Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические особенности подросткового возраста





Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

По определению, данному в «Педагогическом энциклопедическом словаре» подростковый возраст определяется как «период развития детей от 11-12 до 15-16 лет».

Границы подросткового возраста достаточно условны, некоторые специалисты считают, что подростковый возраст длится до 16-18 лет. Подростковый возраст называют также переходным возрастом, т.к. он характеризуется переходом от детства к взрослости.

Этот период характеризуется двумя противоречивыми тенденциями развития. С одной стороны, этому возрастному этапу свойственны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и положительными факторами: возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.

Между тем в психолого-педагогической литературе стало традиционным обозначать этот возраст в терминах «трудный», «критический», «конфликтный», «переломный» и т.п. При этом до сих пор бытует мнение, что причины кризиса - в физиологических изменениях подростков.

Подростковый возраст характеризуется глубокими как физиологическими, так и психологическими изменениями, и отличается особой склонностью подростков к разнообразным нарушениям в поведении, в том числе и в агрессивных действиях. В подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Различные изменения, характерные для подросткового возраста, делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Психологические трудности, возникающие в старшем возрасте берут свое начало в нарушениях, возникающих в период отрочества и в более ранние возрастные периоды. Рост проявлений агрессивности в пубертатном периоде, когда происходит социализация и становление личности, формируются межличностные отношения, вырабатываются морально-этические принципы, вызывает особую тревогу.

В результате воздействия социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений подростка с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учебе, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростков своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Психологическую базу для данного новообразования составляет наличие определенных способностей и потребностей. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Однако в процессе общения могут возникать различные затруднения.

Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. Начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате этой борьбы возникает кризис подросткового возраста.

Еще одной особенностью подросткового возраста является возникающие проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и желание узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Подростки начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует юношу к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.

Для понимания агрессивного поведения подростков важен анализ соотношения самооценки и внешней оценки референтных лиц. Так, если не удовлетворяется потребность в признании и уважении, то у подростков проявляются такие формы агрессии как раздражительность, обида, физическая агрессия.

Кроме того, необходимо акцентировать внимание на том, что говорить о подростковом агрессивном поведении неуместно вне контекста социальной некомпетентности подростка. У подростка есть желание вести себя, как взрослый мужчина или взрослая женщина, но не всегда понятно, что именно надо делать. И в силу недостаточной компетенции складывается поведение, которое взрослыми интерпретируется как агрессивное.

Подростковый возраст характеризуется также и сексуальной доминантой. В данном возрасте сексуальность становится жизненно важной проблемой. Хотя интерес к вопросам пола возникает у детей задолго до этого, он поначалу не связан с эротическими переживаниями, а является выражением обычной любознательности: ребенок хочет знать, что представляет собой сфера жизни, которую взрослые так тщательно скрывают. В переходном же возрасте интерес к вопросам пола становится напряженным и личным. Помимо простого знакомства со своим телом идет активное его освоение, в ходе которого человек воздействует на тело и зачастую переделывает его. Методами такого воздействия являются и спорт, включая бодибилдинг, и различные способы украшения тела - тату, пирсинг, а также эксперименты со внешностью (макияж, цвет волос, различные украшения, маникюр, прическа и т.д.). Такая «работа над собой», часто воспринимающаяся взрослыми в качестве агрессивной настроенности подростка, скорее является не более чем одним из экспериментов на пути познания себя. Соответственно, внешность подростка играет для него важное значение, и любая ее критика взрослыми, вызывает проявления агрессивного поведения со стороны подростка.

Внутри подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14 - 15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика - 11 лет и 13 лет.

Для подросткового возраста характерна смена форм проявления агрессии. Психолог Л.М. Семенюк приводит данные, свидетельствующие о различном проявлении агрессивного поведения подростков на разных стадиях этого возраста. У детей 10 - 11-летнего возраста преобладает физическая агрессия и менее всего выражена агрессия косвенная. У подростков 12 - 13 лет наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической, а также вербальной агрессии. Что касается 14 - 15-летних подростков, то на первый план у них выходит вербальная агрессия, а физическая и косвенная повышаются несущественно, так же как и уровень негативизма.

В силе проявления агрессивных реакций существуют и половые различия. Мальчики отличаются преобладанием реакций физической агрессии, в то время как девочки с возрастом чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии: вербальному, косвенному и негативизму.

Подростки с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, объединены следующими общими чертами: бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присущи эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети интеллектуально и социально развитые. У них агрессивное поведение выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.

Агрессивное поведение, с одной стороны, служит способом самозащиты, отстаивания своих прав. Выраженное в приемлемой форме, оно играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать новое, формируя в данном случае социально-позитивное, динамическое поведение, способствующее сохранению и автономности личности. С другой стороны, агрессивность в форме враждебности формирует нежелательные черты характера - либо задиры, хулигана, либо труса, боящегося постоять за себя, и трансформируется в делинквентное или криминальное поведение.

 

Заключение

Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции агрессивного поведения подростков позволило сделать заключение о том, что коррекция агрессивного поведения школьников носит комплексный характер и предполагает работу не только с самим ребенком, но и с его непосредственным окружением: семьей, педагогами, сверстниками.

Коррекция агрессивных проявлений подростка направлена на формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими, навыков саморегуляции своего поведения, обучение контролю и управлению гневом, развитие эмпатии. Работа с педагогами нацелена на информирование о путях диагностики, профилактики и коррекции агрессивных проявлений школьников, развитие навыков взаимодействия с агрессивными школьниками, обучение саморегуляции эмоционального состояний.

Работа с семьей агрессивного подростка предполагает преодоление эмоционального дискомфорта в семье, обеспечение благоприятных условий для самоутверждения, обесценивание агрессивных действий, воспитание социально приемлемых способов разрядки избыточной энергии, аффективного состояния гнева, фрустрации, формирование толерантности, миролюбия, эмпатии, обучение конструктивным формам взаимодействия.

 

Список используемой литературы

 

1.Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 816 с. - ISBN 978-5-17-055693-9.

.Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с. - ISBN 5-88782-294-5.

.Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. - М.: Педагогика, 1991. - 142 с. - ISBN 5-7155-0410-4.

.Воробьева, К.А. Профилактика агрессивности в подростковой среде / К.А. Воробьева // Воспитание школьников. - №6. - С. 55 - 61.

.Глебов, В.В. Профилактика агрессивного поведения подростков / В.В. Глебов, М.В. Рязанцева // Профессиональное образование. Столица. - 2008. - №5. - С. 16 - 17.

.Гуляева, К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и её коррекция / К.Ю. Гуляева // Омский научный вестник. - 2007. - №3. - С. 107-110.

.Иванова, Е.А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста / Е.А. Иванова // Сибирский психологический журнал. - 2005. - №21. - С. 85 - 88.

.Кадыржанова, Ж.Е. Условия и факторы возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте / Ж.Е. Кадыржанова // Вестник ВЭГУ. - 2010. - №1. - С. 99-103.

.Креч, Д. Элементы психологии / Д. Креч, Р. Кратчфилд // Вопросы психологии. - 1992. - №1. - С. 84-98.

.Кузнецова, С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. - 2010. - №4. - С. 84-90.

.Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. Изд. 2-е стереотип. / Ю.Б. Можгинский. - М.: «Когито-Центр», 2008. - 181 с. - ISBN:978-5-89353-246-3.

.Поликаркина, М.С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления «Образа Я» в подростковом возрасте / М.С. Поликаркина // Вестник ОрГУ. - 2011. - №2. - С. 296 - 301.

.Пономарева, М.А. Проявления различных форм агрессии у девиантных подростков / М.А. Пономарева // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - №3. - С. 125-130.

.Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с. - ISBN 5-250-00364-8.

.Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - СПб.: Питер, 2010. - 816 с. - ISBN: 978-5-49807-290-6

.Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. - М.: Изд-во Михайлова В.А - 1999. - 288 с. - ISBN: 5-8016-0044-2

.Романко, О.А. Особенности формирования агрессивности в подростковом возрасте / О.А. Романко // Психология обучения. - 2007. - №9. - С. 53-63.

.Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С. 81-87.

.Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 93 с. - ISBN:5-89502-041-0.

.Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 541 с. - ISBN: 978-5-222-15576-9.

.Ткаченко, Е.С. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины возникновения и профилактика / Е.С. Ткаченко, А.Л. Посашкова // Вестник Владимирского юридического института. - 2007. - №1. - С. 202-204.

.Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности // Д.И. Фельдштейн. Избранные труды: В 2 т. / Д.И. Фельдштейн. - Т. 1. - М.: МПСИ, 2009. - 656 с. - ISBN 978-5-9770-0425-1.

.Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с. - ISBN:985-636-502-3

 

Date: 2015-11-13; view: 950; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию