Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос на факторы производства и его особенности





В отличие от спроса на продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет производный, вторичный характер. Производный характер объясняется тем, что потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.

В связи с тем, что все факторы производства, с одной стороны, являются взаимозаменяемыми, а с другой – взаимодополняемыми, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы.

Рынок труда – это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых услуг. Как и любой рынок ресурсов, он формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. Рынок труда имеет свои особенности. Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты, и особенно на потребительские товары. Основным фактором, формирующим спрос на труд, является потребность производства в людских ресурсах. Закон спроса на труд: чем меньше заработная плата, тем больше величина спроса на труд.

Зарплата рассматривается как факторный доход и предстает как цена труда. В широком смысле зарплата – это все вознаграждения, получаемые работником (все виды доходов), в узком смысле зарплата – это ставка зарплаты, т. е. цена, выплачиваемая за единицу труда в течение определенного интервала времени. Номинальная заработная плата (W), реальная заработная плата (W/P) – это то, что мы реально можем купить на эту сумму денег.

Предложение труда – количество труда, которое может быть предложено производству (фирмам) по определенной цене – заработной плате и в определенное время. Закон предложения: чем больше заработная плата, тем больше величина предложения труда. Субъекты спроса на рынке труда – фирмы и государства, а субъекты предложения – домашние хозяйства.

Для рынка труда в условиях совершенной конкуренции характерно:

– взаимодействие на рынке стольких продавцов и покупателей, что никто не может повлиять на ставку зарплаты;

–наличие одинакового уровня квалификации у всех рабочих;

– мобильность рабочих, т. е. нет преград для перехода с одного места работы на другое.

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции характеризуется:

- воздействием предпринимателей на спрос на труд, а, следовательно, и на ставку заработной платы;

- влиянием профсоюзов на предложение труда, а значит, и на ставку заработной платы.

Следовательно, рынок труда может быть монополизирован как со стороны спроса (модель монопсонии – как правило, одна фирма – работодатель), так и со стороны предложения труда (модель с профсоюзом).

 

2. Предложение на рынках факторов производства. Функции рынков факторов производства. Предложение на рынке факторов производства - это то их количество, которое поступает в сферу купли-продажи по существующим в данный момент ценам, выступающим в таких формах, как рента и арендная плата за землю и недвижимость, заработная плата и личные предпринимательские доходы от организаторской и интеллектуальной деятельности, процент на капитал и деньги и т.д. Предложение на рынках трудовых ресурсов ограничено их общей численностью, возможностями занятости в разных секторах экономики и соответственно уровнем оплаты различных квалификационных групп работников. На состояние рынков труда существенное влияние оказывают общая экономическая ситуация (роста или стагнации), естественный и фактический уровни безработицы. Предложение на рынках капитала также имеет общие и специфические особенности, вытекающие из ограниченности этих ресурсов, возможностей предложения добываемого сырья из ископаемых ресурсов и их цен; уровня развития технологий, влияющих на качество предлагаемых машин, оборудования, технических приспособлений, автоматики и цен их предложения на рынках. Под влиянием обычных механизмов рынка предложение ресурсов выявляет характеристики эластичности, различающиеся в зависимости от специфики конкретного ресурса, фактора производства. Так, например, предложение земли всегда неэластично вследствие ее естественной территориальной ограниченности. В то же время альтернативного, заменяющего землю ресурса практически не существует, она представляет собой уникальное, невоспроизводимое и особо ценное экономическое благо. Эластичность предложения труда на рынках также обусловлена их ограниченным, фиксированным количеством.

 

3. Конкурентный рынок труда. Спрос на труд. Конкурентный рынок труда - рынок труда, на котором большое количество фирм без сговора между собой предъявляют спрос на конкретный вид рабочей силы большого числа рабочих, не являющихся членами профсоюза. Величина спроса на труд зависит от предельного дохода, который каждый дополнительный работник создает для фирмы. Если каждый дополнительный работник прибавляет больше к доходу фирмы, чем к ее издержкам, предприниматели будут нанимать большее количество работников.

 

4. Предложение услуг труда. Номинальная и реальная заработная плата. Предложение труда — это объем услуг труда, который домохозяйства готовыпредложить на рынок при существующих ценах на труд (зарплатах). Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда. Номинальная - это сумма денег, которую получает работник наемного труда за определенный период времени: за день, неделю, месяц. По величине номинальной зарплаты можно судить об ее уровне, но не об уровне потребления человека и его благосостоянии. Реальная заработная плата - это масса жизненных благ и услуг, которую можно приобрести за те денежные средства, которые получает работник в виде заработной платы. Реальная заработная плата - это покупательная способность номинальной зарплаты. Она находится в прямой зависимости от уровня номинальной и в обратной пропорциональности от уровня цен на предметы потребления и услуги.

 

5. Дифференциация заработной платы. Различие уровней оплаты труда работников под влиянием различных факторов. Д.з.п. определяется как различиями в результатах труда работников, так и общеэкономическими условиями деятельности различных отраслей хозяйства.

 

6.Модели неконкурентных рынков труда: модель монопсонии, модель с участием профсоюзов,

модель двусторонней монополии. МОНОПСОНИЯ - это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Монопсонии присуши следующие черты:

1. Количество занятых на данной фирме составляет основную часть всех занятых каким-то конкретным видом труда.

2. Данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических факторов, либо в том смысле, что если рабочие нашли альтернативу применения своего труда, то они вынуждены приобретать новую квалификацию.

3. Фирма "диктует заработную плату" в том смысле, что ставка заработной платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых рабочих.

МОДЕЛЬ С УЧАСТИЕМ ПРОФСОЮЗОВ. Профсоюзы преследуют многие цели. Однако их основной экономической задачей является повышение заработной платы. Профсоюз может добиваться этой цели разными путями:

1) Увеличение спроса на труд. Профсоюзы могут способствовать росту спроса на. продукцию, которую они помогают производить, - и соответственно повышению производного спроса на свои собственные трудовые услуги - путем рекламы, использования политического лобби или применения практики сохранения численности рабочей силы независимо от потребности в ней.

2) Рост производительности труда. Хотя многие решения, которые влияют на производительность труда - например, решения относительно количества и качества реального капитала, - принимаются администрацией односторонне, важно заметить, что возрастает интерес к созданию совместных рабоче-административных комитетов для повышения производительности труда.

3) Рост цен на другие вводимые факторы производства. Профсоюзы могут расширить спрос на труд членов своих профсоюзов, воздействуя на повышение цен на ресурсозаменители. Подходящим примером могут служить действия профсоюзов – рабочие, которых в целом получают значительно больше минимума заработной платы - в поддержку повышения минимума заработной платы.

МОДЕЛЬ ДВУСТОРОННЕЙ МОНОПОЛИИ. Двусторонняя монополия - ситуация, когда на рынке имеется только один продавец (как при монополии) и один покупатель (как при монопсонии). Чистая двусторонняя монополия наблюдается достаточно редко. Она имеет место, когда государственная монопольная компания (например, по алкоголю) покупает продукцию у единственного продавца. Двусторонняя монополия подобного типа часто наблюдается в профессиональном спорте, где организация собственников команд ведет переговоры с союзом игроков относительно оплаты и условий труда на период действия контракта между ними. Влияние минимального уровня цен, устанавливаемого или профсоюзами, или государством на монопсонических рынках рабочей силы, существенно отличается от того, которое существует на рынках в условиях конкуренции. При свободной конкуренции заработная плата выше уровня равновесия приведет к избытку предложения рабочей силы. Однако на монопсоническом рынке рабочей силы такое наблюдается редко.

 

Date: 2015-10-19; view: 513; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию