Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Значение произведенияКарамзин положил начало огромному циклу литературы о «маленьких людях», открыл дорогу классикам русской литературы. Повестью «Богатая Лиза» по существу открывается в русской литературе тема «маленького человека», хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен. Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика, но Лиза меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романах. Тема «Бедной Лизы» появляется во многих произведениях А.С. Пушкина. Когда он писал «Барышню-крестьянку», то совершенно определенно ориентировался на «Бедную Лизу», превратив «печальную быль» в «роман» со счастливым концом. В «Станционном смотрителе» Дуню соблазняет и увозит гусар, и ее отец, не выдержав горя, спивается и умирает. В «Пиковой даме» просматривается дальнейшая жизнь карамзинской Лизы, судьба, которая ожидала бы Лизу, если бы она не покончила жизнь самоубийством. Лиза живет и в романе «Воскресенье» Л.Н. Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд. Хотя она остается жить, но жизнь ее полна грязи и унижений. Образ героини Карамзина продолжился и в произведениях других писателей. Именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы. Тут Карамзин, открывая галерею «лишних людей», стоит у истока еще одной мощной традиции — изображения умных бездельников, которым праздность помогает сохранить дистанцию между собой и государством. Благодаря благословенной лени лишние люди всегда в оппозиции. Служи они честно отечеству, у них бы не оставалось времени на совращение Лиз и остроумные отступления. К тому же, если народ всегда беден, то лишние люди всегда со средствами, даже если они промотались, как это случилось с Эрастом. У него в повести нет дел, кроме любви. 6. Литература 1-й трети XIX века. Становление русского романтизма.
Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века 19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин. А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие. Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель». Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм. Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
7. Литературное движение 1825-1842 гг. Становление реализма Наряду с романтизмом важнейшим событием периода 1812-1825 гг. является постепенное становление реализма. Реалистический метод отражения действительности вырастал из лучших традиций, завещанных XIX веку Кантемиром и Фонвизиным, Радищевым и Державиным. Его подготовляли идейными и творческими исканиями просветители "Вольного общества" и своей поэтической практикой - Жуковский и Батюшков. Реализм вырастал из поэзии революционных романтиков, выразившей существенные черты социального, гражданского существа человека. В арсенале реализма были высокие идеи, которыми обогатили литературу Радищев и его последователи, Рылеев и его сподвижники, а также богатейший опыт мировой классики. Становление реализма обусловливалось социально-историческими причинами, порождавшими потребность в переходе литературы от эмоционально-эстетических оценок жизни к воспроизведению ее во всей истине. Реализм призван был решать задачи более глубокого и всеохватывающего познания действительности на базе образного мышления. Развитие реализма - процесс, история, движение, борьба. Он явился итогом непрестанных поисков, опытов, накопления навыков и художественных средств в творчестве большого ряда писателей и поэтов, которых, говоря словами И. С. Тургенева, "изучение человеческой физиономии, чужой жизни, интересует больше, чем изложение собственных чувств и мыслей", которым творчески приятнее рисовать образ человека или вещи, чем горячо высказывать то, что они ощущают при виде человека или вещи*. В деятельности таких писателей, творивших во взаимодействии, спорах и борьбе с деятелями сентиментального, классицистического и романтического направлений, совершалось становление реализма, формировались отдельные элементы, разрабатывалась тематическая и образная основа нового искусства, наконец, достигали классического совершенства отдельные жанры реализма.
8. Творчество А.С. Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни». А. С. Пушкин работал над своим самым значительным творением больше семи лет. Начинал роман поэт в 1823 году, а закончил в 1830-м, впрочем, знаменитое “письмо Онегина” было написано еще спустя год. В этот период в социально-политической жизни страны произошли огромные перемены. Подъем общественного самосознания, начавшийся после победы в Отечественной войне 1812 года сменился периодом жестокой реакции после событий 14 декабря 1825 года. Друзья поэта, его сверстники и единомышленники перестали существовать как общественная сила. События в романе происходят до выступления декабристов, но трагические события 1825 года наложили печать жесткой требовательности на мысли и поступки героев. Но, шумом бала утомленный Бессмысленность этого праздного существования, не дающего пищи ни уму, ни сердцу, приносит лишьдушевную опустошенность, скуку и выглядит еще более укоряюще на фоне содержательной жизни делового Петербурга: ...А Петербург неугомонный Главный герой, умный, критически мыслящий человек, разочарован в окружающей среде, в эгоистичных людях, вполне удовлетворенных своим высоким положением в обществе: Тут был, однако, цвет столицы, Правда, автор дает и другую оценку высшему обществу, лучшие представители которого составляют элиту нации, берут на себя ответственность за судьбу страны, посвящают свои знания и опыт служению отечеству. Все в них так бледно, равнодушно; Еще более сатирически выглядит в романе провинциальное дворянство. Поэту нравится простота отношений и хлебосольство деревенских помещиков, но именно неприятие бездуховности и ограниченности этого социального слоя и роднит главных героев. Их разговор благоразумный Неспособность критически оценить свое существование отталкивает главных героев и автора от этого общества. Поэт даже изобразил деревенских помещиков в сне Татьяны в образах получудовищ, полулюдей, 9. Творчество М.Ю. Лермонтова. Анализ романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Творческий путь М. Лермонтова был короток, но чрезвычайно продуктивен. Вся его литературная деятельность — от ученических проб пера до романа «Герой нашего времени» — продолжалась чуть более 12 лет, но за это время им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа. Лермонтовское творчество обычно разделяют на ранний и зрелый периоды, проводя границу между ними через 1835—1836 гг. Но следует иметь в виду, что при всех различиях между этими периодами поэт сохранял верность идеям и принципам, сформировавшимся еще на этапе его становления и направившим его лирику в русло так называемой «поэзии мысли». Два поэта — Байрон и Пушкин — сыграли решающую роль в творческом развитии М. Лермонтова. В ранней лермонтовской лирике проявляется характерное для Байрона тяготение к романтическому индивидуализму, к изображению титанических страстей и экстремальных ситуаций, к лирической экспрессии, к типу героя-бунтаря, находящегося в конфликте с обществом, к «бегству» на «восток» (локализованный у Лермонтова в основном на Кавказе) и в «средневековье» (преимущественно русское у Лермонтова). Со временем поэт преодолел байроновское влияние, что и было им задекларировано в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…». Пушкин же оставался постоянным спутником Лермонтова и его неизменным ориентиром в продолжение всего творческого пути. Сначала поэт непосредственно подражал Пушкину, а по достижении художественной зрелости последовательно развивал пушкинские традиции, как правило, вступая с ним в творческую полемику. Логика художественной эволюции Лермонтова определялась внутренним движением от романтизма к кризису романтического индивидуализма и, далее, к реализму с присущим ему психологическим анализом, опиравшемуся, с одной стороны, на критику современного общества, и с другой — на философское осмысление проблем добра и зла, человеческой свободы и власти судьбы, вины и ответственности и т.п. Поздний Лермонтов разоблачал несоответствие романтических представлений действительности; он уже не стремился представлять свой внутренний мир как нечто исключительное, а проявлял интерес к обыденным чувствам. Тем не менее, разрешить сомнения и вопросы, терзавшие его душу с ранней юности, он так и не смог. Материал с сайта http://iEssay.ru Лирика Лермонтова во многом автобиографична: она опирается на подлинные переживания поэта, обусловленные событиями его внутренней жизни и зафиксированные с внешней небрежностью «живых» дневниковых заметок. Однако это — не реальная, а литературная автобиография, т. е. творчески преображенная и интерпретируемая Лермонтовым через призму его восприятия мира и самого себя. Установка на самоанализ нашла плодотворное воплощение и в лермонтовской прозе, где она трансформировалась в опыт создания обобщенного психологического портрета «героя времени», вбирающего в себя черты всего поколения и вместе с тем сохраняющего как свое индивидуальное лицо, так и экстраординарность своей натуры. Лермонтовская проза вырастает на романтической почве, однако романтические принципы в ней функционально изменены и переподчинены задачам реалистического письма.
“Герой нашего времени” - одно из самых значимых произведений русской классической литературы, а Печорин -один из самых ярких и запоминающихся образов. Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения, вызывать неприязнь или симпатию. Но в любом случае нельзя отрицать трагичность данного образа. 10. Особенности лирики первой трети XIX века. 11. Творчество Н.В. Гоголя. Анализ поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
..Придет ли времечко Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения открыли широкому кругу читателей сказочный и светлый мир героев повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», суровые и вольнолюбивые характеры «Тараса Бульбы», приоткрыли завесу загадочности русского человека в поэме «Мертвые души». Далекий от революционных идей Радищева, Грибоедова, декабристов, Гоголь между тем всем своим творчеством выражает резкий протест самодержавно-крепостному строю, калечащему и уничтожающему человеческое достоинство, личность, саму жизнь подневольных ему людей. Силой художественного слова Гоголь заставляет биться в унисон миллионы сердец, зажигает в душах читателей благородный огонь милосердия. В 1831 году выходит первый сборник его повестей и рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». В него вошли «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством». Со страниц его произведений встают живые характеры веселых украинских парубков и дивчат. Свежесть и чистота любви, дружбы, товарищества являются их замечательными качествами. Написанные в романтическом стиле на основе фольклорных, сказочных источников, гоголевские повести и рассказы воссоздают поэтическую картину жизни украинского народа. Счастью влюбленных Грицько и Параски, Левко и Ганны, Вакулы и Оксаны мешают силы зла. В духе народных сказок писатель воплотил эти силы в образах ведьм, чертей, оборотней. Но, как бы ни злобствовали злые силы, народ одолеет их. И поэтому кузнец Вакула, сломив упрямство старого черта, заставил его везти себя в Петербург за черевичками для любимой Оксаны. Старый запорожец из повести «Пропавшая грамота» перехитрил ведьм. В 1835 году выходит второй сборник повестей Гоголя «Миргород», куда вошли повести, написанные в романтическом стиле: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В «Старосветских помещиках» и «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» писатель вскрывает ничтожество представителей класса крепостников, которые жили только ради желудка, предавались бесконечным дрязгам и ссорам, в сердцах которых вместо благородных гражданских чувств жили непомерно мелкая зависть, своекорыстие, цинизм. И совершенно в другой мир переносит читателя повесть «Тарас Бульба», в которой отображена целая эпоха в национально-освободительной борьбе украинского народа, его братская дружба с великим русским народом. Перед написанием повести Гоголь много работал над изучением исторических документов о народных восстаниях. В образе Тараса Бульбы воплощены лучшие черты свободолюбивого украинского народа. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение Украины от угнетателей. В кровавых схватках с врагами он личным примером учит казаков, как нужно служить родине. Когда его родной сын Андрий изменил священному делу, у Тараса не дрогнула рука, чтобы убить его. Узнав о том, что враги захватили Остапа, Тарас сквозь все преграды и опасности пробирается в самый центр вражеского стана и, глядя на страшные муки, которые переносит Остап, беспокоится больше всего о том, как бы его сын во время истязаний не проявил малодушия, ибо тогда враг может утешиться слабостью русского человека. Вслед за сборником «Миргород» Гоголь издает «Арабески», где были помещены его статьи по вопросам литературы, истории, живописи и три повести — «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»; позже печатаются еще «Нос», «Коляска», «Шинель», «Рим», отнесенные автором к «петербургскому циклу». В повести «Невский проспект» писатель утверждает, что в северной столице все дышит ложью, а самые высокие человеческие чувства и порывы попирает сила и власть денег. Примером тому служит печальная судьба героя повести — художника Пискарева. Показу трагической судьбы народных талантов в крепостной России посвящена повесть «Портрет». В «Шинели», одном из самых замечательных произведений Гоголя, писатель продолжает тему, поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», тему «маленького человека» в самодержавной России. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин долгие годы не разгибая спины переписывал бумаги, не замечая ничего вокруг. Он беден, узок его кругозор, у него единственная мечта — приобрести новую шинель. Какая радость озарила лицо чиновника, когда он, наконец, надел новую шинель! Но случилось несчастье — грабители отняли у Акакия Акакиевича его «сокровище». Он ищет защиту у начальства, но везде наталкивается на холодное равнодушие, презрение и непонимание. В 1835 году Гоголь заканчивает комедию «Ревизор», в которой он, по собственному признанию, смог собрать в одну кучу все дурное и несправедливое в тогдашней России и одним разом над всем этим посмеяться. Эпиграфом пьесы — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — автор подчеркивает связь комедии с действительностью. Когда пьеса была поставлена на сцене, действительные прототипы ее героев, всех этих Хлестаковых и Держиморд, узнав себя в галерее мошенников, завопили, что Гоголь якобы возводит клевету на дворянство. Не выдержав нападок недоброжелателей, в 1836 году Николай Васильевич надолго уезжает за границу. Там он упорно работает над поэмой «Мертвые души». «Ни одной строки не мог посвятить я чужому,- писал он из-за границы.- Непреодолимою цепью прикован я к своему, и бедный неяркий мир наш, наши курные избы, обнаженные пространства предпочел я небесам лучшим, приветливее глядевшим на меня». В 1841 году Гоголь привозит свое произведение в Россию. Но только через год писателю удалось напечатать главное творение жизни. Обобщающая сила созданной автором галереи сатирических образов — Чичикова, Манилова, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Коробочки — была настолько впечатляющей и меткой, что поэма сразу вызвала возмущение и ненависть апологетов крепостничества и в то же время снискала горячие симпатии и восхищение со стороны передовых современников писателя. Истинное значение «Мертвых душ» раскрыл великий русский критик В. Г. Белинский. Он сравнил их с вспышкой молнии, назвал «истинно патриотическим» произведением. Значение творчества Гоголя огромно, и не только для России. «Те же чиновники,- говорил Белинский, — только в другом платье: во Франции и в Англии они не скупают мертвых душ, а подкупают живые души на свободных парламентских выборах!» Жизнь подтвердила правоту этих слов. История создания и замысел поэмы "Мертвые души" в 1841 году Гоголь завершил работу над первым томом "Мертвых душ" и привез его в Москву. Книга потрясла всю читающую Россию, вызвала массу споров. Гоголь пробует продолжить работу над поэмой (второй том), через три года неустанной работы сжигает рукопись. Еще через три года он возобновил работу, но за несколько дней до смерти сжег готовую книгу. Поэма была задумана как трилогия, три части должны были представлять движение души к идеалу: падение, очищение, возрождение (эти три ступени должен был пройти главный герой Чичиков). Сюжет поэмы - путешествие главного героя Павла Ивановича Чичикова по России с целью приобретения мертвых душ. То обстоятельство, что герой путешествует, дает автору возможность дать полную картину российского быта и нравов. Жанровое своеобразие поэмы "Мертвые души" (она названа автором поэмой, поскольку образ главного героя, по мысли автора, должен был быть неразрывно связан с образом лирического героя - повествователя; так что повествователь, он же автор лирических отступлений - такой же полноправный герой поэмы, как и Чичиков).
ОБРАЗЬІ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н.В. Г0ГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ"
Образы помещиков представлены в пяти главах. Одна глава посвящена одному помещику. Главы расположены по степени деградации героев. Манилов: прожектерство, мечтательность, лень, сентиментальность, практическая неприспособленность. Жилище Манилов, его семья, хозяйство речь (примеры из текста). Коробочка: скупая, недоверчивая, упрямая, суеверная, недалекая, мелочная, ограниченная. Жилище, хозяйство, внешность, семья, речь (примеры из текста). Собакевич: грубость, неуклюжесть, приземленность, пародийно перевернутая богатырская мощь. Жилище, хозяйство, внешность, семья, речь (примеры из текста). Ноздрев: кутила, пьяница, шулер, враль и хвастун. Азартен, энергичен, но энергия его пропадает впустую. Жилище, хозяйство, внешность, семья, речь (примеры из текста). Плюшкин: самый «мертвый» из всех представленных типов помещиков. Скупец, подозрительный, мелочный. Все черты Плюшкина (характер и внешность) доведены до степени гротеска - это уже не человек, а лишь пародия на него. Жилище, хозяйство, внешность, семья, речь (примеры из текста). Гоголь так писал о путешествии читателя вместе с Чичиковым по усадьбам помещиков: "Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого".
|