Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Деятельностный подход«… просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» Евангелие от Матфея (гл. 7, ст. 7—8), Евангелие от Луки (гл. 11, ст. 9). 1. Структура (профессиональной) деятельности «Человек существует не в мире предметов, не в мире идей и даже не в мире социальных отношений. Человек существует в мире деятельностей» Г.П.Щедровицкий (1929-1994) Примеры деятельностного подхода: · память, восприятие, внимание, общение, обучение, принятие решений как «деятельность» · классическая (средневековая) культура как культ профессионального деятельностного подхода. Структура профессиональной деятельности 1. «Верстак» - техники, технологии, 2. «Знания» – онтология, парадигма, теория, модели 3. «Рамка смысла» - позиционирование, целеполагание, т.е. зачем, где, для кого · Сверхзадача, смысл, миссия, духовность. · Психоэнергетика, волевая составляющая, здоровье, установка движения. Региональные особенности профессиональной деятельности: американская – прагматика, европейская – рационализм, российская – духовность, восточная - гармония. Будущая – глобальная культура!? Будущая профессиональная деятельность – это кто, как, что?
2. Субъект, субъективация, самоопределение Варианты самоопределения: · «Человек собственности» – хозяин, ориентация на сохранение собственности · «Человек службы»– ориентация на начальство, на исполнение функции в организации · «Человек профессии» – специалист, ориентация на воспроизводство норм профессиональной деятельности · «Человек бизнеса» – предприниматель, поиск резервов и перевод их в ресурсы, ориентация на клиента в рыночных отношениях · «Человек развития» - «пассионарий» по Льву Гумилеву, ориентация на будущее, приближение будущего.
3. Профессиональное обучение Два мира есть у человека. Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий Школы и модели обучения · Гумбольдтовская модель – передача знания (средневековье, XVIII в.): книги, библиотеки, профессура. · Вальдорфская школа – развитие личности (XIX в., начало ХХ в.): наука, общество, политика. · Деятельностный подход – включение в деятельность, развертывание новых деятельностей (середина ХХ – конец ХХ в): имитационные модели, кейсы, стажировки, деловые игры, обучение в деятельности, организационно-деятельностные игры, проекты, программы, движения. Обучение как деятельность · Обучение как принятие, понимание, усвоение методов, технологий, норм, базовых и профессиональных знаний, ценностей новой для себя деятельности · Обучение как управление знаниями: план, диагностика, обеспечение, контроль · Обучение как включение в программу учебной деятельности, соучастие в технологизации, обосновании и трансляции новой для себя деятельности (принцип «шведского стола») · Обучение как самоопределение - маргинальное состояние, переход через пограничное состояние между двумя деятельностями и прорыв в реальность, демонтаж старой, проектирование и выстраивание, выращивание новой деятельности (образ «корчма на заставе») · Обучение как развитие и программирование жизнедеятельности (компетентностный подход, глобальная образовательная революция = переход к Life Long Learning) Профессиональное обучение управлению «Стейкхолдеры» - заинтересованные лица, держатели ставки. Кто держит «рамку смысла» обучения, ставит задачи и определяет заказ на обучение т.е обеспечивает (оплачивает) и оценивает обучение (?!): · Администрация гос. Органов, курирующих сферу образования · Руководство организаций, работодатели · Разработчики новых технологий деятельности · Сам обучаемый · Авторитеты для обучаемых … Жизненные циклы обучения. Тренды профессионального обучения: массовость, коммерциализация, глобализация, глобализация, информатизация, демографические волны, … Регулярное (правильное) обучение, упреждающее обучение. Вне- и внутрифирменное обучение. «Корневые компетенции организации» - (а) база данных и (б) сотрудники как носители профессиональных знаний относительно технологий и «ноу-хау» вместе с условиями их использования, то, что создает устойчивые конкурентные преимущества организации. Смена парадигмы обучения: от передачи «готовых знаний» к «формированию компетенций», и далее к включению в деятельность. Методы активного обучения: имитационные игры, «кейс-стади», обучение в деятельности, организационно-деятельностные игры …
4. Принципы нового профессионализма (по П.Малиновскому) Обучить можно ремеслу, талант должен вырасти сам. Но это возможно только при определенных условиях. Можно выделить четыре символических слоя современного цивилизационного процесса и четыре типа языков описания профессионализма: · протоцивилизационный слой описания магического мира – цивилизованность как совокупность сигналов, которые указывают на астральную или природную связь событий («расколдовывание» этого мира и составляет суть научной революции 17 века, с которой связано становление научных языков); · ядерный (сакральный) слой описания традиционных цивилизаций – цивилизованность как совокупность воспроизводимых ритуалов, которые придают смыслы существованию; · диффундирующий слой описания современных цивилизаций – цивилизованность выражается в накоплении капиталов, которые позволяют оценивать стоимость всех вовлеченных в цивилизационный процесс активов; · виртуальный слой описания постсовременных цивилизаций – цивилизованность выражается в самоподобии (фрактальности) цивилизационных структур, позволяющих трансформировать хаос в синергию. Установка на развитие – поиск оптимальных вариантов комплексного решения уникальных проблем на основе трансдисциплинарных исследований действием с обязательным включением в этот процесс всех заинтересованных лиц. Чем отличаются транспрофессионалы от парапрофессионалов (и других профессионалов)? Готовностью здесь и теперь организовывать и проводить трансдисциплинарные комплексные партиципаторные исследования действием.
Постиндустриальная революция конца XX, начала XXI веков связана с автоматизацией производства, информатизацией, широким использованием многофункциональных команд, возрастанием роли сервисных сфер экономики, появлением инженерии знаний и перехода к управлению знаниями.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Самоопределение по отношению к Курсу 2. Работа с литературой (интернет) Щедровицкий Г.П., Лефевр В.А., Дубровский В.Я. 3. Уточнение темы и структуры и определение формы выпускной работы по данному Курсу: инновационный проект, эссе, анализ кейса, проработка конкретного управленческого вопроса, обзор литературы...
|