Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Демонополизация и развитие конкуренции





Во многих странах антимонопольное законодательство дополняется более широкой системой правового регулирования рыночной экономики, направленного на разработку и реализацию механизмов деятельности хозяйствующих структур в интересах не только бизнеса, но и общества в целом. При этом разрабатываются и законодательно закрепляются требования к качеству продукции, проверяется его соответствие установленным параметрам, определяются социально-этические подходы к рекламе и другим направ­лениям деятельности.

Все это является основой для формирования "организованного", "регулируемого" рынка.

Основными "регулирующими" и "контролирующими» рыночный механизм структурами выступают:

а) правовая система;

б) учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю;

в) налоговая система;

г) органы финансовой, денежно-кредитной политики.

Таким образом, государство и право устанавливают на рынке правила игры. Проводимая ими деятельность "'направляет" и "организует" рыночную систему. Такой акцент очень важен, поскольку ориентирует на структуры и механизмы, обеспечивающие в национальной экономике развитие то ли стихийного, то ли регулируемого рынка.

Некоторые исследователи связывают организованный рынок с деятельностью монополий, которые реализуют основную массу товаров или производят значительную часть продукции по предварительным заказам. Видимо, это соответствует действительности и не вызывает спора. Крупные монополии не производят продукт на неизвестный рынок. Вместе с тем представляется важным подчеркнуть способность монополии определенным образом "организовать" рынок только конкретных продуктов. Между тем она не может, не в состоянии "организовать" национальный рынок Ее деятельность, напротив, может способствовать обострению противоречий между отдельными "организованными монополией" и "не организованными ею" рынками.

В условиях антимонопольного законодательства монополия сама не свободна от государственного регулирования, не может независимо от него устанавливать "правила игры". Следовательно, "организованный" в рамках национальной экономики рынок является продуктом государственного регулирования, проводимой правительством экономической политики, а не результатом деятельности отдельных, даже очень крупных хозяйствующих структур.

Вместе с тем характеризуемые подходы, определяющие важную роль госрегулирования в становлении "орга­низованного" рынка, ни в коем случае не посягают на базовые основы рыночной экономики - инициативную деятельность предпринимательских структур.

Регулирующая роль государства должна состоять в том, чтобы, исходя из экономической необходимости и экономической целесообразности, определить наиболее предпочтительные для национальной экономики направления деятельности, размеры и организационные формы предпринимательских структур, эффективные в конкретных условиях, механизмы финансовой, денежно-кредитной, ценовой политики, закрепить их в правовых и иных актах. Их реализация в условиях предпринимательской свободы и будет формой государственного регулирования и контроля в национальной экономике, сориентированной на сочетание различных форм госрегулирования с предпринимательской инициативой.

Предлагаемые "механизмы" не предполагают жёстко централизованного управления из единого народно­хозяйственного центра товарными потоками, это достаточно мобильные методы регулирования, сочетающие преимущества рыночного и государственного механизмов.

В настоящее время во многих странах сформировалась особая "рыночная инфраструктура", которая непосред­ственно занимается проблемами взаимоотношений контрагентов рынка. К ней относятся: ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы, торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки и т.д., имеющие в различных странах специфические формы.

Они определяют и контролируют поведение участников рынка, эффективность работы рыночных механизмов.

Итак, в современных экономических системах, основанных на сочетании крупного, среднего и малого бизнеса, с одной стороны, усиливаются горизонтальные связи между рыночными структурами. Значительную часть продукции крупные и средние предприниматели производят по заказам в соответствии с договорами, контрактами, что исключает в значительной мере производство продукции на неизвестного потребителя. На неизвестного потребителя производят лишь весьма небольшую часть продукции, как правило, мелкие производители.

С другой стороны, наряду с горизонтальными весьма активно развиваются вертикальные связи внутри хозяйствующих субъектов, а также связи, идущие от государства к хозяйствующим субъектам и в необходимых пределах регулирующие их поведение.

Таким образом, в условиях достаточно развитых экономических и правовых систем сочетаются "организован­ные" и конкурирующие структуры, взаимодействуют механизмы монополии и конкуренции.

В настоящее время в западных странах практически отсутствует свободный, никем не регулируемый рынок. Имеет место регулируемый рынок.

Date: 2015-11-13; view: 349; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию