Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дальтон-технология

Дальтон-технология — наиболее близка к методу проектов. Может быть еще рано «Дальтон» называть технологией, однако уже сейчас основные признаки обозначились: цели, исходные идеи, содержание, формы, системы действий учителей и учащихся. В этой связи считаем целесообразно описать эту технологию, так как именно в нее заложены большие возможности для реализации идеи личностного развития ребенка. Даже в условиях классно-урочной системы.

Приведем небольшую историческую справку. Во-первых, Дальтон — это город в США, где впервые была создана такая школа. Отсюда и произошло название. Сейчас такие школы распространены в США, Голландии и многих других странах.

Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том. что в них осуществляется насильственное обучение, подавляющее естественное жела- ние детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому она поставила своей задачей найти новые подходы организации жизнедеятельности детей в образовательном процессе. X. Паркерхерст разработала «Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.

В основе технологии «Лабораторного плана» лежала идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения. Обращает внимание индивидуализация обучения, так как именно через нее, в первую очередь, обеспечивается технология личностиого_развития ученика.

Цели Дальтон-технологии:

• обеспечить индивидуальное развитие ученика;

• обеспечить развитие его социальною опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии следующие. Дальтон-плап — это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом — принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технологии

Рассмотрим сущность каждого принципа.

Принцип свободы. Свобода — это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

Принцип самостоятельности. Самостоятельность — это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.

Принцип сотрудничества. Сотрудничество — это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. О поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы узнать, где и как искать ответ на вопрос.

Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность).

Все эти исходные позиции философии, рассматриваемой технологии реализуется через ДАЛЬТОН-ПЛАН, включающий в себя задания, лабораторию и «дом».

Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение задания проверяется не только учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех. Собственно говоря, именно результаты этой работы и оцениваются. За каждое задание оценка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем.

Когда Хелен Паркерхерст разрабатывала Дальтон-план, то она предлагала разделить весь учебный материал но предмету на четыре части (по числу учебных четвертей), затем каждую часть — на чисто месяцев в четверти и затем — ни число недель. И что было основой для определения заданий на день, неделю, месяц. Однако это все же формальный подход. Последующий опыт показал, что основой деления должны быть логически завершенные части учебной программы.

К самим заданиям предъявляются следующие требования:

• задания носят уровневый характер;

• задания охватывают достаточный объем учебного материала,

• четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;

• задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним. Для этого в задании даются указания, литература, сроки выполнения;

• задания предполагают различные способы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;

• в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля (например, выступление в группе);ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и кому можно обращаться за помощью;

• содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.

Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.

Лаборатория — это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях.

«Дом» — это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора с кем выполнять работу; наличие группы консультантов и т.д.

Одним из важных вопросов в аспекте реализации исходных теоретических позиций является вопрос о формах реализации Дальтон-плана.

Можно выделить четыре формы реализации Дальтон-плана — классное учебное занятие, лабораторное занятие, конференция.

Классное учебное занятие имеет своей целью главным образом усвоение теории и обработку умений и навыков, их закрепление.

Moгут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии, т.е. это — составная часть классно-урочной системы. В школе Дальтон вводились иногда и определенные табу, например, классное учебное занятие не рекомендуется пропускать.

Коллективный урок имеет следующие особенности:

• наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся во время практической деятельности;

• учитель-организатор и участник процесса обсуждения;

• ученик-участник и субъект организационной деятельности;

• результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своя) с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.

На таких уроках нельзя читать лекции; уходить при обсуждении от заявленной темы; делать выводы, носящие законченный характер; давать оценку выступлениям.

Лабораторное занятие. К признакам лабораторного занятия относятся:

• наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочник и др.;

• длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания;

• присутствие одного или нескольких консультантов.

Во время занятия ученик работает индивидуально (но в своем темпе, в паре, группе). Он может выступать на занятиях в качестве репетитора для других. Кроме того, в ходе занятия ученик может консультироваться с учителем по поводу возникающих вопросов. Роль учителя заключаются в том, что он консультирует школьников, беседует с учащимися по результатам выполненных ими заданий, принимает зачеты, дает новые задания. В ходе лабораторий нельзя организовывать общее обсуждение проблемы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью учащихся.

Конференция. Отличительная черта конференции состоит в организации обсуждения теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, ценностям.

Основные признаки конференции:

• необходимость подготовительного этапа:

• выступления в форме /(окладов, а не сообщений т.е. в выступлениях важно

• обозначить собственную позицию.

Такова классификация форм учебных занятий в условиях Дальтон-технологии. В сравнении с имеющими место в России классификациями она ближе всего подходит к группировке учебных занятий по доминирующей цели, однако эта цель в каждом занятии проявляется более жестко. Отечественная школьная практика не требует в этом плане больших изменений, главное здесь в другом: все перечисленные формы занятий предполагают прежде всего участие каждого ученика в активной познавательной деятельности (прежде всего, речь вдет о лаборатории).

В опыте школ № 1080 г. Москвы, Минской гимназии № 3, выстраивается система занятий примерно так: могут проводиться специальные занятия по изучению новых знаний, дискуссии, конференции, но обязательно имеют место «лаборатории» в форме Дальтон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели.

Дальтон-час — особая форма занятий. Может проводиться один раз в неделю. Например, в Минской гимназии № 3 каждый вторник второй урок — это работа учащихся в разных лабораториях по выполнению заданий. Учащиеся получают заранее учебные задания, при этом указываются сроки их выполнения.

Задания могут быть по разным предметам. Например, школа только начинает осваивать эту технологию и переводит все 5-е — 6-е классы на эту систему но 2—3 предметам. Во время Дальтон-часа все необходимые для работы учащихся кабинеты открыты, в них находятся учителя, воспитатели, психологи. Обязательно работает библиотека. В рекреациях создаются уголки, где группы учащихся могут заниматься. Мебель в классной комнате тоже может быть переставлена. Каждый ученик должен выполнить несколько заданий. Он определяет сам, в каком порядке, с кем будет работать (или может быть будет действовать самостоятельно), будет ли отчитываться перед учителем сразу после выполнения задания или в установленные сроки.

Практика показывает, что Дальтон-технологии, как и метод проектов, чаще всего находят своих последователей в профильных школах, где наиболее высок процент учителей, работающих по классификации Т.Ф. Белоусовой — Е.В. Бондаревской на профессионально-творческом уровне педагогической культуры.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Приложение. Профессионалы, которые составляли образцы этих анкет, следо­вали моим инструкциям, на которых я особо настаивал | 

Date: 2015-10-18; view: 939; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию