Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура речи оратора ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п.
Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться разных сторон его жизни. Существует множество конкретных целей, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность.
Умение убеждать всегда ценилось обществом. Велика роль оратора в политической сфере, общественной деятельности.
Возрастание роли воздействующей речи привело к основанию учения, в которое входили разновидности речевой деятельности. Это учение получило название риторика. В русской традиции используются термины «красноречие» и «оратория» в качестве синонимов.
Одним из последователей учения о риторике стал Марк Туллий Цицерон, о биографии которого я бы хотела рассказать подробнее. Современная речевая ситуация характеризуется вовлечением широких слоёв населения в публичную речь, разнообразием её родов (политическая, военная, дипломатическая, академическая, церковная, деловая речь) и жанров (лекция, доклад, выступление на митинге, в публичной дискуссии и т.д.). Правила такого публичного речевого общение – давний предмет изучения различных дисциплин и, в первую очередь, риторики.
Риторика – ораторское искусство – наука о красноречии появилась ещё в древности – в Античные времена. История становления риторики является частью истории культуры человечества. Знакомство с историей ораторского искусства, знание его традиций, освоение опыта выдающихся ораторов прошлого позволяет повысить риторическую культуру, помогает подготовиться к практической деятельности. (Слайд 4)
1. В истории красноречия выделяют прежде сего античный период. Античная риторика возникла в Греции в 5-4 вв. до нашей эры, сложилась в систему в 3-2 вв. до нашей эры, а затем распространилась в Риме в 1 веке до нашей эры. Родоначальниками риторики были классические софисты 5 века до нашей эры, высоко ценившие слово и силу его убеждения. Теорию риторики активно разрабатывали такие философы-софисты, как: Протагор и Горгий (клик 1- бюст Протагора).
2. Учение о риторике продолжал развивать известный античный учёный и философ – Сократ (клик 2 – бюст Сократа). На первое место он ставил логическое убеждение, умение вести диалог с целью выявления истины.
3. Крупнейшим теоретиком античной риторики был древнегреческий философ и учёный Аристотель (клик 3 – бюст Аристотеля). Он заложил основы риторики как науки, тесно связал её с логикой и диалектикой. Ему принадлежит первый учебник «Риторика», в котором рассматриваются язык, стиль и структура публичной речи.
4. В Древнем Риме самым крупным теоретиком и практиком ораторского искусства был знаменитый Цицерон (1 век до нашей эры) (клик 4 – бюст Цицерона). Значительное место в его риторической теории занимало учение об идеальном ораторе. С точки зрения Цицерона, перед оратором ставились три задачи: 1) продемонстрировать истинность приводимых фактов, 2) доставить слушателям эстетическое удовольствие, 3) побудить публику к активной деятельности.
5. Риторика оставалась популярной наукой и в Средние века и в период Возрождения. Главная особенность средневековой риторики – её религиозная направленность. Основным видом выступления того времени было духовное красноречие (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный) (клик 5 – изображения Иона Златоуста и Августина Блаженного).
6. Вместе с началом Возрождения в риторическом искусстве активизируются такие виды красноречия как университетское красноречия, судебное и политическое. Начинают развиваться торговое, военное красноречия. Не всякую речь можно считать ораторским выступлением, не всегда даже сделанное с сознательной установкой выступление можно назвать полноценным. Для того чтобы речь состоялась и поставленные оратором задачи были решены необходимо соблюдения перечня законов риторики (Слайд 7):
(клик 1) Концептуальный закон подразумевает систематизацию материала; представление в речи всестороннего анализа темы / вопроса; чёткую и доступную формулировку идей, которые говорящий хочет донести до слушателей.
(клик 2) Закон эффективной коммуникации включает умения устанавливать, закреплять и сохранять контакт с аудиторией на протяжении всей речи.
(клик 3) Речевой закон заключается в умении владеть речевыми средствами, то есть умение находить для выражения своих мыслей яркую, уместную и доступную словесную форму.
(клик 4) Закон общения состоит из нескольких качеств:
диалогизация речи – общение с публикой: обращение к ней, реагирование на её поведение;
актуальность речи – близость содержания речи интересам и жизни слушателей;
конкретность речи;
эмоциональность речи;
(клик 5) Системно-аналитический закон заключается в умении оценивать собственное впечатление от выступления, с последующим его анализом и сопоставлением с речевой деятельностью других ораторов. 32 Риторика античности. Античная риторика
В истории ораторского искусства выделяется прежде всего античный период. Античная риторика возникла в Греции в 5-4 вв. до н.э., сложилась в систему в 3-2 вв. до н.э. и распространилась в Риме в 1 веке до н.э.
Риторика Древней Греции
Первые систематические работы по теории ораторского искусства появились в Древней Греции. Их возникновение было связано с потребностью точно и красиво выражать мысли в философских беседах и судебной деятельности, в выступлениях государственных деятелей. Расцвет древнегреческой культуры в V-IV вв. до н.э. отразился и на ораторском искусстве. С середины V в. до н.э появляются первые риторы.
Беспокойный V век до н.э. выдвинул свободного человека как сгусток энергии и самостоятельности, какие только возможны в рамках рабовладельческого общества, и тем самым стал на путь антропоцентризма, прогрессирующего с каждым десятилетием. Отсюда та невероятная страсть к слову и преклонение перед его силой, которой отличались греки. Ведь всякий грек издревле славился как заядлый разговорщик, а гомеровские поэмы и до сих пор удивляют обилием и умелым построением речей. Греки, можно сказать, абсолютизируют слово, делая его владыкой всего сущего...
Возникновение и развитие риторики обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, достигнутым уровнем духовной культуры древнегреческого общества. При общем подъеме экономической жизни здесь бурно развивались науки и искусства, судебная деятельность. Возникает потребность убеждения словом во многих диалогах и спорах, столкновениях обвинителей и защитников на судах. Страх перед правителем или наказанием, невежество или грубая сила уступают место диспутам и беседам, в которых обосновываются не только философские проблемы бытия, но и решение практических вопросов. Именно в этот период было понято значение и могущество слова. С древности дошли до нас меткие оценки речевой деятельности и значимости слова. Основоположник софистики — древнегреческий оратор Горгий из Леонтин в Сицилии (род. ок. 483 до н.э.). Его считают создателем «украшенной» прозы и одного из первых учебников по риторике. Он сумел логически обосновать, что ничего из существующего не существует. Рассуждал он примерно так: ничто не существует; если что-либо существует, то оно непознаваемо; если оно и познаваемо, то для других непередаваемо и необъяснимо. Современнику Горгия и не менее известному софисту Протагору (род. ок. 480 до н.э.) принадлежит известное изречение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». И сегодня оно заставляет задуматься, выступает образцом философского красноречия. Первым против софистов выступил Сократ (род. около 470 до н.э.). В отличие от софистов он во главу угла ставил логическое доказательство и искусство оперирования истинными рассуждениями. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние. Деятельность Сократа, имевшая целью нравственное возрождение общества, неизбежно привела его к оппозиции софистам. Сократ сам ничего не писал, сведения о его воззрениях мы получаем из так называемых «сократических сочинений» Платона, других его учеников, а также оппонентов. Перед софистами у Сократа были два преимущества: во-первых, он считал, что возможность доказать и опровергнуть один и тот же тезис не исключает возможности найти истину; во-вторых, в отличие от странствующих софистов Сократ постоянно жил в Афинах, вокруг него постепенно сложился круг учеников, которые затем основали «сократические школы». В этих школах получил развитие жанр сократического диалога. Именно с Сократом связано развитие диалога, принимающего форму то спокойной беседы, то напряженной полемики. Сократ своим вопросно-ответным методом, беспощадной логикой и диалектикой способствовал рождению правильной мысли, поиску истины и формированию высокой риторики. Поиск знаний о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особенные этические отношения между людьми, собравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины. Сократ обладал особым искусством — знаменитой иронией, с помощью которой он исподволь порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Такая риторика может рассматриваться как нравственная деятельность.
|