Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.2. Социология как наука





Семинар №1.

Вопросы для обсуждения:

1. Научный статус социологии: объект, предмет и метод.

2. Структура социологии и социологического знания.

3. Методология социологического исследования.

Семинар № 2

Вопросы для обсуждения:

1. Место социологии в системе социально-гуманитарного знания.

2. Функции социологии.

3. Профессиональный кодекс социолога.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить глоссарий по теме. Глоссарий предоставляется для проверки преподавателю на каждом семинарском занятии и сдается в конце семестра. Является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.

2. По учебной литературе, данной в библиографическом списке по данному разделу, подготовьтесь к обсуждению вопроса о многозначности определений предмета социологии. Обратите внимание на классические и современные представления о предмете социологии. Какое из современных определений предмета социологии, по вашему мнению, можно считать наиболее полным и точным?

3. Подготовить доклад на тему: " Социологическое воображение как основа профессиональной деятельности социолога". После заслушивания и обсуждения доклада поупражняйтесь в «социологическом воображении»: руководствуясь социологическим взглядом на мобильный телефон, ответьте на вопросы. Почему доля жителей, активно использующих мобильный телефон, в городах больше, чем в сельской местности? Может ли мобильный телефон служить показателем социального статуса владельца? Каким образом мнения и оценки других людей влияют на пользование мобильным телефоном? Попробуйте, ставя таким же образом вопросы, развить социологический взгляд на другие явления окружающей социальной реальности (самостоятельно придумать примеры).

4. Подготовиться к дискуссии «Макро- и микросоциология: возможен ли синтез?»(В ходе дискуссии закрепляют полученные знания по предыдущей теме и более глубоко усваивают содержание объекта, предмета и метода социологии).

Для участия в дискуссии студенческая группа делится на три подгруппы. Первая группа, предварительно ознакомившись с соответствующей литературой, будет представлять макросоциологическую парадигму. Вторая – микросоциологическую. Задача всех остальных участников – оценив сильные и слабые стороны парадигм, попытаться соединить эти подходы, навести между ними «теоретические мосты».

В ходе дискуссии участники отвечают на следующие вопросы.

1) Каковы особенности макро- и микросоциологического подходов к анализу социальной реальности?

2) Что является объектом исследования в рамках подхода?

3) Какие методы исследования используются в макросоциологии, а какие – в микросоциологии?

4) Правомерно ли считать макросоциологический подход теоретическим, а микросоциологический – эмпирическим?

5) Каковы перспективы этих подходов в социологии? Есть ли у них будущее в российской социологии?

6) Кем из известных социологов предпринимались попытки соединения этих двух подходов? Насколько успешными они оказались?

5. Написать отзыв на статью Н.В. Романовского «О современном этапе развития социологии». Обратить внимание на следующие вопросы:

5.1.Каковы факторы появления разнообразных «поворотов» в современной социологии? Что скрывается за этой метафорой?

5.2.Назовите и дайте характеристику главных «поворотов» социологии.

5.3.Какое влияние оказали «повороты» на методологию социологических исследований?

5.4.Что такое публичная социология? Это социология будущего?

5.5. Какова роль марксизма в современной социологии? Какое значение имеет марксистская парадигма в современной России?

Отзыв оформляется печатным текстом на листе формата А4 (210х297мм) в редакторе Microsoft Office Word через 1,5 интервала шрифтом 14 кегля (гарнитура Тimes New Roman) с соблюдением полей: вверху и внизу 2 см, слева 2,5 см, справа 1,5 см, абзацный отступ – 1,25 см.

Отзыв сдается в конце семинарского занятия по теме 1.2. и является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине.

5. Подготовиться к тестированию по теме.

Библиографические источники:

Основная литература:

а) учебники:

1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник для вузов / Ю. Г. Волков; под общ. ред. В. И. Добренькова. – 6-е изд., стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 571 с.

2. Добреньков, В. И. Социология: учебник для вузов по специальностям социологии / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 623 с.

3. Кравченко, А. И. Социология: учебник для бакалавров / А. И. Кравченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 525 с.

4. Социология: учебник / [В. Н. Лавриненко и др.]; науч. ред. В. Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 480 с.

 

б) учебные пособия:

1. Лапин, Н. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. – 2-е изд., доп. – М.: Высш. шк., 2009. – 451 с.

 

Дополнительная литература:

а) учебники:

1. Багдасарьян, Н.Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: ЮРАЙТ, 2010. – 590с.

2. Немировский, В.Г. Социология: учебник / В.Г. Немировский. – М.: Проспект, 2010. – 542с.

3. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г.В.Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2009. – 912 с.

4. Штомпка, П. Социология: анализ современного общества: [учебник] / П.Штомпка; пер. с пол. С.М. Червонной. – М.: Логос, 2008. – 656 с.

б) учебные пособия:

1. История теоретической социологии. Начало XX века. Первый теоретический кризис социологии: Учебное пособие для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Акад.Проект, Гаудеамус, 2010. – 354 с.

2. История теоретической социологии. Социология второй половины XX – начала XXI века: Учебное пособие для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. – 526 с.

 

г) научная литература:

1. Колбановский, В.В. Гражданственность и глобальная социология / В. В. Колбановский // Социологические исследования.- 2010. - №3.

2. Миллс, Ч.Р. Социологическое воображение/ Ч.Р. Миллс – М.: Nota Bene, 2001. – 119 с.

3. Полякова, Н.Л. Образ современных обществ в социологической теории конца XX - начала XXI в. /Н.Л. Полякова //Вестник МГУ. Серия 18, Социология и политология. – 2009. - №2. – С.163-165.

4. Романовский, Н.В. О Современном этапе развития социологии/ Н.В. Романовский // Социологические исследования. – 2007. - №1.

5. Российская повседневность в условиях кризиса / под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, Н. Е. Тихоновой. – М.: Альфа-М, 2009. – 270 с.

6. Штомпка П. Теоретическая социология и социологическое воображение // Социологический журнал. - 2001. - № 1. - С. 148-149.

7. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 487 с.

 

Информационные источники:

1. Научно-образовательный социологический ресурс http://www.sociology.net.ru

2. Социологическая библиотека http://socnet.narod.ru/library/main.htm

3. Электронная библиотека социологического факультета МГУ http://lib.socio.msu.ru/l/library

4. Библиотека федерального портала «Российское образование» http://www.edu.ru

5. Виртуальная библиотека ГПНТБ http://www.vlibrary.ru

6. Журнал «Социологические исследования (СоцИс) http://socis.isras.ru

7. Портал «Гуманитарное образование» www.humanities.edu.ru

8. Публичная интернет-библиотека http://www.public.ru

9. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru

Date: 2015-10-19; view: 456; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию