Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первое задание





Задание заключается в письменных ответах на нижеприведенные вопросы, сгруппированные по разделам теоретической части дисциплины (см. разд. 1). Из каждой группы вопросов нужно ответить на один, по номеру совпадающий с последней цифрой студенческого шифра. В группах 1.5.6 и 1.5.7, содержащих пять вопросов, выбирать их в соответствии с табл. 1.

 

Таблица 1

Последняя цифра шифра студента 1, 6 2, 7 3, 8 4, 9 5, 0
Номер вопроса          

 

Отвечать на вопросы необходимо кратко и точно, стараясь уложиться не более чем в 15-20 строк на каждый ответ. Многие вопросы, помимо конкретных знаний, требуют и простых логических рассуждений и известной сообразительности. Всего необходимо ответить на 12 вопросов.

Задание выполняется в обычных ученических тетрадях; на бумаге в клеточку писать через строку; обязательно оставлять поля; вопросы выделять из текста (подчеркивать, писать другим шрифтом, цветом), располагать строго в последовательности, принятой в Рабочей программе, и обязательно нумеровать, обозначая и номер раздела по Рабочей программе, и номер вопроса в разделе. В конце задания должен быть список использованной литературы, на которую в тексте должны быть ссылки.

Контрольная работа считается выполненной, если студент правильно ответил не менее, чем на 9 вопросов. Вопросы, на которые студент ответил неправильно или вообще не ответил, разбираются на консультации или могут быть предложены студенту во время зачета.

 

Контрольные вопросы по разделам Рабочей программы

I. К разделу «Общие сведения о геоморфологии и четвертичной геологии»

1. Определение, объект и предмет геоморфологии.

2. Определение, объект и предмет четвертичной геологии, Почему четвертичная геология выделена в самостоятельную науку?

3. Какие из задач геоморфологии ближе: а. Геологам-поисковикам б. Инженерным геологам?

 

Примечание: здесь и в вопросах к разделу 15, на первую половину вопроса, обозначенную “а”, отвечают студенты специальности “Геологическая съемка, поиски и разведка МПИ”, на вторую, обозначенную “б”, – студенты специальности “Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания”.

 

4. Какая из особенностей четвертичного периода наиболее принципиально отличает его от всех более древних периодов?

5. Какая из особенностей четвертичной системы наиболее принципиально отличает ее от всех более древних систем?

6. Объясните происхождение известных Вам названий четвертичного периода.

7. Почему геоморфология занимает промежуточное положение между географией и геологией?

8. Почему геоморфология и четвертичная геология объединены в одну учебную дисциплину?

9. Кратко охарактеризуйте теоретическое и прикладное значение геоморфологии и четвертичной геологии.

10.Что с мировоззренческой точки зрения принципиально отличает геоморфологию и четвертичную геологию от всех других геологических наук?

 

II. К разделу «Основы систематики в геоморфологии и четвертичной геологии»

1. Что такое “тип рельефа”? В какие главные виды ландшафтов в конечном итоге объединяются все типы рельефа?

2. Приведите основные типы геоморфологических ландшафтов в зависимости от соотношения неотектонических движений с одной стороны, эрозии, денудации и аккумуляции с другой?

3. Что такое “геоморфологическая формация”? К какому из традиционных понятий геоморфологии она ближе всего?

4. В чем суть проблемы создания единой таксономической систематики в геоморфологии? Что такое геотектура, морфоструктура и морфоскульптура?

5. В чем принципиальная разница между генетическим типом и фацией рыхлых континентальных отложений?

6. Почему учение о генетических типах играет большую роль в четвертичной геологии? Что такое глиптогенез?

7. Как, в принципе, следует классифицировать рельеф? Рыхлые отложения?

8. Какие основные элементарные поверхности можно выделить в любом ландшафте? Какая из них самая древняя, молодая?

9. Что отражает структурный рельеф? Как он формируется? Приведите примеры тектонического рельефа.

10. Каковы соотношения между понятиями «тектонический» и «структурный», «денудационный» и «выработанный»; «скульптурный» и «аккумулятивный» рельефы?

 

III. К разделу «Основные закономерности формирования рельефа и накопления коррелятных кайнозойских отложений»

1. Какие особенности неотектонических движений наиболее важны для рельефообразования и осадконакопления?

2. Какие две стороны деятельности имеет любой экзогенный рельефообразующий процесс?

3. В чем суть селективной денудации и как она влияет на рельеф?

4. Приведите примеры зависимости четвертичного осадконакопления и формирования рыхлого покрова от климата.

5. Чем принципиально климатические условия четвертичного периода отличаются от климатов более древних периодов?

6. Какая разница между пенепленом и педипленом?

7. В чем главная закономерность (сущность) формирования рельефа? В чем будет заключаться главное отличие двух районов, если они поднимаются с разной скоростью?

8. Что такое морфоцикл? Какие бывают морфоциклы? Что образуется в конце полностью прошедшего морфоцикла?

9. В чем проявляется и что отражает ярусность рельефа? Какая характеристика осадочных отложений имеет ту же причину, что и ярусность?

10. Как связана денудация и аккумуляция в зависимости от знака тектонических движений? Приведите примеры коррелятной связи между денудацией и аккумуляцией.

 

IV. К разделам «Водораздельные пространства и кора выветривания» и «Склоны, склоновая денудация и отложения»

1. Водораздельная поверхность, основные черты ее устройства и их генезис. Каково соотношение понятий «почва», «элювий», «кора выветривания»?

2. Чем определяется характер почвы, элювия, коры выветривания? Перечислите известные Вам типы элювия и кор выветривания.

3. Что такое базис денудации склона? Что значит устойчивый базис, неустойчивый?

4. В чем принципиальное отличие коллювия от всех других видов склоновых отложений?

5. Чем отличается одноразовая оплывина от солифлюкционного потока, развивавшегося несколько лет?

6. В чем отличия делювия и дефлюкция?

7. В каких условиях развиваются а) ровные склоны, б) выпукло-вогнутые?

8. В каких условиях развиваются а) вогнутые склоны, б) выпуклые?

9. Чем в принципе может быть вызвана волнистость, ступенчатость склона?

10. Какие процессы могут возобновить или ускорить развитие склонов?

 

V. К разделу «Эрозионная сеть и её отложения»

1. Чем определяется предел глубины врезания реки, оврага? До каких пор овраг своей вершиной может врезаться вверх по склону?

2. Как отличить молодой овраг от зрелого? Во что превращается овраг в конечном итоге?

3. Чем селевые отложения отличаются от всех остальных рыхлых отложений?

4. Охарактеризуйте морфологию молодой долины. Почему в ней нет поймы? Как по русловому аллювию узнать в какую сторону текла река?

5. Объясните процесс формирования поймы и основных деталей ее рельефа. Почему пойменный аллювий имеет двучленное строение? В каких условиях формируется сегментная пойма? Фуркационная?

6. Чем может быть вызвана асимметрия поперечных и неровности продольных профилей эрозионных форм?

7. Чем может быть вызвано чередование широких и узких участков долины? Чем отличается аллювий таких участков?

8. Как меняется устройство верховий долины на разных стадиях ее развития? Что такое антецедентные и эпигенетические долины и участки долин, в чем их сходство?

9. Чем была любая терраса в прошлом? В чем недостаток определения террасы, как ступени на склоне долины?

10. К какому типу относится аллювий, если в пробуренной в нем скважине русловые отложения встречаются несколько раз на разных уровнях? В каких условиях он образуется? Какой аллювий является противоположным по строению и условиям образования?

 

VI. К разделу «Ледниковый, водно-ледниковый и криогенный комплексы»

1. Гольцовые нивальные террасы и цирки, в общем, образуются одним и тем же процессом. В чем же разница в условиях их образования?

2. Как образуются поверхности гольцового выравнивания? Чем они покрыты?

3. Как по поперечному профилю долины узнать была ли она трогом? Как определить до какого места по долине спускался ледник? Какие генетические типы рыхлых отложений развиты в областях оледенений?

4. Как определить направление движения покровного ледника и внешнюю границу его распространения?

5. Чем моренные отложения отличаются от других рыхлых отложений? С каким другим типом рыхлых отложений легче всего спутать морену?

6. Чем отличается рельеф основной и конечной морен? Чем напорная морена отличается от других видов морен? Как камовый холм отличить от моренного?

7. Почему озы словно насыпаны сверху на неровности современного рельефа? На какие рыхлые отложения больше всего похожи озовые отложения и чем?

8. Какие формы рельефа и рыхлые отложения характеризуют приледниковую зону?

9. Как образуются полигональные грунты? Чем бугры пучения отличаются от гидролакколитов?

10. Почему термокарстовые понижения и аласы зачастую увеличиваются из года в год при неизменности годовых температур?

 

VII. К разделу «Рельеф и рыхлые отложения областей аридного климата»

1. Какие типы кор выветривания преобладают в засушливом климате?

2. Как образуется солончак?

3. Как образуется корка пустынного загара?

4. Почему именно в засушливом климате наиболее ярко выражены педименты?

5. Чем отличается бархан от дюны?

6. Чем эоловый песок отличается от аллювиального или прибрежно-морского?

7. Чем плановый рисунок эрозионной сети полупустынь и пустынь отличается от эрозионной сети гумидного климата?

8. Какая разница между лессом и лессовидными суглинками? Как образуются те и другие?

9. Какие генетические типы рыхлых отложений преобладают в пустынях и полупустынях?

10. Объясните происхождение разных типов пустынь.

 

VIII. К разделу «Рельеф и рыхлые отложения областей карста

и суффозии»

1. Где легче проложить дорогу: через полье или карровое поле и почему?

2. К какому уровню привязан максимум развития горизонтального подземного карста? Почему древний горизонтальный карст часто располагается ярусами?

3. Что накапливается на дне крупных карстовых воронок и польев?

4. Какие отложения часто наблюдаются вокруг выходов подземных вод?

5. Что такое глинистый карст? Какие специфические формы рельефа часто развиваются в условиях засушливого климата на равнинах, сложенных лессовидными суглинками?

