Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Тема 4: Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения

 

Особый вклад в развитие школы и педагогической мысли внесла эпоха Возрождения, переходная от Средневековья к Новому времени (14-16 в.в.).

Исходной датой западного Возрождения принято считать 1453 г., когда произошли захват турками Константинополя и бегство ученых в Италию, где они пытались возродить античный взгляд на мир и человека (Возрождение).

В этот период античная культура была образцом для подражания, сокровищницей идей, которые получили дальнейшее развитие в новых условиях. В 14-16 в.в. искусство Италии достигло неслыханного расцвета.

Появилась многочисленная плеяда великих писателей, поэтов: Данте Алигьери (Божественная комедия), Петрарка Франческо (лирические сонеты посвященные его возлюбленной - Лауре), Боккаччо Джованни (Декамерон); художников, скульпторов: Боттичелли Сандро (Весна, Рождение Венеры), Джотто ди Бондоне («Поцелуй Иуды» – фреска в Падуе; изобразил Данте, своего друга на фреске «Рай» во Флоренции, изображение сохранилось до наших дней, благодаря ему мы знаем как выглядел великий поэт, тот в ответ посвятил ему несколько строк в Божественной комедии), Леонардо да Винчи (Тайная вечеря, Джоконда), Микеланджело Буонаротти (Давид, роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме), Рафаэль Санти (Сикстинская мадонна), Джорджоне (Спящая Венера), ВеронезеПаоло (Оплакивание Христа), Тициан Вечелли(Кающаяся Мария Магдалина), КараваджоМикеланджелоМеризи (Мальчик с лютней).

В эпоху Возрождения получают большое развитие математика, астрономия, механика, география. Это время революционных открытий Коперника, Галилея, Кеплера, Гарвея, которые заложили основы современного естествознания. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе (Гуттенберг), открытие Америки, морского пути в Индию (вокруг Африки).

В различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития каждой страны.

Колыбелью европейского Возрождения стала Италия. Именно в этой стране античные идеалы получили наибольшее развитие. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывали прогресс общества с его целенаправленным воспитанием. Этим объясняется особое внимание к педагогике в эпоху Возрождения. Педагогическая мысль значительно опережала педагогическую практику, сохранявшую традиционную для Средневековья форму.

Гуманистический идеал эпохи Возрождения — человек образованный и просвещенный, воспитанный на принципах высокой нравственности, физически развитый и душевно стойкий. Основой образования и воспитания гуманисты считали природу, дисциплину (наставления, руководство) и упражнения. Идея гармоничного развития человека заставила обратить внимание и на физическое воспитание. Характерно, что в эпоху Возрождения физическое воспитание трактовалось шире, чем в период античности. Оно подразумевало не только гимнастические упражнения и военную подготовку, но и закаливание организма, активные виды отдыха (игры, танцы).

В основу гуманистического образования было положено знание древних языков и изучение античного культурного наследия. Классические языки в эпоху Возрождения рассматривались как ключ к мыслям произведений древних авторов. Помимо латыни изучались древнегреческий и древнееврейский языки. Читая труды греческих авторов ученые понимали, что они очень плохо переведены и искажены. Таким образом утверждается мысль о том, что знания можно получить не в богословских спорах, а только изучая природу с помощью опытов, экспериментов и наблюдений. Именно такая мысль повернула науку от бесплодных споров к познанию мира и развитию техники. («Знание - сила» Фрэнсис Бэкон, английский философ и политик.)

Гуманисты реформировали традиционную систему семи свободных искусств. Новый комплекс гуманитарных дисциплин получил название studia humanitatis. Был расширен тривиум, в него включили историю, моральную философию, грамматику, поэзию, риторику, которую гуманисты высоко ценили за ее нравственное влияние, переосмыслили преподавание логики, придав ей инструментальный характер. В рассматриваемый период роль квадриума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) была незначительной. Скромное место занимали в программе обучения и естественные науки.

В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения — как добровольного, сознательного и радостного процесса, что представляло разительный контраст со средневековой системой образования, где учение ассоциировалось с розгой.

Еще одна важная идея, выдвинутая гуманистами, — связь обучения с жизнью. Считалось, что основным критерием образования выступает его полезность для подготовки человека к жизни.

Гуманисты выступали за

тщательный отбор учебного материала,

чередование занятий в течение дня,

разностороннее энциклопедическое образование,

наглядность в обучении.

Огромное значение придавалось личности учителя. Он должен был быть не только высокообразованным, но и доброжелательным, чутким, проницательным человеком, хорошо разбираться в детской природе и учитывать индивидуальные особенности детей.

В этот период так и не сложилось единой точки зрения относительно того, где лучше получать образование: в школе или дома. Одни гуманисты горячо выступали за школьное образование, доказывая его преимущества необходимостью единого общественного воспитания для всех граждан. Другие считали, что из-за общего неудовлетворительного состояния школьного дела домашнее образование предпочтительнее.

Центральное место в педагогической системе периода позднего Средневековья занимало нравственное воспитание. В детях поощрялись и воспитывались такие качества, как жизненная активность, стремление к славе, почитание старших, благочестие.

Гуманистические идеи всестороннего развития гуманисты пытались реализовать в созданных ими школах. Одним из самых известных учебных заведений была итальянская школа«Дом радости», открытая Витторино да Фельтре (1378—1446). Он происходил из бедной семьи, окончил Падуанский университет, некоторое время был профессором философии. В 1424 г. он принял приглашение Мантуанского герцога быть воспитателем его детей. При дворце герцога он открыл школу куда ходили дети герцога, дети придворных и около 70 неимущих учеников (самых одаренных) по выбору самого Витторино. В школе обучались как мальчики, так и девочки, что было принципиально новым для того времени. Воспитанники получали среднее образование. Наряду с развитием интеллектуальных способностей, эстетическим воспитанием большое значение отводилось физической подготовке - верховая езда, спортивные игры (борьба, фехтование, стрельба из лука, плавание), прогулки. Большое внимание уделялось закаливанию.

Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Все здание было специально переоборудовано для нужд школы по указаниям Витторино. Роскошная мебель была вынесена, многочисленный штат прислуги удален. Педагог стремился воспитать в детях умеренность в противовес чрезмерной роскоши, блеску и распущенности аристократии того времени. Стены дворца были украшены фресками, которые изображали играющих детей. В комнатах отличие от средневековых школ было много света и воздуха. Витторино правильно считал, что красивая, привлекательная обстановка школы способствует учению.

На первый план ставилось нравственное воспитание, громадное значение придавал примеру. Он стремился выяснить индивидуальные особенности каждого ученика и подходить к ребенку, учитывая эти особенности. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, требовал не зубрежки, а сознательного усвоения. Он ввел новые методы обучения: грамоте он обучал, применяя подвижные буквы, первоначальные сведения по арифметике сообщались детям посредством игр. Воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу (впервые вводит учебную экскурсию как метод обучения). Телесные наказания были из школы изгнаны. Существовало самоуправление учащихся.

Но все же школа была аристократическим учебным заведением и обслуживала в основном детей знати. Сам Витторино да Фельтре, был очень бескорыстным человеком, умер в бедности и был похоронен за счет государства.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особое место занимает Томмазо Кампанелла (1568—1639), бунтарь и еретик, который провел 27 лет в тюрьме за свои убеждения, где создал десятки трактатов по философии, политике, экономике, медицине, в том числе «Город солнца»,в котором описана модель общества будущего. В трактате представлена система воспитания детей в идеальном городе-государстве. Кампанелла отстаивает принцип общественного воспитания, связывает обучение с жизнью, выступает за энциклопедизм образования, возврат к природе.

Юные солярии свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство. В Городе Солнца заботятся об улучшении "породы людей", так как убеждены, что это — основа общественного блага. Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории и народных обычаев. Соляриям прививают любовь к искусству, к прекрасному, к естественной красоте человека. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем и привлекательностью. Глава государства - наиболее образованный гражданин.

Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию и естествознание. С детьми занимаются также гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. Их обучают ремеслам. До семи лет дети изучают родной язык, выполняют физические упражнения, в период с 7 до 10 лет к этому добавляется изучение естественных наук, с 10 лет они начинают овладевать математикой, медициной и прочими науками. Обучение предлагалось оживлять с помощью наглядности: городские стены разрисованы «превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности отражающей все науки...», на них изображены геометрические чертежи, географические ландшафты и карты, все виды деревьев и трав, виды животных, исторические сцены, все ремесла с их орудиями и т.д., изображения поясняются подписями в стихах. Дети без труда и как бы играя, знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста. Широко применяется принцип соревновательности. Преуспевающие в науке и ремеслах пользуются большим почетом. Учебником служит пособие "Мудрость", где коротко и доступно излагаются все науки.

Солярии воспитаны в духе религии "как закона природы". Их Бог — Солнце, природа. Каждый вправе выбирать любую конфессию. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми.

Идеи гуманизма из Италии проникают во Францию, Испанию, Великобританию и другие страны Европы.

В то время в Европе происходил бурный процесс формирования наций. Шло собирание земель, объединение территорий под эгидой единого правителя, необходимо было освободиться от феодальной разобщенности, постоянных смут, распрей, междоусобных войн между отдельными князьками.

Европейскую славу снискали Франсуа Рабле, Хуан Луис Вивес, Томас Мор, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский и другие гуманисты, оставившие яркий след в истории школы и педагогики.

Французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494—1553) был священником, восставшим против церкви. Он открыто издевался над религией и попами. Дважды он был вынужден вымаливать у папы Павла III прощение. Сначала монах, затем заклятый враг монашества, священник, затем врач, потом снова священник. Энциклопедист по образованию, филолог, медик, юрист, писатель.

В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»нарисовал идеал гуманистического воспитания. Он осмеял все пороки современного ему общества. Критикуя пороки средневекового воспитания, он противопоставил ему программу воспитания «свободного и благонравного человека». Основу педагогики Рабле составляло убеждение, что по своей природе человек предрасположен к добру, поэтому воспитание и образование должны развивать данные природой задатки. В образовательной программе, предложенной Рабле, ведущее место отводится филологическому образованию (древним и новым языкам), открывающим путь к постижению произведений античных авторов и общению. Умственные занятия чередовались с играми, физическими упражнениями, освоением ремесел. Знание, по мысли Рабле, само по себе нейтрально, поэтому важно соединить образование с нравственным воспитанием.

Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом изучении религиозных текстов.

В его романе король великанов, мотылькотов (вымышленный народ) Грангузье пригласил для воспитания своего сына Гаргантюа ученых – схоластов, которые заставляли его зазубривать все наизусть. Он выучил некоторые схоластические книги так, что мог пересказать их как с начала до конца, так и обратно, в результате чего лишь отупел, стал рассеяннее и бестолковее.

Тогда его отец, выгнав учителей – схоластов, пригласил учителя – гуманиста Понократа, который все изменил. Гаргантюа забывает как ненужный хлам все, чему его учили богословы. Воспитатель печется о том, чтобы сделать из Гаргантюа физически сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека. Чтение дает пищу для поучительных бесед. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Освоение наук происходит в игровой форме, например, счету Гаргантюа учится, играя в карты. Умственные занятия чередуются с играми, физическими упражнениями на воздухе, гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает, поднимает тяжести. С воспитанником ведутся беседы, которые помогают ему узнать подлинную жизнь: о хлебе, вине, воде, соли и пр. Вечерами Гаргантюа рассматривает звездное небо. В дождливые дни - пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых мужей. Порой целые дни проводит на лоне природы, собирает гербарий. Его обучают игре на нескольких музыкальных инструментах и пению. Программа обучения, разработанная Рабле универсальна, энциклопедична. По его мнению человек должен владеть основами всех наук.

Его Гаргантюа незлоблив, разумен, добросердечен и любит своих подданных. Он хочет стать образованным королем, королем – философом, но в его вкусах, привычках, образе жизни многое осталось от быта его родителя. Он также любит сытно покушать, пображничать, иногда и озорно пошутить, но в отличие от отца он уже может похвастаться образованностью. Теперь он хочет сделать образованным своего сына Пантагрюэля. Принц – философ Пантагрюэль для Рабле идеал государя, идеал человека. В романе Рабле как бы описывает теорию просвещенной монархии.

Гуманистические идеалы развивал французский философ Мишель Монтень (1533-1592). В 1580-1588 гг. он опубликовал свое основное сочинение — трехтомный труд «Опыты». Он не бунтует, не протестует, не издевается как Рабле. Спокойно не увлекаясь, он с тонкой скептической улыбкой беседует с вами, часто прибегает к остроумным сравнениям, педагогическим афоризмам.

«Несравненно было бы приличнее, если бы классные комнаты были усыпаны цветами и зеленью, нежели обломками окровавленных прутьев».

«Ученые педанты заштукатурили своими познаниями здравый человеческий разум».

«Педанты таскают знания из книг и кладут его только на край губ, чтобы сдуть и пустить на ветер»

В «Опытах» основываясь на своих философских взглядах, излагает новое видение воспитательного процесса. Цель воспитания и обучения — гармоническое совершенствование человеческой личности, полное выявление заложенных в человеке способностей. Выступая против схоластики, догматизма и зубрежки, царивших в средневековой школе, призывал к развитию умственных способностей учащихся, формированию навыков самостоятельного мышления и критического отношения к различным суждениям и авторитетам.

«Сделаться мудрым можно только собственной мудростью».

Монтень высказал передовые для своего времени мысли о свободе совести и религиозной терпимости, роли игры в воспитании детей, бережного отношения ко всему живому, доброжелательного отношения к детям в школе.

«Необходимо возбудить в ваших воспитанниках жажду и интерес к занятиям иначе вы воспитаете лишь навьюченного книгами осла. Прочь всякое принуждение и насилие!»

По вопросу о женском образовании Монтень считает, что образование может повредить «естественным прелестям женщины».

Испанский философ, педагог-гуманист Хуан Луис Вивес (1492—1540) известен как автор первого в истории педагогики трактата, посвященного женскому образованию — «О воспитании женщин-христианок» (1523). Он осуждал как предрассудок положение о вреде образования для женщин. Профессор Оксфорда, он был приглашен учителем к дочери английского короля. За эрудицию, интерес к вопросам обучения и воспитания современники называли его «вторым Квинтилианом». Он обосновал необходимость светского воспитания и образования, подготовил проект школ для бедных, план образования слепых, высказал ценные мысли об индивидуальном подходе к детям, об учете их особенностей при обучении, о подборе учителей, которые должны быть образцом нравственности, трудолюбия, преданности своему делу.

Выдающимся представителем эпохи Возрождения был английский мыслитель Томас Мор (1478—1535). Благодаря уму, честности и неподкупности Томас Мор — сын небогатого и незнатного юриста (учился в Оксфорде, был другом Эразма Роттердамского) стал сначала главой английского парламента, а потом канцлером — фактически вторым человеком в стране после короля. Король Генрих VIII осыпал Мора милостями и высоко ценил его. Но когда Генрих VIII, вопреки закону, развелся с женой и женился на Анне Болейн, а потом объявил себя главой Английской церкви, Томас Мор не поддержал его. Речь шла о принципе — король считал, что он вправе нарушать любой закон, Томас Мор не мог согласиться с этим. Его обвинили в государственной измене и отдали под суд. Мор не отрекся от своих убеждений и окончил жизнь на плахе палача.

Главный труд Томаса Мора — сочинение «Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». В переводе с греческого «топос» — «место», «у» — отрицание «нет». То есть место, которого нет. В этом романе описана несуществующая страна, в которой люди не угнетают друг друга, трудятся без принуждения, по потребностям делят все доходы и живут общиной в мире и согласии.

Эта книга принесла автору всемирную известность. В ней он изложил свои взгляды на образование и воспитание. Разделяя присущую гуманистам веру во всесилие образования, Мор показывает, что только разумные порядки в государстве дают возможность формировать всесторонне развитых, совершенных граждан. В «Утопии» все дети получают одинаковое образование и приобщаются к труду. Обучение ремеслу осуществляется дома. Каждый выбирает род занятий сообразно с природными наклонностями. Мор высказал ряд прогрессивных для своего времени идей: ведение преподавания на родном языке, практическая ориентация предметов обучения, необходимость пожизненного образования и постоянного самообразования, соединения обучения с производительным трудом. Все утопийцы постоянно учатся, совершенствуясь в науках, ремеслах, искусствах. Особое значение Мор придавал нравственному воспитанию молодежи. Любовь к родине, самодисциплина, умеренность, коллективизм — вот качества, которые должны быть поставлены во главу нравственного воспитания.

Крупный вклад в развитие педагогической мысли внес ученый, писатель-гуманист Эразм Роттердамский(1469-1536). Его называли самым выдающимся умом своего времени. Он рано остался сиротой, поступил в монастырь и долгое время был священником. Побывал во многих университетах, в совершенстве овладел греческим и латинским языками. В Базеле, в Швейцарии занимался книгоиздательской деятельностью – издавал свои философские трактаты и труды древних философов. Его перу принадлежит ряд педагогических трудов — «План учения», «Похвала Глупости», «Воспитание христианина», «О приличиидетских нравов» и др. Эразм Роттердамский вел активную педагогическую деятельность — сначала в качестве учителя риторики и латыни, затем в качестве профессора Кембриджского университета. Он считал, что «людьми не рождаются, а воспитываются», именно поэтому особую роль воспитание и образование играют в совершенствовании природы человека.

Многие передовые для того времени педагогические идеи, высказанные Эразмом Роттердамским, не потеряли своего значения и по сей день: индивидуальный подход к учащимся, учет особенностей характера в обучении, принцип состязательности при выполнении учебных заданий, отказ от наказаний.

Идеи Возрождения оказали значительное влияние на развитие школы и педагогики. Однако в реальной жизни того времени они не могли быть реализованы в полной степени, поскольку были по своей сути утопичны.

В целом среди всех педагогических идей было много прогрессивных, которые имели историческое значение, они провозглашали:

- Принцип всеобщего обучения, одинаковое образование для мужчин и женщин;

- Широкую организацию самообразования, просвещение взрослых;

- Уничтожение противоположности между физическим и умственным трудом;

- Обучение на родном языке;

- Широкий круг учебных предметов, в центре которых – естествознание;

- Принцип наглядности, наблюдения над природой;

- Умственное образование, физическое и трудовое воспитание и пр.

Подводя итог развитию образования и воспитания в Средние века, можно отметить, что от этой эпохи были унаследованы этические идеалы, идея народного образования, которая впоследствии осуществлялась на иных социальных и идеологических основаниях, элементы организационной структуры образования (школы разных ступеней, университеты), интерес к гуманитарному знанию, фундаментальные принципы образования и воспитания, имевшие целью не только умственное развитие ученика, но и взращивание его как нравственной личности.




<== предыдущая | следующая ==>
Сертификация системы качества предприятия | Учебный вопрос № 1. Личность как активный субъект





Date: 2015-10-19; view: 429; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.029 sec.) - Пожаловаться на публикацию