Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятиемСтр 1 из 12Следующая ⇒ Законы Формы мышления Приемы и Операции
Задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир.
Знание логики · повышает культуру мышления, · вырабатывает навык мыслить более «грамотно», · развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично — это значит · мыслить точно и последовательно, аргументировано · не допускать противоречий в своих рассуждениях, · уметь вскрывать логические ошибки.
** Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, психолога, требующей точности мышления, обоснованности выводов.
В-2 == это процесс отражения объективного мира сознанием человека, оно представляет собой единство чувственного и рационального познания.
= чувственное + рациональное
· ощущение * память · восприятие * мышление · представление * речь
• Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов' — их цвета, формы, запаха, вкуса.
Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.
Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.
1). Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное 2 ). Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало ранее на органы чувств.
Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным, а сам процесс его получения — выведением.
3). Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. 4). Мышление — процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление.
Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.
!!!= ВЗАИМОСВЯЗЬ: В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию.
Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств.
С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления
В-3
В древнегреческой философии вопросами логики занимались софисты. До сих пор вызывает интерес юридический парадокс Протагора «Тяжба о плате» (ученика учителю). Против них выступил Демокрит (460-370 гг. до н.э), написавший «О логике» или «Каноны» (в 3-х книгах. Каноны – значит правила).
Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (384 —322 гг. до н.э.).
В работах «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Топика», «Об опровержении… аргументов» даны: · Теория силлогизма · Определение и деление понятий · Теория доказательства
Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики — логики предикатов.
** Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков. Логика стоиков — основа другого направления математической логики — логики высказываний. Все перечисленные работы Аристотеля позже в Византии объединили под общим названием «Органон» (орудие познания).
** Законы правильного мышления (Зк. Тождества, Зк непротиворечия и Зк.исключенного третьего – Аристотель изложил в своем главном произведении «Метафизика».
Дальнейшую разработку логики осуществили Зенон, Хризипп, Филон и др. Например, Евбулит открыл первый известный нам из истории семантический парадокс под названием «Лжец».
** Логика развивалась и в Средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики. В то же время интересны с точки зрения логики работы Авг. Блаженного, Ф.Аквинского (5 доказательств существования Бога) и сирийского математика Аль Фараби («Комментарий аристотелевского «Органона»). Аль Фараби выделил в логике 2 ступени: 1- представления и понятия; 2 – теория суждений, выводов и доказательств). Во 2-й половине 13 века самым популярным в Европе руководством по логике было «Сумма логики» Петра Испанского. Она изучалась во всех иезуитских колледжах Европы.
** Важнейшим этапом в развитии логики явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф.Бэконом (1561—1626). Бэкон подверг критике извращенную средневековой схоластикой дедуктивную логику Аристотеля
Разработка индуктивного метода — огромная заслуга Бэкона, однако он неправомерно противопоставил свой метод методу дедукции; в действительности эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Разработанные Бэконом методы научной индукции, были систематизированы впоследствии английским философом и логиком Дж.С. Миллем (1806—1873).
Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдающихся западно-европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.
** Французский философ Р. Декарт (1569—1650) выступил с критикой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, роль интуиции, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума».
** Г. Лейбниц ( 1646—1716), сформулировал закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX—XX вв.;
**Логику Др. Мира, Ср. веков и нового времени принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой.
** В конце 18- нач 19 века наряду с формальной логикой начинаетразвиваться и диалектическая логика. Ее основоположником является Гегель (1770-1831) – «Наука логики». Однако объективный мир он понимал идеалистически, как инобытие Абсолютной идеи (Мирового разума)
** Немецкий философ И. Кант (1724—1804) различал 2 типа логик; обычную, формальную, и трансцендентальную, которая исследует в формах мышления то, что «сообщает знанию априорный характер и обуславливает возможность всеобщих и необходимых истин». Кант отличал логическое основание и логическое следствие от реальных причин т и следствия.
** Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов (1711— 1765), А.Н.Радищев (1749—1802), который дал классификацию умозаключений: * «рассуждение», (т.е.силлогизм) * «умозаключения равенства» * умозаключения по сходству.
Известны своими новаторскими идеями в теории умозаключений (их классификации) русские логики М.И. Каринский (1804—1917) и Л.В. Рутковский (1859—1920). Одним из первых начал развивать логику отношений философ и логик С.И. Поварнин (1807—1952).
Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применять разработанные в математике методы исчисления. Это направление разрабатывается в трудах Д. Буля, У.С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса.
!!= Теоретический анализ дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованных языков получил название математической, или символической, логики …. В 1907г. Л.Брауэр основал Интуиционистскую школу логики, где отвергалась логика как наука, предшествующая математике, а в качестве основы рассматривалась «интуитивная ясность» (Декарт???)
** «Модальная логика»… В классической двузначной логике рассматривались простые и сложные ассерторические суждения, т.е. такие, в которых не установлен характер связи между субъектом и предикатом, напр, «морская вода соленая»…. В модальных суждениях раскрывается этот характер связи… «если вода морская- она соленая»
Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.
Понятие — одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.
Множествопредметов, которое мыслится в понятии, называется о бъемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.
Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».
Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки.
Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений — подкласс экономических преступлений. Отношение элемента к классу выражается при помощи знака: (
Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом. Если класс состоит из одного элемента, то это будет единичный класс, класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом.
Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что чем меньше информации, тем шире содержание (напр.водопад), чем шире содержание, тем меньше объем понятия (крупный водопад или крупный водопад в Канаде), т.е. увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот
Понятия принято делить на следующие виды: * 1) единичные и общие, * 2) собирательные и несобирательные, * 3) конкретные и абстрактные, * 4) положительные и отрицательные, * 5) безотносительные и соотносительные.
1). Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов.
** Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется. Регистрирующие понятия имеют конечный объем.
Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов, называется нерегистрирующим. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.
2). Понятия делятся на собирательные и несобирательные.
Понятия, в которых есть признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, который входит в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов.
Понятие, в котором мыслятся признаки, которые относятся к каждому его элементу, называется несобирательным.
В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.
Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; · если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным.
3). Понятия делятся на конкретные и абстрактные. Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.
???= Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными.
4). Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у них.
Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными.
5). Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами
Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др. Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию («студент 1-го курса»,
Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.
В-7 § 4
Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому понятия, которые отражают эти предметы, находятся в определенных отношениях.
Понятия, далекие друг от друга и не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (напр.. «поэма» и «колодец»), остальные понятия называются сравнимыми («глубокий колодец»), ** Сравнимые понятия делятся на совместимые и
|