 

IX. К разделу «Рельеф и рыхлые отложения побережий морей и озёр»

1. Чем отличаются условия возникновения абразионных и аккумулятивных берегов?

2. Как образуется абразионный берег? До каких пор будет отступать в глубь суши его клиф?

3. Можно ли по строению берегового вала узнать с какой стороны море? Чем береговой вал отличается от берегового бара? Как по береговым валам определить наступает или отступает море?

4. В чем сущность берегового геоморфологического цикла? Чем далматинский берег отличается риасового?

5. Что такое ваттовые, маршевые, мангровые берега? Каковы условия их возникновения?

 

X. К разделу «Главные виды геоморфологических ландшафтов»

1. В чем принципиальная разница (морфолого-морфометрическая и тектоническая) между горами и равнинами?

2. В чем разница между эпигеосинклинальными и эпиплатформенными горами? Приведите примеры тех и других.

3. Из каких элементов складывается и какими по характеру неотектоническими движениями создается мегарельеф гор?

4. Какие элементы строения гор составляют их ярусность? Как связаны ярусность и зональность гор?

5. В чем сущность геоморфологического цикла гор? Как меняется тип эрозионной сети гор в плане по мере эволюции горного ландшафта?

6. Какие генетические типы рыхлых отложений преобладают в горах? В чем особенности аллювия горных стран?

7. От чего зависит генетический тип равнины? Могут ли аккумулятивные равнины формироваться на поднимающихся участках?

8. Чем по условиям образования и рельефу отличаются друг от друга пенеплены и педиплены?

9. Какого в принципе происхождения могут быть холмы, гряды и т.д. на равнинах?

10. Опишите типы эрозионных сеток равнин и условия их возникновения.

 

XI. К разделу «Методы расчленения, корреляции и определения возраста рельефа и коррелятных четвертичных образований»

1. Суть литогенетического метода, палеопедологической и палеокриологической методик. Что такое «климатолит» и его два вида?

2. Охарактеризуйте биостратиграфические фаунистические комплексы четвертичного периода, их показательные виды и стратиграфическое значение. Почему в четвертичной геологии не пользуются понятием «руководящая форма»?

3. Что дает спорово-пыльцевой метод? В какой ландшафтно-климатической зоне он наиболее информативен и почему?

4. Перепишите нижеследующие, расположенные беспорядочно, элементы в возрастной последовательности от древних к молодым по относительному геоморфологическому возрасту: площадка террасы и ее аллювий, водораздельная поверхность с элювием, пойма, денудационный склон с делювием, уступ террасы.

5. Как определить возраст водораздельной поверхности? Оврага? Аккумулятивной равнины? Горной страны?

6. Как по относительному геоморфологическому возрасту (по стадии морфоцикла) отличаются нижние части долин рек Оби, Енисея от их верховий?

7. В чем сущность радиоуглеродного и палеомагнитного методов, каковы их точность и возможности?

8. Что можно установить, изучая морскую и озерную фауну (моллюски, фораминиферы и др.) четвертичных отложений?

9. Термолюминесцентный и варвологический методы.

10. Калий-аргоновый, неравновесного урана и дендрологический методы.

 

XII. К разделу «Основы стратиграфии четвертичной системы»

1. Что такое «плейстоцен» и «голоцен»?

2. Альпийская схема стратиграфии четвертичной системы.

3. Какая схема стратиграфии четвертичной системы действовала в СССР в 50-80-е годы?

4. Глобальная шкала четвертичной системы. Что такое «эоплейстоцен» и «неоплейстоцен»?

5. Общая шкала четвертичной системы, действующая в России в настоящее время?

 

XIII. К разделу «Прикладная геоморфология и четвертичная геология»

1. В чем суть общего орографического анализа для выявления неотектонических движений?

2. Изложите суть частных геоморфологических методик выявления деталей неотектонических движений и локальных морфоструктур.

3. Перечислите генетические типы месторождений полезных ископаемых в четвертичной системе.

4. На какие группы делятся месторождения по применимости геоморфологии для их поисков?

5. а) Как в принципе применяется геоморфология и четвертичная геология для поисков россыпных месторождений и месторождений кор выветривания? б) Каков главный критерий оценки процессов инженерной геоморфодинамики при инженерно-геологических исследованиях?

6. Как в принципе применяется геоморфология при поисках нефтегазовых месторождений и глубокозалегающих подземных вод?

7. а) Как в принципе применяется геоморфология при поисках экзогенных месторождений мезо-кайнозойского возраста (кроме россыпных)? б) Как применяется геоморфология и четвертичная геология при проектировании размещения, формы и размеров строительных объектов?

8. а) Как применяется геоморфология при поисках эндогенных месторождений мезо-кайнозойского возраста? б) Как применяется геоморфология и четвертичная геология при оценке устойчивости и долговечности строительных объектов?

9. а) Как применяется геоморфология при поисках древних месторождений? б) Как применяется геоморфология при оценке экологических последствий строительства объектов?

10. Каковы особенности полевых геоморфологических исследований и изучения четвертичных отложений по сравнению с обычными полевыми геолого-съемочными работами?

 

Date: 2015-11-13; view: 586; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию