Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение туризмаПриведем классическое определение туризма и дадим развернутую характеристику его составляющим. Сразу отметим, что довлеющими были, есть и всегда будут экономические предпосылки, потому что туризм в значительной мере категория экономическая, политическая и лишь затем – социальная (Впрочем, все зависит от политической ориентации государства). В СССР туризм был всегда категорией социальной. В России в эпоху новых реформ, после 1991 г., туризм – одна из первых отраслей, перешедшая в сферу предпринимательства. Туризм стал бизнесом, ориентированным на капиталистические методы управления и организации, услуги стали стоить свою истинную цену, а жители, привыкшие получать отдых задарма с профсоюзной дотацией до 90%, все еще ждут социальных позывов и голосуют за коммунистов. Это четко прослеживается при изучении постулата «любой труд почетен, кроме бесплатного» – в стране были и есть заслуженные шахтеры, артисты, учителя и много других профессий, но нет заслуженного работника туризма, хотя услугами туризма пользовались практически все граждане 300-миллионного государства, занимающего одну шестую часть суши. Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой из источника в посещаемом месте. Место временного посещения. Турист должен непременно посетить именно другую местность в своей стране или другую страну, отличную от места своего постоянного проживания. Согласимся с тезисом, что значительная часть людей на Земле ведет оседлый, а не кочевой, образ жизни. Причем турист должен посетить это место назначения своего туристского путешествия – пребывания – именно временно, на определенный, не слишком длительный, промежуток времени и затем пренепременно убыть из этого места (в общем случае домой). Если он останется в месте посещения на длительный срок, например, более чем на 6 месяцев (более 180 дней), он становится (условно) местным жителем, включается в жизнь данного общества, возможно, становится гражданином, получает вид на жительство, он вынужден работать и, следовательно, требовать рабочее место. Это уже проблемы иммиграционных правил и функции соответствующих служб данного государства или территории, т. е. приобретение вида на жительство, гражданства, или в экстремальном случае (в пределах страны) прописки. Такой путешественник выбывает из категории туристов. Свободное время. Туризм совершается в свободное время. Этот тезис не совсем адекватно применяется к деловому туризму, но это вопрос экономики и политики. Кроме того, и бизнес-туристы также люди и ничто человеческое им не чуждо, они потребляют значительное количество туристских услуг, в том числе в программы пребывания бизнес-туристов всегда включается культурная часть (посещение музеев, театров и др.), а поскольку «не за свои, а за счет фирмы» (т. е. не из фонда потребления), то такие туристы весьма свободно относятся к уровню цен и расходам на путешествие. Бизнес-туризм – весьма доходный вид туризма. Чтобы таковое происходило, необходимо и достаточно наличие двух ключевых условий – свободное время, предназначенное для отдыха, и средства, в общем случае деньги, для проведения этого времени в отдыхе, в отрыве от обычной работы (отпуск оплачиваемый). Даже во времена Римской империи состоятельные сограждане имели отпуск для отдыха и нередко проводили его в Египте, в том числе совершая круизы по Нилу, созерцая чудеса этой страны. Длительное время туризм, как таковой, был уделом лишь единиц состоятельного сословия. Впрочем, и в сегодняшние времена можно уверенно сказать, что далеко не все жители планеты вовлечены в сферу туризма, но, тем не менее, суммарное количество туристов и динамика ежегодного роста этого показателя впечатляют. Удовольствие. Туризм априори преследует цели получения положительных эмоций, в общем случае – удовольствия. Можно, разумеется, найти и другие определения. Конечный результат целенаправленного такового действа в общем случае зависит от самого туриста и способности его уметь воспринимать обстоятельства с получением именно положительных эмоций. Исключая ритуальный туризм и отчасти лечение, это положение справедливо практически ко всем видам туризма. Ну, кто, будучи в разуме, вложит солидные деньги, накопленные за год, в туристскую поездку, которая принесет ему горе и несчастье, неприятный стресс и слезы. Если такое и приключается, то вовсе не по прихоти самих туристов, а лишь в силу неблагоприятного стечения обстоятельств, небрежности, невнимательности, нарушения установленных правил либо самими туристами, либо организаторами туризма. Направляясь в путешествие или туристскую поездку, даже зная о возможных опасностях, любой индивидуум твердо уверен и предполагает, что именно с ним ничего не случится, а он сам абсолютно здоров. Исторический пример: легендарный и сказочный Робинзон Крузо, потерпевший кораблекрушение и едва выживший, тем не менее, отправился в следующее путешествие, стоившее ему 28 лет уединенного жития на острове. Яркий пример второму – факт, что значительная часть туристов направляется в туристскую поездку без страховки хотя бы медицинских расходов; это не относится к жителям развитых и цивилизованных стран, которые застрахованы на все случаи жизни со дня рождения и без страховых полисов не выйдут даже в булочную. Место постоянного проживания. Для туризма как экономической категории важно определить понятие место постоянного проживания (местожительство) индивидуума, участвующего в процессе туризма как собственно туриста. Туризм предусматривает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность (в пределах своей страны) или в другую страну в целях туризма. Перемещение в пределах местности постоянного проживания, например ежедневные поездки на работу, даже в другую страну (в приграничных районах), не может быть отнесен к туризму. В стране, где имеется правовой институт прописки, – это место прописки, регистрируемое соответствующими службами государственной власти, регулирующей миграцию населения. Для стран, где жители ущербно лишены прелестей режима прописки, имеет место, и другая понятийная категория – обычное место постоянного жительства – определяется сроком, в течение которого человек постоянно проживает в одном и том же месте (городе, поселке и районе), имеет семью, дом, работу. При этом для каждого определенного места, района, страны, а также категории населения следует выделять лиц, которые могут быть отнесены к категории постоянных жителей или посетителей. Это в значительной мере определяется уровнем развития страны и урбанизации населения. Например, в статистике внутреннего туризма важно отграничить категории населения, которые следуют ежедневно на работу на определенные расстояния; так, для небольшого города это будет 20 – 30 минут при расстоянии несколько километров; для крупного города, например для Москвы, поездки на работу продолжительностью в 3 часа – вполне нормальны, а покрываемое расстояние будет составлять свыше 50 – 100 км. Следует учитывать минимальный промежуток отсутствия жителя в этом месте, а также отличие и особенности местностей и административных территорий. Так, для жителя небольшого поселка поездка на 70 км будет составлять дальнее путешествие, в то же время в г. Волгоград, протянувшемся вдоль берега Волги, это расстояние находится в пределах городской черты. Национальное законодательство некоторых стран дает четкое толкование методу определения количественных характеристик путешествий. Так, в США к категории путешествий относится перемещение более чем на 100 миль от места постоянного проживания: any trip extending 100 miles or more from origin to destination. Перемещение на меньшие расстояния относится к категории small trip и в статистике туризма не учитывается. Достаточно сложно определиться с деятельностью по организации экскурсий в крупных городах для местного населения. По критериям международной статистики эта деятельность к туризму не относится и в общих показателях не учитывается. Однако экскурсионная деятельность по обслуживанию местного населения учитывается как туристская в целях применения льготного налогообложения. Если рассматривать международный туризм, то возникнут проблемы иного порядка. Кого считать постоянным жителем страны? К этой категории относятся все жители, пребывающие в данной стране не менее определенного срока и имеющие на руках заграничный паспорт, выданный иммиграционной службой данной страны или территории. Обычно такой срок определяется продолжительностью 12 месяцев. Понятно, что к этой категории относятся и лица без гражданства, и иностранные граждане. Таким образом, для туризма характерны перемещения (в общем случае поездки, походы) с места своего постоянного проживания: (а) в другую страну или (б) местность в пределах своей страны. Еще более конкретно, турист – это временный и ночующий посетитель местности или страны, отличной от места его постоянного проживания. Сезонность. Туризм отличается подверженностью влияния факторов сезонности, которые, в общем случае, являются следствием периодического изменения климатических условий в течение года. В высоких широтах – это наступление холодных зимних периодов, в тропических и экваториальных – наступление сезонов дождей или чрезмерной жары. Различаются высокий, средний и низкий сезоны. Высокий сезон характеризуется условиями наиболее полноценного использования туристами туристских ресурсов. По всем признакам жителям стран с относительно холодной зимой свойственно стремление отдыхать летом и преимущественно в туристских центрах с более теплым климатом. Поэтому курорты Средиземноморья имеют сезонный пик туристской загрузки в летние месяцы. Курорты Персидского залива, Красного моря, Таиланд и другие страны Юго-Восточной Азии привлекательны в зимние месяцы, когда климат более мягкий и менее жаркий. Большая часть континентов расположена в северном полушарии и можно утверждать, что там проживает значительная часть населения Земли. В странах, расположенных в южном полушарии, климатические изменения противоположны. С определенных позиций это достаточно удобно. Состоятельные туристы стран европейского и североамериканского континентов могут зимой посетить туристские центры Южной Америки, Южной Африки или Австралии, где наступает теплый летний сезон. Каждый курорт или туристский центр обладает характерными притягательными признаками для туризма в зависимости от климатических особенностей данной местности и собственно вида туризма. Так, Санкт-Петербург во Флориде на берегу Мексиканского залива может быть отнесен к категории все сезонных пляжных курортов, а Санкт-Петербург российский имеет пик сезона в период мая-июня, т. е. наибольшей продолжительности светового дня, именуемый «Белые ночи». Адекватно, в Индии и на Кубе неблагоприятными считаются периоды муссонных дождей. Горнолыжные альпийские и иные курорты также имеют свои благоприятные периоды для активного занятия спортом и развлечений. Для сафари с охотой важен разрешенный сезон для отстрела определенных видов животных. Сезонность загрузки курорта или туристского центра также отражается на изменение тенденций генерации рабочих мест в сфере обслуживания, интенсивности загрузки средств перевозки, размещения, ресторанов и аттракций. В высокий сезон возникает перегрузка туристских центров, цены существенно повышаются, бронирование услуг на этот период производится заблаговременно. Наоборот, в низкий сезон, когда активность посещения туристами туристских центров заметно снижается, цены на туристские услуги и услуги размещения низкие. Однако кроме природно-климатических признаков и явлений на загрузку мест традиционного туристского посещения влияют общенациональные и религиозные праздники, каникулы, крупные зрелищные и спортивные мероприятия. Так, для значительной части населения (до 26%), принадлежащей к христианству, важен праздник Рождества Христова. Рождество, Новый год и Пасха признаются национальными праздниками в большинстве государств Европы и Америки. Устраиваются недельные Рождественские каникулы, празднуется Новый год, работа на большинстве предприятий прекращается, все устремляются на отдых в туристские центры. Интенсивность туристских потоков возрастает многократно. Загрузка предприятий сферы туризма и туристской индустрии, а также торговли на этот короткий период кратковременно существенно возрастает. Предприятия сферы обслуживания на этот период дополнительно нанимают большое количество персонала. Период кратковременной туристской активности генерирует высокие цены на туристские услуги.
|