Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наставление богатым





 

Позвольте представить вам еще одно обращение нравоучительного характера, помещенное в «Изборнике Святослава» 1076 года:

«Сколь великим наделен ты от Бога богатством, столь много и даже больше того должен ты отдать.

Обрати слух свой к страдающим в нищете, тогда и тебя Господь услышит.

Как у нас есть подвластные нам люди, так и над нами есть Небесный Владыка.

Уклоняйся, как от воронов, от вкрадчивых слов льстецов, выклюют глаза те умники.

Если хочешь от всех почет иметь, будь сам для всех благодетелем.

Если хочешь всех тех, кто ниже тебя, исправить, творящим добро создавай почет, творящих зло наказывай.

Таких имей друзей и советников, которые не все сказанное тобой восхваляют, но стремятся отвечать по суду праведному.

Внимательно выслушивать подобает судебную тяжбу, невозможно ведь открыть правду на ходу – отбегая или отгоняя от себя.

Вдумывайся в суть спора неторопливо, выноси приговор без поспешности.

Твердо знай, в чем спасение твоей души, – в том, чтобы никого из людей не обидеть.

Будь грозен для подчиненных саном своим, но любезен милосердием своим.

Насколько могуществом превыше ты всех, настолько и делами добрыми больше всех сиять и утруждаться ради них должен.

Требуя прощения грехов, прощай и сам согрешающих перед тобою, ибо кто рабов наших прощает, не навлечет на себя Божьего гнева.

Только тогда наречется кто‑либо истинным властелином, когда сам собою научится владеть и не будет слугой страстей непристойных.

Пусть смерть и гонения, и напасти, и все возможные беды будут перед глазами твоими каждый день и час.

Таким будь со своими слугами, каким молишь Бога быть с тобою.

Не оправдывай виновного, даже если он и друг тебе, и не обижай правого, даже если он и враг тебе.

Если кто чист душою, свободен от человеческих заблуждений и осознает свое ничтожество, сокращение и внезапный конец этой жизни, тот не упадет в пропасть гордыни, даже если и будет иметь высокий сан.

С надежным советом сердца своего изучай нравы окружающих тебя людей, тогда воистину узнаешь ты с любовью служащих тебе или лестью обманывающих тебя.

Многие лицемерною преданностью весьма известным людям пакость творят.

Недостойно слушать клеветника сладкоглаголющего или наговаривающего на ближнего, чтобы не лишиться Божией любви и царства.

Не передавай то, что услышал от клеветника, дабы не погибнуть вместе с ним».

 

Сборник нравоучений и афоризмов «Пчела»

 

Большой, важный, чрезвычайно интересный раздел древнерусской литературы занимают сочинения нравоучительные, «наставнические», как говорили раньше.

Одним из самых первых произведений такого жанра является сборник поучительных изречений и афоризмов «Пчела», выбранных из Священного Писания, из творений отцов церкви и античных писателей. Он представляет собою перевод, сделанный в XI веке монахом Антонием. Русский перевод сделан в конце XII – начале XIII века.

Сборник «Пчела» входил в круг чтения грамотных русских людей со времени появления первых рукописных книг и пользовался неизменным успехом на протяжении многих веков.

Вот некоторые афоризмы и изречения из «Пчелы».

 

Не место может украсить добродетель, но добродетель – место.

 

Копающий яму под ближним сам упадет в нее.

 

Лучше малое имущество, добытое правдой, чем многое богатство – без правды.

 

Опасно дать беснующемуся острый нож, а коварному власть и могущество.

 

Лучше овощи, предложенные с любовью и расположением, чем телятина – с враждой.

 

Не покидай старого друга, ведь новый не будет похож на него.

 

Друг верный не изменится – и нет меры доброте его. Не так огонь жжет тело, как душу разлука с другом. Уменье коня узнается на войне, а верный друг – в беде.

 

Друга ищи не того, кто любезен с тобой, кто с тобой соглашается, а крепкого советника, кто полезного для тебя ищет и противится твоим необдуманным словам.

Муж обличающий – лучше льстящего.

 

Всем угождать – зло.

 

Богатым все люди – друзья.

 

Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собой.

 

Принимающему большую власть подобает иметь большой ум. Кто многим страшен, будет многих бояться.

 

Завидуй не тому, кто добился большой власти, а тому, кто хорошо, с похвалой покинул ее.

 

Дурно и огорчительно, когда злые над добрыми властвуют, а глупые – над умными.

 

Лучше, одеваясь в худые одежды, радоваться, чем в дорогих – печалиться.

 

Учи поступкам, а не словам.

 

Не мечите бисер перед свиньями.

 

Учение, имея горький корень, приносит сладкие плоды.

 

Больного не сможет излечить и золотая кровать, а глупому не пойдет на пользу ни богатство, ни слава.

 

Злой конь обуздывается уздой, а быстрый гнев удерживается умом.

 

Кроткое слово укрощает гнев.

 

Как нельзя поймать выпущенную птицу, так нельзя вернуть и слова, вылетевшего из уст.

 

Не разузнав как следует земного, бесполезно рассуждать о небесном.

 

Как моль вредит одежде, а червь – дереву, так печаль вредит сердцу.

 

Из одних и тех же уст выходят и благословение и проклятие.

 

Лучше споткнуться ногами, чем языком. Слушать следует дважды, а говорить – один раз.

 

Сборник нравоучений и афоризмов «Менандр»

 

К тому же разряду книг, что и «Пчела», относится и сборник «Менандр», названный именем древнегреческого драматурга, жившего в середине IV – начале III века до н. э.

Его пьесы, изображавшие обыденную жизнь, были наполнены народной мудростью, а язык героев отличался афористичностью, краткостью и мудростью.

В средневековой Руси сборники «Менандр» тоже входили в круг чтения многих грамотных людей.

Вот некоторые изречения из «Менандра».

 

Желая жениться, сначала расспроси соседей, а потом женись.

 

Или не делай тайны, или, задумав тайное, знай об этом только сам.

 

Лучше копить ум, чем неправедное богатство.

 

От многих печалей рождаются у людей многие болезни.

 

Много выпитого вина дает мало понимания.

 

Нет никакого имущества дороже друга.

 

Отец тот, кто вскормит, а не тот, кто родит.

 

Иной раз лучше смолчать, чем сказать.

 

Получив добро, помни, а сделав – забудь.

 

На море хорошо глядеть с берега.

 

Сборник нравоучений и афоризмов «Изречения Исихия и Варнавы»

 

К тому же разряду литературных произведений, что и два предыдущих – «Пчела» и «Менандр», принадлежит и сборник «Изречения Исихия и Варнавы».

Сторонись похвалы, стыдись же укора.

 

Меч губит многих, но злой язык еще больше.

 

Лучше плыть в дырявой лодке, чем доверить тайну злой жене: ведь лодка только тело потопит, а эта всю жизнь погубит.

 

Мутный разум не родит ясного слова.

 

Ленивый хуже больного: больной если лежит, то ест мало, а ленивый и лежа ест много.

 

Конец каждого дела обдумай перед началом. Мать зла – лень.

 

Заткнутый сосуд и молчаливый человек подобны друг другу: неизвестно, что есть в том и в другом.

 

Пьяный хуже бесноватого. Бесноватый бесится на новый месяц, а пьяница бесится каждый день.

 

Кто красив, но глуп, подобен изголовью, набитому соломой, но покрытому паволокой. (Паволока – дорогая шелковая ткань.)

 

«Наставление отца к сыну»

 

Среди множества «Поучений», известных на Руси с XI века, особенно популярным было афористичное «Наставление отца к сыну». Приводим его в сокращенном виде.

 

Сын мой, когда на рать с князьями едешь, то езди с храбрыми впереди – и роду своему честь добудешь и себе доброе имя…

 

Слуг же твоих, сопровождающих тебя в пути, чадо, почитай и люби.

 

Сын мой, если хочешь достичь многого в глазах Бога и людей, то будь ко всем почтителен и добр всякому человеку, и за глаза и в глаза. Если над кем‑нибудь смеются, ты похвали его и полюби, и от Бога получишь вознаграждение, и от защищенного тобой – почитание.

 

Конь познается на поле боя, другу же в беде добрый друг поможет. Верному другу цены нет, ничто на земле не может сравняться с дружбой его…

 

Все новое хорошо, но старое – всего лучше и крепче.

 

Тот, кто ищет земных благ, забывая о небесных, подобен человеку, который хочет иметь изображенного на стене пахаря, а не в поле пашущего.

 

Мудрый муж – мудрым и разумным друг, а друг убогим людям – Бог; муж мудрый если и беден, то премудростью владеет вместо богатства; богатство праведников – мир Бога ко всем людям; великое богатство – хороший разум…

 

Богатый муж, истине не наученный и неразумный, подобен ослу, взнузданному золотою уздою. Бедный и богобоязненный лучше его.

 

Жизнь скупых и сребролюбцев подобна поминкам: все вокруг плачут и нет веселящихся.

 

Грешник хуже горбатого: горбатый за собой носит уродство, а грешник – в себе.

 

Дом скупого, как облачная ночь, закрывающая от глаз многих свет и звезды.

 

Волк волка не губит, змея змею не ест, а человек человека погубит.

 

Часто поминай Бога: если же редко поминаешь – то думаешь и вспоминаешь о греховном.

 

Старого учить – будто мертвого лечить; старость и нищета – две язвы незаживающие.

 

Кораблю пристанище – гавань, жизни же человеческой – беспечалие, без печали весело жить.

 

Человек, если ты не знаешь, как спастись и книг не умеешь читать, то просто не делай другому того, что самому не любо, и тем спасешься.

 

«Повесть об Акире Премудром»

 

Предлагаются вам, уважаемые читатели, полезные сентенции, не утратившие злободневности и сегодня, несмотря на то что появилась она на Востоке в VII веке до нашей эры, то есть за 2700 лет до наших дней. Затем вместе с древнегреческими, древнеримскими и византийскими книгами попала после Крещения Руси в земли восточных славян.

Вот отрывки из «Повести об Акире Премудром».

 

Лучше с умным таскать камни, чем с дураком пить вино.

 

Не будь сладок без меры, иначе тебя съедят, но и не будь без меры горьким, ибо тогда все станут избегать тебя.

 

Если не имеешь своего коня, то и на чужом не езди.

 

Умному скажешь слово, и он сердцем примет его, а глупого если и кнутом бьешь, не вложишь в него ума.

 

Мзда (взятка) слепит судьям глаза.

 

Лучше послушать пьяного мудреца, чем трезвого глупца.

 

Лучше слепые глаза, чем слепое сердце.

 

Хорошая смерть – лучше плохой жизни.

 

Близкая овца лучше далекого вола.

 

Лучше один воробей в кулаке, чем стая воробьев, летящая по воздуху.

 

«Наставление Тверского епископа Семена»

 

К сентенциозным сочинениям в виде сборников народных пословиц, поговорок и афоризмов примыкает и другая группа литературных памятников – наставления, поучения и нравственные проповеди. В них ставились разные вопросы, издавна занимавшие русских людей, в том числе и ответственность властителей перед народом.

Во второй половине XIII века появилось «Наставление Тверского епископа Семена» полоцкому князю Константину, где этот вопрос ставился и разрешался четко, выпукло и однозначно.

Приводим текст этого «Наставления»:

«Полоцкий князь Константин, прозванный Безруким, собираясь укорить у себя на пиру своего тиуна – привилегированного высокопоставленного слугу, спросил при всех епископа: „Владыко, где будет тиун на том свете?“ Епископ Семен отвечал: „Где и князь!“ Князь же, рассердившись, говорит епископу: „Тиун неправедно судит, взятки берет, имущество людей продает с торгов, мучит, злое все делает, а я‑то тут при чем?“ И говорит епископ: „Если князь хороший, богобоязненный, людей бережет, правду любит, то выбирает тиуном или иным начальником человека доброго и богобоязненного, исполненного страха Божия, разумного, праведного, творящего все по законам Божиим и судить умеющего. Тогда князь – в рай, и тиун – в рай. Если же князь лишен страха Божия, христиан не бережет, сирот не милует и вдовиц не жалеет, то ставит тиуном или начальником человека злого, Бога не боящегося, закона Божия не знающего, судить не умеющего – только для того, чтобы добывал князю имущество, а людей не щадил. Как взбесившегося человека напустил на людей, вручив ему меч, так и князь, дав округу злому человеку, губит людей. Тут и князь – в ад, и тиун – с ним в ад!“»

 

Date: 2015-10-18; view: 715; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию