Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовой и научный потенциалы развития экономики регионов





трудовой потенциал региона— это те возможности, которые могут быть мобилизованы и приведены в действие в процессе труда, которые образуют физические границы трудового потенциала на любом уровне.

Данные границы подвижны с точки зрения как уровня развитости трудового потенциала, так и воздействующих на него факторов. Понятие «трудовой потенциал» шире понятия «трудовые ресурсы», что также имеет принципиальное значение. Что касается содержания, то для категории трудового потенциала наиболее важным представляется ее соответствие объективным требованиям, которые свойственны данному этапу развития страны.

Трудовой потенциал включает как трудовые ресурсы, так и уровень их организованности, который зависит от социально-экономической природы общественного строя.

Трудовой потенциал представляет собой единство количественных и качественных характеристик. Введение этого понятия в теоретический арсенал экономической науки и в методический инструментарий управления обусловлено интенсификацией производства на основе соединения достижений научно-технического прогресса с системой хозяйства.

Большой практический интерес представляет рассмотрение трудового потенциала региона с точки зрения повышения эффективности экономики.

Трудовой потенциал с позиций системности характеризуется определенной целостностью, набором соответствующих компонентов, иерархичностью структуры и другими признаками, свойственными системным объектам.

 

14 Региональные особенности рынка труда.

Специфика рынка труда во многом определяется осо­бенностями того товара, который на нем представлен. Труд неотделим от человека как такового, он является формой жизне­деятельности личности и постольку не может быть объектом купли-продажи в политически и экономически свободном обществе. По­этому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих фак­торов - уровня профессиональной подготовки работника, его квалифи­кации, опыта, добросовестности и других. Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и некоторых иных. На период найма работодатель - бизнес или государство - покупает пра­во на использование услуг труда продавца, а не на сам труд, соб­ственником которого продолжает оставаться наемный работник. Спрос на рынке труда, как и на любом другом рынке ресурсов, или факторов производства, является производным и зависит от спро­са на ту продукцию, которая будет изготовлена с помощью этого ре­сурса. Так, рост потребности в хороших дорогах вызовет увеличение спроса на услуги дорожных рабочих, а падение спроса на автомоби­ли приведет к уменьшению спроса на услуги автомобилестроителей. Вышеописанная специфика самого товара и формы его купли-про­дажи на рынке труда предопределяют нижеследующие особенности этого рынка: во-первых, большая продолжительность взаимоотношений про­давца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских то­варов (исключение составляют дорогостоящие изделия, продающие­ся в кредит, и товары, имеющие гарантийное обслуживание) контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотноше­ния продавца и покупателя длятся такое количество времени, на кото­рое заключается договор найма работника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходимым условием постоянного возобновления операций купли-продажи услуг труда; во-вторых, большая роль, которую играют на рынке труда не­денежные факторы - сложность и престижность работы, условия тру­да, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессио­нального роста, моральный климат в коллективе и др.; в-третьих, значительное воздействие, которое оказывают на ры­нок труда различные институциональные структуры - профессиональ­ные союзы, трудовое законодательство, государственная политика за­нятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и другие. Это связано, прежде всего, с тем, что продавцы трудовых ус­луг - наемные работники - составляют подавляющую часть населе­ния, а работа по найму является источником их благосостояния, опре­деленный уровень которого является условием социального спокой­ствия в обществе.

 

15 Цели и содержание региональной социальной политики.

Социальная политика – это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых черпает себе поддержку, создает предпосылки для своей деятельности и стабильности общественной системы. Факторами, серьезно влияющими на реализацию государственной, в том числе социальной, политики, являются значительные географические и климатические различия российских регионов, которые накладывают свой отпечаток на условия деятельности и образ жизни населения. Важнейшим обстоятельством являются численность и социально-культурные особенности населения той или иной территории, которые формируют определенные социальные ожидания по отношению к социальной политике, продуцируют специфические формы социальной поддержки. Характеристика региональной социальной политики требует определения сущности регион.

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология. Задачи: - распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения

- ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства,

- обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает,

- предоставление медицинских и образовательных услуг,

- расширение сети и улучшение качества транспортных услуг

- оздоровление окружающей среды. Социальная политика исходит из того, что непременным условием поддержания благосостояния каждого человека, должно быть его посильное участие в этом

Реальная социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными условиями эпохи, особенностями экономического, политического и культурного развития общества, вероятностными и информационными факторами ее формирования.

С течением времени социальная политика расширяла как объекты своего влияния, так и содержание. Росли масштабы государственного вмешательства в общественные процессы. Теперь она не ограничивается отдельными категориями населения. Прямым объектом социальной политики выступают жизненные условия практически всех социальных и демографических групп. Она все больше стремится не просто корректировать негативные социальные последствия экономического развития, но предотвращать их, сосредоточивая свое внимание на выполнении конструктивной функции, связанной с социальной профилактикой и позитивным совершенствованием отдельных элементов и всей господствующей системы. При этом политические силы стремятся, в интересах достижения своих целей, маневрировать, поддерживая баланс между желаемым и возможным.

 

16 Региональные финансы – составная часть финансовой системы России.

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают региональные бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, региональные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Региональные финансы - это не только система экономических отношений. Они являются и совокупностью денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Это вызывает необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.

Одной из составляющих региональных финансов являются средства субъектов хозяйствования. К таким средствам относятся, во-первых, финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности. Чаще всего это коммунальные предприятия. Во-вторых, финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме региональных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие. Третьим компонентом региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, например страховые, поступления из централизованных внебюджетных фондов, например пенсионного и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение

 

Date: 2015-10-22; view: 493; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию