевидения, но и всего «доперестроечного» периода в истории СССР. Придуманный Ворошиловым формат получил огромную популярность и внес новые черты в жанр телевикторины. Особенностью игры было командная составляющая, ориентированность не столько на эрудицию игроков, сколько на рациональное, логическое мышление. «В результате мы получили открытый мыслительный процесс в процессе шоу»[24].

Велика была и роль ведущего. «Ворошиловское отсутствие в кадре - еще одна гениальная для телевидения придумка. Не появляясь в кадре, Ворошилов оставался гигантской личностью, магистром, даже магом, волшебником Изумрудного города»[25].

Уникальность игры состояла и в том, что она явилась толчком для создания других телеигр. Трансформационным молодежным вариантом «Что? Где? Когда?» стал «Брейн-ринг», также проекты «Умники и умницы», «Колесо истории» и другие «свидетельствует, что далеко не всегда лишь богатые призы и возможность легко их выиграть подталкивают людей к этой форме творческой игрореализации»[26].

Отличительной особенностью двух знаковых для отечественного развлекательного телевидения – «Клуба веселых и находчивых» и «Что? Где? Когда?», появившихся в разное время и в разных условиях, - является их абсолютная аутентичность, уникальность.

В сложных условиях цензуры все же появлялись развлекательные программы, ориентированные на молодежь («А ну-ка, парни», «А ну-ка, девушки» и с музыкальным уклоном («Утренняя почта») и т.д.

В конце 80-х годов наша страна встала на путь грандиозных социальных и политических изменений. «Перестройка – политика руководства КПСС и СССР, провозглашенная во второй половине 1980-х годов и продолжавшаяся до августа 1991 г.; ее объективным содержанием была попытка привести советскую экономику, политику, идеологию и культуру в соответствие с общечеловеческими идеалами и ценностями; осуществлялась крайне непоследовательно и, вследствие противоречивых усилий, создала предпосылки для краха КПСС и распада СССР»[27]. В это время серьезные перемены начались в телеэфире.

«Сформированная десятилетиями борьбы с инакомыслием и инакочувствием, самозамкнутая система авторитарного телевидения терпела крах»[28]. Пошатнулись многие устои советского телевидения, в том числе и так называемая концепция «среднего зрителя», которая позволяла государству навязывать людям телевизионный контент.

В новых социальных и экономических условиях производитель телевизионного продукта, главным образом развлекательного, был обязан основываться на вкусах аудитории. Это отношение усиливалось тесной связью развлечения с массовой культурой – ее бурное развитие на Западе стало возможным из-за того, что в 20 веке у людей появилось больше свободного времени. Происходила постепенная интеграция западной массовой культуры.

По словам известного кинорежиссера А. Кончаловского, «в ХХ веке произошли радикальные перемены в самой ориентации развития культуры: из познавательно-просветительской она стала по преимуществу развлекательной»[29].

Во время Перестройки стало возможным появление совершенно новых телевизионных форматов. На советском телевидении стали появляться передачи, по жанру являющиеся ток-шоу (такое определение еще не применялось) – телепрограммы с гостями в студии, которые могли обсуждать предложенную проблему. К ним можно отнести «Музыкальный ринг» Максимовой, «12 этаж» Сагалаева, «Взгляд», в котором трудились многие известные журналисты – В. Листьев, А. Любимов, Д. Захаров и другие. Однако последние две программы имели слишком большую социально-политическую направленность.

В. Егоров в свое книге «Телевидение: страницы истории» пишет: «Мы придумывали новый жанр, но не сумели дать ему название, а ведь жанр как память культуры начинается с того, что ему дают имя. Это имя дали, но не у нас: ток-шоу, разговорное зрелище. Ток-шоу расплодились на современном телевидении в невероятных количествах – политические, семейные, женские, развлекательные, эротические, музыкальные, молодежные, познавательные и т.д. Каждый уважающий себя телеведущий считает долгом иметь свое ток-шоу. Их можно понять. При относительной дешевизне производства этот жанр потрясающе эффективен. Ничего удивительного, ведь он покоится на фундаментальных основах театра, а театр – это сама жизнь. Правильно сказал Шекспир: «Весь мир – театр»[30].

Жанр ток-шоу был новым для нашего телевидения. «Пока не было определенных его границ (да и самого термина), в нем присутствовало общественное и духовное напряжение, происходили серьезные открытия, не только творческие, но и социальные»[31]. Постепенно ток-шоу все больше и больше уходили в сторону развлекательности.

«За короткий срок отечественное телевидение проделало гигантский путь преобразований: вырвалось из-под диктата большевистской доктрины, одновременно покончив с таким позорным явлением, как государственная политическая цензура; перестало быть партийно-государственной монополией, опробовав почти все формы собственности (акционерную, частную и проч.); произошло разделение телекомпаний на программо-производителей (продюсерские фирмы) и вещателей (появились даже посредники между первыми и вторыми – дистрибьюторы); в результате возник рынок программ – конкуренция в этой области должна способствовать насыщению рынка зрительских интересов»[32].

Таким образом, в советский период развлекательное телевидение прошло три этапа, в течение которых развивалось и видоизменялось, находя новые жанры и формы, меняя свою тематическую и идеологическую направленность. Говоря о периодизации советского телевидения, историк И.Г. Кацев отмечает, что эволюция телевидения на «прослеживается от технологических – к политическим, а от них – к социальным приоритетам в своем развитии». Это, несомненно, можно отнести и к развлекательному сектору телевещания. Развлечение на телевидении, несмотря на свою кажущуюся отстраненность от актуальных проблем, даже в условиях политического гнета и последовавшей неопределенности в полной мере реагирует на все изменения в жизни общества, перерабатывая и переосмысливая их.

 

1.2. Развлекательное телевидение после развала Советского Союза и образования Российской Федерации

 

В нашем исследовании предлагается разделение истории российского периода развлекательного вещания на два этапа – переходный этап (1991 - 2001) и современный (2001 – по настоящее время). Именно на стыке веков произошли значимые изменения, определившие дальнейшее развитие развлекательного телевидения в нашей стране.

За короткий период после развала Советского Союза и образования Российской федерации телесистема России проделала огромный путь преобразований: исчезла партийно-государственная монополия на телевидение, было покончено с государственной цензурой, произошло разде­ление телевизионных компаний на программопроизводителей и вещателей (также по­явились дист­рибьюторы – посредники между ними), в сфере телевидения появилось сразу несколько форм собственности (частная, акционерная, государственная), «в результате возник рынок программ — конкурен­ция в этой области должна способствовать насыщению рынка зрительских интересов»[33].

Кроме того, за довольно короткий срок телевидение трансформировалось из средства агитации и пропаганды в коммерчески прибыльную отрасль. Это можно объяснить несколькими субъективными факторами:

- неспособность государства полностью регулировать только зародившийся в стране медиабизнес;

- возможность использования опыта зарубежных коллег, которая отсутствовала в период советской власти;

- возможность использования новейших технологий и технической базы: «В СССР существовала гигантская по своим масштабам, практически не имеющая аналогов мировой практике унифицированная техническая система распространения телевизионных программ по всей необъятной территории страны, имеющей сдвиг по времени в шесть часовых поясов»[34].

Однако быстро проявились и негативные стороны изменений. С одной стороны, в творческом процессе происходил поиск новых форм и интересных творческих решений, обусловленные появившейся свободой авторского самовыражения. С другой стороны, неожиданно появившийся простор для творческих начинаний был либо неверно использован, либо променян на коммерческий успех, «общее впечатление от характеристик этого периода – сумбур, снижение профессионализма, примитивизация»[35].

Эти факторы напрямую повлияли на развитие развлекательного телевидения: «добровольная самоизоляция от мировой телепрактики приве­ла к провинциализму и жанрово­му убожеству, отличающему - за редкими исключениями - отечественную теледраматургию и режиссуру, не говоря уже об удручающем уровне развлекате­льных передач»[36].

Российское телевещание как правопреемник советского телевещания в начале пошло по легкому пути использования форматов западных развлекательных передач, отказавшись создавать свои собственные проекты, тем самым не воспользовавшись социально-экономическими и культурными переменами, произошедшими в обществе. Показательным примером может служить капитал-шоу (так определяют жанр создатели программы) «Поле Чудес». Популярная американская викторина «Колесо фортуны» стала основой для не менее популярной в России телеигры, идущей на отечественном телевидении до сих пор.

Кроме того, значительно потеряла свои позиции государственное телевидение. «Именно коммерческие телекомпании первые использовали зрительскую потребность в развлечении с помощью викторин, телеигр, в то время как государственное телевидение в оче­редной раз продемонстрировало свою неспособность быстро от­реагировать на новые веяния»[37].

Далеко не все развлекательные программы, созданные в 90-х годах, заслужили популярность. «Все (или почти все) бесчисленные премьеры развлекательных передач, на которые уходили громадные деньги, оказывались пустышкой, они держались на экране в течение нескольких месяцев, максимум одного сезона, а затем оказывались забытыми. Причем с неприятным послевкусием громкого, позорного провала»[38].

Ориентированность на массового зрителя, попытки угодить представителям всех социальных слоев, всех возрастов, имеющим разные интересы, погоня за рейтингом - основные характеристики состояния развлекательного телевидения начала 90-х годов. «Массовое общество требует не культуры, а развлечений. Телевидение становится наиболее прибыльной областью шоу-бизнеса. Никогда произведения не были столь чудовищно плохими и такими хорошими. Они стали лучшим развлечением, но худшим искусством»[39].

После распада СССР перед создателями телевизионного продукта появилась возможность использовать опыт Запада, что повлекло за собой появление на российском телевидении копий американских и европейских проектов, в том числе и таком значимом в период Перестройки жанре, как ток-шоу.

«Ток-шоу стали существовать как «кальки» западных телепрограмм, копируя не только их основные признаки (легкость разговора, артистизм ведущего, обязательное присутствие аудитории), но и развлекательность как элемент коммерческого успеха»[40].

Знаковым для жанра ток-шоу стал 1996 год. Тогда на телеканале НТВ выходит первое по-настоящему развлекательное ток-шоу «Про это», а на ОРТ – передача В. Комиссарова «Моя семья». С ними меняется понимание жанра ток-шоу на отечественном телевидении. Сегодняшние передачи уже лишены во многом той общественной значимости, которая была присуща «перестроечным» «ток-шоу». Однако они до сих пор играют значительную роль в жизни общества – политический акцент ток-шоу сменился на социальный и бытовой.

Впоследствии на отечественном телевидении выходит еще множество ток-шоу на совершенно разную тематику: «Профессия», «Карьера», «Один на один», «Мужчина и женщина», «Мы», «Мое кино», «Чрезвычайный канал», «Пресс-клуб» (с участием журналистов), «Акулы пера» с участием музыкальных критиков.

Примером популярной развлекательной юмористической программы служит «Белый попугай». Рейтинг передачи, по сути, напрямую зависел от участия знаменитостей из творческих кругов. Популярные актеры, певцы, телеведущие вместе с Юрием Никулиным в роли ведущего в режиме легкой импровизации, без какой-либо продуманной драматургии рассказывали анекдоты. Без использования новых жанровых форм, драматургических решений и оригинальной концепции программа, тем не менее, имела высокие рейтинги.

Постепенно развлекательный сектор стал наиболее успешным с коммерческой точки зрения, и создатели телеконтента ориентировались, в основном, на рейтинг. С одной стороны, последовал бурный рост и развитие развлекательных телепрограмм, с другой – уход в тень художественно-публицистических жанров, документальных телефильмов и постановок. «Переход от диктатуры идеологии к диктатуре рейтинга только поначалу мог показаться отечественной публике чуть ли не скачком из царства необходимости в царство свободы. Действительность оказалась намного печальнее»[41].

В 90-е годы заметно резкое увеличение количества развлекательных программ («Любовь с первого взгляда», «Угадай мелодию», «Империя страсти», «Сам себе режиссер», «Счастливый случай», «Звездный час», возрожденный «КВН», «Я сама», «Моя семья»), подавляющее большинство которых было снято в жанре телеигры (викторины), а затем и ток-шоу.

Превращение телевидения в нашей стране в сферу свободного предпринимательства вызвало бурное развитие массовой культуры, а телевизионная продукция стала товаром. Именно развлекательное телевидение стало создавать образцы культурных ценностей, но зачастую они далеки от реальности или искажены, что связано, в том числе с эстетикой постмодернизма, оказавшей «существенное воздействие на специфику телевидения: телевизионные передачи стали восприниматься как реальность, а жизнь общества – как зеркало ТВ. Символом постмодернистской эстетики стал полиэкран. Развлекательность, зрелищность, серийность постмодернистской телевизионной культуры, изменили психологические установки аудитории»[42].

Однако еще в середине 90-х на отечественном телевидении появилось несколько новаторских программ. Зачастую развлекательному телевидению противопоставляют телевидение общественно-политическое, таким образом, определяя развлечение как часть сетки вещания, которая исключает все идеологизированное и политическое. Однако подобное мнение не может быть верным, хотя бы из-за того, что телевидение не может существовать вне социума. «Развлечение несёт в себе идеологию – образа жизни, моделей проведения досуга, восприятия реальности и.т.д. Поэтому правильнее будет сказать, что развлечение всё-таки включает в себя политику, но как бы выносит её за скобки»[43]. Ярким примером этого является программа «Куклы», выходившая на канале в 90-х годах на НТВ.

Программа «Куклы» являлась телевизионным памфлетом, состояла из коротких юмористических фрагментов, зарисовок, беглых карикатур. «Куклы» сочетали в себе развлекательную составляющую и социально-определенную, политическую сатиру на действия правительства и отдельных политиков. «Смех, которым отмечает зритель попадание создателей «Кукол» в отдельных деталях, затем, по мере того, как понимаешь, насколько серьезно и по делу выступают сатирики, затихает. На смену ему приходят раздумья, скорее грустные, нежели веселые. Приходит понимание несовершенства всей нашей жизни»[44].

Сатира на телевидении была и во времена Советского Союза. Примером может служить киножурнал «Фитиль», однако в отличие от политически направленных «Кукол» высмеивал социальные и человеческие пороки и носил нравственно-поучительный характер.

Первой на отечественном телевидении телепередачей, чьи авторы попытались сочетать развлечение и информативность (здесь видны предпосылки появления в России такого явления как «инфотеймент»), была программа «Времечко»

«По первоначальному замыслу Л. Новоженова и его товарищей предполагалось, что новости эти будут принципиально отличными от тех, к которым мы привыкли. Шутливые, странные, может быть, даже нелепые. Такие, что станут мячиками в игре-перекидке остротами между журналистами и зрителями»[45]. Элементы игры были особенно важны для этой информационно-развлекательной программы – своеобразная подача информации как «неновостей» («Сегодня в программе вы не узнаете…» как первоначальная фраза), интерактивность, зрители как источник информации. «Л. Новоженов привнес в передачу атмосферу «хохмачества», причем, нередко импровизационного, сиюминутного»[46], что не мешало поднимать во «Времечке» остросоциальные проблемы.

Передачей, рискнувшей впервые в России сделать ставку на инфотейнмент, стала «Намедни» Леонида Парфенова, выходившая с 2001 по 2004 год. Основная задача программы, которая определялась как «панорама главных новостей недели, их экспресс-анализ, обсуждение, выявление причинно-следственных связей и тенденций»[47], не несла в себе революционных идей. «Нетипичными для российского телевидения были методы предъявления информации, положенные в основу концепции программы, такие как сокращение времени сюжета, метафорически-образная трактовка событий, «овеществление» новости, повышенный интерес к деталям, нетипичным героям и нетипическим обстоятельствам»[48].

По словам шефа-редактора НТВ Николая Картозии, «при разработке концепции программы журналисты сознательно ориентировались на американский опыт»[49].

«Наиболее полно возможности infotainment раскрываются в фирменном "блюде" программы "Намедни", которое в редакции называют "трип", или "погружение". Первое название подчеркивает форму путешествия с кем-то, чья социальная практика иная, нежели у основной аудитории. Второе отражает степень проникновения в тему»[50].

В «Намеднях» активно использовался монтаж. Использовались такие приемы, как «монти-пайтон» – «вживление» анимированных образов в документальные кадры – и интервью-клип – короткое аудиовизуальное произведение, рассчитанное, на эмоциональное восприятие. И хотя «Намедни» прекратили свое существование, «влияние программы на отечественное телевидение продолжается, т.к. концепции и приемы, разработанные в ней, сегодня используются многими журналистами»[51].

Таким образом, в 90-х годах прошлого века развлекательное телевидение России находится в процессе становления, идет поиск новых форм и жанров развлечения. Уже заметно на телевидении сочетание в одной программе различных функций – развлекательной и информационной, развлекательной и социально-ориентирующей, однако это всего лишь разовые случаи. Жанровая структура еще скудна и слабо развита.

Достаточного количества и разнообразия развлекательные передачи достигли только в последние 10-15 лет в период становления нового отечественного телевещания. «Планомерное формирование развлекательного сектора начинается лишь в период последнего десятилетия XX в - начала XXI вв. с бурным развитием таких жанров как семейное ток-шоу, реалити-шоу, появлением целого ряда юмористических передач и телеигр, а также передач, находящихся на стыке спортивного и развлекательного телевидения»[52].

Во многом это связано с общими тенденциями развития современного мирового общества, которое «постепенно переходит из непосредственно трудовой, индустриальной, даже постиндустриальной цивилизации в информационную, медийную, виртуальную. А в ней досуг, отдых играют огромную роль»[53].

Значимое событие для российского телевидения произошло 2001, когда в эфире появилось первое реалити-шоу – программа «За стеклом», выходившая на ныне не существующем канале ТВ-6, которая имела высокие рейтинги, а ее участники одно время были весьма популярны. Зрители могли наблюдать за «реальной» жизнью другого человека, не выходя из своего дома, и даже вершить его судьбу, проголосовав за участника, тем самым, оставив его в проекте.

Новый формат развлечения имел большой успех, так представлял собой совершенно иной телепродукт. В викторинах и телеиграх игровой процесс всегда шел отстранено. В реалити-шоу же игра неразрывна была связана с реальностью, хоть и искаженной, что вызвало неоднозначную общественную оценку.

Еще один реалити-проект, появившийся вскоре на отечественном телевидении, так же играет важную роль с развитии отечественного телевидения. В «Фабрике звезд» реалити-составляющая была совмещена с музыкальной. Являясь калькой с европейского телепроекта, «Star Academy», шоу имело такую же популярность, но в то же время и подверглось жесткой критики. Отрывок из статьи «Полуфабрикаты» газеты «Новое время» от 24 октября 2002 года: «Российское телевидение продолжает играться в реальные шоу». Только все не без труда пережили эпопею-тягучку «застеколья», как нам сразу предложили очередную вариацию на тему. Сразу два центральных канала запустили шоу-комбайны по производству музыкантов-самородков»[54].

Несмотря на смешанную реакцию, «За стеклом» и «Фабрика звезд» стали знаковым явлением на российском телевидении, предопределив дальнейшее развитие «реального» телевидения в России.

Неофициальный статус «первого развлекательного канала» закрепил за собой СТС (Сеть телевизионных станций). Еще в конце 90-х СТС позиционировал себя как молодежный канал. Значительную часть вещания составляли иностранные сериалы. «Понятно, что в силу своих иностранных корней СТС представляет собой некий гибрид, адаптированный к местным условиям вариант добротно слепленного среднестатистического "их" канала general entertainment. Каковых в мире большинство. До сих пор у нас такие каналы назывались "семейными"[55].

По словам тогдашнего генерального директора Сергея Скворцова: «Мы не хотим быть не с кем политически ассоциированы. Новости — не наша профессия, эротика тоже… Мы рассматриваем телевизор как инструмент развлечения, а не манипулирования общественным сознанием"[56]. По его мнению, аполитичный канал намного ближе российской провинции.

На начало вещания в 1996 году технологии передачи сигнала СТС отличались качеством, мобильностью и компактностью и гарантией прохождения в регионах программных и рекламных блоков. «СТС, по всей вероятности, единственное на сегодня цифровое телевидение, работающее в масштабах страны»[57].

Ключевым моментом для СТС в плане развития стал приход в 2002 году на должность генерального директора Александра Роднянского. Именно при нем прошла смена концепции канала, требовавшаяся для увеличения рейтингов – он кардинально изменил программную стратегию. «Когда я согласился на предложение возглавить телеканал СТС, мне было понятно, что наступает конец дискуссионно-информационной эпохи. Вся политическая информация, будучи частью политических технологий, привела к усталости огромной части аудитории. И у меня накопился объем идей телевидения для среднего класса»[58].

Главными направлениями развития канала стали:

- главенство развлекательного контента («Для вас телевизор - один из возможных источников позитивного хорошего настроения... Причем мы не относимся к развлечению как к безделью. Это ткань жизни, это самореализация человека в условиях свободного выбора»[59]);

- отказ от низкокачественного контента («Невероятно, но факт: вскоре после своего появления на СТС в качестве генерального продюсера Александр Роднянский убрал из эфира программу "Окна" - "золотую жилу", хит канала, собиравший баснословный рейтинг: "Это сукно не моей мануфактуры". Недолго просуществовал на СТС и "Большой куш" - по той же причине: некачественно, "желтизна", зашкаливающая все возможные пределы, не есть главный признак развлечения»[60]);

- создание собственного качественного контента, в том числе передач с элементами инфотейнмента («Поскольку я большой любитель телевизионной болтовни, мне казалось, что он может сделать интересный такой формат, который только сейчас набирает обороты. Сочетание новостей и шоу»[61]) – «Детали», «Истории в деталях»;

- ориентация на определенный сектор аудитории (изначально это была молодежь, но «достигнув аудитории в 5%-6%, стало ясно, что это потолок для такого позиционирования – молодежь смотрит телевизор меньше всех целевых групп. В 2003 году телеканал стал ориентироваться на более возрастную и женскую аудиторию»[62].)

По словам Роднянского также на новую концепцию канала влияние оказали изменения в социально-политической сфере российского общества: «К тому же закончился определенный период, что-то политическое произошло. Если в 2002-м аудитория верила в лучшее, то в 2004-м ­стали наступать другие настроения. Страна в целом начала меняться»[63].

Таким образом, в начале 21 века развлекательная функция на российском телевидении достигла своего апогея – произошло увеличение количества соответствующих передач, пользующихся большой популярностью у аудитории, появление новых форматов (в том числе реалити-шоу) и развитие старых жанров.

Рекреативная функция превратилась из дополнительной в системообразующую, что обусловило появление каналов нового для нашей страны типа – развлекательных. Показательным примером такого канала является СТС, пытающийся наполнять сетку вещания высококачественным развлекательным контентом собственного производства, направленным на определенную аудиторию.

Таким образом, отечественное развлекательное телевидение прошло долгий путь становления. Советский период можно условно разделить на 3 этапа: на первом происходит появление и начальное развитие развлекательных программ, второй связан с цензурным гнетом, под которые попало все наше телевидение. Третий ознаменован началом Перестройки и все большим социальной направленностью телевидения. В российском периоде выделяется два этапа. Переходный этап отмечен довольно низким качеством развлекательного сектора, связанным с отсутствием опыта в создании такого рода контента и неразборчивостью аудитории; только начинает выстраиваться жанровая система развлекательного телевидения.

Современный этап связан окончательным формированием развлекательного сектора на отечественном телевидении, а также проникновение развлечения в другие его секторы.








Date: 2015-11-14; view: 2205; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.021 sec.) - Пожаловаться на публикацию