Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложение: сущность, факторы и их характеристика. Объем предложения. Закон предложения





Тема 5. Теория рыночного механизма

5.1 Сущность и роль рынка в экономической системе. Функции рынка: посредническая, ценообразующая, регулирующая, информационная, санирующая. Конъюнктура рынка и ее роль в экономической системе.

5.2 Классификация рынков и их характеристика (по 5-ти и более признакам). Преимущества и недостатки отдельных видов рынка, представленных в классификации. Сущность и состав инфраструктуры рынка.

5.3 Спрос: сущность, факторы и их характеристика. Объем спроса. Закон спроса и ситуации, в рамках которых он «не действует».

5.4 Предложение: сущность, факторы и их характеристика. Объем предложения. Закон предложения.

5.5 Эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестная эластичность. Факторы эластичности спроса и их характеристика. Эластичность предложения по цене, ее факторы и характеристика.

5.6 Рыночное равновесие: сущность и роль в экономической системе. Равновесная цена и равновесный объем. «Сдвиги» точки рыночного равновесия и их причины. Дефицит и перепроизводство на товарных рынках – сущность и причины.

5.7 Государственное регулирование рынка: фиксирование цен, выделение дотаций и субсидий, налоговая политика, квотирование – характеристика, преимущества и недостатки.

Сущность и роль рынка в экономической системе. Функции рынка: посредническая, ценообразующая, регулирующая, информационная, санирующая. Конъюнктура рынка и ее роль в экономической системе.

 

Важнейшим аспектом рассматриваемой проблемы является вопрос об условиях и причинах возникновения рынка. В современной экономической литературе, как правило, указываются следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:

· потребности людей, которые по своему характеру безграничны. Это обстоятельство побуждало и побуждает производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;

· ограниченность всех ресурсов производства труда, земли, других материальных средств производства. Простой пример: на одном и том же участке земли нельзя одновременно заниматься двумя видами труда – и станки производить, и зерновые выращивать. Это обстоятельство побуждает искать пути повышения эффективности производства;

· общественное разделение труда, которое повышает эффективность производства и создает материальную основу для товарного обмена. История человечества знает ряд этапов развития этого процесса: выделение пастушеских и земледельческих племен, появление ремесла как особой отрасли хозяйства, возникновение купечества, появление все новых и новых отраслей. Не случайно первую книгу своего «Исследования о природе и причинах богатства народов» А. Смит начинает с анализа причин увеличения производительности труда. Классическим стал его пример разделения труда при организации мануфактуры, когда 10 рабочих за один день стали вырабатывать свыше 48 тыс. булавок, увеличив свою производительность в 4800 раз. Этот бесконечный процесс разделения труда имеет место и ныне;

· экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности – первоначально общинной, затем частной или коллективной. Товарный обмен предполагает эквивалентность. Отсюда проистекает закономерность учета интересов в получении равного количества других товаров. Опыт многих народов показывает, что внутри общин, равно как и внутри современных предприятий, разделение труда было и есть, а товарные отношения возникали лишь тогда, когда продукт их труда менял своего собственника;

· самостоятельность товаропроизводителя, его свобода как предпринимателя. Рабство, феодализм, крепостное право сдерживали развитие рынка прежде всего потому, что не соблюдалось как раз это условие. Об этом наглядно свидетельствует опыт России конца XIX – начала XX вв., когда новые отрасли, не отягощенные путами крепостничества, развивались более динамично, чем отрасли старые, возникшие в недрах феодализма.

Рынок - это место, где продают и покупают товары (услуги) по свободно складывающимся ценам. Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка.

По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось всё более ёмким и воспринималось по существу синонимом сферы обращения. В словаре В. Даля рынок трактуется как сфера товарного обращения.

Рынок -это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Рынок в науке определяется как совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуг) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).

Многие ученые-экономисты рассматривают рынок как конкурентный механизм, управляющий движением спроса и предложения и отражающий их взаимодействие через систему цен.

В широком значении рынок – это такая организация общественного производства, при которой производители товаров ориентируются на спрос покупателей, сами решают:

· во-первых, когда, в каком количестве, и какие товары производить;

· во-вторых, как эти товары производить (из каких ресурсов и с помощью каких технологии);

· в-третьих, для какого потребителя производить товары.

Для нормального функционирования рынка необходимы следующие основные условия:

- свобода предпринимательской деятельности;

- конкуренция (совершенная и несовершенная);

- свободное ценообразование;

- наличие необходимых структурных элементов рынка (спрос, предложение, цена);

- развитие инфраструктуры рынка;

- стабильная финансовая и кредитно-денежная система;

- наличие различных форм собственности.

Наиболее полно сущность рынка раскрыта в модели «свободного рынка». Мировой экономической наукой сформулированы признаки, которые определяют сущность феномена свободного рынка. По мнению А. Лившица, свободный рынок имеет следующие признаки:

I признак. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность. Сделать это можно по-разному - открыть своё дело, принять непосредственно участие в труде, нанять работников, купить акции, приобрести государственные облигации, положить деньги в банк, инвестировать их в недвижимость (землю, дом). Свободному рынку присущи любые формы собственности. Всякий человек имеет право купить те товары и услуги, которые ему нужны.

II признак. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов. Ведь участник конкуренции вкладывает свои деньги, допустим, в акции не просто так, а ради увеличения дохода. Рассчитывать на это он может только в том случае, если в результате перемещения его капитала производство расширяется, а объём продажи возрастает. Это происходит тогда, когда привлекаются дополнительные ресурсы, применяются более эффективные их комбинации, осваиваются передовые технологии.

III признак. Полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли и т.п. Без этого человек не в состоянии сделать правильный, наилучший для себя выбор между, скажем, покупкой дома и приобретением акций; и какой максимальный доход принесут акции.

IV признак. Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается, в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара. Наличие же торговой марки ставит продавца в привилегированное, монопольное положение, а это уже не свободный рынок.

V признак. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

До сих пор рынок рассматривался как система. Однако в реальной жизни рынков столько, сколько существует в данной стране или во всем мире товарных групп. Следовательно, рыночный организм имеет сложную структуру. Единый рынок включает в себя отдельные элементы, отдельные рынки, их виды и подвиды. Существует несколько критериев, по которым можно выявить основные составляющие единой рыночной системы:

· характер конкуренции;

· объекты купли-продажи;

· субъекты рынка;

· характер продаж;

· уровень насыщения товарной массой;

· степень удовлетворения спроса;

· соответствие законодательству;

· транспортно-географический фактор;

· учет различий в потребностях покупателей и др.

В свою очередь, каждый из этих видов рынка является комплексным, т.е. имеет свою внутреннюю структуру. В постиндустриальном обществе особую значимость приобретает рынок информации и других видов интеллектуальной собственности. О выгоде купли-продажи идей английский писатель Бернард Шоу писал: «Если у меня есть яблоко и у тебя есть яблоко и если мы ими обменяемся – у нас будет по одному яблоку. А если мы обменяемся идеями – у нас у каждого будет по две идеи».

Конъюнктура рынка – состояние рынка на определенный момент времени.

Процесс усложнения структуры рынка продолжается. Достаточно указать на то, что в век электроники складываются телефонно-телексный и компьютерный рынки, международная компьютерная сеть и т.п.

Сущность рынка находит своё выражение в его экономических и социальных функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает большое влияние на все стороны жизни общества. Можно выделить следующие основные экономические функции рынка:

1. Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Рынок, как огромный компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает потребителям товара; рынок информирует общество о состоянии экономики.

 
 

2. Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга. У каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца. Поскольку современное производство основано на разделении труда, то абсолютное большинство продуктов создается не для собственного, а для «чужого» потребителя. Именно рынок служит тем мостом, через который продукт поступает от производителя к потребителю по схеме:

3. Регулирующая функция. Самая важная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Как? Для кого производить? Рынок немыслим без конкуренции. Важную роль в рыночном конкурировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к сокращению. Неблагоприятное соотношение товара на рынке, отражающие несоответствие его общественным потребностям, вынуждает производителя переориентировать использование ресурсов на создание другого товара, потребность в котором не удовлетворена. Поэтому рынок служит перераспределению ресурсов производства, стремясь приблизить ассортимент товаров к структуре общественных потребностей.

4. Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В экономике существует затратный и рыночный механизмы ценообразования ценообразования. Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в зависимость от издержек производства и обращения. Рынок признает только общественно необходимые затраты труда на производство данной продукции, только их согласен оплатить покупатель.

5. Санирующая, оздоровительная функция. Рыночный механизм – это неблагоприятная система, это жесткая, и подчас даже жестокая система. Ей присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к экономически слабым производителям. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, хозяйственно нежизнеспособных единиц и, напротив, дает «зеленый свет» более предприимчивым и эффективным предприятиям.

Также выделяют дополнительные функции рынка, образованные от основных (указанных выше).

6. Стимулирующая функция. Ориентир рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь, рынок побуждает и покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.

7. Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он – реальность. Яркий и наглядный пример тому – структурная перестройка хозяйства в современной России.

Рынок есть взаимодействие спроса и предложения посредством цены. Экономическая теория именно так и представляет рынок, строя модели рыночной зависимости между спросом, предложением и ценой, а также влияния на них отдельных факторов.

8. Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т.е. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5 – 2 года).

 

Классификация рынков и их характеристика (по 5-ти и более признакам). Преимущества и недостатки отдельных видов рынка, представленных в классификации. Сущность и состав инфраструктуры рынка.

 

Важным аспектом рыночной структуры является вопрос о сегментации (от лат. segmentum – отрезок) рынка.

Сегментация рынка – это разделение единой рыночной системы на ряд метамер (от лат. meta – после + греч. meros – часть, доля), участников, зон, частей, долей на основе учета особенностей спроса потенциальных потребителей товаров и услуг в соответствии с различиями их вкусов, моды, потребностей в целом. Критериями классификации покупателей на те или иные однородные группы могут быть самые различные факторы, которые, в конечном счете, и определяют сегментацию рынка. Основными из них являются:

а) демографические факторы (рынок мужских, женских, детских, молодежных товаров, товаров для лиц пожилого возраста и т.п.);

б) социально-демографические факторы (рынок богемных, элитарных, спортивных товаров, товаров для врачей, учителей и т.п.);

в) географические факторы (рынок товаров для жителей Севера и Юга);

г) психологические факторы, предопределяющие стиль жизни (рынок для нумизматов, любителей музыки, поэзии и т.п.);

д) поведенческие факторы (постоянные клиенты и случайные покупатели);

е) национальные факторы (рынок товаров, характерных для покупателей данной национальности);

ж) факторы, отражающие уровень доходов тех или иных слоев населения (состоятельные покупатели и бедные слои населения), а также другие многочисленные факторы.

В туризме, например, особое значение имеет учет возраста потребителей (молодежный туризм, туризм среднего возраста, туризм пенсионного возраста), учет побудительных для путешествия мотивов (туризм познавательный, оздоровительный, лечебный, деловой, охотничий, экологический, религиозный и т.п.).

Процесс сегментации рынка всегда динамичен. Меняющиеся вкусы, мода, стиль жизни, уровень и динамика доходов, число членов семьи. Профессиональный и национальный состав населения – все эти и многие другие объективные и субъективные факторы углубляют процесс сегментации рынка и в наше время.

В связи с этим сегментация рынка является объектом пристального внимания маркетинговых служб как в статике. В каждый момент, так и в динамике. При этом маркетинговые службы должны помнить о том, что рынок, с одной стороны, предоставляет каждому потребителю возможность учесть специфику всех его потребностей. В этом смысле рынок предоставляет каждому покупателю вершину экономической свободы в выборе товаров и услуг. С другой стороны, эта свобода окажется иллюзорной, если рынок реально не учел данные потребности покупателя. Эта свобода оказывается иллюзорной и в том случае, если потребитель неплатежеспособен. В конечном счете рыночная сделка принесет экономическую выгоду и продавцу, и покупателю лишь в том случае, если эта операция будет подготовлена и продумана с обеих сторон. Задача маркетинговой службы предвидеть эту выгоду и организационно реализовать ее.

Таким образом, современный рынок отличается сложной структурой. Для лучшего понимания сущности рыночных отношений ученые-экономисты предлагают следующую классификацию рынков (рис. 5.1).

В системе рыночного регулирования главную роль контролирующего механизма играет конкуренция. Именно конкуренция заставляет производителей удовлетворять общественные потребности наилучшим образом. Механизм рыночной конкуренции принуждает производителей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик и обновления ассортимента товаров.


Рисунок 5.1 - Классификация видов рынка

Инфраструктура рынка - комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых сводится к обеспечению бесперебойного функционирования рыночного механизма и непрерывность воспроизводственного процесса при реализации товаров и услуг на основе цен, достигаемых на рынке равновесием платежного спроса и предложения. Развитая инфраструктура рынка создаёт предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, процесса реализации вновь созданной стоимости.

Инфраструктура обладает способностью быстро реагировать на сигналы, идущие от спроса к предложению. Это даёт возможность рынку оперативно справляться с возникающими диспропорциями и дефицитами в экономике, а значит поддерживать в ней необходимое равновесие.

Основные элементы инфраструктуры рынка:

1. Рынок. В настоящее время сложилось огромное число различных видов рынков, главное место среди которых принадлежит рынкам капиталов, ресурсов, труда и валюты.

Кроме того, различают "государственный", "монопольный" и "свободный" (негосударственный и немонопольный рынки).

Факторы влияющие на развитие рынка.

Рыночные процессы испытывают воздействие множества факторов. В краткосрочном периоде приоритет принадлежит таким факторам, как:

а) изменение уровня цен;

б) маневрирование товарными запасами;

в) регулирование денежных доходов потребителей.

В долгосрочном же периоде обнаруживается, что все перечисленные факторы сами зависят от таких глобальных перемен, как:

а) динамика производительности общественного труда и эффективности общественного производства;

б) уровень пропорциональности экономики в целом;

в) изменение в структуре личного потребления.

2. Торговля. Инфраструктура рынка включает так же торговлю как специфическую отрасль народного хозяйства со всеми её разнообразными формами (оптовая и розничная торговля, торговые предприятия, аукцион, ярмарки, коммерческие посреднические центры, товарные биржи).

3. Рыночные институты. Коммерческие банки, фондовые биржи, страховые компаний, аудиторские конторы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро.

Рыночные институты включают в себя биржи, банки, посреднические структуры, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские и правовые организации, страховые компании, средства деловой коммуникации, транспорт, систему подготовки кадров, информационные системы и другие.

Условно рыночную инфраструктуру можно подразделить по видам объединений (баз) субъектов инфраструктуры главными задачами которых является обеспечение функционирования рынка. Среди таких объединений в первую очередь выделяют:

- организационные объединения рыночной инфраструктуры – биржи, оптовые брокерские, дилерские и другие посреднические организации, коммерческие структуры крупных промышленных объединений, комбинатов, концернов, предприятия мелкооптовой и розничной торговли;

- материальную базу рыночной инфраструктуры – складское и тарное хозяйство, транспортные системы;

- информационные базы рыночной инфраструктуры – информационные и справочные системы по продукции производственно-технического назначения и товарам народного потребления, производителем и производителем продукции и услуг, ценам, курсам валют, банковским процентам, котировочные ценные бумаги;

- кредитно-расчетную базу рыночной инфраструктуры – банковские и страховые учреждения, кредитно-сберегательные структуры, обеспечивающие бесперебойность расчетов при реализации товаров и услуг, создания необходимых товарных запасов и финансовых резервов, а также финансирование инвестиции;

- кадровую базу рыночной инфраструктуры – специалистов различной квалификации и специальности в необходимых для предприятий и организаций рыночной инфраструктуры;

- организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров соответствующих специальностей;

- органы трудоустройств;

- нормативно-правовая база рыночной инфраструктуры- нормы и правила регламентации отношения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг и гарантирующие на рынке правопорядок и учет интересов общества.

Рыночная инфраструктура облегчает существование товарообменных операций, повышает эффективность работы всех структурных звеньев рыночной экономики. Перечисленные элементы инфраструктуры в России находящиеся в стадии становления и совершенствования.

 

5.3 Спрос: сущность, факторы и их характеристика. Объем спроса. Закон спроса и ситуации, в рамках которых он «не действует»

 

Термин «спрос» имеет для экономистов специфическое значение, поскольку экономическая наука изучает лишь потребности, которые человек может приобрести. Платежеспособный спрос согласует естественные желания людей потреблять с их объективными возможностями в приобретении различных товаров.

Поэтому спрос – это желание и способность субъектов приобрести определенное количество товаров или услуг.

Объемом спроса на товар называется максимальное количество этого товара, которое желает и способен приобрести покупатель (группа людей или население в целом) в единицу времени при определенных условиях.

К числу факторов, определяющих объем спроса, относятся:

1. Ценовые факторы:

ü Цена товара;

ü Доход потребителя.

2. Неценовые факторы:

ü Изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды, дизайна товаров и др.;

ü Число покупателей (конкуренция покупателей);

ü Изменение цен на другие товары, особенно на товары заменители;

ü Изменение структуры населения.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса, а ее график называют кривой (линией) спроса. Функцию спроса обозначают через Qd или D (от англ. demand – спрос) (рис. 5.2).

Рисунок 5.2 - Кривая спроса на некоторый товар

 

Изменение спроса отражается в законе спроса, который можно сформулировать следующим образом: при снижении цены объема спроса увеличивается, и наоборот.

Закон спроса нарушается для некоторых групп товаров. Например, известен так называемый «парадокс Гиффена», когда при увеличении цены на товар спрос на него также растет. Это явление встречается среди дешевых товаров, которые представляют основной продукт питания людей с небольшим достатком. Если такой продукт дорожает, то люди вынуждены сократить потребление более дорогих и качественных продуктов, так как данный товар все равно остается сравнительно дешевым продуктом, следовательно, спрос на него растет.

Подтверждение данного парадокса можно наблюдать в нашей повседневной жизни. При повышении цен на такие продукты, как хлеб, картофель, молоко, спрос на них растет, поскольку эти продукты являются основными продуктами питания для большинства людей.

Отклонения от закона убывающего спроса наблюдается и в случае, когда речь идет о престижном спросе на дорогостоящие товары, которые свидетельствуют, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе (спрос на ювелирные изделия, престижные автомобили, антикварные изделия). Причем снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность для покупателей, следовательно, и спрос на них. Такое явление называется «эффектом Веблена».

Закон спроса не действует в трех случаях:

· при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

· для некоторых редких и дорогостоящих товаров, являющиеся предметом роскоши (золото, драгоценности, антиквариат и др.);

· при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).

Следует отметить, что спрос бывает трех видов: индивидуальный, рыночный и совокупный. Понятие совокупного спроса будет изложено в соответствующих разделах макроэкономики.

Индивидуальный спрос – это количество товара, которое согласен и способен приобрести один покупатель по данной цене.

Рыночный спрос – это количество товара, которое согласны и способны приобрести все покупатели вместе в единицу времени по данной цене. Переход от индивидуального к рыночному легко осуществляется путем суммирования величин индивидуального спроса всех потребителей при каждом возможном уровне цен.

Как правило, если нет определения «индивидуальный» или «рыночный», речь идет о рыночном показателе.

 

Предложение: сущность, факторы и их характеристика. Объем предложения. Закон предложения

 

Как уже отмечалось ранее, спрос взаимодействует с предложением. Значит, любая сделка на рынке требует наличия покупателей и продавцов. К последним относятся собственно продавцы, производители, различные виды бизнеса и предпринимательства. Продавцы готовы предлагать свой товар только при определенных условиях, сложившихся на рынке.

Поэтому под предложением экономисты понимают способность и желание продавать (производить) определенное количество товаров или услуг.

Объемом предложения товара называется максимальное количество этого товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.

Предложение может изменяться под влиянием факторов:

1. Ценовые факторы:

ü цена товара;

ü издержки на производство и реализацию товара.

2. Неценовые факторы:

· изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;

· выход на рынок новых фирм увеличит предложение вне зависимости от цен;

· изменение цен на другие товары, приводящее к переливу экономических ресурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит предложение;

· технологические возможности производства (совершенствование технологии производства);

· уровень налогов и дотации, государственная налоговая политика, льготная кредитная политика и т.д.;

· перспективы развития отрасли в народном хозяйстве;

· природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на сокращение предложения.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения, а ее график называют кривой (линией) предложения. Функцию предложения обозначают через Qs или S (от англ. supply – предложение).

Как и функция спроса, функция предложения показывает не только то количество товара, которое производители готовы реализовать по определенной цене, но и объемы, которые они готовы продать на рынке по каждой возможной цене.

Деятельность продавцов подчинена достижению нескольких целей, главной из которых является максимизация прибыли. Объем прибыли, получаемой после реализации продукции, зависит от ее цены. Слишком высокая цена остановит потенциальных покупателей, слишком низкая – разорит владельца товара или послужит основанием для обвинения в недобросовестной конкуренции. Таким образом, можно сказать, что объем предложения товара или услуги зависит, прежде всего, от его цены (рис. 5.3).

Рисунок 5.3 - Кривая предложения на некоторый товар

Кривая предложения Qs = f(P) имеет положительный наклон , что объясняется ростом альтернативных издержек, вызываемых уменьшением отдачи переменных, которые используются в производстве данного товара. Высокие цены стимулируют производителей расширять производство и реализовывать больший объем товаров в определенный период времени. Следовательно, можно сформулировать закон предложения, который звучит так: при увеличении рыночной цены происходит увеличение объема предложения. И наоборот, по мере снижения цен падают доходность и стимулы к расширению производства и объема продаж.

В концепции предложения, как и в спросе, следует четко отличать изменение объема предложения от изменения предложения. Изменение объема предложения возникает в ответ на изменение цены товара при прочих равных условиях. Оно отображается движением точки вдоль кривой предложения. Под воздействием неценовых факторов происходит сдвиг кривой предложения вправо (увеличение предложения) или влево (уменьшение предложения).

Предложение, как и спрос, также бывает трех видов: индивидуальное, рыночное и совокупное.

Индивидуальное предложение – это соответствующее каждой цене количество товара, которое желает и способен продать один производитель.

Рыночное предложение – количество товара, которое готовы продать все продавцы вместе в единицу времени по данной цене. Рыночное предложение можно получить аналогично рыночному спросу.

Date: 2015-11-13; view: 855; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию