Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст 6. Что ж, справедливость — это свобода





Что ж, справедливость — это свобода. Свобода — это справедливость. Свобода — результат опыта и самопознания, толкающих к необходимости поступка. Свобода — это не внешняя сторона бытия, не витринный знак правды, а освобождение внутреннее, то есть освобождение души от дурных условностей и предрассудков. Совесть, познание, вера держат на своих опорах свободу, и их нельзя разъединить так же, как в судьбе человека нельзя отъединить и заменить никаким смыслом три главных события: рождение, жизнь, смерть. Как известно, все великое непостижимо загадочно, но и просто.

Ю.В. Бондарев. О свободе. Январь 1992 г.

Задание 27. Сочините вступления для речей по предложенным темам (задание 5 гл. Вступление), используя различные речевые формы заключений. Попробуйте «закруглить» предполагаемую речь, найдя способы соединения начала и конца.
Задание 28. Вспомните басни, которые вы знаете. Сформулируйте обобщающий вывод из каждой басни. Например, «Стрекоза и муравей» — кто работает, тот гарантированно обеспечивает себе нормальную жизнь.[30]
Задание29. На основе изученного раздела сделайте логико-композиционный анализ предложенных речей.

 

Условная модель логико-композиционного анализа текста: · определите тему речи (главную мысль) и то, на какие подтемы она делится;[31] · из каких частей состоит речь, найдите их границы; · найдите введение, какой его тип, какие функции оно выполняет в данной речи, использует ли автор специальные приемы привлечения внимания, если да, то какие; · поразмышляйте над основной частью речи: какие составляющие она содержит, найдите элементы описания, повествования, рассуждения; · какой вид рассуждения присутствует в речи, как он строится; · какие аргументы приводит автор для подтверждения или опровержения тезиса[32]; · какие логические формы и приемы изложения материала использует автор; · найдите языковые средства связи между разными частями речи; · определите вид и особенности заключения, есть ли в заключении побуждение к действию.

 

Речь 1

В.В. ПУТИН

Речь, произнесенная на праздновании 300-летия Петербурга.

 

Дорогие петербуржцы!

Уважаемые гости!

Сегодня всех нас собрал Санкт-Петербург. Он отмечает свой 300-летний юбилей. Северная столица празднует его достойно – как и положено великому городу, вместе со всей страной.

Искренне поздравляю жителей и гостей города с этим праздником. Поздравляю всех, кому близок, дорог Санкт-Петербург и его славная история.

В этот день вместе с нами – друзья и партнеры из очень многих государств мира. Мы благодарны им за внимание к нашему городу. И мы видим в этом знак уважения к России, к истории становления ее государственности.

Петербург, вставший на месте лесов и болот, строился вопреки всем преградам. Он строился и рос как столица совершенно иной, европейской России.

Закладывая этот город, Петр I мечтал о сильной, динамичной и открытой всему миру стране. И не просто мечтал. Он открыл Россию для мира и мир для России. Петербург стал символом будущего страны, символом ее решительного обновления.

Именно с Невы, с этой полноводной и щедрой реки, начинался город. Именно Нева – ее изгибы и повороты – определяли первый план его застройки. И сегодня набережные, мосты и каналы Невы – это образ и символ самого Петербурга и его непростой истории.

Дорогие друзья!

Наш Петербург – это не только красота и державное величие, не только уникальная живая история. Это прежде всего люди. Те, кто бережет и приумножает традиции города, чей стойкий характер, интеллигентность и достоинство хорошо известны и всегда вызывают уважение.

Отмечая юбилей, мы, в первую очередь, вспоминаем о наших предках, имена которых навсегда связаны с городом на Неве. О его основателе Петре Великом, об Александре Пушкине, воспевшем город, о Федоре Достоевском, открывшем нам тайны души этого города, о Дмитрии Лихачеве, который навсегда останется примером истинного петербуржца, о многих, многих других.

Сегодня мы вспоминаем и те поколения горожан, которые строили эти набережные и дворцы. Вспоминаем и тех, кто стоял насмерть, защищая Ленинград, и оказался сильнее блокадного ада, тех, кто лежит в земле Пискаревского кладбища и – несмотря на неоднократные переименования города – остался ленинградцем навечно.

И, конечно же, я обращаюсь к вам, живущим в этом городе сегодня, создающим его завтрашний день. Вам, петербуржцам, досталось великое наследие. И оно стоит того, чтобы его отстаивать, беречь и развивать.

Для меня это тоже родной город. И поэтому сегодня я, как и миллионы горожан, признаюсь в любви Санкт-Петербургу. Городу-труженику. Городу-герою, который никогда не покорялся врагам. Городу замечательных традиций науки и культуры. Известных всему миру университетов и музеев, предприятий и театров.

За спиной у Санкт-Петербурга – три века славной истории. И сегодня он – одна из культурных столиц мира. Перекресток и средоточие многих деловых путей. Важнейший центр европейской жизни России.

Мы верим, что у такого города большое и успешное будущее. И я желаю всем петербуржцам счастливой и благополучной жизни в одном из красивейших городов мира.

С днем рождения, Санкт-Петербург!

С юбилеем!

С праздником, дорогие друзья!

Речь 2

Святейший Отец Иоанн Павел II

Послание к XXXVI Всемирному дню средств

массовой коммуникации

Возлюбленные братья и сестры, Церковь во все времена продолжала дело, начатое в Пятидесятницу, в день, когда апостолы, движимые Святым Духом, вышли на улицы Иерусалима, благовествуя на различных языках. С тех пор минули столетия, христианство "пустило корни" даже в самых отдаленных уголках земли и "научилось" говорить на различных языках.

Великие географические открытия, эпоха Возрождения и изобретение книгопечатания, промышленный переворот и рождение современного мира — таковы переходные моменты, питавшие новые формы благовестия. Ныне, в эпоху апогея информационной революции, Церковь, безусловно, стоит на пороге новых выдающихся достижений. Давайте же в этом году, празднуя Всемирный день средств массовой коммуникации, поразмышляем над темой "Интернет — новый форум для благовестия".

Безусловно, интернет — новый "форум", в подлинном, древнеримском значении этого слова. Там разрешались политические проблемы и заключались сделки, отправлялись религиозные обряды; по большей мере, именно там протекала общественная жизнь города, а человек имел возможность продемонстрировать и положительные, и отрицательные стороны своего характера. Форум — многолюдная и шумная площадь; на нее накладывала отпечаток окружающая действительность, но, в то же время, там созидалась особая культура.

Это справедливо и для киберпространства, нового горизонта, открывающегося перед нами в начале третьего тысячелетия. Подобно перспективам, открывшимся перед человечеством в минувшие эпохи, оно представляет собой сплав опасностей и больших ожиданий, не лишено вкуса приключений, присущего времени больших перемен. Для Церкви новый мир киберпространства — призыв к большому приключению, применению на деле накопленного потенциала для проповеди Благой Вести. Этот вызов представляет собой саму суть исполнения в начале тысячелетия слов Христа: "Отплыви на глубину — Duc in altum

Церковь разумно подходит к этому средству коммуникации, возлагая на него определенные надежды. Подобно другим методам передачи информации, интернет — средство, а не цель. Всемирная сеть может предоставить огромные возможности для распространения Евангелия, если пользоваться ею, осознавая ее сильные и слабые стороны.

Передавая информацию и пробуждая интерес у пользователей, интернет может стать местом первой встречи с Благой Вестью; это особенно важно для молодых людей, ибо для них киберпространство поистине стало "окном в мир". Не менее важно, чтобы христиане действительно могли помочь тому, кто впервые сталкивается с интернетом, перейти от виртуального мира к реальному христианству.

Интернет может стать орудием благовестия. Там, где христиане не испытывают культурной поддержки, где необходимо воспитание в вере, интернет может стать замечательным помощником. В сети уже представлено огромное число источников информации — документы Церкви, Святого Предания, обзор деятельности в различных областях, статьи по истории религии. Очевидно, что интернет ни в коей мере не может способствовать глубокому опыту познания Бога — его даруют лишь таинства Церкви — однако он, безусловно, может помочь подготовиться к встрече со Христом и поддержать новообращенных на пути веры.

Необходимо ответить на ряд вопросов об использовании интернета в области благовестия. Предназначение всемирной сети - мгновенная передача бескрайнего потока информации. В условиях культуры, основанной на видимости, есть риск, что люди будут больше считаться с фактами, чем с ценностями. Интернет предлагает много интересного, однако не учит ценностям; пренебрегая ими, человек перестает правильно оценивать самого себя и легко забывает о ниспосланном свыше достоинстве. Очевидно, что интернет, несмотря на немалый позитивный потенциал, может быть использован не в лучших целях; поэтому те, кто облечен властью, должны гарантировать, что это чудесное средство будет служить всеобщему благу и не станет источником зла.

Наконец, интернет радикально меняет психологию взаимоотношений человека с пространством и временем. Он привлекает внимание к тому, что необходимо человеку в настоящий момент, и, в то же время, легкодоступно: из-за этого может угаснуть интерес к знаниям и развитию самостоятельного мышления. Однако человеку насущно необходимы время и покой, чтобы поразмышлять о загадках жизни, постепенно возрастая в зрелом постижении самого себя и окружающего мира.

Понимание и мудрость — плод созерцания мира, они не проистекают из накопления фактов, пусть даже очень занимательных. Это — результат нашей интуиции, проникающей в суть вещей и связывающей их друг с другом и реальностью. Более того, будучи форумом, на котором все возможно и все изменчиво, интернет приводит к бегству от личной ответственности. Каким же образом в таких условиях мы сможем сохранить мудрость как плод интуиции, а не ослепления информацией, мудрость, различающую добро и зло и основывающуюся на извечной системе ценностей?

Благодаря интернету, люди могут постоянно общаться друг с другом, что до недавнего времени было неслыханно; это раскрывает удивительные возможности для благовестия. Однако отношения, основанные на достижениях электроники, не заменят личного общения с человеком. Каким образом Церковь может "оторвать" людей от обмена мнениями по интернету и подтолкнуть их к более глубокому общению? Как строить подлинные отношения, исходя из первичного обмена информацией, предоставляемого интернетом.

Нет сомнений в том, что "электронная революция" обещает нам позитивный прорыв в развитии мира; однако есть опасность, что разрыв между коммуникацией и информацией на самом деле усугубит уже существующее неравенство. Как же нам направить революцию в сфере информации и коммуникации, двигателем которой является интернет, в русло служения единству и укреплению солидарности человечества, тесно связанных с миссией Церкви?

Наконец, в это непростое время я хотел бы спросить: сможем ли мы сделать так, чтобы столь чудесное средство общения, некогда задуманное военными как оружие, служило делу мира? Поможет ли интернет созиданию диалога, взаимопониманию, солидарности и примирению — всего того, без чего невозможен прочный мир? Церковь верит, что это так; поэтому она решительно выходит на новый форум.

Празднуя Всемирный день средств массовой коммуникации, я призываю Церковь смело переступить новый порог и "отплыть на глубину" всемирной сети, чтобы, как некогда, Евангелие и культура совместно явили миру "славу Божию в лице Иисуса Христа". Да благословит Господь всех, кто трудится ради этого.

Иоанн Павел II Ватикан, 24 января 2002 г.,

память св. Франциска Сальского

 

Речь 3

Ю.В. Бондарев

О свободе

Мудрейший русский мыслитель Николай Федорович Федоров замечал в «Философии общего дела», что мать, родившая ребенка, как бы утрачивает свободу — любовь налагает обязанности и делает человека несвободным.

Пустота свободы ждет всякую свободу, коли в ней не заложено исполнение долга и обязанностей перед людьми, выраженного в отзывчивости, терпимости, внимании к чужой форме мышления, в охране справедливости отношений. Скорее всего это — служение ближнему своему как самому себе, проявленное в искренности душевного движения.

Что же все-таки есть наша свобода? Это индивидуальное и общественное освобождение от страха и псевдоавторитетов, от фальшивых кумиров и тирании расхожей или насильственной мысли, от ложных идей и придуманных истин, от националистических предрассудков и навязанных местом и временем аморальных обстоятельств, от внушенной злобы и иррационального восприятия человеческого феномена. Свобода — давняя мечта о людском богатстве и всеобщем искуплении грехов, о возвращении к истокам и первоначалу после изгнания из рая. Наконец, свобода — это смерть, освобождение от телесной оболочки, последнее познание как следствие целой гряды горьких откровений жизни, соединение с природой, растворение в ней. Все мы так или иначе думаем об этом наедине с собой.

Так свободен ли человек во всех этих освобождениях? Так свободны ли мы с вами, каждое утро просыпаясь с мыслью о полной независимости, скажем, вне обстоятельств и случайностей?

Лишь нравственное служение человека человеку — истинная свобода, смысл всех экономических и духовных преобразований, совершаемых через революции, бунты и политические катаклизмы, которые за десять тысяч лет истории не достигли и тени счастливого идеала свободы, ибо дорога в рай братства бывала залита кровью и постоянно искривлялась, вела вкось от цели.

В 50-х и 60-х годах бритоголовые и длинноволосые молодые люди заполнили весь мир охриплыми и осипшими голосами… <…>.

Вспомните катехизис хиппи: антиинтеллектуализм, отрицание всяких материальных благ, культ чувственности, бродяжничество, ничем не ограниченная свобода. Но если Бога нет (по Карамазову), если нет идеи добра, то культ неограниченной свободы перерождается в культ жестокости и убийства — и наивысшее благо (свобода) хоронит самоё себя. Так закончилось движение хиппи.

Истина делает нас и свободными, и рабами. Если человечеству постоянно внушать, что масса плутония, равная массе обычного ананаса, способна уничтожить всю цивилизацию на земле, то это в конце концов уничтожает и саму мораль, рождает агрессивные выплески «свободы» перед концом света, свободы жестокости и звериной необузданности. Эта идеологическая «ядерная война» длилась много лет, последовательно умертвляя дыхание морали, доверие друг к другу <…>.

Что ж, справедливость — это свобода. Свобода — это справедливость. Свобода — результат опыта и самопознания, толкающих к необходимости поступка. Свобода — это не внешняя сторона бытия, не витринный знак правды, а освобождение внутреннее, то есть очищение души от дурных условностей и предрассудков. Совесть, познание, вера держат на своих опорах свободу, и их нельзя разъединить так же, как в судьбе человека нельзя отъединить и заменить никаким смыслом три главных события: рождение, жизнь, смерть. Как известно, все великое непостижимо загадочно, но и просто.

Речь 4

Искусство клинка – зов свободы

История человечества — история войн. Человеку свойственна борьба, борьба за свободу духовную и физическую. Были, конечно, и тираны, агрессоры, но не о них речь, а об истинных мастерах клинка, сумевших гармонизировать в себе физические и духовные аспекты боя.

Оружие массового поражения, как и огнестрельное оружие, появилось сравнительно недавно, в силу своей практичности и безликости оно не несет духовной нагрузки. Зато владение мечом — древнейшим холодным оружием — требует, прежде всего, внутренней гармонии, согласия с самим собой.

Символика двуручного меча восходит к древу жизни, ствол которого — лезвие, ветви — грады, защищающие рукоять, корень — острие клинка. То, что меч в данном случае опущен острием вниз, еще раз подчеркивает гуманность целей, в которых он должен использоваться. Истинный мастер клинка никогда не переходил границы света и тени, используя свое смертоносное искусство только для защиты свободы или жизни. Таким образом, меч изначально являлся символом свободы и силы.

Исторически сложились три основных школы клинка: европейская, азиатская и восточная. В каждой из этих школ «соотношение» духовного и технического аспектов обучения было различно.

Европейская школа, подразделяясь на двуручную и одноручную (меча и шпаги соответственно), больше внимания уделяла технике фехтования, нежели духовной подготовке адепта.

Азиатская школа — школа кривого клинка (полумесяца) — очень тесно переплетена с идеями ислама. Философия священных войн в ней доминирует над техничностью, сохраняя при этом неразделимость понятий «клинок — воин».

Оба течения восточной школы: китайское и японское, вплотную подходят к формированию духовной и физической гармонии мастера клинка. Человек, не нашедший баланса между телом и душой, не может стать полноценным воином, ему недоступны высшие аспекты боя.

«А что сегодня? Куда ушел дух воина, дух меча?» — спросит кто-нибудь.

Они не пропали, и дух свободы по-прежнему среди нас. Дух клинка всегда останется с истинным воином, они неразделимы как единое целое. Мы по-прежнему тянемся к свободе. Наиболее ярко современное видение гармонии меча проступает в кинематографии и фэнтези.

Рассмотрим фильм «Крадущийся тигр, притаившийся дракон» (премия «Оскар» 2001 г.). В нем затрагиваются основные догмы искусства гармонии тела и души истинного мастера клинка.

Основная концепция фильма — принцип чистой энергии. Согласно ему, энергия нейтральна. Окраску ей придает адепт боевого искусства, направляя в нужное русло. И здесь он (адепт) встает перед выбором пути, выбором, от которого зависит его дальнейшая судьба как мастера, судьба его внутренней гармонии.

Выбор темного пути неизбежно ведет к пропасти, требуя огромных затрат энергии, что служит указанием на нарушение гармонии. Иллюстрацией этого служит ключевой поединок между мастером школы Вуданг и девушкой, обучение которой было направлено лишь на технику боя.

Даже используя уникальный меч (олицетворение уникального воина с уникальным клинком — еще один аспект философии Вуданг), она не может противостоять его гармоничному искусству. Бой происходит на тонкой ветви дерева. Балансируя на ней, она прилагает огромные усилия для того, чтобы удержаться на ней. Воин же делает это с легкостью, поскольку ощущает силу гармонии. Взаимодействие души и тела дает ему высшую чистую силу.

Извечный конфликт добра и зла… Необходимость выбора… Поиск силы и свободы… Каждому из нас необходим этот выбор. Осмысление древних истин позволяет более реалистично оценить значение этого выбора. Не стоит думать, что они устарели и не применимы в современном мире.

Это одни из тех жизненных аксиом, которые не требуют доказательств. Они верны в любом месте и во все времена!

Студенческая работа, 2004 г, Симаков Антон.

Вопросы для самопроверки.

1. Что включает в себя деятельность оратора на этапе диспозиции?

2. Перечислите виды планов, назовите особенности каждого из них.

3. Назовите части композиции и раскройте содержание каждой из них.

4. Что такое описание как часть ораторской речи? Каковы правила составления описания?

5. Что такое повествование как часть ораторской речи? Перечислите принципы создания литературного рассказа.

6. Что такое рассуждение? Что включает в себя классическая хрия как модель построения риторической аргументации?

7. Каковы способы привлечения внимания аудитории, используемые оратором во вступлении?

8. Каковы функции заключения?

 

Раздел 3. Элокуция

 

Уместное пользование фигурами украшает и

оживляет речь, услаждает слух и возбуждает эмоции аудитории.

Квинтилиан

 

§1. Тропы как языковые средства выразительности речи

Языковые средства выразительности– это намеренное использование оратором возможностей языковой системы в целях усиления экспрессивности и эмоциональности речи. Их основная функция – воздействие на слушателей посредством украшения речи. Традиционно изобразительно-выразительные средства языка делят на тропы (используются возможности лексического уровня языка) и фигуры речи (используются возможности синтаксического уровня языка).

 

Date: 2015-10-19; view: 543; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию