Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Занятие № 6. Заключительные занятия по изучению литературного произведения. Методика проведения уроков зачётного типа (2 часа)





Цель заключительных занятий. Формы проведения заключительных занятий.

Задания:

1.Раскройте тезис: «Заключительные занятия должны… создавать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения» (В.Г. Маранцман).

2.Предложите варианты проведения заключительных занятий (произведения по выбору студентов).

Литература:

См. список литературы к занятию № 5.

 

 

Занятие № 7. Изучение эпических произведений в средних и старших классах (2 часа)

Особенности восприятия и изучения эпических произведений в средних и старших классах. Приемы активизации восприятия учащимися художественного текста и формы контроля на уроках литературы. Проблемные вопросы и проблемные ситуации на уроках литературы.

Задание:

1.Какие эпические произведения предлагаются для изучения в школе? (см. «Программы…»).

2.Рассмотрите варианты организации чтения эпических произведений.

3.Как выявляется, учитывается уровень и характер восприятия эпических произведений?

4.Охарактеризуйте основные пути изучения эпического произведения в школе (анализ «вслед за автором», пообразный, проблемно-тематический, композиционный).

5.Какое место отводится комментарию на уроках литературы (виды комментария)?

6.Какое внимание следует уделить вопросам теории литературы в процессе анализа эпических произведений?

7.Сопоставьте варианты изучения эпического произведения, предложенные методистами (см. «Методические рекомендации» к проведению уроков литературы – по выбору).

8.Составление и обсуждение конспекта урока – изучение эпического произведения в средних классах.

9.Беседа-дискуссия по проблемам изучения большого эпического произведения в старших классах (проблема чтения, проверка знания текста, целостность восприятия и анализа произведения, выбор оптимального пути изучения текста и т.д.)

10.Анализ тематических планов изучения эпического произведения в старших классах (по выбору).

11.Представление конспекта урока «Изучение эпического произведения…» (по выбору). Обсуждение и анализ представленного конспекта.

Литература

1.Богданова О.Ю. Изучение художественных произведений в их родовой специфике. / Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Просвещение, 1985.

2.Браже Т.Г. Проблемы изучения русской литературы в 9 классе вечерней школы. – М., 1986.

3. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М., 1984.

4.Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М, 1988.

5.Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г. Браже. – М., 1971.

6.Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 1985.

7.Поэтика художественного текста на уроках литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М., 1997.

8.Практикум по методике преподавания литературы / Под. ред. О.Ю. Богдановой. – М., 1999.

9.Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.

 

 

Занятие № 8. Изучение лирики в средних и старших классах (4 часа)

Особенности изучения лирики как рода литературы (постижение образа-переживания, важность исполнительского анализа, интерпретационный характер выразительного чтения, выявление лексико-семантических, интонационно-ритмических, стилистических особенностей поэтического текста, освоение понятия «лирический герой», работа над теорией стиха). Восприятие и анализ лирического произведения в средних и старших классах. Формы и виды работ при изучении лирического произведения. Поэтическое творчество учащихся.

1.Сходство и различие в методике изучения эпических и лирических произведений в школе.

2.Особенности восприятия лирического произведения учащимися средних и старших классов.

3.Обзорный анализ монографии В.П. Медведева «Изучение лирики в школе» (разделы «Лирика в восприятии учащихся», «Художественный образ в лирике») и кн. В.Г. Маранцмана «Труд читателя» (раздел «Стихотворение и поэт»).

4.Проблемы изучения лирического произведения в средних и старших классах. Критерии отбора эффективных методов и приемов при изучении лирических произведений. Преемственность в изучении лирики в средних и старших классах.

5.Структура глав учебника для средних и старших классов (тексты стихотворений и комментарии к ним, система вопросов и заданий по анализу стихотворений, творческие задания, сведения по теории стиха, организация самостоятельной работы учащихся).

Задание:

1. Проанализируйте варианты изучения лирического произведения, предложенные В.Г. Маранцманом, О.Ю. Богдановой (см. «Методика преподавания литературы» под ред. В.Г. Маранцмана – гл VII, «Методика преподавания литературы» под ред. О.Ю. Богдановой – гл. VI).

2.Планирование и составление конспекта урока изучения лирического произведения в средних и старших классах (виды деятельности учащихся на различных этапах урока, пути и приемы формирования теоретико-литературных понятий на уроках).

Литература

1.Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. – М., 1979.

2.Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. М., 1984.

3.Маранцман В.Г. Труд читателя. – М., 1986.

4.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. V –VII классы. – Л., 1968.

5.Рез З.Я. Лирика Н.А. Некрасова в школьном изучении. 9 класс. – М., 1982.

6.Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. – М., 1968.

7.Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят…». – М., 1990.

 

Занятие № 9. Драматические произведения на уроках литературы (2 часа)

Особенности восприятия драматического произведения учащимися. Трудности изучения драматического произведения на уроках литературы в средних и старших классах. Специфика методических приемов изучения драматического произведения. Проблемные ситуации на уроках литературы при изучении драматического произведения. Творческая деятельность учащихся на уроках изучения драматического произведения.

Задание:

1.Какое место отводится изучению драматических произведений в школьной программе?

2.В чем трудность чтения пьес?

3.В чем специфика восприятия учащимися драматических произведений?

4.Каковы формы первоначального ознакомления учащихся с драматическим произведением?

5.В чём заключаются особенности анализа драматического произведения. Как в процессе анализа выявляется авторская позиция?

6. Виды творческих работ при чтении и анализе драматического произведения.

7.Особенности планирования изучения драматического произведения в средних и старших классах.

8.Подготовить рецензию на одну из методических статей, посвященных изучению драматического произведения на уроках литературы.

9.Проанализируйте систему заданий к изучаемым драматическим произведениям, данных на страницах учебника.

10.Какую роль играют межпредметные связи при изучении драматического произведения.

11.Составление и обсуждение плана-конспекта урока, посвященного изучению драматического произведения (в средних и старших классах).

Литература

1.Искусство анализа художественного произведения / Под ред. Т.Г. Браже. – М., 1971.

2.Демидова Н.А. Изучение художественных произведений в их родовой и жанровой специфике. // Проблемы преподавания литературы в средней школе. / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 1985.

3.Докусов А.М., Маранцман В.Г. «Ревизор» Гоголя в школьном изучении. – М., 1967.

4.Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. – М., 1982.

5.Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах. – М., 1964.

6.Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. – Л., 1988.

7.Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. – М., 1977.

8.Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М., 1972.

9.Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М., 1984.

10.Роговер Е.С. Прием мизансценирования драмы и наглядное обучение / Литература в средней школе. – Вып. 5. – Л., 1971.

11.Хализев В.Е. Драма как род литературы. – М., 1986.

 

Занятие № 10. Монографическая тема в старших классах (2 часа)

Этапы изучения монографической темы. Формы и методы проведения уроков-биографий. Вступительные и заключительные занятия при изучении монографической темы. Активизация творческой деятельности учащихся.

Задание:

1.Дайте характеристику одной из монографических тем (см. «Программы…»)

2.Как представлены монографические темы в школьных учебниках, практикумах, пособиях для учащихся? (логика изложения материала, организация самостоятельной работы учащихся, система творческих заданий).

3.Каковы основные особенности планирования монографических тем? Ознакомьтесь с системой уроков по поэме «Мертвые души», представленной в учебнике «Методика преподавания литературы» / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. – Ч.2 – М., 1995. Определите литературоведческую и методическую концепцию системы уроков по поэме.

4.Роль вступительных занятий на уроках изучения монографической темы. Привести примеры из опыта работы (см. журнальные публикации и методические рекомендации для учителей).

5.Каковы формы и методы проведения уроков по биографии писателей?

6.Заключительные занятия на уроках изучения монографической темы.

7.Представление плана изучения одной из монографических тем в старших классах.

 

Литература

1.Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И. Альбеткова. – М., 1991.

2.Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. – М., 1990.

3.Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана – В 2 ч. Ч.2. – М., 1995.

4.Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М., 1985.

5.Поэтика художественного текста на уроках литературы / Под ред. О.Ю.Богдановой. – М., 1997.

6.Практикум по методике преподавания литературы / Под. ред. О.Ю.Богдановой. – М., 1999.

7.Литература. XI класс. Методические советы / Под ред. В.П. Журавлева. – М., 2000.

 

 








Date: 2015-10-19; view: 503; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.011 sec.) - Пожаловаться на публикацию