Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимная любовь окрыляет

Город наш круглый год пестрит афишами. Повсюду - на театральных тумбах, билбордах, но чаще на придорожных заборах - мелькают знакомые по телевизору лица, известные и неизвестные имена.

 

Юные звёзды, раскрученные стараниями продюсеров, потускневшие примадонны, цепляющиеся за хвост былой славы, всё ещё надеющиеся на благосклонность провинциальной публики, чьи вкусы и привязанности меняются не так стремительно, как в столицах...

- Боже мой! Валенька будет петь,- во весь свой пронзительный голос воскликнула женщина, заставив обернуться прохожих. И обратилась к попутчице: - Я соскучилась, обязательно пойду, а ты?

Две женщины стояли у афиши, выставленной в проходе к Музыкальному театру. На них, загадочно улыбаясь с фотографии, глядела солистка Валентина Литвина. В концертном платье изумрудного цвета.

Я, ставшая невольной свидетельницей разговора, приостановилась, чтобы получше разглядеть этих женщин, а может, и спросить, что их так взволновало? Но обе красноярки уже отошли от афиши и, оживлённо беседуя, направились, как показалось, к театральной кассе. Мне только осталось проводить их взглядом и пойти дальше, между прочим, на встречу с этой самой артисткой, которую они ласково назвали Валенькой и которая 4 ноября порадует нас юбилейным концертом.

У служебного входа меня встретил предупредительный вахтёр, видимо, знавший о моём визите: "Вы к Литвиной?" И в ту же минуту я услышала знакомый голос: "Да, это ко мне".

Валентина, как всегда элегантная, в простом, подчёркивающем достоинства фигуры наряде, направлялась мне навстречу. И пока мы шли до её гримёрной, я рассказала о подсмотренной сценке:

- Любят вас, Валентина, красноярцы, ждут концертов, а они так редко бывают.

- Два-три концерта в год, чтобы не забывали,- засмеялась она.- А потом готовлю новую программу. Обновляю репертуар процентов на семьдесят. На все сто нельзя - так говорят мне дирижёры и знакомые продюсеры, среди которых есть профессионалы высочайшего уровня, и я им доверяю. Зрители на концерте хотят обязательно услышать произведения, знакомые им по прежним выступлениям. Может быть, это служит для них камертоном? Они слушают, вспоминают и оценивают, как ты в этот раз спела - лучше, хуже, появились ли новые краски в голосе, не потускнели ли чувства. Я и сама, когда бываю в роли зрителя, обращаю на это внимание. Поэтому выстраиваю свою программу так, чтобы не разочаровывать своих поклонников.

- И вам это удаётся,- вступаю я, прежде всего имея в виду себя.

Однажды побывав на её концерте, хожу на Литвину вновь и вновь, не уставая поражаться её артистичности, певческому таланту и необыкновенной женственности, перед которой не может устоять мужская половина зрителей. Не раз видела, как они с охапками цветов вставали перед Валентиной Литвиной на колени. И я их понимаю...

Как и многие зрители, особенно люблю, когда Литвина исполняет русские романсы. В этом нестареющем жанре артистка проявляет не только свои вокальные данные, но и своё понимание темы - разумом или душой, не знаю, но это ей удаётся. И мне кажется, для Валентины демонстрация голоса - всего лишь природная данность, помогающая выражению мыслей и чувств. К моему удивлению, она не стала с этим спорить:

- У меня колоратурное сопрано, но ведь это не моя заслуга, так что же кичиться голосом? Это мой инструмент, и, конечно, важно, как я им владею. Но я на всю жизнь запомнила, когда на одной из репетиций музыкант из оркестра мне сказал: "Нам не важно, какой у вас голос, нам важно - артистка или не артистка, вы - артистка". Можно виртуозно владеть вокалом, а внутри быть пустым. Я выхожу на сцену и каждый раз доказываю себе и публике, что я не просто вокалистка: я - артистка. И если когда-нибудь этого не случится, просто уйду со сцены.

Валентина говорила мне об этом спокойно, без горечи. Цепляться за сцену, как это на наших глазах делают многие столичные певцы и певички, взлетевшие некогда на гребень волны на шаткой досточке успеха, она не станет. И даже если голос будет в силе, и покорны будут верхние ноты классических арий, которые так ценятся знатоками, но исчезнет лёгкость походки, привлекательность фигуры,- я уверена, уйдёт, чтобы не травмировать зрителей, не вызывать своим выходом на сцену чувство жалости, не будить в людях воспоминаний: ах, какая она была прежде... Прежде - не для неё. Она живёт сейчас, сегодня, одним восхитительным днём творчества.

Когда это всё началось?

- Мне кажется, человек уже рождается с заложенной в него программой,- говорит Валентина,- кому-то петь, кому-то летать в космос. Я петь начала раньше, чем говорить. Конечно, сама этого не помню - мама рассказывала. Мелодии, что слышала по радио, ничего ещё не понимая, повторяла. А уж в садике и школе без меня ни один концерт не обходился.

Валентина Литвина родилась на Брянщине, но до самой школы жила на Украине.

- Там в каждом доме пели,- вспоминает она.- И если меня брали в гости, я пела вместе со всеми. Молчать, просто сидеть и слушать не могла. А когда поступила в музыкальное училище, даже не ходила - летала, парила над землёй. Было ощущение восторга, что теперь я стану настоящей певицей, и это ощущение счастья помню до сих пор.

Училась она с удовольствием и окончила училище с отличием. Поначалу видела себя камерной певицей. После училища работала в областной филармонии. Но вскоре почувствовала, что знаний не хватает, и решила поступать в консерваторию в Ростове-на-Дону.

- Это уже другой уровень. У нас такие педагоги преподавали! - с нажимом в голосе, чтобы подчеркнуть преклонение перед их величием, сказала Литвина и на миг замолчала, погрузившись в воспоминания. Наверное, они далеко бы её увели, но я спросила:

- А как вы, мечтая о карьере камерной певицы, оказались в оперетте?

- Видимо, в типаж попала. После окончания консерватории я, как и многие выпускники музыкальных вузов, поехала на артистическую ярмарку. В советское время практиковалась такая форма трудоустройства. В тот год она проводилась в Воронеже. Тогда почему-то именно театры оперетты набирали себе артистов. Приехал туда и режиссёр из Красноярска-26. Ему была нужна молодая, высокая блондинка, чтобы составить пару с артистом, который уже работал в театре. Мне сделали предложение, и я согласилась. Причём, помню, когда объявляли, кто в какой театр принят, была интересная реакция. Назвали мою фамилию, пригласивший меня театр, город... и после паузы добавили: "Ключи от квартиры". По залу гул прошёл: "У-у-у..."

Молодые артисты в те годы в лучшем случае могли рассчитывать на общежитие. А здесь такая удача! И город - маленький коммунистический рай по сравнению с Ростовом, где всё надо было доставать и за обычные вещи приходилось переплачивать вдвое-втрое. Вот так я и попала в оперетту.

С тех пор она с ней и не расстаётся. Хотя оперетта за это время переживала всякое - и любовь, и забвение. Но если зрители никогда не изменяли весёлому музыкальному жанру, то с вниманием государства дело обстояло иначе. Театры выживали - каждый кто как умел. Репертуар менялся. В небытие ушли советские оперетты, которые перестали соответствовать действительности. С другой стороны, нет худа без добра: артисты стали осваивать смежные жанры - от драмы до оперы.

- Универсальный театр получился,- сказала Валентина,- и это даже интересно. Петь я ведь всё равно не перестала. И если не в театре, то на эстраде. Я себе всегда работу найду.

Итак, Литвина служила в театре и на этом поприще снискала себе признание публики и звание заслуженной артистки России. Ну, а параллельно, как сама говорит, занималась концертной деятельностью.

За сухой формулировкой - годы и годы работы, где от арии к арии, от романса к романсу происходит внутреннее перевоплощение. Ведь каждое музыкальное произведение, кроме полной самоотдачи певицы, предполагает свою, индивидуальную трактовку, которая стала бы не просто ещё одним исполнением, а новым его прочтением, бережным и почтительным, знакомым и одновременно не знакомым.

Первый свой сольный концерт Литвина спела в Железногорске. До этого она уже три года работала в театре. Зрители сразу полюбили молодую артистку. А она - их. Как известно, взаимная любовь окрыляет. С тех пор она не представляет своей жизни без концертов.

Я почти не знаю Литвину как театральную актрису, зато с интересом слежу за её концертными выступлениями. Вижу, как она меняется, как разнообразнее и богаче становится репертуар, всё совершеннее исполнение.

...Валентина, не дожидаясь моих вопросов, кажется, даже забыв обо мне, продолжала изливать душу. Интервью у неё берут не часто. Вот и переживала она заново эпизоды своей творческой жизни, добрым словом поминала коллег, с нежностью говорила о зрителях и, конечно, о музыке, музыке...

Слушая её, я кивала, старалась не перебивать, одновременно любуясь артистичностью Валентины. И это не игра, понимаю я, это её естество.

Может, и правда она родилась такой? Ведь каждый человек, уверена актриса, приходит в этот мир с программой. И всё-то у неё есть: и талант, и опыт, и отменный вкус.

И так же беспокойно, как в юности, бьётся сердце перед выходом на сцену, и особенно после - когда стихают аплодисменты. Это последняя точка концерта - когда уже нет никакой возможности что-то исправить, дополнить, спеть заново.

Если артист полностью отдаёт себя сцене, а значит, и зрителю,- это невозможно не увидеть, не оценить. Даже чёрствое сердце оттает от такого концерта, даже скорбящая душа успокоится, найдёт в себе силы откликнуться на пение.

Литвина даёт всего два-три концерта в год, но даже этого оказывается достаточно, чтобы влюбить в себя стольких красноярцев! А кто сосчитает случайных слушателей, ставших благодаря ей завсегдатаями концертов, где Валентина наряду с классикой исполняет народные песни и эстрадные хиты. Её разноплановость поражает не только любителей, но и профессионалов.

Однажды во время концерта Литвиной зашли за кулисы два артиста. Она в это время исполняла романс "Ямщик, не гони лошадей". А когда запела алябьевского "Соловья", один сказал другому:

- А ты говорил, что будет сольный концерт, это же другая певица поёт.

- Да нет, всё та же.

- Не может быть, так не бывает. Это же два разных голоса.

Я рассказала Валентине эту историю как театральный анекдот. Она рассмеялась:

- Такая же история приключилась со мною в Израиле. Я пела "Сказки Венского леса" и следом что-то украинское, фольклорное. И потом мне рассказали, как на это среагировал один продюсер.

- Ой, как это? Это не близняшки? - спросил он.- Одна поёт классическим сопрано, а другая - чистая народница. Это что, розыгрыш такой?

- Она всё поёт,- ответили ему.

Вот это ВСЁ и помогает певице. К ней как-то женщина после концерта в Вене подошла:

- Вы знаете, почему я здесь? Обычно приезжает сопрано с "программой". Репертуар подобран исключительно под её голос, и она поёт, как говорится, "ни вправо, ни влево". Мы это слышали уже. А вы другая, не знаешь, чего от вас ждать. Это притягивает.

- А я специально делаю так, я хитренькая,- смеётся Валентина.- Мне интересно и "высший пилотаж" показать - виртуозное пение с верхними нотами, а потом вдруг слезу подпустить, душу вынуть. То такая, то такая.

За это ценят её и коллеги. Дирижёры, с которыми она когда-то работала, не забывают, при первой возможности приглашают с концертами, зная, что успех будет гарантирован. Проявляют интерес и зарубежные продюсеры.

Несколько раз Литвина ездила на гастроли вместе с ансамблем танца имени Михаила Годенко. В первом отделении, когда ансамбль исполнял танцы народов мира, она пела классику. Во втором, когда исполнялись русские танцы, пела русские песни.

- В одном случае я сопрано, в другом - чистая народница. Меня удобно на гастроли брать, я - два в одном флаконе,- говорит она.

Вообще гастроли - это отдельная тема. Кто-то в отпуск едет к морю, купаться и загорать, а она - с концертами за границу. Там давно появились такие же преданные поклонники, как и в Красноярске. Некоторые ходят на её концерты годами, переезжают за артисткой из города в город, можно сказать, передают её из рук в руки, приглашают в гости, становятся друзьями.

О своих зарубежных гастролях Валентина рассказывает как о чуде. Могла ли она когда-то даже мечтать о том, что будет петь в музыкальной столице мира, прекрасной Вене? Там публика каждый день мировых знаменитостей встречает, а тут какая-то сибирячка. Кто пойдёт слушать?

Первый раз, возможно, пришли из желания вкусить экзотики, а теперь ходят специально на Литвину. Она буквально всю Австрию объехала, благо страна маленькая. Тепло встречают её в Германии и Голландии. Газеты публикуют рецензии, называя сибирским чудом из Красноярска. И приглашают снова и снова.

А в родном городе об этом почти никто не знает. Даже в театре узнали совсем недавно. Вот уж воистину: нет пророка в своём отечестве. Но Валентина не обижается, живёт - как песню поёт. Может, потому и завистников не нажила, а ведь театральный мир, по меткому замечанию гениальной Фаины Раневской, это террариум единомышленников.

Недавно мне показали письмо, в котором известные красноярцы - представители власти, бизнесмены, деятели искусства и спорта - просят губернатора о присвоении Валентине Литвиной звания народной артистки России. Думаю, это было бы достойным подарком к её юбилею, ведь Красноярску она посвятила четверть века своей творческой жизни. Хотя для меня Валентина Литвина, как и для всех её поклонников, давно народная.

Мы ещё долго говорили: о жизни, искусстве, снова о жизни. Мой диктофон отсчитывал минуты, потом - часы. Так бывает, когда тебе приятен собеседник, когда чувствуешь в нём родственную душу. В гримёрную уже несколько раз заглядывал заместитель директора Музыкального театра Александр Литвин, по совместительству - муж Валентины.

- А вот и ваш верный рыцарь,- зная о трогательных отношениях супругов, сказала я,- волнуется, что мы засиделись. Будем заканчивать. Скажите, Валентина, какую программу мы увидим и услышим на вашем юбилейном концерте?

- Мы её назвали "По странам и континентам". Если коротко, то это музыка без границ, то, что нас объединяет. В этом концерте я буду петь на разных языках - испанском, итальянском, французском, немецком, португальском - и никаких переводов. Будет и классика, и эстрада, и народные песни. Приходите.

- Обязательно. Если билеты достану.

Лидия РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, заслуженный работник культуры РФ.


 


<== предыдущая | следующая ==>
О чем мечтает женщина | Братства

Date: 2015-11-13; view: 288; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию