Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика процесса познания





 

Проблема деятельностной природы познания требует вы­явления его диалектического характера, что в свою очередь раскрывает познание как деятельность. Рассмотрение диалек­тики процесса познания целесообразно начать с уяснения ка­тегорий, с помощью которых ее (диалектику) можно выразить. Прежде всего, это «эмпирическое» и «теоретическое». Данные категории имеют своим содержанием уровни, или этапы, по­знавательного процесса. Пафос данного исследования требует, с целью углубления критики сенсуализма, сравнить категории «эмпирическое» - «теоретическое» с категориями «чувственное» - «рациональное».

Анализ показывает, что категории «чувственное» - «рациональное» не имеют прямого отношения к самому процессу познания и его этапам. Они отражают способ функционирования объективного мира в сознании челове-ка. Категория «чувственное» отражает идеально-образную форму, то есть представление о предметах объективного мира, взятых со стороны их внеш-них свойств, в форме «картинки», «фотографии», в форме чувственного образа. Категория «рациональное» отражает идеально-понятийную форму функционирования в сознании человека сущностной стороны предметов и явлений действительности. Целостность этих форм возможно лишь как завершенный результат познавательной деятельности. То есть чувственный образ какого-либо объекта формируется не как результат процесса получения ощущений от воздействия этого объекта, а как результат освоения знаний о свойствах и сущности этого объекта. Например, чувственный образ стола возникает не вместе с ощущениями от контакта с ним, а лишь после того, как человек узнает из другого источника: что есть стол? И формирование чувственного образа стола становится возможным только на основе этого знания.

Итак, мы зафиксировали, что этапы непосредственно познавательного процесса отражают категории «эмпирическое» и «теоретическое». Они различаются:

* по задачам: эмпирическое исследование - поиск и от­крытие новых явлений, теоретическое - объяснение явле­ний, обеспечивающих их предсказание;

* по средствам: эмпирическое – использование материальных средств наблюдения, измерения, моделирования и т.д.; теоретиче­ское – использование специальных логических и знаковых средств (мыс­ленный эксперимент, идеальное моделирование, восхожде­ние от абстрактного к конкретному и т.д.);

* по результатам: эмпирическое - получение фактов, теоре­тическое - формирование теории;

* по объекту: эмпирическое - уровень явления, теорети­ческое – уровень сущность.

В процессе эмпирического исследования выявляются отдельные стороны объектов действительности, которые на теоретическом уровне представляются и функционируют в чистом виде; в форме абстрактных объектов, например, свойства (твердый), отношения (стоимость), материального носителя (тело). К ним же можно отнести и идеализирован­ные объекты: «материальная точка», «идеальный газ», «треугольник», «черное тело» и др. Идеализированные объекты вне сознания не существуют. Эти категории отражают тео­ретически доведенную до крайней степени меру како­го-либо свойства или стороны объекта действительности. Например, все тела обладают свойством поглощения внеш­них излучений, причем одни поглощают больше, другие меньше. Теоретически можно предположить, что есть тело, которое благодаря особой структуре не отражает излучений, а все их поглощает. Такое гипотетическое тело невозможно обнаружить с помощью отражаемых излучений. Оно и на­звано «абсолютно черным телом».

Диалектика познавательного процесса достаточно рель­ефно проявляется в неразрывном единстве эмпирического и теоретического уровней, хотя в истории теории познания можно найти много примеров абсолютизации одного из них, а также их разрыва. Например, Ф. Бэкон метафизически абсолютизировал индуктивный метод эмпирического иссле­дования, несмотря на огромный вклад в разработку таких познавательных приемов, как сбор, сравнение, анализ, обобщение данных об объективном мире. Р. Декарт абсолю­тизировал метод дедукции как метод логического выведе­ния из самоочевидных истин (врожденных идей) всей сово­купности знаний о мире.

В реальном процессе познания данные уровни нераз­рывно связаны, во-первых, тем, что теоретический уровень всегда базируется на результатах эмпирического исследования. Теория всегда вырастает на каком-то эмпирическом базисе, даже если этот базис во времени отстает от возник­новения теории на многие годы. Во-вторых, теория всегда зримо или незримо, явно или неявно присутствует в процес­се эмпирического исследования. Научные факты всегда есть результат осмысления эксперимента или наблюдения в свете каких-либо теоретических представлений. В-третьих, применение теории всегда опосредуется эмпирическими исследованиями, иначе она просто не работает. Например, в настоящее время невозможно использование в чистом ви­де рекомендаций западных специалистов в нашей экономи­ке без учета ее специфики.

Кроме того, диалектическую взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания можно представить в виде процесса взаимодействия форм научного познания: фактов, проблем, гипотез, теорий. Основой научного иссле­дования являются научные факты, полученные в результате осмысления опытов, наблюдений, экспериментов и т.д. Часть из них, как правило, не укладывается в существующие теории и не может быть ими объяснена. Наличие фак­тов, не объясняемых существующими теориями, приводит к противоречию между новыми фактами и старыми теория­ми. Это противоречие получает выражение в форме науч­ной проблемы, которая разрешается через скачок, т.е. по­пытка объяснить новые факты приводит к выдвижению гипотезы, научного предположения для их объяснения. По­сле проверки гипотезы на состоятельность и предсказатель­ные возможности она подвергается экспериментальному испытанию, когда это возможно. И если в результате гипо­теза подтверждается, то она становится элементом новой теории, как правило, «N» порядка и сама требует объясне­ния. Например, закон Менделеева отвечал на вопрос о зави­симости свойств элементов от атомного веса, но не давал знания о законах образования самих атомов. Далее на осно­ве теории первого порядка выдвигаются теории следующего уровня, позволяющие проникнуть в сущность более высоко­го порядка.

Подробное рассмотрение данного вопроса можно найти в рекомендуемой литературе.

Date: 2015-10-19; view: 606; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию