Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и основные положения теории разделения властей





Принцип разделения властей — основополагающая норма, со­гласно которой в демократическом правовом государстве должны со­существовать самостоятельные отрасли («ветви») государственной вла­сти — законодательная, исполнительная, судебная, каждая из которых осуществляется независимыми друг от друга органами, находящими­ся в состоянии сдерживания и взаимного контроля

Теоретическое обоснование принципа разделения властей связано с учеными Нового времени Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескьё, хотя основы теории были заложены еще античными мыслителями (Аристотель).

Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескьё, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан.

Эта теория была призвана обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти, кем бы то ни было вообще, а в частности – любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали использовать как идеологическую основу борьбы против всех форм диктатуры.

Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применение законов).

Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов».

Разделение властей означает, что законодательная деятельность, принятие законов осуществляется высшим представительным органом (парламентом); исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судами.

Принцип разделения властей включает систему требований:

1) распределение функций и полномочий между органами различных отраслей государственной власти в соответствии с требованиями раз­деления труда;

2) закрепление определенной самостоятельности каждого органа всех отраслей власти при осуществлении своих полномочий, недопус­тимость вмешательства в прерогативы друг друга и их слияния;

3) наделение органов каждой отрасли власти возможностью проти­вопоставлять свое мнение решению органа другой отрасли власти;

4) исключение сосредоточения всей полноты власти у одной из отраслей, ее органов или отдельного человека либо группы лиц, то есть предотвращение узурпации власти;

5) согласование и взаимный правовой контроль действий органов всех отраслей власти;

6) равенство органов всех отраслей власти перед законом, осуществление полномочий в границах, установленных законами и в соответствии с ними, невозможность изменения компетенции органов государства внеконституционным путем.

7) Формы и степень осуществления принципа разделения властей за­висят от национальных традиций, от конкретной социально-экономи­ческой и политической ситуации.

Таким образом, разделение власти (уравновешивание ветвей власти) представляет определённые гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Принцип разделения властей дополняется системой «сдержек и про­тивовесов», которая служит условием его реализации. Уже в подходе Монтескье к этому принципу содержались начала сдерживания «вет­вей» власти друг другом, что позднее в США при создании Конститу­ции 1787 г. было названо системой «сдержек и противовесов».

Система «сдержек» и «противовесов», с одной стороны, поощряют сотрудничество и взаимное приспособление органов власти, а с дру­гой — создают потенциал для конфликтов, которые чаще всего разреша­ются путем переговоров, соглашений и компромиссов, так как отрас­ли (ветви) власти несут ответственность за управление государством солидарно.

Механизм функционирования системы «сдержек и противовесов»

Ветви власти Законодательная Исполнительная Судебная
Законода-тельная   Право роспуска парламента у главы государства Право veto у главы государства на законы, принятые парламентом (ст.107 Конституции РФ) Возможность издания указов, конкретизирующих и дополняющих законы. Право законодательной инициативы у президента и правительства. Признание неконституционными законов, принимаемых парламентом Судебная ответственность депутатов
Исполни тельная Законодательное регулирование деятельности исполнительной власти Вотум недоверия парламента правительству Возможность выражения импичмента президенту Запросы и обращения парламентариев к должностным лицам исполнительной власти по вопросам текущей политики Парламентские слушания   Признание несоответствующими законам актов исполнительной власти Судебная ответственность чиновников за должностные преступления
Судебная Законодательное регулирование судоустройства и судопроизводства Амнистия Назначение (выборы) судей. Назначение судей главой государства Право помилования у главы государства.  

 

3.4.2.2. Виды властей: понятие, органы, исполняющие власть, их характеристика

Законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере.

Законодательная власть – это власть представительная, т.к. в ходе процедуры выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть.

Осуществляют законодательную власть законодательные органы

В разных государствах законодательные органы называют по-разному:

· в России – Федеральное Собрание;

· в США – Конгресс;

· в Великобритании – Парламент;

· в Польше – Сейм и т.д.

К органам законодательной власти в России относятся Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

Исторически первым законодательным органом являлся английский Парламент (в переводе с французского – «говорить»), поэтому часто любой законодательный орган называют парламентом.

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру.

Двухпалатные парламенты характерны для федеративных государств. Они состоят из двух палат – нижней и верхней, например, Палата общин и Палата лордов в Англии; Государственная Дума и Совет Федерации в РФ и т.д.

Нижняя палата парламента состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя – из представителей субъектов федерации, сенаторов (иногда называются иначе).

Однопалатные парламенты существуют в большинстве своем в небольших государствах с однородным национальным составом населения: Дания. Финляндия, Польша или в субъектах федерации.

При парламентах образуются и действуют постоянные и временные комитеты и комиссии. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента.

Функции парламента: помимоисключительного права законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать бюджет, ратифицировать внешнеполитические договоры. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях.

Исполнительная власть это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов.

Это самая крупная структурная часть механизма любого государства. Всю свою деятельность органы исполнительной власти осуществляют в строгом соответствии с законодательством и во исполнение законов, а не произвольно, по собственному усмотрению. Поэтому их деятельность называют подзаконной, а издаваемые ими юридические акты – подзаконными актами.

Исполнительная власть реализуется государством через главу государства, правительство, их органы на местах (различные министерства и центральные учреждения, комитеты, ведомства, инспекции, службы, региональные и местные государственные органы и должностные лица).

Глава государства не только возглавляет исполнительную власть, но и обладает другими важными властными полномочиями, а именно: обеспечивает согласованное функционирование исполнительных органов; обеспечивает необходимую координацию их деятельности.

В большинстве современных государств главой государства является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры. В парламентских и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.

В парламентских республиках президент – малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Для формирования правительства требуется согласие парламента.

В президентских республиках президент – центральная фигура во всем механизме государства. Он представляет государство внутри страны и за ее пределами, назначает дату выборов в парламент, в ряде стран распускает парламент, обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов. Он имеет широкие полномочия по формированию правительства и контролю за его работой, в некоторых странах является одновременно главой государства и правительства.

Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами, он назначает высший командный состав армии, флота, внутренних войск, присваивает высшие воинские звания и т.д.

Правительство обычно имеет название «совет» или «кабинет министров», иногда оно официально называется правительством и редко – государственным советом. Правительство – это традиционно создаваемый парламентом и президентом (чаще только парламентом или президентом) коллегиальный орган исполнительной власти. Его основное назначение – исполнение, реализация законов и правовых актов главы государства, для этого правительству необходимы распорядительные полномочия, которые предполагают издание правительством собственных подзаконных актов как нормативно-правовых, так и правоприменительных.

Правительство возглавляет п редседатель, как правило, премьер-министр, в Германии – канцлер, в Норвегии – государственный министр, в мусульманских странах – визир.

В состав правительства входят заместитель или заместители председателя правительства, министры, руководители некоторых ведомств.

С точки зрения партийного состава различаются однопартийные, двухпартийные, коалиционные, беспартийные правительства.

В состав исполнительной власти входят вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а также правоохранительные и правозащитные органы – прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, контрольные органы и др.

В федеративных государствах органы и должностные лица исполнительной власти имеются и в субъектах федерации, т.е. исполнительная власть федераций двухуровневая.

В систему органов исполнительной власти, как правило, входят местные органы исполнительной власти ( губернаторы, префекты, комиссары и т. д.).

Для эффективности работы органов исполнительной власти, они скреплены строгой иерархией, подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим органам, а все – единому центру. Причем вышестоящие органы исполнительной власти вправе давать конкретные указания нижестоящим органам и проверять их исполнение.

Судебная власть – это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Монополию на осуществление судебной власти имеют суды (ст. 118 Конституции РФ).

Суд – это орган государства, который в процессуальном порядке осуществляет правосудие по гражданским, административным и уголовным делам.

Правосудие это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством.

Судоустройство – это совокупность норм, устанавливающих задачи и принципы организации, структуру судов.

Принципы судоустройства:

· осуществление правосудия только судом;

· независимость суда и подчинение его только закону и конституции;

· неприкосновенность судей и их несменяемость;

· коллегиальность суда и др.

Судопроизводство – это установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел.

Принципы судопроизводства:

· принцип законности;

Законность – это строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права всеми участниками общественных отношений: государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами.

· принцип осуществления правосудия только судом;

· принцип равенства участников процесса;

· принцип публичности и гласности судебного разбирательства.

Осуществление судебной власти должно быть открыто для публики (за исключением случаев, предусмотренных законом), что повышает авторитет суда, усиливает его воспитательную роль.

· принцип непрерывности судебного разбирательства;

· принцип устности судебного разбирательства;

· принцип состязательности;

· принцип национального языка.

В соответствии с правовой сферой, на которую распространяются полномочия, различают:

· суды общей юрисдикции ( общегражданские суды);

Рассматривают гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела.

· суды специальной юрисдикции (специализированные суды);

Рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет свою специфику, например, арбитражный суд, ювенальные суды и т.п.

· суды административной юрисдикции.

Рассматривают жалобы граждан на превышение государственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в России таких судов нет). Их главная задача - обеспечить законность в государственном управлении.

Особой разновидностью судов являются конституционные суды, в компетенцию которых входит осуществление конституционного надзора, т.е. проверка соответствия законов и иных нормативных актов Конституции. В федеративных государствах конституционные суды рассматривают также споры о разграничении полномочий между федерацией и ее субъектами (ст.125 Конституции РФ).

Date: 2015-10-19; view: 3623; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию