Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура древнего Ирана





По истории АРХИТЕКТУРЕ

Студентка 1 курса, шифр 270800,гр. 13-3СБс-016 –СТ1,

специальность строительство

Бешкок Рамазан Асланович

Дата поступления работы

Оценка Рецензент

«» 2014г Подпись

 

 

Тема контрольной работы:

« Архитектура Древнего Ирана. »

 

 

Архитектурные традиции Ирана – одни из самых богатых в мире. Персы первыми стали испоьзовать математику, геометрию и астрономию в архитектуре. К тому же первыми стали возводить массивные куполы, которые венчают мечети. Главные здания классической иранской архитектуры – мечети и дворцы. Кроме того, на территории Ирана находятся многие из самых ценных археологических руин и сохранившихся архитектурных достопримечательностей древности.

Архитектура древнего Ирана


Зарождение искусства в Иране уходит в далекое прошлое, а архитектура является самым древнейшим из искусств. Расцвет и развитие архитектуры древнего Ирана свидетельствует о том, что эта страна была одним из первых центров градостроительства и сооружения плотин, инженерного дела в целом. Примером тому служат полуразвалившиеся, но сохранившие по прошествии столетий свою привлекательность здания. Из археологических надписей можно сделать вывод, что искусство и ремесла появились на этой земле где-то в 7 тысячелетии до н. э., так как весь Иран, в частности его селения, в настоящее время служат живой книгой истории архитектуры и искусства.

Раскопки, проведенные в последнее время в Иране, нарушили устоявшееся среди археологов мнение о том, что основная часть первобытных ремесел возникла среди цивилизаций, базировавшихся в долине Междуречья. Однако на сегодня большинство специалистов склонно считать, что первые цивилизации перекочевали в долину Междуречья с востока, вернее с иранского нагорья. Можно сказать, что шумеры перенесли с собой в долину Евфрата и Тигра цивилизацию, существовавшую на иранском нагорье, и в силу большого опыта древних иранцев в покорении стихии основали в Междуречье новую цивилизацию.

Саалеби в книге «Ахбар мулук-аль-Фарс» (Состояние иранских земель) приводит обстоятельство, которое подтверждается нынешними раскопками и обнаружениями. Он пишет, в частности: «Государство в Иране было древнейшим и наиболее прочным государственным образованием на Земле, и многие полезные изобретения, сослужившие огромную услугу всему человечеству, приписываются древним иранцам». В том числе он приписывает иранцам земледелие, животноводство, сооружение крепостей и городов, создание института правосудия и письменных законов, определение праздничного календаря, рыболовство, приручение диких животных и создание музыкальных инструментов.

Архитектура в Иране имеет историю в несколько тысячелетий и сохранившиеся образцы иранской архитектуры можно наблюдать в районах Туркестана, Индии, Китая, Кавказа, Сирии и даже Занзибара, в юго-восточной Африке.

Известный английский востоковед Обри по поводу заслуг иранцев перед историей и культурой человечества пишет:

В моем представлении, важнейшей из этих заслуг является улучшение общего качества жизни. В древности в Иране были созданы все условия для процветания общества, для нормальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, а сама эта земля служила перекрестком торгово-караванных путей со всего света. Ремесла, науки, медицина, поэзия, живопись, музыка, все эти вещи, которые придают смысл человеческой жизни, были подарком древних иранцев человечеству».

Разговор о древней архитектуре практически не имеет смысла без приведения примеров. Одним из древнейших зданий, обнаруженных на иранском нагорье, является Заг-теппе в районе Казвина, который датируется седьмым – началом шестого столетия до н.э. Среди прочих изумительных особенностей этого здания можно выделить его прекрасную раскраску, причем ученые до сих пор не выяснили, каким образом и какими средствами было украшено это древнее здание. Для обогрева здания в холодные времена использовался камин. Также здесь была устроена небольшая кладовая и склад инструментов, а также имелась столовая. Стены украшены рисунками горного козла, и по всей вероятности это здание использовалось для проведения религиозных церемоний и общественных собраний.

Другим исторически важным местом в Иране считается Теппе Сиалк, который датируется шестым – пятым веками до н.э. Первые поселившиеся в этом районе люди еще не были знакомы с искусством сооружения домов, они жили в деревянных или сделанных из листьев хижинах. Однако вскоре здесь началось строительство зданий из глины и сырого кирпича. Примерно в 4 в. до н.э. в этом районе уже возник новый городок, здания в котором были целиком построены из сырого кирпича. Эти первые кирпичи изготавливались в овальной форме, сушились на солнце и закладывались затем в здание. Практически все здания этого периода окрашены в красный цвет, все двери в домах низкие и узкие.

Однако если уж зашел разговор о древнейших сооружениях в Иране, нельзя не упомянуть о пирамидальном храме в Чогазанбиле, возведенном примерно в 1300 г. до н.э. на берегу реки Кархе в нынешней провинции Хузистан, на юге Ирана. Храм был построен по приказу эламитского царя Хунташ Хубана на развалинах более древнего городка. Здание имеет прямоугольную форму и содержит 5 этажей, причем каждый вышестоящий этаж меньше нижнего. В продольном разрезе храм имеет форму конуса. Основное помещение храма находилось на самом нижнем этаже. Основным строительным материалом служил эмалированный кирпич. Интересно, что искусно сооруженный западный купол храма Чогазанбил хорошо сохранился по прошествии более трех тысячелетий. Полумесячные арки над проходами и внутренней лестницей говорят о немалом мастерстве древних иранцев в архитектуре и градостроительстве. Конечно, основным предметом изумления и восхищения ученых стала обнаруженная в этом здании система подачи питьевой воды, которой пользовались священнослужители и простые жители данного района.

Древнеиранская архитектура, конечно же не ограничивается, упомянутыми зданиями, она имеет в своем списке такие величественные здания как Персеполис и другие шедевры.

Персеполь – уникальнейший памятник древнеперсидской архитектуры VI-V веков до н.э. Его величественные и богато украшенные дворцы считались образцом зодчества той эпохи, жемчужиной древней персидской архитектуры. Оставшиеся от них руины впечатляют и по сей день.

Деяния персидского царя Дария столь многочисленны, что перечислить их все просто невозможно. Он вёл войны, ходил походом в Египет, пытался покорить скифов и даже нанести удар могущественным Афинам, укреплял границы своего обширного государства, простиравшегося от Босфора до Инда, от Каспийского до Средиземного моря и Персидского залива.

Особое внимание Дарий уделял строительству. Он основал знаменитую резиденцию в городе, который древние греки называли Персеполисом.

Долгое время считалось, что Персеполь был столицей Древнего Ирана, но последние исследования показывают, что цари приезжали туда редко и ненадолго – только для отдыха или участия в торжествах и праздниках.

Грандиозные и величественные дворцы города украшали рельефы на огромных гранитных плитах, разноцветные изразцы, монументальная скульптура. Время, стихийные бедствия, бесконечные войны подтачивали древние памятники, стирали с них краски, и вместе с ними исчезали творения замечательных мастеров. Персеполь погиб от пожара во время похода на Средний Восток Александра Македонского. В 1965 году в Иране был разработан план восстановления древнего города.

Дарий основал свой загородный дворец посреди долины, вплотную примыкающей к скалистой горе Кух-и-Рамат – Горе Милостей. Постройки Персеполя были воздвигнуты на гигантской платформе размером 500x350 метров, с высотой в двадцать метров. Внутри платформы были проложены водопровод и канализация.

Монументальная лестница со 106 ступенями восьмиметровой ширины, каждая из которых вытесана из цельного каменного блока, ведёт к Воротам всех народов. Через эти Ворота некогда проходили к Дарию с дарами посланцы из покорённых им народов.

Далее путь идёт в Ападану – парадный дворец. Это был огромный квадратный зал, каждая сторона которого равнялась 85 метрам. Своды Ападаны опирались на 72 каменные колонны. На колоннах мастера вырезали барельефы, воспроизводящие сцены придворной жизни.

Всё сооружение занимало площадь свыше 1000 квадратных метров. До наших дней сохранилось только 13 колонн, которые поддерживали плоские перекрытия. Колонны эти в своё время были широко расставлены, что создавало свободное и хорошо освещённое пространство.

К югу от Ападаны лежат руины Трипилиона – Зала совещаний, к востоку – руины Зала ста колонн (размером 70х70 метров). Он был даже больше, чем Ападана, и над его сооружением трудились 10 тысяч мастеров. На немногих сохранившихся рельефах Зала ста колонн можно увидеть изображения воинов.

Архитектурный ансамбль Персеполя включал и много других сооружений, их руины за многие столетия время не смогло стереть с лица земли.

В 9-10 столетиях начал изменяться и архитектурный облик городов, в 11 —12 вв. получивший ярко выраженный феодальный характер. В началу феодальной эпохи для Ирана были типичны так называемые шахристаны — небольшие поселения, возникавшие вокруг или рядом с укрепленными усадьбами владетелей округи. К 10 в. центр хозяйственной жизни был перенесен в рабады — торгово-ремесленные предместья, которые стали окружать крепостными стенами. В рабадах сосредоточивались базары, около базарных площадей строились мечети и другие культовые и общественные здания. Самыми крупными городами 10—11 вв. были Рей, Исфахан, Шираз, Нишапур, сохранявшие свое значение и позднее.

От второй половины 10 в. дошли мечети, при возведении которых зодчие отказались от арабской планировки. Так, например, главная часть здания мечети в Нейризе имеет вид глубокого сводчатого айвана. В дальнейшем основу композиции средневековой иранской мечети составляет открытое в прилегающий двор сводчатое или купольное помещение. В этом помещении, своего рода «святилище», обращенном к Мекке, помещался михраб. Происхождение такого сооружения связывают с архитектурной традицией древнеиранских зороастрийских храмов.

В 11—12 вв. во многих городах Ирана стали строить большие четырехайванные мечети, также возродившие старую иранскую архитектурную традицию. «Святилище» располагалось за айваном, обращенным в сторону Мекки.

Самым значительным памятником нового типа является соборная мечеть в Исфахане. Построена она была еще в 9 в., но неоднократно перестраивалась. Об архитектуре мечети 11 столетия, когда здание получило характер четырехай-ванной постройки, можно судить по плану основных частей сооружения и по сохранившим свой первоначальный вид интерьерам колонных залов и нескольких купольных помещений.

Большие четырехайванные мечети, построенные в 11 — 12 веках, сохранились в Ардестане, Гольпайгане, Казвине и других городах. «Святилище» соборной мечети в Гольпайгане имеет ярус тромпов, угловые арки которого заполнены ячейками сталактитов. В «святилище» соборной мечети в Казвине на стене ниже яруса тромпов плавно изгибающаяся лента надписи образует узор, подчеркивающий монументальный характер архитектуры интерьера.

Рядом с мечетями возвышались минареты. Иранский минарет 11 — 13 вв. представляет высокую и тонкую, круглую в сечении башню с балкончиком, помещенным в своеобразный фонарь, увенчивающий постройку. Муэззин поднимался наверх по винтовой лестнице, заключенной внутри башни. Конструктивная связь кладки лестницы и стен башни придает иранским кирпичным минаретам удивительную антисейсмическую устойчивость. По высоте минарет иногда делится на два яруса, из которых нижний имеет граненую форму. Стройные по пропорциям изящно орнаментированные кладкой из кирпича минареты 11 и 12 вв. до сих пор возвышаются в Дамгане, Бестаме, Исфахане и многих других городах. В 14 в. возводились парные минареты, фланкирующие небольшой портал.

В Иране сохранилось большое количество мавзолеев — архитектурных сооружений воздвигнутых над могилами особо почитаемых лиц. Характерно, что иранский народ, бережно храня память о крупных национальных поэтах, часто связывает с их именами лучшие из мемориальных и надгробных сооружений далекого прошлого.

Различаются мавзолеи нескольких типов: башнеобразные постройки, увенчанные шатром, кубические или многогранные в плане купольные сооружения, портально-купольные здания и другие. Особенно интересен первый тип, получивший широкое распространение в Хорасане, Мазендеране и на территории современного центрального астана (области) Ирана. В этих районах страны в 11 — 12 вв., по-видимому, уже сложились местные школы зодчества, связанные единством творческого метода, но отличавшиеся строительными и художественными приемами.

Строгость, свойственная иранской архитектуре 11 — 12 вв., не исключала, однако, применения орнаментальной декорации, тенденции развития которой были показаны уже на примере мечети в Наине. В 11—12 вв. господствует монохромная архитектурная декорация: резьба по стуку, кладка из фигурных кирпичей или покрытых резным узором терракотовых плиток. Узорная кирпичная кладка получила большое развитие в Хорасане и, по-видимому, являлась одной из особенностей местной архитектурной школы. В 12 в. начали применяться для украшения зданий цветные изразцы. Об изобразительных тенденциях в архитектурном декоре свидетельствуют происходящие, вероятно, из дворцовых построек стуковые рельефы 12 в. с фигурами всадников и различными сценами придворного быта, изящно вкомпонованными в орнамент.

Таким образом, в 11—12 вв. в Иране сложились основные типы монументальных построек средневековой эпохи и получило развитие архитектурно-декоративное искусство

Монгольское нашествие нанесло тяжелый удар культуре Ирана и на время приостановило строительную деятельность. Однако уже в середине 13 столетия в разных областях - страны стали возводиться крупные постройки, определившие следующий этап в истории средневекового иранского зодчества

Архитектура 13—14 вв. продолжает и развивает традиции предшествующего периода. Памятников гражданского зодчества известно мало. Сохранились руины нескольких караван-сараев, имевших толстые стены, хорошо защищенные ворота и помещения, расположенные вокруг прямоугольного двора. В большом числе дошли до нас воздвигнутые в это время культовые здания — мечети, медресе и мавзолеи. В этот период были созданы различные архитектурные типы мечети. Наряду с постройками, которые имеют двор, окруженный аркадами и двумя или четырьмя айванами, помещенными на главных осях, получил распространение тип здания мечети, состоящей из большого перекрытого куполом квадратного помещения и портала со стороны входа. Крупнейшие мечети этого периода были построены в Верамине (первая четверть 14 в.), в Натанзе (начало 14 в.), в Кермане (1349) и в ряде других городов.

Обилие сохранившихся в Иране мавзолеев объясняется культом святых, характерным для шиитского толка ислама. Особенно многочисленны могилы «имамзаде» (сыновей имама), служившие местом поклонения. Среди портально-купольных мавзолеев выделяются величественностью форм постройки 14 в. в Тусе и в Иранском Серахсе—близкие мемориальным сооружениям южного Туркменистана.

Башнеобразные мавзолеи во множестве сохранились в северных и центральных областях Ирана. Большая группа многогранных с шатровым покрытием мавзолеев 13 —14 вв. находится в Куме. В архитектуре башнеобразных построек особенно заметны характерные для этого времени тенденции к вытянутым вверх пропорциям, к тонкой изящной моделировке архитектурных форм. При сравнении мавзолеев начала 14 в. с башней Кабуса видно, что вертикальные членения приобрели новое значение. Мавзолей в Бестаме так же как и башня Кабуса, имеет двугранные «контрфорсы», но теперь они примыкают один к другому, в результате чего поверхность постройки стала как бы гофрированной. Стены мавзолея в Радкане снаружи кажутся составленными из полуколонн, покрытых узорной кладкой из кирпича. Переход к венчающему постройку фризу решен при помощи фестончатых узорных арок. Новые формы с их более сложным ритмом обогащают архитектуру, лишают ее былой суровости, но не нарушают ясности композиции.

Для развития монументальной архитектуры 13 — 14 вв. характерно нарастание декоративного начала. Это не следует, однако, понимать упрощенно и представлять процесс как простое изменение в соотношении конструктивных и декоративных особенностей архитектуры.

На протяжении всей эпохи зрелого феодализма иранские зодчие в соответствии с встававшими перед ними идейно-образными задачами решали проблему синтеза архитектуры и декоративного искусства, гармонично сочетая в лучших своих произведениях конструктивно-строительное и художественное начала. Мастера архитектурного орнамента продолжали использовать технику резьбы по стуку, обогащая узор сюжетно и пластически. Замечательный памятник декоративного искусства представляет убранство интерьера мавзолея в Хамадане, который большинство исследователей относит к началу 14 столетия. В интерьере мавзолея сохранились большие стуковые панно, покрытые рельефным резным узором. Симметрично изогнутые и переплетенные между собой ветви и стебли как бы обросли крупными цветами и листьями. Вся эта масса растительных форм, «уложенная» на плоскости стены, не превращена в плоскостную орнаментику: стебли изгибаются, далеко выдаются упругие закругленные края крупных листьев. Поэтому поверхность стены напоминает «живую изгородь» из растений, расположенных, однако, по законам декоративного орнамента, проникнутого строгим и сложным ритмом. Можно думать, что в орнаментальном уборе мавзолея поэтически образно воплощено представление о райском саде, который мусульмане считали уделом праведных в загробном мире.

В мечетях 13—14 вв. резьбой по алебастру богато украшены михрабы. В композиции орнамента и надписей, окружающих михраб, господствуют определенный канон и строгий ритм. Согласно твердо установившемуся правилу, михрабная ниша трактована в виде одной или нескольких расположенных одна в другой стрельчатых арок, опирающихся на полуколонны. Надписи из Корана, широкой П-образно изогнутой лентой с трех сторон охватывая михраб и обрамляя арки, воспринимаются как часть орнамента. Их вязь сливается с мелким цветочным узором, а вертикальные линии алифов и ламов переплетаются с изгибами растительных стеблей.

Превосходно декорированные резным стуком михрабы 14 в. сохранились в соборных мечетях Исфахана, Абаркуха, Бестама и других.

Рост декоративных тенденций вызвал развитие и широкое применение в архитектуре цветной декорации. Особенно известны иранские люстровые изразцы 12—14 вв. Ими украшали михрабы. Замечательный люстровый михраб, датированный 1226 г., происходит из Кашана.

Самыми богатыми по рисунку и краскам были звездообразные и крестообразные по форме изразцы, из которых по определенной системе выкладывались в интерьерах зданий большие панели. На изразцах, служивших украшением светских построек, часто изображены различные сцены с фигурами людей и животных. Люстровые краски как бы светятся из-под глазури, что придает им особую мягкую тональность. Мерцание золотистых красок, иногда усиленное рельефом надписей и орнамента, сообщает узору своеобразную подвижность и почти сказочную красоту.

В 14 в. цветное убранство стало применяться и на стенах снаружи зданий. Появились новые технические и художественные приемы: узорная кладка из глазурованных и неглазурованных кирпичей, резная керамическая мозаика, украшение стены плитками расписной майолики и др.

Новые качества архитектуры 13 — 14 вв. ярко проявились в одном из лучших памятников иранского средневекового зодчества — мавзолее хана Олджейту в Сул-тании. Силл. Это здание, возведенное между 1307—1313 гг. мастером Ходжи Алишаком из Тебриза, представляет большую.восьмиугольную трехъярусную постройку, увенчанную высоким вытянутым вверх; и заостренным куполом, вершина которого расположена на высоте 52 м от уровня земли. Огромный мавзолей, возвышаясь над крышами города, до сих пор определяет архитектурный силуэт Султании. Величественность художественного образа постройки достигнута гармонией пропорций и тонко найденным соотношением архитектурно-пластических и декоративных приемов.

Здание в основном было закончено в 1309 г., когда Олджейту стал шиитом и решил перенести в мавзолей останки крупнейших шиитских святых. В связи с этим в узор на стенах мавзолея было включено имя Али. В дальнейшем Олджейту отказался от своего намерения и велел внести в декор интерьера некоторые изменения.

 

 

Date: 2015-10-18; view: 4708; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию