Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Для самостоятельной работы студентов ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии
«Утверждаю»
зав. кафедрой _____________ проф. Сазонов С.В. 31.08.2007 г.
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Факультет: лечебно-профилактический Курс: I (первый) Семестр: II (второй)
1. ТЕМА: органы чувств – 1. Орган зрения. 2.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: используя световой микроскоп изучить гистологические препараты: ОГП – передний отдел глаза, задний отдел глаза.
3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: 3.1. приобрести навыки чтения гистологических препаратов по теме занятия; 3.2. Изучить гистологическое строение глаза, источники развития его оболочек в эмбриогенезе, принципы функционирования диоптрического аппарата, возрастные особенности. 3.3. Изучить микроскопическое и субмикроскопическое строение и функциональную характеристику основных структур органа зрения – роговицы, склеры, радужной оболочки, сетчатки и других компонентов глазного яблока. 3.4. Особое внимание уделить строению сетчатой оболочки и её нейронному составу, дифференцировать слои сетчатки глаза. 3.5. Научиться определять на гистологических препаратах все составные части глаза. 3.6. Изучить микроскопическое и субмикроскопическое строение и функциональные особенности органа обоняния.
По теме занятия: студент должен знать: гистологическое строение ОГП. студент должен уметь: самостоятельно работать с гистологическими препаратами, зарисовывать данные препараты в альбоме и делать обозначения их структурных элементов.
4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ – 3 часа. 5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ: 5.1. Классификация органов чувств. 5.2. Строение и функции первично- и вторично-чувствующих клеток, принцип восприятия раздражений этими клетками. 5.3. Оболочки глазного яблока, их производные на передней стенке глаза, их происхождение и тканевой состав. 5.4. Аккомодационный и диоптрический аппарат глаза. 5.5. Строение сетчатки глаза.
6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ: На занятии студенту необходимо выполнить: 6.1. Изучить основные гистологические препараты (ОГП) – передний отдел глаза, задний отдел глаза.
6.2. Зарисовать в альбом гистологическое ОГП. 6.3. Сделать обозначения к рисункам. Методические указания к выполнению задания: Препарат № 1. «Передний отдел глаза», (окраска ОГП - 61 гематоксилином и эозином).
При малом увеличении микроскопа разобраться в общей топографии препарата, представляющего собой медианный разрез глаза. Спереди несколько выдается виде купола роговица, за которой находится передняя камера глаза, сзади замкнутая хрусталиком (овальное тело) и радужной оболочкой. Кзади роговица переходит в склеру. Утолщение средней оболочки представляет реснитчатое тело (цилиарное), от которого к хрусталику идут тонкие выросты – циннова связка. При большом увеличении изучить строение роговицы глаза, радужной оболочки, цилиарного тела, хрусталика. Самым наружным слоем роговицы является многослойный плоский неороговевающий эпителий, за которым следует утолщенная базальная мембрана – боуменова пластинка. Основу роговицы составляет собственное вещество роговицы, состоящее из параллельно расположенных соединительных пластин, лишенных кровеносных сосудов. Далее идут внутренняя утолщенная мембрана – десцеметова пластинка, на которой располагается однослойный плоский эпителий, условно называемый эндотелий. Собственное вещество роговицы переходит в склеру. Внутренний эпителий переходит в однослойный плоский эпителий радужной оболочки. Основу радужной оболочки образует рыхлая соединительная ткань, богатая кровеносными сосудами и пигментными клетками. Найти в радужной оболочке пять слоев: однослойный плоский эпителий, передний пограничный слой, сосудистый слой, задний пограничный слой и пигментный слой, переходящий на цилиарное тело. Обратить внимание на мышечные элементы, способствующие расширению и сужению зрачка. Цилиарное тело в соединительнотканной основе имеет мышцы, проходящие в разных направлениях. От короны цилиарного тела к хрусталику тянутся очень тонкие волоконца, участвующие в изменении кривизны хрусталика. Обратить внимание на длинные изогнутые волокна, из которых состоит хрусталик. Передняя поверхность хрусталика покрыта однослойным хрусталиковым эпителием и бесструктурной капсулой. Зарисовать передний отдел глаза (комбинированный рисунок). Обозначить: А. Роговица глаза, в ней: 1. передний эпителий; 2. передняя пограничная мембрана (боуменова пластинка); 3. собственное вещество роговицы; 4. задняя пограничная мембрана (десцеметова оболочка); 5. задний эпителий.
Б. Радужная оболочка и в ней: 1. передний эпителий; 2. наружная пограничная мембрана; 3. сосудистый слой; 4. внутренняя пограничная мембрана; 5. пигментный слой.
В. Цилиарное тело и в нем: 1. ресничный эпителий; 2. сосудистый слой; 3. ресничная мышца; 4. ресничные отростки; 5. реснитчатая (циннова) связка.
Г. Хрусталик и в нем: 1. капсула; 2. хрусталиковые волокна.
Препарат № 2. «Задняя стенка глаза», ОГП – 62 (окраска гематоксилином эозином).
При малом увеличении микроскопа найти самую наружную оболочку задней стенки глаза, состоящую из соединительной ткани – склеру, среднюю или сосудистую, характеризующуюся наличием большого количества кровеносных сосудов и пигментных клеток и внутреннюю, сетчатую оболочку. При большом увеличении изучить строение сетчатой оболочки глаза, начав рассматривать ее с пигментного слоя, выделяющегося на препарате за счет присутствия меланина в клетках. За пигментным слоем идет светлый слой палочек и колбочек, представляющим собой дендриты светочувствительных клеток. Тело светочувствительных клеток расположены в следующем – наружном ядерном (вернистом) слое в виде широкой полосы, состоящей из сравнительно крупных ядер. От ядросодержащих частей фоторецепторных клеток слой палочек и колбочек отделен тонкой наружной пограничной мембраной, образованной горизонтальными сплетениями нервных волокон и нейроглии. Следующий за наружным ядерным слоем – наружный сетчатый слой состоит из переплетения тонких волокон и является слоем контактов аксонов фоторецепторных клеток с дендритами биполярных и горизонтальных клеток, ядросодержащие части которых образуют следующий внутренний слой, в котором находятся мелкие ядра и он заметно тоньше наружного ядерного слоя. Далее виден внутренний сетчатый слой, где осуществляется связь с нижележащими ганглиозными клетками. Тела ганглиозных клеток образуют ганглиозный слой и лежат на значительном расстоянии друг от друга. Еще глубже лежит слой нервных волокон, состоящий из аксонов ганглиозных клеток и нейроглиальных волокон. Самым внутренним слоем сетчатки является внутренняя пограничная мембрана, образованная концами нервных волокон. Концы загибаются, образуя мембрану.
Зарисовать при большом увеличении участок задней стенки глаза. Обозначить:
А. Склера. Б. Сосудистая оболочка. В. Сетчатая оболочка, в ней: 1. пигментный слой; 2. слой палочек и колбочек (фотосенсорный слой); 3. наружная пограничная мембрана; 4. наружный ядерный слой; 5. наружный сетчатый слой; 6. внутренний ядерный слой; 7.внутренний сетчатый слой; 8. ганглиозный слой; 9. слой нервных волокон; 10. внутренняя пограничная мембрана.
7. ВОПРОСЫ К ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:
|