Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Солнце и поэт

Впервые на сцене оно было поставлено режиссером Э. Пасынковым в Новосибирском академическом театре оперы и балета в 1961 году

Появление «Патетической оратории» было крупным событием в советской музыке. В 1960 году оратория была удостоена Ленинской премии.

1. Марш
2. Рассказ о бегстве генерала Врангеля
3. Героям Перекопской битвы
4. Наша земля
5. Здесь будет город-сад
6. Разговор с товарищем Лениным

Солнце и поэт

Три первых номера воплощают образы революционной борьбы, гражданской войны и завершаются победой революции. Сильно, энергично, без единого такта вступления, сразу с необычного типа декламации солирующего баса — с ораторской речи-приказа: «Разворачивайтесь в марше!»— начинается оратория:

Этот «Марш» — монументальная фреска, запечатлевшая грандиозные события революции. Звучание большого смешанного хора в сопровождении маршевой поступи оркестра с яркими фанфарными возгласами труб создают атмосферу напряженную, героическую и торжественную.

Второй номер — «Рассказ о бегстве генерала Врангеля» — содержит черты театрального действия. Солист рассказывает — не поет (в его партии указан только ритм, вне звуковысотности) — о бегстве из Севастополя белогвардейцев. Рассказ ведется на фоне и в чередовании с хором «Ныне отпущаеши»(Молитва Симеона Богоприимца)— отпеванием белой армии. А затем появляется и Врангель, который — «под пули в лодку прыгнул».

 

Третий номер — гимн «Героям перекопской битвы» — торжественный, по-русски песенный и величавый, с плавным и широким разливом мелодии, перекликающейся с песнями гражданской войны. Этот номер является продолжением картины национальной катастрофы. «Герои,

вымыв землю своею кровью, разгромили» собратьев. В его основе лежит жанр массовой песни. Приёмы симфонического развития тематического материала приводят к

трагически (appassionato) звучащей кульминации и коде: подвиг героев прославлен в веках.

Следующие номера образуют средний раздел оратории. В нем раскрывается образ советского человека в его глубокой любви к Родине, к родной русской земле. Проникновенный монолог баса — «Наша земля» — сосредоточенное раздумье о Родине:

Землю,где воздух, как сладкий морс, бросишь и мчишь, колеся,—но землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя.

Оркестровое вступление основано на теме в характере русских инструментальных наигрышей. Она воспроизводит родной пейзаж, образ Родины:

В заключительной разделе монолога главная мысль утверждается в музыке активно-действенной, сурово-героической с оттенком маршевости:

 

5. «Здесь будет город-сад» — для солистки (меццо-сопрано) и смешанного хора — запечатлевает образ советского человека-созидателя, мысль которого обращена в будущее. Сосредоточенное раздумье предшествующего монолога сменяется сценой-действием. Светло, уверенно, величаво звучат заключительные стихи в партии солистки, сопровождаемой хором и оркестром:

Я знаю —
город
будет,
я знаю —
саду
цвесть,
когда
такие люди
в стране
советской
есть!

 

6. Среднюю часть оратории завершает, как и начальную, монолог баса — «Разговор с товарищем Лениным»:

Грудой дел,
суматохой явлений
день отошел,
постепенно стемнев.
Двое в комнате.
Я
и Ленин —
фотографией
на белой стене.

Монолог — осмысление происшедших событий современности и грядущего. Здесь несколько мыслей-образов, смена резко контрастных эмоциональных состояний. Сурова и сдержанна декламационная лирическая мелодия солиста вначале. Но главный образ, завершающий этот разговор,— героический. Он возникает в последней строфе текста:

Товарищ Ленин,
по фабрикам дымным,
по землям,
покрытым
снегом и жнивьем,
вашим,
товарищ,
сердцем
и именем
думаем,
дышим,
боремся
и живем!..


Последний раздел оратории — ее финал «Солнце и поэт». Как и в предыдущем номере, в нем воплощен образ поэта-гражданина, отдающего себя делу революции, созидающего вместе со своим народом новый, светлый мир. Само солнце — жизнь берет его в союзники:

Пойдем, поэт,
взорлим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами.

Это монументальный оркестрово-хоровой номер с участием солиста. Огромную роль в музыке играет тема ликующего звона колоколов, придающая ей торжественный, солнечный характер. Завершается произведение ораторской мелодией — декламацией солиста и хора, утверждающей жизнь, солнце, деятельное служение людям:

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!

 


<== предыдущая | следующая ==>
Требования к мини-прачечным | Шапка с отворотом

Date: 2015-10-21; view: 368; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию