Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальные композиторские школы Возрождения





В эпоху Возрождения происходит процесс активного формирования национальных композиторских школ – нидерландской, английской, итальянской, которая делится на римскую, венецианскую, флорентийскую, неаполитанскую.

Самой влиятельной и могущественной школой стала нидерландская. После включения нидерландов в состав герцогов Бургундии, взаимодействие французской, бургундской и английской традиций усиливается, что порождает новую школу мастеров полифонии. Поэтому нидерландскую школу еще называют бургундской, фламандской или франко-фламандской. В Нидерландах впервые создается система профессионального обучения музыке в метризах (школы-приюты при соборах), из которых вышли многие композиторы. В 15 – 16 веках мастера этой школы работали почти во всех крупных городах Европы. Опираясь на достижения римской школы церковной музыки, они сумели обогатить эту радицию новыми импульсами эпохи Ars nova и придать церковной музыке необыкновенную художественную силу и красоту.

Нидерландская школа обобщила достижения европейского хорового многоголосия 9 – 15 веков и ознаменовала расцвет классической хоровой полифонии. Она создала универсальную систему законов полифонии – сложный конрапункт строгого стиля, которым композиторы пользовались виртуозно, разработала классические образцы церковных и светских жанров – мессы, мотета, мадригала, шансон и др., утвердила господство нормативного 4-голосия.

Расцвет нидерландской композиторской школы XV-XVI веков связан с тремя поколениями композиторов, определивших развитие европейской музыки этого периода. Каждое из этих поколений рассматривается исследователями как отдельная школа. Первую Нидерландскую школу возглавили Беншуа (1400-1460) и Дюфаи (1400-1474), вторуюОкегем (1425-1494) и Обрех т (1450-1505), третьюЖоскен Депре (1440-1524) и Орландо Лассо (1520-1594).

Музыка Жоскена Депре признана современниками идеалом «совершенного искусства» церкви, поскольку он не усложнял полифоническую технику, а создал строгий «просветленный стиль» полифонического письма. Это имело большое значение для церковной музыки, так как факт самостоятельной значимости музыки не приветствовался служителями церкви: музыка должна была наставлять в вере, способствовать усвоению смысла религиозных песнопений.

Период расцвета Нидерландской школы завершает жизнь и творчество великого композитора Орландо Лассо. Композиторское наследие О.Лассо очень велико. Оно составляет около двух тысяч произведений. Характеризуя его творчество, известный исследователь музыки строгого стиля Проске писал: «Лассо – универсальный гений... Великий в церковной и светской музыке композитор воспринял все национальные черты европейской музыки, так что его нельзя считать специально итальянским, немецким или французским». В области светской вокально-хоровой музыки нет такого жанра, который не был бы затронут в творчестве композитора. Лассо писал в стиле итальянских мадригалов, французских и немецких многоголосных песен. О «Покаянных псалмах» – главных сочинениях О. Лассо – историк музыки Амброс писал: «Псалмы эти проникнуты необыкновенной духовной высотой, невиданным благородством и величием, и над всем этим парит аромат чудной красоты».

Итальянская школа представлена национальными школами, наиболее интересными из которых в плане полифонического мастерства были римская и венецианская.

Римскую школу возглавлял Джованни Пьерлуиджи де Палестрина (ок. 1525 – 1594). Всю жизнь он прожил в Риме, служил в Сикстинской капелле, руководил собором капеллы св. Петра. Основное место в его творчестве занимает жанр мессы (около 100), магнификаты, мотеты, мадригалы и др. Основой музыки Палестрины служит григорианский хорал. Принято считать, что Палестрина своей музыкой спас церковную полифонию, от которой высшее духовенство хотело отказаться в пользу григорианского унисонного пения. Эти намерения были продиктованы тем, что полифоническая усложненность и тяготение к многоголосию создавали неудобство в восприятии текста песнопений, который для молящихся был нераспознаваем. Это, по мнению отцов церкви, разрушало молитвенную атмосферу богослужебного ритуала. Для стиля Палестрины характерна простота и ясность контрапунктической ткани. Это достигается тем, что отдельные мелодические линии, составляющие хоровое многоголосие, отличаются четкостью рисунка, что в целом и делает ткань канонов и имитаций прозрачной и ясной, а текст – отчетливо понятным. Очевидно, прибегая к такой манере письма, Палестрина как бы доказал жизнеспособность полифонии в церковной музыке.

Основоположником венецианской школы (со второй половины XVI в.) стал нидерландец А.Вилларт (1480 – 1562). В отличие от просветленного стиля римской школы, в Венеции культивировалось импозантное вокально-инструментальное многоголосие, богатство которого было созвучно современной ярко колористической живописи Веронезе Тинторетто. Его отличительные черты: использование инструментального сопровождения (в том числе медных инструментов), применение эффектных контрастов (антифонное пение двух хоров, сопоставление хора и инструментов, форте и пиано), подготавливающих принцип концертирования. Искусные органисты сочиняли инструментальную музыку – токкаты, канцоны, ричеркары. Венецианская школа была переходным звеном к полифонии свободного стиля эпохи барокко.

В области вокально-хоровой полифонии венецианская школа также выдвинула ряд композиторов, среди которых особенно прославился Андреа Габриели (1510-1586) и его племянник Джованни Габриели (1557-1613). Основной тенденцией их творчества было стремление к пышности и насыщенности звуковых форм. Широко применялось многоголосие и многохорность. Вокальные голоса часто сочетались с инструментальным звучанием. Приверженность к эффектному сочетанию различных исполнительских составов нашла свое продолжение в венецианской музыке последующих столетий.

Известно, что страной, где традиция вокального многоголосия имеет самую древнюю историю, является Англия. Именно там многоголосное хоровое пение было популярно и известно с давних времен. Интересно, что университеты Кембриджа и Оксфорда уже с середины XV в. начали присваивать звание бакалавра музыки. Не последнее место занимала музыка и в быту англичан. По заведенной в то время традиции в зажиточных домах гостям после угощения приносили ноты для импровизированного исполнения мадригала. По свидетельству очевидца «...никто не мог считаться хорошо образованным, если он не был так продвинут в музыке, чтобы спеть свою партию с листа».

Родоначальником английского мадригала считается Уильям Берд (1543-1623). Композитор писал, что в противовес суровому аскетизму церковного пения светская хоровая музыка должна нести «...хоть немного нежности, отдохновения и развлечения». Известным в Англии композитором – автором мадригалов был ученик Берда Томас Морли (1557-1603).

С творчеством композитора Генри Перселла (1659-1695) связан гениальный, но, увы, короткий взлет английской музыки, занявшей передовые рубежи европейского искусства того времени. Его опера «Дидона и Эней» и по сей день является шедевром театральной музыки. Перу Перселла принадлежат духовные хоровые сочинения, многочисленные оды, песни, мадригалы.

 

 


[1] История псалмов берет свое начало в глубокой древности. Впервые они появились примерно в тринадцатом веке до новой эры. По-гречески псалом - "хвалебная песнь". Так назывались гимны еврейской религиозной поэзии и молитвы, составляющие ветхозаветную Псалтирь. В начале новой эры псалмы были приняты и христианской церковью. В древнехристианском пении псалмы исполнялись попеременно двумя хорами в унисон. Это была медлительно-суровая речитация, очень сдержанная и отрешенная.

 

[2] В обиход христианской церкви гимны были введены в четвертом веке миланским епископом Амвросием. Сначала это были небольшие вставки в богослужебный ритуал. Затем гимны стали своеобразным средоточием лирических настроений, их мелодическую основу нередко составляли популярные, легко запоминающиеся мотивы. К одиннадцатому веку богослужение без гимнов уже не существовало. Но официально они были допущены в музыку лишь в XIII в.

 

Date: 2015-10-18; view: 3443; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию