Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Написание текста курсовой работы





Приступать к работе над самим текстом курсовой рекомендуется в том случае, когда структура работы в целом, логика построения сложилась в сознании студента, связи между определенными тезисами, фактами и аргументацией устоялись, студент представляет объем сочинения, его границы.

В первую очередь следует заняться текстом той главы, содержание которой в наибольшей степени осмыслено студентом. Введение и заключение принято писать после того, как основной текст работы уже создан. Исключение составляют цели и задачи работы, которые должны быть сформулированы в самом начале исследования.

Введение курсовой работы является очень важной частью сочинения, поскольку здесь обосновывается актуальность темы исследования, при необходимости – ее научная и практическая значимость. Во введении должны быть сформулированы цель и задачи исследования, кратко определена структура работы. Также необходимо включать во введение работы определение объекта и предмета методов исследования, указание на степень изученности темы, новизну работы. Рекомендуемый объем введения – от двух с половиной до четырех страниц.

Если говорить о возможной схеме введения, то рекомендуются следующие структурные элементы введения:

– обоснование актуальности темы;

– объект, предмет и методы исследования;

– характеристика степени изученности темы;

– определение цели и задач исследования;

– определение научной и практической значимости исследования;

– краткая характеристика структуры работы, ее обусловленность поставленными целью и задачами.

Актуальность темы работы означаетважность, значительность темы в настоящее время, современность, злободневность. При этом не следует писать о теме работы вообще. Необходимо показать, почему эта тема на данный момент вызывает интерес, каким образом она связана с общественной жизнью, с научными исследованиями. Нужно проиллюстрировать, каким образом тема соединяет прошлое и настоящее, личность и общество в целом, педагогическую науку и складывающуюся практику. В принципе все темы, предлагаемые студентам для написания работы, обладают актуальностью в той или иной степени.

Обоснование научной значимости сочинения должно быть четким и аргументированным. Оно невозможно без предварительного анализа источников и литературы. Научная значимость означает, что при исследовании данной тематики разрешаются научные проблемы: формулируются определения понятий, признаки тех или иных явлений, выявляются научные закономерности.

Если говорить о практической значимости темы исследования, то она означает, что в ходе ее анализа разрешаются вопросы, возникающие на практике: например, в связи с возникшими потребностями в педагогической практике.

Объект работы – обоснование проблемы, которая будет рассматриваться в работе. К примеру, в работе по теме «Формирование эстетической культуры современных детей и подростков» объектом будет являться эстетическая культура современных детей и подростков.

Предмет работы – это круг основных вопросов, подлежащих рассмотрению в работе. В свою очередь, круг основных вопросов формируется благодаря исследованию осязаемых частей реального мира. Применительно к педагогам это могут быть особенности использования тех или иных педагогических методов, применяемых для формирования и развития определенного вида культуры ребенка. Поэтому, к примеру, по теме «Формирование эстетической культуры современных детей и подростков», предметом будут служить факторы формирования эстетической культуры современных детей и подростков.

Методы работы – конкретный научный инструментарий, используемый для раскрытия поставленной темы. Во введении должны быть перечислены все методы, использованные в курсовой работе (от общих, применяемых в большинстве гуманитарных наук, к частным, характерным для теории и методики воспитания), дана их характеристика и информационная возможность для раскрытия поставленной темы.

Степень изученности темы показывает, насколько глубоко тематика работы рассматривалась и анализировалась в науке теории и методике воспитания. Здесь нужно показать, какие понятия раскрыты, каковы имеющиеся исследования по изучаемым явлениям, их признакам, закономерным связям с другими явлениями, процессам с участием этих явлений. Рекомендуется привести авторов и названия наиболее важных научных работ по данной теме.

Цель принято рассматривать как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. В определении цели намечаются стратегическая программа всего исследования и осознается в целом конечный результат работы. Следует иметь в виду, что применительно к курсовой работе на третьем курсе цель не стоит формулировать слишком сложно и наукообразно. Цель работы по теме «Формирование эстетической культуры современных детей и подростков» может быть сформулирована так: Изучить особенности формирования эстетической культуры современных детей и подростков. Цель исследования, как и все компоненты введения, должна быть согласована с научным руководителем.

Задачи исследования темы намечают пути, средства и методы достижения поставленной цели, т. е. выполняют роль тактического плана для обеспечения стратегической программы исследования в целом. Если цель работы одна, то задач должно быть несколько. Для правильной постановки задач важное значение имеет составление расширенного плана, поскольку в нем отображаются конкретные вопросы, которые необходимо рассмотреть в последовательности, чтобы раскрыть тему. В число задач может включаться анализ научных взглядов по тематике, критический их анализ, выявление признаков явления, его видов, соотношения данного явления со смежными, разработка педагогической коррекционно-развивающей программы. Решение всех поставленных задач в итоге должно обеспечить выполнение конечной цели изучения.

Краткое описание структуры работы является по существу перечислением элементов плана работы. То есть указывается, что работа включает в себя введение, определенное количество глав, заключение, список использованной литературы, материалов педагогической практики и специальной литературы. При этом желательно конкретизировать, о чем идет речь в каждой главе курсового сочинения, и показать, как материал каждой главы вписывается в общую канву работы, каково логическое построение всей работы.

Работа над введением является весьма ответственной и трудоемкой. Поэтому неоценимую помощь здесь должен оказать научный руководитель, который может правильно сформулировать актуальность, научную и практическую значимость работы, а также другие элементы введения.

Итак, как было отмечено выше, работу над курсовым сочинением нужно начинать с той главы, которая максимально осмыслена студентом, по которой точно подобран и распределен материал. В то же время, поскольку большинство работ рекомендуется строить по принципу «от общего к частному», начинать все-таки целесообразно с первой главы, в которой и должны быть отображены общие положения темы.

Каждая глава – это самостоятельный элемент сочинения, который должен носить законченный характер. В связи с этим в первом параграфе каждой главы должно содержаться своего рода вступление в материал главы. В конце главы в последнем параграфе необходимо сформулировать промежуточные выводы, своего рода квазизаключение. Выводы, положенные в основу таких квазизаключений, можно затем легко использовать в главном заключении в самом конце работы. При этом излишние подробности и частности в главном заключении можно и не отображать.

Таким образом, каждая глава работы, с одной стороны, должна представляться так, как если бы она была отдельным, самостоятельным сочинением. С другой стороны, должна чувствоваться стройность, логичность и системность всего текста в целом. Достичь этого не так сложно, как может показаться, если правильно разработан проспект работы, и особенно если он носит расширенный характер. В этом случае, распределив найденный материал (конспекты с указанием страниц), студент целенаправленно, не сбиваясь на повторения и перестановки, излагает материал.

Основной материал работы включает в себя теоретическую и практическую стороны. Выше было отмечено, по какой общей схеме может строиться изложение материала.

Текст теоретической части работы не должен представлять собой набор выписок из прочитанных источников. Необходимо, во-первых, упорядочить их содержание определенным логическим образом. Во-вторых, нужно стремиться пересказывать их содержание более или менее близко к тексту оригинала, стараясь передать, прежде всего, идеи и факты источника. Это может достигаться за счет частичного переформулирования фразы, ее упрощения, выражения главной мысли за счет опускания несущественных для вашей работы фрагментов, слов, выражений.

При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы вы опираетесь, т.е. содержание работы не должно быть безличным. Например, «как показано в работах А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, память является...»; «психологические проблемы учебной деятельности рассматривались в работах Н.А. Менчинской, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова,...».

Для расширения лексического разнообразия изложения при анализе источников, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также при выражении к ним своего отношения можно использовать такие глаголы: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет (Усачева, Ильясов, 1986).

Необходимо соблюдать определенные правила цитирования как прямой, так и косвенной речи. В случае прямого цитирования текст оригинала заключается в кавычки («...») и воспроизводится без каких-либо изменений. Используется такой способ цитирования в тех случаях, когда необходимо обратить внимание читателя на конкретную формулировку той или иной мысли, привести определение понятия, которое дает цитируемый автор. Такие цитаты не следует делать слишком длинными. После кавычки, завершающей воспроизведение чужой мысли, в скобках указывается источник и страница, на которой данная мысль изложена в оригинале. Косвенное цитирование воспроизводит близко к тексту оригинала чужую мысль, классификацию, фактическую информацию, точку зрения. В этом случае цитата не заключается в кавычки, но после завершения цитирования в скобках обязательно указывается источник, из которого она взята.

Ссылки целесообразно делать сразу после описания фактов, мысли, точки зрения или указания на соответствующую работу в тексте. Ссылки выполняют в тексте работы две важные функции. Во-первых, это проявление уважения к авторскому праву. Ссылки указывают, кому принадлежит та или иная мысль, классификация, определение, оригинальная точка зрения, подход к изучению проблемы, кто проводил исследования, кто обнаружил определенные научные факты. Во-вторых, ссылки дают читателю ориентир - у каких авторов и в каких источниках может быть найдена дополнительная информация по излагаемому вопросу, по упоминаемым идеям и исследованиям. Ссылки в тексте делаются только на источники, которые читал студент и которые указаны в списке литературы в конце работы.

Цитирование в процессе написания теоретической части работы не нужно превращать в самоцель. Текст работы должен носить аналитико-синтетический и обобщающий характер. Он должен отражать собственное осмысление и обобщение проблемы на основе изучения литературы, оценки разных аспектов психолого-педагогических концепций со ссылкой на их авторов, содержать доказательства определенных положений с привлечением цитат.

Наряду с изложением концепций, описанием фактического материала, важно сравнение точек зрения авторов, их анализ и обобщение. После изложения теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, студент может выразить собственное мнение и взгляды по проблеме. В заключение каждого раздела важно сделать выводы по существу рассматриваемых вопросов. Для этого может быть выделен, например, последний абзац раздела. Выводы могут начинаться оборотом типа «Таким образом,...», «Следовательно,...» и т.п. При оценке работы обращается особое внимание на умение студента анализировать, обобщать и делать выводы из изученного и изложенного материала.

Необходимо учитывать, что определенные требования предъявляются и к стилю работы. В силу того, что курсовая работа выступает как научно-исследовательская работа, в ней должен использоваться научный стиль изложения. Это означает строгую логическую последовательность, стремление к точности, сжатости, однозначности выражений; взвешенное обоснование выводов. Необходимо минимизировать эмоциональную сторону исследования. То есть студент должен стремиться к тому, чтобы работа не выглядела как публицистический труд.

Необходимо вести литературное изложение от третьего лица во множественном числе, а не от первого лица, поскольку в курсовой работе не предполагается акцентирование внимания на субъекте исследования. Курсовая работа выполняется студентом под научным руководством соответствующего преподавателя, который призван способствовать формированию научной позиции учащегося. Кроме того, излагая точку зрения, студент говорит в подавляющем большинстве случаев от имени некоторой научной школы, от лица ряда известных педагогов. Именно поэтому рекомендуется использовать в тексте такие выражения: «по нашему мнению», «как нам представляется», «как нам кажется», «исходя из нашей точки зрения» и пр. Допустимо также использование страдательного залога («был разработан комплексный подход», «проведены научные исследования», «были сделаны выводы»), изложения от третьего лица («как считает автор», «как отмечал профессор N»). Также вполне допустимы неопределенно-личные предложения («это понятие определяют так…», «как принято говорить»).

Следует использовать принятые в педагогике специальные термины и понятия, причем в том значении, которое придает им педагогическая наука и практика. Фразы следует формулировать так, чтобы исключалась возможность их двусмысленного или неопределенного понимания и истолкования. Поэтому нужно подбирать такие термины, выражения, с помощью которых можно точно и однозначно раскрыть содержание юридического понятия.

Необходимо избегать излишнего усложнения текста, перегрузки его многочисленными терминами, не всегда четко понятными автору. Подобное изложение можно рассматривать как ложную наукообразность, которую зачастую сопровождает поверхностное содержание.

Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонтали и вертикали наборы количественных и качественных данных. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Слева, справа и снизу таблицы ограничиваются линиями. Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Номер следует размещать после слова «Таблица» (например, Таблица 1).

Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной (большой) буквы, точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова «Таблица»или названия таблицы не используются.

Графы строк и столбцов таблицы также должны иметь заголовки, начинающиеся с прописных (больших) букв, и подзаголовки, которые пишутся со строчных букв, если подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Если заголовки граф очень длинные, то они могут быть заменены краткими условными сокращениями или цифрами, пояснения которых должны быть помещены в текст заголовка всей таблицы.

Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов: по строкам - испытуемые, по столбцам - значения измеренных параметров. В таблицах целесообразно размещать сводные итоги статистической обработки, а также другие типы систематизированных данных. Например:

Таблица 6

Динамика нравственной воспитанности дошкольников (в %)

Критерии нравственной воспитанности Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Нравственная      
Несформированная      
Безнравственная      

 

 

Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее можно было без поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

При переносе таблицы на другую страницу заголовки ее граф повторяют. Если заголовки граф таблицы велики, допускается их не повторять; в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Основой заголовок таблицы не повторяют; над ней размещают слова «Продолжение таблицы...» с указанием ее номера.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной единице измерения, то ее обозначение указывается в пояснительном тексте заголовка таблицы. Если все показатели, приведенные в какой-либо графе, выражены в одних и тех же единицах измерения, то ее обозначение помещается в скобках после заголовка графы. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице элементы - цифры, знаки, и др. - не допускается.

При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять в таблицу, а следует давать в виде текста, располагая цифровые данные в колонки.

Для представления эмпирических данных полезно использовать такие графические формы, как диаграммы, гистограммы, полигоны распределения, а также различные графики. Их следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Зависимости между изучаемыми параметрами наглядно могут отражать графики, на осях которых откладываются значения изучаемых количественных показателей. При использовании двумерного графика по оси абсцисс обычно размещают независимую переменную, по оси ординат - зависимую переменную. Л. В. Куликов (2001) дает такие рекомендации по построению диаграмм и графиков:

 

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу (ось абсцисс) и слева (ось ординат).

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.

Например:

 

Рис. 2.3. Гистограмма показателей уровня эстетической культуры детей контрольного и экспериментального классов на констатирующем этапе эксперимента

 

Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы, гистограммы, графики и т.п.) именуются рисунками. Нумерация рисунков должна быть сквозной для всего текста работы арабскими цифрами. Все рисунки сопровождаются подписью непосредственно после номера рисунка. В концеподписи (наименования рисунка) точка не ставится. Рисунки должны размешаться сразу же после первого упоминания о них в контексте дипломной работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице.

Заключение к курсовой работе – не вспомогательный раздел по отношению к основной части, а чрезвычайно важная и ответственная часть сочинения. Заключение – это итог работы, проделанной студентом под научным руководством преподавателя. В заключении идет обобщение тех выводов, которые автор делал в главах сочинения. Не стоит представлять себе заключение исключительно как механический пересказ в сжатой форме того, что изложено в главах и параграфах. Необходимо показать, что студент достиг цели, которую обозначил во введении, выполнил поставленные задачи; попытаться обобщить изложенные в работе тезисы на более высоком уровне, показав их значимость в научном и (в отдельных случаях) практическом плане. То есть заключение отличается от основной части не количественно, а прежде всего качественно. Следует стараться не просто копировать выводы, изложенные в главах, а попытаться переосмыслить их с учетом всей работы в целом. Это требует знания всей темы в частностях, чтобы отразить в заключении связи между содержанием всех разделов работы.

Рекомендуется следующее построение заключения работы: вначале краткое, реферативное изложение выводов в последовательности разделов сочинения (глав и параграфов), затем – перечисление проблем научного и (возможно) практического характера, которые были выявлены в работе; наконец – рекомендации и предложения (по поводу рассмотрения тех или иных понятий, признаков явлений, закономерностей их развития, внесения изменений в нормы действующего права). Рекомендуется начинать заключение указанием на то, что по результатам работы были получены следующие результаты («мы пришли к следующим выводам»); цель и задачи работы были выполнены. Следует учесть, что в заключении излагаются лишь те положения, которые уже доказаны и обоснованы и не требуют нового анализа.

Объем заключения должен составлять около 10% общего объема работы, то есть в пределах 2 – 3 страниц. То есть студенту необходимо максимально четко проработать выводы, проблематику, дабы не выйти за пределы максимума.

Поскольку написание заключения – чрезвычайно непростой и ответственный процесс, неоценимую помощь в работе студенту должен оказать научный руководитель, направив выводы и соображения в необходимое русло.

 

Date: 2015-10-19; view: 357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию