Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания

[i] Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986. С.40-41; Сабурова М.А. Древнерусский костюм. Одежда // Древняя Русь. Быт и культура // Археология. М., 1997. С.97.

[ii] 2. Рабинович М.Г. Указ.соч. С. 40-41; Cедов В.В. 1986 Одежда восточных славян VI-IX вв. н.э. // Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986, С. 30-39.

[iii] Лебедев Г.С. Социальная топография могильника эпохи викингов в Бирке // Скандинавский сборник. Вып. XXII. Таллинн, 1977, с.151-156, Жарнов Ю.Э. Женские скандинавские погребения в Гнёздове // Смоленск и Гнёздово. М., 1991. С. 217-220; Gräslund A.-S. The Burial Customs. A study of the graves on Bjorko // Birka IV. Stocholm, 1980. С. 79-82. Погребальные камеры обнаружены во многих скандинавских и древнерусских могильниках эпохи викингов. Большинство исследователей пришли к мнению, что эти погребения принадлежат аристократии Северной Европы.

[iv] Авдусин Д.А., Пушкина Т.А. Три погребальные камеры из Гнездова // История и культура древнерусского города. М., 1989: С.198, 201, рис.3; Фехнер М.В. Ткани из Гнёздова // Археологический сборник памяти М.В.Фехнер. Труды ГИМ №111. М., 1999 С. 8.

[v] Каменецкая Е.В. 1994 Заольшанская курганная группа Гнёздова// Смоленск и Гнёздово. М., 1994. С. 151, 171-172, Рис. 7. 3-5; Фехнер М.В. Указ.соч. С. 8.

[vi] Hägg.I. Die Tracht // BIRKA II:2. Systematische Analysen der Gräberfunde. Stockholm, 1986. S. 68-69; Jansson I. Wikingerzeitlicher orientalicher Import in Skandinavien // Bericht der Römisch-Germanischen Kommission. Bd.69. Mainz am Rhein, 1988. S.594.

[vii] Gräslund A.-S. Указ. соч. С.13

[viii] Arbman Н. Birka I. Stockholm, 1940-1943. S. 273, 411, Abb.221, 365. В погребении № 716, совершенном в гробовище, расстояние от первой до последней пуговицы составляло около 20 см. (ниже располагался пояс, украшенный бляхами, с остатками сумки). В камере № 752 пуговицы лежали в ряд длиной около 38-40 см от фибулы (у горла погребенного) до пряжки от пояса. В № 944 пуговицы лежали в ряд от остатков черепа на расстояние 28-30 см. В № 985 пуговицы лежали до пояса украшенного бляхами в длину до 30-34 см. Помимо этих погребений, где пуговицы обнаружены in situ, аналогичные бронзовые пуговицы (числом 8) найдены в сожжении из кургана №56. В камере № 985 четыре массивные бронзовые пуговицы лежали вдоль позвоночника мужчины на расстоянии 10-15 см.

[viii] В кургане № 949 могильника Бирка три такие пуговицы служили застежками для сумки с бронзовыми оковками (ближайшие аналогии таким сумкам происходят из могильников Волжской Булгарии и могильника Тимерево) (см. Arbman 1940. Указ. соч.Taf. 128. 2). В погребении женщины № 1105 одна бронзовая пуговица с ушком лежала вместе со стеклянными бусинами около нижней челюсти погребенной (от рубашки или ожерелья). Помимо Бирки бронзовые пуговицы грибовидной формы были найдены в Уппланде, на островах Аландского архипелага и в Южной Финляндии. Однако эти находки, скорее всего, не связаны с находками «восточных кафтанов» (см Jansson I. Указ.соч. S. 606).

[ix] Jansson I. Указ.соч. S 594, 606

[x] Сага об Эгиле // Исландские саги. М. 1956, С. 205. Следует учесть, что в эту эпоху самая распространенная мужская одежда Северной Европы и Англии – это туникообразная нижняя одежда и плащи.

[xi] Шовкопляс Г.М. Археологічні пам’мятки гори Киселівки в Києві // Праці київського державного історичного музею. Випуск 1. 1958. 147-148, табл.5. 9, 12; табл 6. 7

[xii] Archäologisches Museum, Istanbul, № 6867 (Цит. По Jansson Указ.соч. S.607).

[xiii] Ими скрепляли ворот рубашки, но чаще всего наборы таких пуговиц связаны с верхней мужской одеждой. В ряде древнерусских погребений зафиксированы следы такой одежды, которая отличается, по своим особенностям, от костюма большинства погребенных в ранних древнерусских могильниках. Особенно ярко этот костюм прослеживается в комплексах с трупоположениями, где остатки ткани и бронзовые пуговицы фиксируются прямо на костях погребенных. Отличительной особенностью этого костюма являются бронзовые пуговицы грушевидной формы, которые располагаются вдоль позвоночника погребенных от груди до тазовых костей. Большая часть подобных находок сделана в мужских погребениях или в погребениях с мужским инвентарем. В литературе подобный тип костюма называется «кафтаном» и его происхождение выводится с территории Средней Азии и Ирана. Различного покроя кафтаны были распространены в среде азиатских кочевых народов (см Самашев З.С. Одежда и прически средневековых номадов // Культуры Евразийских степей второй половины I тыс.н.э. (Вопросы хронологии). Самара, 1998. С. 406-408). Находки целых раннесредневековых кафтанов, застегивающихся пуговицами связаны с известным северо-кавказским могильником Мощевая Балка (см. Иерусалимская А.А. Кавказ на шелковом пути. Каталог временной выставки. СПб, 1992). Изображения подобной одежды можно увидеть на согдийских росписях, тюркских каменных стелах и в Менеалогии Василия II в сцене избиения болгарами византийских военнопленных). Помимо бронзовых пуговиц грушевидной формы кафтаны могли скрепляться и костяными пуговицами. Набор подобных костяных орнаментированных пуговиц полусферической формы происходит из кургана Гульбище в Чернигове. В тоже время часть бронзовых пуговиц грушевидной формы, по-видимому, не имеет отношения к кафтанам. Это можно утверждать для комплексов, где найдено менее 3 пуговиц. В качестве ближайшего примера можно привести данные из древнерусских погребений XI-XIII вв., где зафиксировано от 1 до 3 пуговиц, которые скрепляли стоячие воротники мужских и женских рубашек (Сабурова М.А., Елкина А.К. 1991 Детали древнерусской одежды по материалам некрополя г.Суздаля // Материалы по средневековой археологии Северо-Восточной Руси. М., С.54-62; Сабурова М.А. Древнерусский костюм. Одежда.// Древняя Русь. Быт и культура.// Археология. М. С.100).

[xiv] Боровський Я. Є., Калюк О.П. Дослiдження киiвського Дитинця // Стародавнiй Киiв. Археологiчнi дослiдження 1984-1989гг. Киев, 1993, с. 3-8; Самоквасов Д.Я. Могильные древности Северянской Черниговщины. Посмертное издание. М., 1917. С. 77-80; Рыбаков Б.А. Древности Чернигова // МИА № 11. М-Л, 1949. С.22; Блiфельд Д.I. Давньоруськi памятки Шестовицi. Киев, 1977. С. 128-131, 138-141, 151-155; Станкевич 1962: 23-27; Жарнов Ю.Э. Указ.соч. С. 208, 210-211; Авдусин Д.А., Пушкина Т.А. Указ.соч. С. 196-200; Каменецкая Е.В. С. 165, 171-172.

Особо следует отметить, что наборы пуговиц от кафтанов, пока, ни разу не были встречены в «обычных» трупоположения в ямах и гробах Х в, которые в большом числе находят в могильниках Гнёздово, Шестовица и в древнерусских некрополях Киева. Также следы кафтанов не обнаружены в таких богатых могильниках Верхеней Волги, как Тимирёво или Михайловское. Не обнаружены следы кафтанах и в могильниках острова Готланд, где древнерусские находки давно стали массовым материалом. Но, если отсутствие на ходок кафтанов на Севере Руси может быть связано с особенностями северного костюма, то их отсутствие на о.Готланд, вероятно, связано с хронологическим фактором. Главные поступления древнерусских импортов на Готланд начинаются только с XI в.

[xv] Каргер М.К. Древний Киев. Том.I. М.-Л., 1958. с.187, рис.34. В этом случае число пуговиц совпадает с числом пуговиц на кафтанах из Мощевой Балки. Можно предположить, что одежда из этой камеры отличалась от «традиционного» древнерусского кафтана Х в.

[xvi] Боровский Я.Е., Калюк А.П., Сыромятников А.К., Архипов Е.И. 1989 Археологические исследования в «Верхнем Киеве» в 1988 году // НА IА НАНУ, дело №1988/17 5-12; Боровський Я.Е., Калюк А.П. Указ.соч. С. 3-8.

[xvii] Блiфельд Д.I: Укз. соч. С. 43.

[xviii] Блiфельд Д.I: Укз. соч. С. 188-189.

[xix] Станкевич Я.В. 1962 Шестовицкое поселение и могильник по материалам раскопок 1946 г. // КСИИМК. М., 1962, Вып.37; Андрощук Ф.О. 1999а Нормани i слов’яни у Подесеннi (Моделi культурноï взаємодiï доби раннього середньовiччя). Київ, С.65, рис.43, 47.

[xx] Жарнов Ю.Э. Укз. соч. С. 211.

[xxi] Ширинский С.С. 1999 Указатель материалов курганов, исследованных В.И.Сизовым у д.Гнёздово в 1881-1901 гг. // Труды ГИМ Памятники культуры. Выпуск 36. С. 103, 117, 120-121, 127.

[xxii] Блiфельд Д.I. Древньоруський могильник в Чернiговi // Археологiя. том ХVIII. Киев, 1965, с. 105-138; 123, таб.IV.12-15.

[xxiii] Блiфельд Д.I: Укз. соч. С. 117

[xxiv] Блiфельд Д.I: Укз. соч. С. 131

[xxv] Исключением из этого ряда комплексов, на мой взгляд, можно считать погребение из большого кургана Гульбище в Чернигове. Это единственный комплекс Х в, где многочисленные пуговицы изготовлены из кости, а не из бронзы. Из вещевого набора этого погребения происходит 9 орнаментированных пуговиц полусферической формы, которые, скорее всего, относятся к кафтану. В пользу такого предположения говорит как число пуговиц, так и их среднеазиатское или иранское происхождение (см. Путь из варяг в греки. Каталог. М., 1996. С. 80, № 696). Многочисленные находки подобных орнаментированных пуговиц происходят также из средневековых городов Средней Азии и Азербайджана. Наиболее многочисленные находки костяных пуговиц полусферической формы с циркульным орнаментом происходят из слоев Х в. поселений Хорезма (см. Вишневская Н.Ю. Ремесленные изделия Джигербента (IV до н.э. – XIII в.н.э.). М. 2001: С. 105-108, Рис. 42.1-15, 45.11-14; Ахмедов Г.М. Азербайджан в IX-XIII вв. // Крым, Северо-Восточное Причернморье и Закавказье в эпоху средневековья IV-XIII века // Археология. М. 2003: С. 382, Табл.192. 8-20).

[xxv] В тоже время, такие пуговицы происходят из средневековых слоев византийского города Коринф.

[xxvi] Иерусалимская А.А. Укз. соч. С. 14-15, Рис.1-2, Фото 9

[xxvii] Крачковский И.Ю. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М-Л., 1939. С. 80-81. Однако остается не до конца проясненным какой вид одежды имел ввиду Ибн-Фадлан. Следует отметить, что в персидских средневековых источниках словом «кафтан» часто обозначали род доспеха покрытого тканью.

[xxviii] Кубарев Г.В. Халат древних тюрок Центральной Азии по изобразительным материалам // Археология, этнография и антропология Евразии. №3(3). Новосибирск, 2000. С. 81-85

[xxix] Кубарев Г.В. Укз. соч. С. 85, рис. 1. 8, 23, 25, 27, 3. 9, 10, 11, 18

[xxx] Кубарев Г.В. Укз. соч. С. 1. 2, 17, 19, 2. 3, 4, 34, 3. 2, 16, 17, 28

[xxxi] Кубарев Г.В. Укз. соч. С. рис. 1. 2, 2. 4, 3. 2

[xxxii] Яценко С.А. Костюм // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Архитектура. Искусство. Костюм. М., 2000, С.332-333, Табл. 59. 1-3, 5, 60. 1-2

[xxxiii] Яценко С.А. Укз. соч. С. 370, рис. 67. 1-3, 69. 1-3; Кляшторный С.Г. 2003 История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб., 2003. С. 374

[xxxiv] Сокровища Приобья. Каталог выставки (Ред. Б.Маршак, М.Крамаровский). СПб, 1996. С. 114-117, 120-121, № 53, 55

[xxxv] Сокровища Приобья. Указ.соч. С. 116

[xxxvi] Сокровища Приобья. Указ.соч. С. 121

[xxxvii] Горелик М.В. Образ мужа-воина в Кабарии-Угрии-Руси // Культуры Евразийских степей второй половины I тыс.н. (из истории костюма). Самара. 2001.С. 176

[xxxviii] Jansson I. Указ. соч. С. 606

[xxxix] Točík B. Altmagyarische gräberfelder in der südwestslowakei // Archaeologica Slovaca. T.III. Bratislava, 1968. C. 43, Тaf. XXXIV:9

[xl] Jansson I. С. 602, Abb.18

[xli] Маршак Б.И. 1971 Согдийское серебро. М. С. 66-68, рис. 29; Сокровища Приобья. Указ.соч. С. 125, № 59

[xlii] Кубарев Г.В. Указ. соч. рис. 1. 23, 27, 3. 9-11; Яценко С.А. Указ. соч. С. 374-375, табл. 67/1

[xliii] Иерусалимская А.А. Некоторые вопросы изучения раннесредневекового костюма (по материалам анализа одежды адыго-аланских племен VIII-IX вв.) // Культуры Евразийских степей второй половины I тыс.н. (из истории костюма). Самара. 2001. С. 93

[xliv] Jansson I. Указ.соч. С. 606-607, Abb.20.2; Davidson G.R. The Minor objects // Corinth. Results of excavations. Vol.XII. Princeton, 1952. С. 262, № 2119, 2120

[xlv] Кондаков Н.П. 1929 Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, 1929. С. 264

[xlvi] Кондаков Н.П. Указ.соч. С. 236

[xlvii] Ангелов Д., Петров П., Примов Б. (Ed.) 1981 История на България. Перва Българска държава. Том II. Cофия. С. 143

[xlviii] Ierusalimskaja A.A. Die Gräber der Moščevaja Balka. München. 1996. Fig. 9.

[xlix] Божков А. Миниатюри от Мадриския ръкопис на Йоан Скилица. София. 1972. С. 37, 59; Ангелов Д. Указ.соч. С. 149, 164; Grabar A., Manussacas M. L’illustration du manuscript de Skylitzès de la Bibliothèque Nationale de Madrid. Venise, 1972.

[l] Кондаков Н.П. Указ.соч. С. 301

[li] Кондаков Н.П. 1906 Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI века. СПб., С.99-101, Tаб.VI.

[lii] Кондаков Н.П. 1906. Указ.соч. с.41, рис. 6; Изборник Святослава 1073 г. Факсимильное издание. М. 1983. С. 2.

[liii] Кондаков Н.П. 1906. Указ.соч. С.83, Рис. 10.

[liv]Ivakin G. 2000 Kiev aux VIII-e-X-e siècles // Les centers proto-urbains russes entre Scandinavie, Byzance et Orient // Réalités Byzantines 7. Paris. Fig.9

[lv] Кондаков Н.П. 1906. Указ.соч. С. 87.

[lvi] А.П.Новосельцев Восточные источники о восточных славянах и Руси IV-IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С.411-412.

[lvii] Jansson I. 970/971 AD and the chronology of the Viking Age // Mammen. Grav, kunst og samfund i vikingetid // Viborg Stiftsmuseums række. Bd.1 // Jysk Arkæologisk Selskabs Skrifter. Bd.28. Højbjerg. 1991. S. 284

 


<== предыдущая | следующая ==>
Старый мореход | 

Date: 2015-10-18; view: 290; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию