Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды любви





Существует несколько видов любви, которые Фромм называет “объектами”:братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе илюбовь к Богу.Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, котораяосновывается на чувстве, что все мы - одно. “ Любовь начинает проявлятьсятолько когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях, “ - пишетФромм. Материнская любовь, которую я бы назвала любовью родительской, не деля еена любовь отца и любовь матери; по Фромму, - это любовь к беспомощномусуществу. Эротическая любовь, как то, что наиболее часто мы подразумеваем подсловом “любовь” будет рассмотрена ниже.О любви к себе Э.Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого,невозможно любить кого-то другого. Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, какоснову всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницуродительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре ивзаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю, сним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и неощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательнымиродителями, любящими супругами, великолепными друзьями. Возможно потому, чтоони исповедуют совсем другую религию - религию Любви.Абсолютно полная, всеохватная любовь органически включает в себя все этивиды. Но так уж повелось от века, что среди всех них наиболее соблазнительными, как это не парадоксально, наиболее недоступным является тот, который Фроммназвал “эротической любовью”, любовь двух взрослых людей друг к другу,любовь, жаждущая полного слияния, единства с любимым человеком. Она по своейприроде исключительна, а не всеобща. Поэтому она существует не только ворганическом единстве с остальными видами любви, но и как относительносамостоятельное стремление, потребность и проявление. Мы можем возмущатьсяэтим, можем осуждать аморальность любовных отношений, не скрепленных семейно-брачными, интеллектуально-эмоциональными или другими высшими творческимиузами, однако они все же останутся реальностью, которую необходимо подробнееобъяснить и которой предстоит научиться управлять.“ Прежде всего ее часто путают с бурным переживанием “влюбленности”,внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумячужими людьми, “ - пишет Эрих Фромм. Но тут, как мне кажется, он сам, в своюочередь, несколько путает понятия “влюбленность” и “страсть”. Влюбленностьчаще всего - чувство “я-центрическое”, чувство для себя. Она может бытьгорячее любви, может жечь человека сильнее, но она мельче проникает в егодушевные глубины и поэтому меньше меняет его, быстрее гаснет.Любовь поражает человека глубже влюбленности, она проникает во все самыепотаенные уголки его души, заполняет всю ее - и поэтому дольше живет вчеловеке и больше меняет его.Отсутствие эгоизма и двуцентричность любви - это, видимо, ее основа основ, еесамое человечное свойство и главный, наверное, водораздел, который отличаетее от влюбленности.Но в основе и того, и другого лежит страсть. Та самая страсть, которая двухпочти незнакомых людей вдруг яростно швыряет друг к другу. Без всякой высокойидеи. Без всякой предварительной подготовки. Разум в сторону, дела в сторону,страхи в сторону. И это не уважение, не общность интересов, не единствожизненных принципов, это - страсть!И ведь какая силища у этой страсти! Поставь между влюбленными стенку -пробьют, выкопай ров - перепрыгнут, пусти реку - переплывут. Это нерассуждающий, неудержимый порыв. Страсть ломает заборы и рвет колючуюпроволоку, но с той же безоглядной решимостью разносит стены жилья и шагаетпо чужим костям. Не зря страсть так часто называют слепой.Однако, слепа, слепа, а что надо видит великолепно, ведь не от каждой спичкиэтот пожар разгорается, не к каждому встречному швыряет с безудержной силой.Загадочное это чувство из несчетной толпы довольно точно выбираетединственного.Но кроме страсти необходимо и что-то еще. Потому что после того, как чужойстанет близким, нет больше барьеров для преодоления, нет больше неожиданногосближения, и чем останется для человека этот порыв - мимолетной влюбленностьюили всепоглощающей любовью - зависит не только от сексуального влечения.По мнению некоторых философов, любовь - духовное по своей сути состояние,которое только и дает человеческое право на физическую близость. Огонь любвиможет разгораться медленно, постепенно, как нежное чувство леди Каслвуд кпреданному ей воспитателю ее детей (“История Генри Эсмонда” У.Теккерея). Ноособенно поразительны вспышки любви с первого взгляда, раскрывающие глубокуюсторону ее сущности. Почему, в самом деле, мужчина и женщина, дотоле совсемнезнакомые, внезапно проникаются друг к другу столь пылкими чувствами? Первыйже восхищенный взгляд связывает Ромео и Джульетту будто в единое существо.Онегин стал идеалом Татьяны, прежде чем она смогла осознать его духовныекачества. Любовь этих литературных героев оказалась трагической. Но есливнешних препятствий нет, любовь с первого взгляда может стать счастливой идолговечной, как верное чувство мифических Филемона и Бавкиды.Чем объяснить это? Называемые причины обыкновенно сводятся к двум:действительное или мнимое соответствие ранее взлелеянному в душе образцу;любовное ослепление, зачастую в самих недостатках любимого видящее егонеповторимую привлекательность. Из этого делают вывод, будто любовь возникаети развивается вопреки здравому смыслу и логике, будто она в принципеиррациональна.Но нет, не в капризе сердца тут суть. Мудрая проницательность и удивительнаяточность интуитивной оценки любимого, озаряющие сердце и разум предчувствиемсчастья, не противоречат разумности. Интуиция - просто скрытая и очень“быстрая” логика. Вопрос, за что люди любят друг друга, не следуеттретировать как неуместный и нетонкий. Это необходимый вопрос.В его решениях господствует предельная неясность. Сказать, что любовь естьвзаимное тяготение к душевным и физическим качествам друг друга или что любяттолько за высокие проявления человеческого в человеке, значит либо свестиобъяснение к общим местам, либо сказать заведомую неправду. Мироваялитература описала и исследовала тысячи вариантов любви, но смогла выделитьлишь единственную общую ее черту - требовательную избирательность. И все жеперспективное для философского подхода упорядочение представляется возможным.Любят по различию, по контрасту, даже по антагонизму склонностей, когдакачества одного восполняются, нейтрализуются или исправляются качествамидругого. Но любят и по подобию, по тождеству характеров, интересов и пр., чтоумножает стойкость любящих в суровых обстоятельствах жизни. Перед намиантиномия, контурно обрисовывающая глубинное противоречие и указывающая нанекий закон любви, который еще предстоит раскрыть в ее бесчисленныхпроявлениях.Мы приблизились к вопросу о свободе и необходимости любви. Художественнаялитература и искусство показывают, что любовь не терпит никакого насилия,никакой внешней зависимости и диктата. Принудить к браку или сожительству иликупить их - вполне возможно. Любовь неподкупна. Любовь находит тысячи путей,чтобы вырваться из плена, она - сфера особого рода свободы, в чем видитсяодна из примет ее глубинной сути. Ее свобода и ее необходимость - в нейсамой. Ведь и помимо материальных соображений, не трезвость выбора, аискренность чувства, освещенная интеллектуальным пониманием, составляетвысшее нравственное достоинство любви.Свобода любви естественно выражается в богатстве ее проявлений. Доминантывосхищения, жалости, преклонения, даже тщеславия, придающие любвиразнообразие индивидуальных окрасок, являются такими формами избирательностилюбовного чувства, которые, по существу, чужды ошибок и ослепления. Кзаблуждению может привести именно рассудочная оценка душевных и иных качествдругого человека, и стоит заметить, что если страсть, физическое влечениесами по себе не исключают рассудочности, то подлинная любовь отвергает ее.Непосредственно-интуитивное чувство направлено прежде всего на потенциальныедуховные возможности любимого - пусть даже им никогда не сужденореализоваться.Возьмем самые крайние, экстремальные случаи. Взбаломошность,неуравновешенность, бесконечные капризы “падшей” и очаровательной Манон Лескогибельны для любящего ее кавалера де Гриё. Но он чувствует, что за всем этимскрыто неизмеримое духовное богатство, тоска но настоящей любви, поматеринству, и остается верным Манон, несмотря ни на что (“Манон Леско”Прево). Беззаветная любовь прекрасных и нравственных женщин к осужденномумолвой Дон Жуану (тема многих романов, драм, опер, произведений живописи,начинач со средневековья и до нашего времени) на первый взгляд необъяснима. Вдействительности она предопределена не столько его “роковой” внешнейпривлекательностью, сколько широтой и твердостью натуры, не склонившейся ниперед обычаем и общественным мнением, ни перед законом, ни перед тотальнымгосподством религии и угрозой вечной гибели души... Манон Леско и Дон Жуанвзыскуют счастье и обещают его другим. Но дать не могут. В тщетной погоне заполнотой физического, умственного и нравственного совершенства, расколотогона части в разных мужчинах и женщинах, они и сами несчастливы. Главная виназа то, что их человеческие возможности приобретают извращенный вид, а чувстволюбви преломляется в игру бесчестных уловок, лежит не на них самих, а наобщественных обстоятельствах - в данном случае эпохи распада европейскогофеодализма.Перед нами еще одна антиномия любви - противостояние неисчерпаемыхвозможностей человека и их усеченной реализации в жизни. Это возвращает кпроблеме устойчивости, единственности, наконец, “вечности” любви - но уже вином ракурсе.Чувство любви существовало не всегда, оно есть продукт истории. Стендальназвал его чудом цивилизации. Сотни тысяч лет люди на земле воспроизводилисебе подобных. Сексуальная эмоция бросала одного питекантропа в объятиядругого, то же было и с их потомками неандертальцами. Но эволюция менялачувственный спектр человека. И примерно пять тысяч лет назад - так полагаютученые - мы осложнили себе жизнь феноменом любви. Жена бога Осириса Изида,воскресившая слезами усопшего мужа, считается родоначальницей всех любящих.Но придя на смену животной привязанности первобытных людей к особи или особямпротивоположного пола, любовь была куплена дорогой ценой. По мнению классиковмарксизма, начало цивилизации совпало с первым классовым угнетением и спорабощением женского пола мужским. Рабство и любовь! Несовместимые по сути,они парадоксально слились воедино не только в рабовладении, но и вфеодальном, в капиталистическом обществе. В этих условиях любовь - радисвоего сохранения - вынуждена была укрываться от контроля. И с самым скромнымуспехом. В “Страданиях юного Вертера” Гёте или в “Блеске и нищете куртизанок”Бальзака показано, как полное, всезахватывающее чувство молодой любви,осужденное общественным мнением, переходит в предельно трагическую фазу.Безвозвратная утрата любимого существа толкает Вертера и прекрасную Эстер ктому, чтобы предпочесть смерть отныне пустой жизни. Но за этим решением стоитне от них зависящий безапелляционный приговор: их конец по существунасильственен.

Date: 2015-11-13; view: 226; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию