Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Смысловые модели (топы) в речи
Топ – общее рассуждение, наблюдение, описание, которое человек мог запомнить, чтобы использовать в подходящем случае. Другими словами, смысловая модель обобщающей природы. Например, время летит, время лечит и т.д. Топ (смысловая модель) - «род-вид» («разновидности»). Ведя речь о машине, мы видим, что родовым, общим понятием по отношению к машине будет аппарат. Видовыми (частными) понятиями (идеями) будут разновидности: швейная машина, стиральная машина, легковая машина. Принцип действия топа - разложение идеи топа по схеме «общее-частное» только по вертикальной схеме. Топ «разновидности» является частным случаем топа «род-вид». В этом топе не только идут перечисление видов, но и производится оценка каждой разновидности, выбирается наилучшие, отбрасываются плохие или неподходящие. Вывод: топ «род-вид» (в том числе и топ «разновидности») отражает универсальный закон человеческой мысли и речи - от общего к частному (дедукция) и от частного к общему (индукция). Топ «определение»- определение предмета речи, служит изобретению содержания речи, условие ее ясности, непротиворечивости. Структура топа: необходимо определить предмет речи - значит назвать общий род (дуб- дерево, велосипед-машина и т.д.) и видовое, специфичное его отличие от других предметов того же рода (лето - самое теплое время года в нашем полушарии). Топ (смысловая модель) – «целое - части». Суть модели «целое – части» состоит в том, что предмет речи (идею) нужно: а) рассмотреть как часть некоего целого и рассуждать также и об этом целом (Шамора - море, мангал - шашлыки), б) рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности. Топ «целое - части» отражает универсальный закон работы мысли – ее движение от целого к частям предмета и снова к целому. Описание конкретного предмета (целого) требует соблюдения определенного алгоритма: - описываются вещи-предметы, имеющие строго определенные функции, выделяются именно и только те части таких предметов, которые и делают их функциональными. - в описаниях вычленяются самые заметные, бросающиеся в глаза элементы, отличающие их от других сходных объектов: «Очки (определение) большей частью состоят из двух круглых или овальных стёкол, вделанных в лёгкую оправу…Оправа делается из стали, черепаховой кости, а также из серебра и золота (части). Топ (смысловая модель) – «свойства». Топ «свойства» включает в себя топы «признаки», «качества», «функции». Это приметы предмета речи, его качества, его функции, его характерные действия. Умение хорошо описывать подразумевает умение выделять важнейшие свойства и характерные признаки предмета речи. Чтобы правильно использовать топ «свойства» нужно: а) отбирать только существенные, характерные признаки, функции, качества объекта, причем такие из них, которые делают его действительно интересным как предмет речи и для говорящего, и для адресата; б) не избегать при этом выражения собственных оценок, эмоций:- «Эта птица поражает какой-то необычайной внешней нескладностью и расхлябанностью, напоминая подчас скверно сделанное неумелым таксидермистом чучело. И в то же время это во многих отношениях замечательная птица»… Топ (смысловая модель) – «сопоставление». Смысловая модель «сопоставление» является одной из моделей организации мышления и речи, «размножения идей». Поиски общего между предметами и явлениям, как и открытие отличного и противоположного, предоставляет возможность структурировать окружающее, классифицировать бесконечное разнообразие вещей, классифицировать бесконечное разнообразие вещей и таким образом овладеть разнообразием, сделать мир доступным познанию. Существуют две разновидности топа «сопоставления»: Топ «сравнение»: поиски сходства (аналогии). Одно подается через другое, демонстрируется посредством другого, если имеет с ним нечто общее (способ «размножения идей). Эта модель топа построена из двух членов (то, что сравнивают, и то, что с чем сравнивают) и термина сравнения, связывающие эти члены (это то общее, что дает возможность сравнивать вещи). Термины сравнения: внешность, дерзость, действия…- Топ «противопоставление»: поиски различного (противоположного). Мышление и речь, сопоставляя окружающее человека явления и предметы, оперируют следующим механизмом: познать вещь и представить ее в речи можно и «сталкивая» ее с другой вещью, обладающей противоположными свойствами. Противопоставление широко используется для решения риторических задач - и для описания, и для рассуждения, и для доказательства: - День и ночь; «Война и мир»; толстый и тонкий… топ (смысловая модель) – «Причина и следствие» Описывает ещё один универсальный тип отношений между идеями (между словами и отдельными фрагментами в речи). Этот топ находит причины предмета речи, предвидит и обнаруживает в речи его следствие: - Чем больше в Англии старых дев, тем больше там удои молока. Цепная разновидность. При разработке смысловой структуры речи _ рассуждения топы «причина» и «следствие» могут занимать первостепенные позиции, исчерпывая, по существу, всё содержание. Дана тема: «Монументы возвышают дух народа». 1.Причины: а) памятники напоминают о славных деяниях предков; б) воспитывают в младших поколениях стремление подражать великому и славному прошлому; в) рождают уверенность, что в народе имеются ещё силы для дел не менее славных. 2.Следствия: а) обязанность каждого патриота – посильное приношение на увековечение памяти предков; б) обязанность всего общества – заботиться о сохранности прежних и строительстве новых памятников. Топ (смысловая модель) «Обстоятельства» Топы «Как?», «Где?», «Когда?». Топ «обстоятельства»: место, время, условия - Где? Когда? Как? Каким образом? Ответы на эти вопросы дают возможность развить содержание речи в соответствии со смысловой моделью «обстоятельства». Попробуйте рассказать «историю», не использовав эти риторические общие места: «Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачивание шлюпки, блеск волн, приближающийся борт «Секрета» - всё было сном, где свет и вода качались, кружась, подобно солнечным зайчикам на струящейся лучами стене. Не помня себя как, она поднялась по трапу в сильных руках Грея…» Топ (смысловая модель) «Пример» и «Свидетельства» «Примеры» к отдельным положениям речи или ко всей речи необходимы в связи с общериторическими принципами конкретности и близости. Примеры, иллюстрирующие мысль говорящего, черпаются им из собственного жизненного опыта, из истории, из художественной литературы…: - Пётр сказал однажды: «Англинская вольность здесь не у места, как в стене горох. Надлежит знать народ, как оным управлять». «Свидетельства» - риторическое общее место, это разного рода цитаты и изречения, которые употребляются в речи с целью придать ей весомость: - «Язык мой – враг мой»; «Что написано пером, того не вырубишь и топором»… топ (смысловая модель) «Имя» Смысловая модель «Имя» является источником изобретения мыслей, развития темы – обращение к происхождению и смыслу слова, обозначающего явление или понятие. Топ «Имя» подсказывает: присмотритесь внимательней к ключевым для темы словам: Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли… Date: 2015-10-21; view: 6876; Нарушение авторских прав |