Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новая русская фразеология

1. Фразеология.

1.1. Что такое фразеологизмы. Их основные особенности

1.2. Основные направления в развитии лексики и фразеологии сегодня.

2. Новая русская фразеология

2.1. Причины образования новой лексики и фразеологизмов

2.2. Новая фразеология в общественно-политической сфере (на материале блога Д. А. Медведева)

2.3. Фразеология социальных сетей (преимущественно на материале «Вконтакте»)

3. Выводы.

4. Список использованной литературы.

 

1. Фразеология

1. 1. Что такое фразеологизмы. Их основные особенности

В русском языке слова, соединяясь друг с другом, образуют словосочетания. Часть из них являются свободными сочетаниями, а часть – несвободными. Значение последних остаётся неизменным в различных контекстах, также как и их форма (относительно неизменна). Кроме того, их значение небуквально и часто метафорично. Более того, общее значение фразеологизма не является просто суммой значений его частей. Например: вывести кого-либо на чистую/ свежую воду. Данный фразеологизм имеет 2 варианта употребления – чистую или свежую воду. Но в целом его форма остаётся практически неизменной в разных контекстах, также как и его смысл. Фразеологизм вывести кого-либо на чистую/ свежую воду согласно «Учебному фразеологическому словарю» имеет следующее значение: «разоблачать, уличать кого-либо (раскрывать дела, обычно темные, неблаговидные)». Буквальное значение данного фразеологизма можно было бы представить в виде картинки, где один человек выводит (подводит) другого человека к чистой воде (возможно, какому-либо чистому источнику).

В разных языках единицы, составляющие те или иные фразеологические сочетания слов разные, хотя общий смысл многих сочетаний примерно одинаков. Поэтому, мы можем найти соответствия между фразеологизмами из разных языков. Например, английское to kill two birds with one stone (букв.: «убить двух птиц одним ударом») соответствует русскому убить двух зайцев одним выстрелом. Или английское to be busy as a be (букв.: «Быть занятым как пчела») имеет русский эквивалент – вертеться как белка в колесе.

Итак, «фразеологизмом (или фразеологическим оборотом) называются семантически неделимые словосочетания, которым свойственно постоянство целостного значения, компонентного состава, грамматических категорий и определённой оценочности» [1, С. 43]. Также к этому определению можно добавить: словосочетания, существующие в конкретном языке и общее значение которых не является простой суммой их частей. «Они являются объектом изучения особого раздела языкознания – фразеологии (гр. Phraseos – выражение + logos – учение). Нередко фразеологией называют весь фразеологический состав языка, то есть совокупность всех лексически неделимых словосочетаний» [1, С. 43].

Какие же фразеологизмы можно назвать новыми? Новыми, на мой взгляд, являются те фразеологические единицы, которые либо возникли недавно (часто в связи с какими-либо явлениями или событиями), либо это «старые» фразеологизмы, которые получили новую жизни, т. е. были как-либо изменены или переинтерпретированы.

 

1.2. Основные направления в развитии лексики и фразеологии сегодня

«В развитии русской лексики и фразеологии можно выделить следующие основные направления: 1) возникновение новых слов и оборотов; 2) изменение значений уже существующих лексико-фразеологических единиц; 3) выпадение из активного употребления слов и оборотов; 4) возвращение к жизни старых слов» [1, С. 57].

 

2. Новая русская фразеология

2.1. Причины образования новой лексики и фразеологизмов

Лексическая и фразеологическая система языка тесным образом связана с жизнью человека в обществе и развитием последнего. Из всех уровней языка лексика и фразеология особенно подвержены изменениям [1, С. 57]. А изменения эти напрямую отражают состояние человека, общества, государства. Поэтому, для каждой эпохи можно выделить свой неповторимый лексический и фразеологический состав. Кроме того, по этому составу можно многое узнать о человеке и обществе определённого периода.

Особенно ярко можно проследить изменения в лексической и фразеологической системе в случае, если в стране или в мире произошли какие-то серьёзные изменения. К таким событиям можно отнести мировые войны, революции, кризисы и т. п. Всё это найдёт своё отражение в языке и будет определённым образом проинтерпретировано в нём.

Таким образом, можно сказать, что главной причиной изменений в языке, а конкретно – образования новых фразеологизмов (да и слов вообще) являются по большей части экстралингвистические факторы. То есть язык отражает все изменения, которые происходят в общественной, политической, экономической, научной, производственно-технической, культурной и бытовой жизни страны [1, С. 60]. В соответствии с этим, на мой взгляд, можно выделить свою особую фразеологию для каждой сферы жизни (хотя есть, конечно, и нейтральная или межстилевая фразеология). В работе хотелось бы остановиться на рассмотрении двух сфер: общественно-политической (на материале блога Д. А. Медведева) и социально-бытовой (на материале социальной сети «Вконтакте»). Эти две сферы абсолютно разные, и каждая из них по-своему характеризует состояние современного общества.

 

2.2. Новая фразеология в общественно-политической сфере (на материале блога Д. А. Медведева)

Просмотр сообщений в блоге Д. А. Медведева примерно за последний месяц (тексты записей различных его интервью и выступлений) позволил выявить следующие ниже фразеологические сочетания.

Демографические ножницы

Принять решения/ момент принятия решения/ принятые решения

Поддержать инициативу

Стрельнуть сигаретку

Ни уму, ни сердцу

Социальные программы

Гражданское общество

Принять на грудь

Тяжкое правонарушение

Принять законопроект

Рычаг влияния

Государственные структуры

Кадровый потенциал

Общественное мнение

Инвестиционный климат

Надуваться от счастья

Средний класс

Социальная стабильность

Рост экономики

Мировой рынок

Новые технологии

Повестка дня

Получить (свою) жизнь/ что-либо получило жизнь

Дорожно-транспортное происшествие

Качество жизни/ уровень жизни

Инновационное развитие

Сворачивать/ не сворачивать с пути

Структуры власти

Искусственный интеллект

Приведённые выше фразеологизмы условно можно разделить на несколько групп по общему значению, которое они выражают.

К первой группе отнесём всё фразеологизмы, обозначающие действия (особенно действия властей). Ко второй группе – современные реалии общественно-политической жизни. К третьей группе отнесём фразеологизмы, обозначающие состояние (они иногда будут пересекаться с фразеологизмами из других групп). К четвёртой группе – остальные фразеологизмы.

Действия Реалии Состояние Остальные
Принять решения/ момент принятия решения/ принятые решения Поддержать инициативу Стрельнуть сигаретку Принять на грудь Принять законопроект Надуваться от счастья Получить (свою) жизнь/ что-либо получило жизнь Сворачивать/ не сворачивать с пути Демографические ножницы Социальные программы Гражданское общество Тяжкое правонарушение Государственные структуры Кадровый потенциал Общественное мнение Инвестиционный климат Средний класс Социальная стабильность Рост экономики Мировой рынок Новые технологии Дорожно-транспортное происшествие Инновационное развитие Структуры власти Искусственный интеллект   Ни уму, ни сердцу Надуваться от счастья Социальная стабильность Рычаг влияния Повестка дня Качество/ уровень жини

 

Таким образом, можно отметить, что большинство фразеологизмов обозначает актуальные ныне современные реалии или проблемы. Большинство перечисленных фразеологизмов не отличается особого рода эмоциональностью, образностью или оценочностью, а, скорее, напоминает некие штампы, которые мы часто слышим в СМИ. Поэтому, фразеологизмы общественно-политической сферы не очень легко выявлять.

Интересно заметить, что очень распространённым в речи Д. А. Медведева оказалось такое фразеологическое сочетание, как «принять решения» (как вариант «момент принятия решения» или «принятые решения»). Например: «Мне кажется, что эти разговоры о противоречиях во многом, конечно, надуманные. Действительно, у членов Правительства могут быть разные подходы до момента принятия решения. Сейчас решения приняты, и все члены Правительства должны участвовать в их реализации. Я неоднократно говорил о том, что если у кого-то есть сомнения в справедливости принятых решений, то тогда можно сделать выбор – можно критиковать ту или иную систему, но уже находясь вне Правительства. Но таких людей сейчас в Правительстве нет».

Интересно, что сама лексема «принять» активно встречается и в других сочетаниях, например: принять на грудь, принять законопроект.

Подводя итог, можно сказать, что рассмотренные фразеологизмы скорее отражают современную общественно-политическую действительность, «называют» проблемы, задачи и реалии, а также указывают на их интерпретацию людьми.

2.3. Фразеология социальных сетей (преимущественно на материале социальной сети «Вконтакте»)

Просмотр материала социальной сети «Вконтакте», а также личный опыт общения позволил выявить следующие ниже фразеологизмы, значения которых я попыталась сформулировать, либо воспользовалась для этого таким сайтом, как http://lurkmore.to/ («Луркоморье — энциклопедия современной культуры, фольклора и субкультур, а также всего остального»).

Что-либо доставляет (употребляется, как правило, со словом «вообще») – приносит радость, удовольствие, нравится. Пример: ваще прям доставляет)

Фэйс палм/ рукалицо (face – рука, palm – ладонь) – фразеологизм, выражающий эмоцию разочарования или стыда. Пример: Не, просто еду и каждую минуту делаю фэйс палм.

Покер фэйс – фразеологизм, выражающий отсутствие эмоций на лице.

Тема/ не в тему. Тема – выражение положительного отношения к чему-либо. Не в тему – о чём-либо неуместном, равно выражению «не в строчку». Пример: сатан концовка тема =) Пример: На сайте сказано, что голосование должны были закрыть 22го числа, но его не в тему продлили.

Эпик фейл (epic – былинный, fail – неудача провал) буквально «былинная/ эпичная неудача», т. е. большая неудача. Пример: это же эпик фейл!

Эпик вин (epic – «эпичный, былинный», win – «победа») – о чём-либо очень хорошем, случившемся с человеком, о большом везении, удаче.

Хватит это терпеть – фразеологизм, авторство которого принадлежит В. В. Жириновскому. Пример: Вячеслав, хватит это терпеть, скорее

Что-либо жгёт/ отжигает – фразеологизм, выражающий оценку, т. е. о чём-либо очень смешном, забавном.Пример: Коменты жгут)

Зачёт (употребляется, как правило, со словом «вообще») – о чём-либо смешном, хорошем, понравившемся. Пример: вообще зачёт)) всё понравилось, даже толстый парень на 8ой секунде)))

Что-либо вывозит/ решает – о чём-либо хорошем, понравившемся. Пример: Конечный ролик доставил... да и последняя глава вывозит.

Очищать карму. Пример: Перепост этого сообщения добавляет два года жизни, очищает карму и даёт скидку в 50 рублей на входной билет.

Хэппи-энд – (happy – счастливый, end – конец) – хорошая, счастливая и добрая концовка чего-либо. Пример: Экшен, кровь, насилие, полиция, торжество справедливости и хэппи-энд (в каком-то смысле этого слова) гарантированы.

Не в сказке живём/ не в сказке живёшь/ а ты думал, что в сказку попал? – О не очень хорошей или плохой жизни, о чём-либо, не соответствующем ожиданиям. Пример: а что поделать.. не в сказке живем)

+1 – выражение согласия с чьими-либо идеями, мнением или вместо прочитанного сообщения (чтобы не писать ещё раз).

Шоколадная медалька – что-либо приятное, награда за какие-либо действия. Пример: Народ, голосуем активнее! Поможем Тыкарю выиграть шоколадную медальку:)

Офисный планктон/ офисное быдло/ канцелярская крыса – «работники умственного труда с пониженной творческой составляющей, проводящие жизнь в офисах и прочих управлениях, но не относимые к инженерам: низшие менеджеры, бухгалтеры, секретутки, и т. д. Являют собой передаточные механизмы, винтики и смазку в механизмах управления, учета, планирования, финансов. Быстрорастующий пролетариат постиндустриального мира» [4].

Загореться чем-либо – захотеть осуществить что-либо, воплотить что-либо в жизнь. Пример: Как-то прочитал статью в MH про выход в море на маленьком парусном судне. Эдакий мужской отдых-испытание в стиле "Проверь себя". С тех пор загорелся.

Когда я стану большим и важным/ стать большим и важным – становиться взрослым, вырасти и добиться успеха в самореализации. Пример: Очень хотелось бы провести несколько дней в море, среди волн и чаек, постоянно регулируя паруса и тросы..эхх.. как говорится, "когда я стану большим и важным.."))

Без базара – фразеологизм, выражающий значение «с лёгкостью сделать что-либо, без лишних вопросов и разговоров».

Чокаво - фразеологизм, имеющий значение «как дела?»/ «ну как?».

True story – о чём-либо уже бывшем с тобой, или обычно случающемся вообще.

Уже не торт – фразеологизм, основанный на игре слов «тот» и «торт», имеет значение «уже не такой хороший, как прежде». Пример: афторы уже не торт.

ROFL / Я под столом/ Лол / Lol/ ржунимагу – (laughing out loud – смеющийся во весь голос, rolling on the floor laughing – кататься по полу от смеха) – о чём-либо очень смешном. Пример: lol

Дефолт-сити – Москва. Пример: Город какой, дефолтсити?

Баттхёрт (butthurt – букв. «жопная боль» или «попоболь») — особое, широко представленное в интернетах психоэмоциональное состояние, а также человек, в нём пребывающий. Наиболее близкий научный (психологический) термин для обозначения Butthurt’а — фрустрация или незавершённый (незаконченный) гештальт». Пример: требую баттхётрнутых двачеров, кричащих "рак!" в этот тред.

Школота детектед/ школоло/ школота – фразеологизм, означающий, что кто-либо, оставивший глупое сообщение является школьником. Данный фразеологизм имеет резко отрицательную окраску.

Православие головного мозга (пгм) – о фанатично верующем человеке.

Капитан очевидность/ кэп/ к. о. – о ком-либо, сказавшем очевидную, всем известную и понятную вещь.

80 левел/ 80 лвл – обозначение достижения высшей степени чего-либо (фразеологизм пришёл из игры “World of Warcraft») Пример: Вячеслав, тролль 80 лвл).

Grammar nazi/ Grammatik-Nazi/ граммар-наци/ грамматический нацист/ национал-лингвист/ лингвофашист/ грамотей-опричникъ – «агрессивный грамотей с врождённой[1] грамотностью и обострённым чувством прекрасного. Раздражается, когда кто-то допускает грамматическую или орфографическую ошибку, и мгновенно бросается в атаку, размахивая словарями и ссылками на Грамоту.ру» [4].

Баян/ боян/ байан – «обозначение повторно опубликованной шутки или информации. При этом, в классическом понимании, информация должна быть повторно опубликована в том же самом источнике (например в том же самом форуме, или даже в том же самом разделе форума). Иными словами, репост (копирование информации из одного источника в другой), бояном в классическом понимании не является» [4].

Разделим вышеназванные фразеологические сочетания на группы. К первой группе отнесём фразеологизмы, выражающие оценку какого-либо явления или отношения к нему (как положительного, так и отрицательного). Ко второй группе – фразеологизмы-эмоции (в лицах) или отсутствие таковых. К третьей группе – фразеологизмы, обозначающие какие-либо современные реалии (могут пересекаться с фразеологизмами из других групп). К четвёртой группе отнесём фразеологизмы, выражающие какие-либо действия. К пятой группе – фразеологизмы, выражающие согласие с чьим-либо мнением. К шестой группе – все остальные.

Оценка, отношение Непосредственно эмоции или их отсутствие Современные реалии Действия Согласие с чьим-либо мнением Остальные
Что-либо доставляет Тема/ не в тему Эпик фейл Лол / Lol/ ржунимагу Что-либо жгёт Зачёт Что-либо вывозит/ решает Хэппи-энд Не в сказке живём/ не в сказке живёшь/ а ты думал, что в сказку попал? Я под столом. +1. Шоколадная медалька Офисный планктон/ офисное быдло/ канцелярская крыса Когда я стану большим и важным/ стать большим и важным Без базара Эпик вин True story Уже не торт ROFL Баттхёрт Школота детектед/ школоло/ школота Православие головного мозга Капитан очевидность/ кэп/ к. о. 80 левел/ 80 лвл Grammar nazi/ Grammatik-Nazi/ граммар-наци/ грамматический нацист/ национал-лингвист/ лингвофашист/ грамотей-опричникъ Баян/ боян/ байан   Фэйс палм/ рукалицо Покер фэйс Офисный планктон/ офисное быдло/ канцелярская крыса Дефолт-сити Школота детектед/ школоло/ школота Православие головного мозга Grammar nazi/ Grammatik-Nazi/ граммар-наци/ грамматический нацист/ национал-лингвист/ лингвофашист/ грамотей-опричникъ Хватит это терпеть Очищать карму Не в сказке живём/ не в сказке живёшь/ а ты думал, что в сказку попал? Загореться чем-либо Когда я стану большим и важным/ стать большим и важным   +1 Без базара True story Чокаво

 

Таким образом, мы можем увидеть некоторые особенности фразеологизмов из социальных сетей – они все очень эмоциональны, оценочны и, как правило, являются частью молодёжного жаргона социальных сетей. Большинство из них нацелены на то, чтобы выразить какие-либо эмоции, оценку или проинтерпретировать какое-либо явление. Примечателен такой фразеологизм, как «дефолт-сити», который обозначает город Москву. Тут налицо интерпретация определённых исторических событий, происходивших в нашей стране. Кроме того, можно отметить такой фразеологизм как «хватит это терпеть», автором которого стал В. В. Жириновский. Этот фразеологизм получил широкое распространение в интернете.

Также можно сказать, что большая часть фразеологизмов была заимствована из английского (как вариант американского).

Далее заметим такое интересное явление в сети интернет, как «мемы». «Мем (англ. meme, читается как «мим»), также известный как медиа-вирус — это идея, образ или любой другой объект нематериального мира, который передаётся от человека к человеку вербально, невербально, через интернет или как угодно ещё. Мем может видоизменяться внутри носителя, оказывать влияние на него и общество в целом» [4]. Все фразеологизмы, связанные с «лицами», по сути, являются такими интернет-мемами. Характерно, что в первоначальном варианте их сопровождает определённая картинка, которая становится устойчивой, так же, как и сами выражения.

3. Выводы

Подводя итог, можно сказать, что фразеология и лексика современного русского языка, являясь самым подвижным уровнем языка, отражает все изменения, происходящие в человеческом обществе (а именно в различных его сферах: общественной, политической, экономической, научной, производственно-технической, культурной и бытовой жизни той или иной страны).

Можно сделать вывод о том, что для каждой из перечисленных сфер фразеологический состав будет различен и будет иметь свои особенности, хотя это не исключает наличия т. н. «нейтральной» или «межстилевой» фразеологии, характерной для всех сфер жизни человека и стилей речи.

Кроме того, фразеология и лексика различна для каждой эпохи. Особенно различия заметны, если в стране произошли резкие изменения. Так, например, в нашей стране – переход от советской эпохи к постсоветской.

Новая фразеология, также как и новая лексика, образуется потому что появляются новые реалии, которые должны быть отражены в языке. В свою очередь могут быть по-новому проинтерпретированы какие-либо уже существующие (или существовавшие реалии и события). Тогда это вызывает изменение той или иной фразеологической единицы. Например: властные органы -> органы власти -> структуры власти.

Интересно отметить, что некоторые фразеологизмы (особенно это, пожалуй, характерно для общественно-политической сферы) рождаются в речи политиков и общественных деятелей. Для интернет-среды характерно, что то или иное устойчивое словосочетание рождается из какого-либо видео-ролика, компьютерной игры или напрямую заимствуется из интернет-мемов.

Таким образом, на мой взгляд, вполне возможно проследить состояние современного общества и составить определённый срез через изучение современного фразеологического и лексического (т. н. «ключевые слова эпохи») состава языка.

 

4. Список использованных источников

1. Современный русский язык: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по филологическим направлениям и специальностям / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. - М.: Логос, 2001. – 528 с.

2. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В. Г. Костомаров. - СПб: Златоуст, 1999. – 319 с.

3. Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. 1997.

4. http://lurkmore.to/

5. http://vk.com/

6. http://blog.da-medvedev.ru/

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | OCR Александр Свечников

Date: 2015-10-19; view: 16203; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию