Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельностный подход

«… просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам»

Евангелие от Матфея (гл. 7, ст. 7—8), Евангелие от Луки (гл. 11, ст. 9).

1. Структура (профессиональной) деятельности

«Человек существует не в мире предметов, не в мире идей и даже не в мире социальных отношений.

Человек существует в мире деятельностей»

Г.П.Щедровицкий (1929-1994)

Примеры деятельностного подхода:

· память, восприятие, внимание, общение, обучение, принятие решений как «деятельность»

· классическая (средневековая) культура как культ профессионального деятельностного подхода.

Структура профессиональной деятельности

1. «Верстак» - техники, технологии,

2. «Знания» – онтология, парадигма, теория, модели

3. «Рамка смысла» - позиционирование, целеполагание, т.е. зачем, где, для кого

· Сверхзадача, смысл, миссия, духовность.

· Психоэнергетика, волевая составляющая, здоровье, установка движения.

Региональные особенности профессиональной деятельности: американская – прагматика, европейская – рационализм, российская – духовность, восточная - гармония. Будущая – глобальная культура!? Будущая профессиональная деятельность – это кто, как, что?

 

2. Субъект, субъективация, самоопределение

Варианты самоопределения:

· «Человек собственности» – хозяин, ориентация на сохранение собственности

· «Человек службы»– ориентация на начальство, на исполнение функции в организации

· «Человек профессии» – специалист, ориентация на воспроизводство норм профессиональной деятельности

· «Человек бизнеса» – предприниматель, поиск резервов и перевод их в ресурсы, ориентация на клиента в рыночных отношениях

· «Человек развития» - «пассионарий» по Льву Гумилеву, ориентация на будущее, приближение будущего.

 

3. Профессиональное обучение

Два мира есть у человека.

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Школы и модели обучения

· Гумбольдтовская модель – передача знания (средневековье, XVIII в.): книги, библиотеки, профессура.

· Вальдорфская школа – развитие личности (XIX в., начало ХХ в.): наука, общество, политика.

· Деятельностный подход – включение в деятельность, развертывание новых деятельностей (середина ХХ – конец ХХ в): имитационные модели, кейсы, стажировки, деловые игры, обучение в деятельности, организационно-деятельностные игры, проекты, программы, движения.

Обучение как деятельность

· Обучение как принятие, понимание, усвоение методов, технологий, норм, базовых и профессиональных знаний, ценностей новой для себя деятельности

· Обучение как управление знаниями: план, диагностика, обеспечение, контроль

· Обучение как включение в программу учебной деятельности, соучастие в технологизации, обосновании и трансляции новой для себя деятельности (принцип «шведского стола»)

· Обучение как самоопределение - маргинальное состояние, переход через пограничное состояние между двумя деятельностями и прорыв в реальность, демонтаж старой, проектирование и выстраивание, выращивание новой деятельности (образ «корчма на заставе»)

· Обучение как развитие и программирование жизнедеятельности (компетентностный подход, глобальная образовательная революция = переход к Life Long Learning)

Профессиональное обучение управлению

«Стейкхолдеры» - заинтересованные лица, держатели ставки. Кто держит «рамку смысла» обучения, ставит задачи и определяет заказ на обучение т.е обеспечивает (оплачивает) и оценивает обучение (?!):

· Администрация гос. Органов, курирующих сферу образования

· Руководство организаций, работодатели

· Разработчики новых технологий деятельности

· Сам обучаемый

· Авторитеты для обучаемых …

Жизненные циклы обучения.

Тренды профессионального обучения: массовость, коммерциализация, глобализация, глобализация, информатизация, демографические волны, …

Регулярное (правильное) обучение, упреждающее обучение.

Вне- и внутрифирменное обучение.

«Корневые компетенции организации» - (а) база данных и (б) сотрудники как носители профессиональных знаний относительно технологий и «ноу-хау» вместе с условиями их использования, то, что создает устойчивые конкурентные преимущества организации.

Смена парадигмы обучения: от передачи «готовых знаний» к «формированию компетенций», и далее к включению в деятельность.

Методы активного обучения: имитационные игры, «кейс-стади», обучение в деятельности, организационно-деятельностные игры …

 

4. Принципы нового профессионализма (по П.Малиновскому)

Обучить можно ремеслу, талант должен вырасти сам.

Но это возможно только при определенных условиях.

Можно выделить четыре символических слоя современного цивилизационного процесса и четыре типа языков описания профессионализма:

· протоцивилизационный слой описания магического мира – цивилизованность как совокупность сигналов, которые указывают на астральную или природную связь событий («расколдовывание» этого мира и составляет суть научной революции 17 века, с которой связано становление научных языков);

· ядерный (сакральный) слой описания традиционных цивилизаций – цивилизованность как совокупность воспроизводимых ритуалов, которые придают смыслы существованию;

· диффундирующий слой описания современных цивилизаций – цивилизованность выражается в накоплении капиталов, которые позволяют оценивать стоимость всех вовлеченных в цивилизационный процесс активов;

· виртуальный слой описания постсовременных цивилизаций – цивилизованность выражается в самоподобии (фрактальности) цивилизационных структур, позволяющих трансформировать хаос в синергию.

Установка на развитие – поиск оптимальных вариантов комплексного решения уникальных проблем на основе трансдисциплинарных исследований действием с обязательным включением в этот процесс всех заинтересованных лиц.

Чем отличаются транспрофессионалы от парапрофессионалов (и других профессионалов)? Готовностью здесь и теперь организовывать и проводить трансдисциплинарные комплексные партиципаторные исследования действием.

 

Постиндустриальная революция конца XX, начала XXI веков связана с автоматизацией производства, информатизацией, широким использованием многофункциональных команд, возрастанием роли сервисных сфер экономики, появлением инженерии знаний и перехода к управлению знаниями.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Самоопределение по отношению к Курсу

2. Работа с литературой (интернет) Щедровицкий Г.П., Лефевр В.А., Дубровский В.Я.

3. Уточнение темы и структуры и определение формы выпускной работы по данному Курсу: инновационный проект, эссе, анализ кейса, проработка конкретного управленческого вопроса, обзор литературы...


<== предыдущая | следующая ==>
 | Задачи практики

Date: 2015-12-11; view: 258; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию