Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика учебной деятельности
в младшем школьном возрасте Итак, напомним, что в младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе ко- торой ребенок приобщается к достижениям человеческой культуры, усваивает знания и умения, накопленные пред- шествующими поколениями. Усвоение ребенком челове- ческого опыта происходит и в других видах деятельности: в игре, общении со взрослыми и сверстниками, приобще- нии к труду. Но лишь в учебной деятельности оно приоб- ретает особый характер и содержание. В процессе осуще- ствления учебной деятельности «ребенок под руководством учителя овладевает содержанием развитых форм обществен- ного сознания (науки, искусства, нравственности, пра- ва) и умениями действовать в соответствии с их требова- ниями. Содержание этих форм общественного сознания имеет теоретический характер»1. При переходе к школьному обучению предметом усво- ения становятся научные понятия, теоретические знания, что в первую очередь и определяет развивающий характер учебной деятельности. Л.С. Выготский указывал, что основ- ные изменения школьного возраста - осознание и овладе- ние психическими процессами - обязаны своим проис- хождением именно обучению: «осознание приходит через ворота научных понятий»2. Учебная деятельность специфична не только по содер- жанию (овладение системой научных понятий), но и по своему результату. Эту ее важнейшую особенность специ- ально подчеркивал Д.Б. Эльконин3. Отличие результата учебной деятельности от других де- ятельностей наиболее ярко обнаруживается при ее срав- нении с деятельностью продуктивной, или трудовой. Ре- зультатом продуктивной, или трудовой, деятельности все- гда является некоторый материальный продукт, который получается в ходе изменений, внесенных человеком в ис- ходные материалы: результат рисования - конкретное изображение, рисунок; результат лепки - поделка из пла- стилина или глины; результат конструирования - соору- жение из кубиков или деталей конструктора и т.п. Еще более отчетливо получение конкретного продукта высту- пает в труде. Иначе построена учебная деятельность. В ней ребенок под руководством учителя усваивает научные понятия. 1 Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давы- дова. -М., 1990.-С. 11-12. 2 Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. - М., 1982. - Т.2. - С.220. 3 См.: Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
Однако никаких изменений в саму систему научных поня- тий ребенок не вносит: ничего в науке и ее понятийном аппарате не изменится от того, будет ли действовать уче- ник с научными понятиями или нет и насколько успеш- ны будут его действия. Что же в таком случае является результатом учебной деятельности? «Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, прежде всего изменения самого ученика, его развитие... Это изменение есть приобретение ребенком новых способностей, т.е. новых способов действий с научными понятиями»1. Таким образом, учебная деятель- ность — это деятельность по самоизменению, самосовершен- ствованию, а ее продукт - те изменения, которые произош- ли при ее выполнении в самом субъекте, т.е. ученике. Учебная деятельность имеет, конечно, и внешние ре- зультаты: полученное решение математической задачи, на- писанное учеником сочинение или диктант и пр. Но эти результаты важны для учителя и самих учащихся не сами по себе, а как показатели произошедших в учениках изме- нений. С этой позиции они и получают определенную оцен- ку: этому ученик уже научился и умеет делать хорошо, а это пока еще не освоил. Становление полноценной учебной деятельности, фор- мирование у школьников умения учиться являются само- стоятельными задачами школьного обучения, не менее важными и ответственными, чем приобретение детьми кон- кретных знаний и умений. Овладение учебной деятельнос- тью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школь- ном возрасте человек учится, как приобретать знания. И это умение остается с ним на всю жизнь. Учебная деятельность, являясь сложной и по содержа- нию, и по структуре, и по форме осуществления, склады- вается у ребенка не сразу. Требуется немало времени и уси- лий, чтобы в ходе систематической работы под руковод- ством учителя маленький школьник постепенно приобрел умение учиться. 0 сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально орга- низованного формирования учебной деятельности она 1 Эльконин Д.Б. Психология младшего школьника // Избранные психо- логические труды. - М., 1989. - С. 245.
складывается не у всех детей1. Более того, специальные исследования показывают, что к концу младшего школь- ного возраста собственно индивидуальная учебная деятель- ность обычно еще не сформирована, ее полноценное осу- ществление возможно для ребенка только совместно с другими детьми2. Учебная деятельность имеет определенную структуру: 1) мотивы учения; 2) учебные задачи; 3) учебные действия; 4) контроль; 5) оценка. Для полноценного формирования учебной деятельнос- ти требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источни- ком школьных трудностей. Поэтому при диагностике воз- можных причин неуспеваемости или других затруднений школьников в учении необходимо проанализировать уро- вень сформированное™ разных компонентов учебной де- ятельности.
Date: 2015-10-21; view: 2341; Нарушение авторских прав |