Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания

Практическая работа № 9

Тема: «Особенности использования числительных в деловой речи».

 

Цель: обобщить и систематизировать знания студентов об использовании имён числительных;

развивать у студентов способность быстро и грамотно оформлять написания чисел и

знаков в документах.

 

 

Ход работы

 

1. Согласуйте числительные с существительными. Запишите словосочетания.

2. Образуйте сложные слова, раскрыв скобки.

3. Спишите, раскрывая скобки.

4. Запишите числительные словами.

5. Выберите и запишите правильную форму числительного и существительного.

6. Просклоняйте.

7. Запишите предложения, заменяя цифры словами.

8. Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с коли-

чественными и порядковыми числительными.

9. Исправьте грамматические ошибки в употреблении имён числительных.

 

Литература: 1. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных

документов. – М., 1988.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.

Словари

1. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,

произношение, ударение, формы. – М., 2001.

2. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв.

ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,

1992.

 

Методические указания

При изучении темы следует особенное внимание обратить на такие вопросы: стилистическое использование имён числительных; оформление написания чисел и знаков в документах.

Во время изучения темы студенты должны знать: основные признаки имени числительного; строение имён числительных; формы употребления имён числительных; правила написание имён числительных.

Рядом с изученным материалом необходимо на практике уметь: записывать числительные словами; согласовывать числительные с существительными; образовывать сложные слова; выбирать правильную форму числительного и существительного; склонять имена числительные; записать предложения, заменяя цифры словами; исправить грамматические ошибки в употреблении имён числительных.

 

Вопросы для самопроверки

1. Стилистическое использование имён числительных.

2. Оформление написания чисел и знаков в документах.

 

 

1. Согласуйте числительные с существительными. Запишите словосочетания.

4 (брюки), 2 (перила), 43 (ножницы), 1 (куранты), 2 (часы), 22 (сутки), 3 (сани), 8 (ва-ренье), 5 (очки).

 

2. Образуйте сложные слова, раскрыв скобки.

21 (тысяча), 2505 (лет), 45 (тысяча), 90 (минута), 86-%, 1490-метровый, 3 (комната) квартира, 12 (этаж) дом, 5 % раствор, 0,5 (миллион) пациент, 1,5 (километр) дистанция, 45000 (пара обуви), 30 (миллион), 100000 автомобиль, 90 (миллион) житель.

 

3. Спишите, раскрывая скобки.

1. Мы ведём переписку с 280 (выпускник).

2. Это событие произойдёт в 2017 (год).

3. Этот памятник искусства скоро отметит своё 3249 (летие).

4. Новая 10 (этажка) не совсем обычная.

5. Строители сдали 3 (уровневый) паркинг в установленный срок.

6. Установили 32 (канальный) телеприёмник.

7. Отдыхающие нового санатория получают 3 (разовое) горячее питание.

8. На следующей неделе ожидается 35 (градус) жара.

 

4. Запишите числительные словами.

О 479 экземплярах, из 159 вычесть 34, 97 (процентный), для 890 участников, к 312 при-бавить 462, 140 (метровая) дорожка, сумма 270 и 180 равна 450, 17 сложить с 957, 11 сложить с 295, к 278 прибавить 248, к 584 прибавить 338, из 897 вычесть 425, 391-летие, к 5 прибавить 17 (равняется 22), от 22 отнять 16, сложить 55 и 97; разделить 168 на 14, умножить 6 на 6, как называется цифра 5 с тремя нулями.

 

5. Выберите и запишите правильную форму числительного и существительного.

Для (пяти — пятерых) женщин; (три — трое) красивых (коня — коней); (шесть — шес-теро) работниц завода; (четыре — четверо) (ножницы — ножниц); (два — двое) знакомых (ли-ца — лиц); (четыре — четверо) (студентки — студенток).

 

6. Просклоняйте.
37 студентов, 954 книги, полтора килограмма, полтораста километров, 3/4 часа, 735-я

школа.

 

7. Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1. Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га.
2. Вес третьего искусственного спутника Зем­ли был равен 1326 кг.
3. К 2/5 прибавить 3/5, получится 1.
4. Кедры живут до 800 — 850 лет.
5. Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс.
6. Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до

побережья Центральной Америки.
7. Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобус-

ных и троллейбусных линий — 4300 километров.
8. Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше

4500 слов.
9. Разность между 87 и 54 составляет 33.
10. К 2016 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек.

 

8. Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с коли-чественными и порядковыми числительными.

1. К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника.
2. Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот.
3. Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVIв., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.
4. В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза.
5. Вгонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

 

9. Исправьте грамматические ошибки в употреблении имён числительных.

1. Кондрат Булавин вступил в город с тысячью солдатами.

2. Он сумел выбраться из окружения с полтораста лошадями.

3. Начиная своё дело, молодой банкир располагал только десятью тысячью рублями.

4. О тридцати двух рублей пришлось забыть.

5. Компания выплатила премию тридцати старейших сотрудников.

6. Эту роль репетировали трое молодых актрис театра.

7. Трое подруг весело болтали всю дорогу.

8. Деревня находится в полтора верстах от станции.

9. Более полтора тысяч участников митинга поддержали эту резолюцию.

10. Двадцать трое щипцов заказал цех на складе.

11. Три сутки плутал я по тайге.

12. Трамвайная остановка находится в полтораста шагов отсюда.

13. Двухстам выпускникам были выданы аттестаты.

14. Директор доволен семидесятъю учениками, которые приняли участие в соревнова-ниях по спортивному ориентированию.

15. В одной тысячи девятьсот пятом году фашистская Германия потерпела поражение.

16. На строительство нового медицинского центра ушло около восъмиста миллионов рублей.

17. Этот экипаж сошёл со ста первого километра гонки.

18. Крепче держись! Обоими руками!

19. Троим ученицам нашей школы вручены почётные дипломы.

20. По обоим сторонам дороги посажены красивые деревья.


<== предыдущая | следующая ==>
 | Високий рівень

Date: 2015-12-11; view: 1614; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию