Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О расположении слов публичных





§ 121. Публичные слова, которые в нынешнее время больше употребительны, суть: проповедь, панегирик, надгробная и акаде­мическая речь. Проповедь есть слово священное, от духовной персоны народу предлагаемое, которое суть два рода — похваль­ный и увещательный. Похвальные проповеди предлагаются в про­славление божие и в похвалу святых его на господские праздники и на память нарочитых божиих угодников. Увещательною проповедию учит духовный ритор, как должно христианину препро­вождать жизнь свою богоугодно.

§ 122. Все проповеди располагаются обыкновенно по ординар­ной форме (...) Пред вступлением полагается приличный к самой предлагаемой материи текст из священного писания, который не­правильно темою называют. Из сего сочиняют нередко пропо­ведники вступления своих проповедей, ибо когда он в себе заклю­чает что-нибудь историческое, то можно оное предложить прост­ранно, присовокупив к нему причину, обстоятельства и пр. А когда текст есть сентенция, то есть краткая нравоучительная речь, то можно распространить от пристойных мест риторических.

3* 67 § 123. Штиль и в духовном слове должен быть важен, вели­колепен, силен и, словом, материи, особе и месту приличен, ибо священному ритору, о котором народ высокое мнение имеет, в божием храме, где должно стоять с благоговением и страхом, о материи, для святости своей весьма почитаемой, не пристало го­ворить подлыми и шуточными словами. Но притом проповеднику стараться должно, чтобы при важности и великолепии своем сло­во было каждому понятно и вразумительно. И для того надлежит убегать старых и неупотребительных славенских речений, кото­рых народ не разумеет, но притом не оставлять оных, которые хотя в простых разговорах неупотребительны, однако знаменование их народу известно. (...)

§ 127. Надгробное слово есть, которое в похвалу усопшего человека предлагается. Вступление бывает по большей части вне­запное: 1) от жалобы, полной неудовольствия, на самую смерть, которая человека, толь всем любезного, нужного или полезного, рано нас лишила; 2) от восклицания жалостного о краткости жизни человеческой, о суетной и тщетной надежде; 3) от него­дования на то, что было смерти усопшего причина; 4) от плачевныя погребальныя церемонии; 5) от обыкновения, у древних народов при погребении в употреблении бывшего. Истолкование и утверждение заключают в себе похвальные усопшего дела, по­чему надгробная речь не разнится от панегирика, кроме того что в панегирике радость, а здесь печаль возбуждать должен ритор. Заключение содержит желание и молитву о упокоении и о вечной памяти усопшего или увещание к слушателям, чтобы они его доб­родетелям последовали, к чему присовокупляется утешение срод­ников. Слова и мысли должен пригробный ритор употреблять плачевные и самой материи пристойные.

§ 128. Академические речи называются те, которые говорят ученые люди в академиях публично. Они бывают: первое, при вступлении в профессорство; 2) при принятии ректорства; 3) при отложении оного; 4) при произведении в градусы; 5) при диспу­тах. В первом случае должно похвалить свою профессию, которую профессор на себя принимает, или избрать из оной науки, к кото­рой он определен, некоторую трудную главу, которая еще не­довольно протолкована, и, предложив в своей речи, протолковать. Во вступлении представить можно свое рачение о той же науке и оного причину, общую пользу. Заключить можно обещанием всегдашнего старания в приращении наук. Во втором и третием случае может ректор или президент похвалить академии основа­теля, или покровителя, или цветущее оныя состояние. В заключе­нии увещать академиков и ободрять к большему расширению наук. Четвертого рода речь не разнится от первой. При диспутах бывающие речи больше можно назвать комплиментами, для того что в них предлагается кратко: 1) содержание диспутов; 2) учти­вое призывание оппонентов перед диспутами или благодарение за полезное и мирное словопрение по диспутах.

Г л а в а т р е т и я

О расположении приватных речей и писем

§ 129. Приватные речи знатнейшие и употребительнейшие суть: поздравление, сожаление, прошение и благодарение равной или высшей особе, словесно или письменно предлагаемое. В состав­лении и расположении оных должно наблюдать три вещи: 1) состояние особы, к которой речь говорить или письмо писать должно; 2) материю, которая предлагается; 3) состояние само­го себя.

§ 130. Поздравление бывает о каком-нибудь благополучии оныя особы, которой приветствуем. Итак, <...) должно упомянуть: 1) радость от оного благополучия ей происшедшую, и что она того счастия ради своих заслуг и добродетелей (которые кратко упо­мянуть можно) достойна; 2) присовокупить, что оное счастие ей самой или обществу, или и тому, кто поздравляет, приятно, нуж­но и полезно; 3) заключить тем, что о благополучии оныя осо­бы и сам поздравитель радуется и поздравляет, желая оным чрез свой век, долговременно, по желанию оныя и пр. наслаж­даться.

§ 131. Сожаления имеют в себе все прежнему противно, ибо они прилагаются при каком-нибудь противном случае, где должно:

1) о печальной особе соболезновать, что не по заслугам и добро­детелям ей оное приключилось; 2) упомянуть, что сего неблаго­получия и сам тот участник, который сожалеет, к чему присово­купить можно благодеяния печальныя особы, сожалетелю пока­занные, как причину общия с нею печали, к чему приложить можно (ежели состояние особы и несчастие требует), что от того обществу убыток учинился; 3) утешать печальную особу, что сие неблаго­получие предвозвещает ей большее счастие и радость, или пред­ложить непостоянство переменныя фортуны, которая жизнь чело­веческую обыкновенно обращает, или укреплять в постоянстве, чтобы несчастие сносить терпеливо и великодушно и тем показать непоколебимую свою добродетель.

§ 132. В письме или речи просительной должно: 1) пред­ставить добродетели, а особливо милость и великодушие тоя осо­бы, которую просить должно, к себе или другим показанное;

2) присовокупить свою нужду и требование с причиною оных;

3) предложить самое прошение с обещанием почтения, благодар­ности и обязательства.

§ 133. Благодарственное письмо или речь состоять должно: 1) из представлений о великости самого благодеяния; 2) из похва­лы благодетеля; 3) из благодарения и обещания взаимных услуг или всегдашнего воспоминания и обязательства.

Печатается по изданию: Ломоносов М. В. Поли. собр. соч.—М.; Л., 1952.—Т. 7: Труды по филологии, 1739—1758.—С. 69—76.

69 В. К. ТРЕДИАКОВСКИЙ

Date: 2015-10-18; view: 425; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию