Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как специализированный способ познания





Наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.

Особенности научного познания:

1. Основная задача научного знания – открытие новых законов и явлений, неизвестных практике до сих пор.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, которая должна быть достоверна, экспериментально и рационально обоснована.

3. Субъектом научного познания может стать не каждый человек, а тот, кто прошел особую специальную подготовку.

4. Наука пользуется специальными средствами и инструментами, не используемыми в повседневном опыте.

5. Для научного познания характерно использование того или иного метода исследования.

6. Научному познанию присуще строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п.

Основу научного познания составляет философский принцип детерминизма, согласно которому существует причинно-следственная обусловленность и закономерное осуществление явлений и процессов в природе. Наука отвергает возможность сверхъестественных явлений, которые происходят в нарушение законов природы. Всякое необычное, «чудесное» явление с научной точки зрения есть действие неизвестной закономерности, которую возможно установить и познать.

В науке различают два уровня исследований: эмпирический и теоретический.

Основными методами эмпирического познания выступают наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение, классификация по признакам и др. Наука начинается с непосредственного наблюдения отдельных событий, фактов, которые фиксируются высказываниями. Для ученого важно обнаружить некоторую регулярность, ибо обнаруженная закономерность позволяет объяснить и предсказать явление. При анализе эмпирических фактов важно учитывать все обстоятельства. Основа эмпирического исследования – эксперимент. Эксперимент – это испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Результатом эмпирического исследования является научный факт. Научный факт – фиксация того или иного свойства или события (В 1986 г. наблюдалось прохождение кометы Галлея). С их помощью можно получить представление о том, как протекают явления и процессы, но они не объясняют их причины. Задача науки – найти причины явлений, объяснить сущность процессов лежащих в основе научных фактов. Она решается в рамках теории. В теории подмечается общее. Теория – это совокупность обобщенных положений, в которых объясняется определённая закономерность природы и существование тех или иных явлений и процессов. В теоретическом познании применяются особые мыслительные операции, позволяющие тем или иным способом прийти к новому знанию, которое объясняет полученные ранее или же развивает уже имеющееся теоретическое знание.

Теоретическое познание имеет и свои методы познания: восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического анализа, идеализации, аксиоматический и др.

Основными формами теоретического познания являются: проблема, гипотеза, теория.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Другими словами – это знание о незнании, вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа.

Гипотеза – это научное предположение, основанное на определённых фактах или теоретических положениях.

Теория – достоверное знание о сущности и законах бытия определённого класса объектов (теория химического строения А.М. Бутлерова).

Между этими формами знания существуют довольно сложные отношения, но в целом их динамику можно обозначить следующим образом:

- возникновение проблемы;

- выдвижение гипотезы, как попытка решения этой проблемы;

- проверка гипотезы;

- построение новой теории;

- возникновение новой проблемы – и далее этот познавательный цикл повторяется.

Долгое время наука оставалась орудием человеческого познания, лишенной всякой этической ориентации. События ХХ века показали, что такая наука может быть не просто опасной, но и губительной для всего человечества. Знание, дающее человеку невероятную власть над природой и себе подобными, не должна находиться в руках маньяка, религиозного фанатика или одержимого политика.

Важнейшими нормами научной этики являются: отрицание плагиата; неприятие фальсификации эксперимента, порядочность, мужество в отстаивании своих воззрений и т.п. Всё больше ученых склоняются к тому, что ученый должен нести ответственность за свои творения. Прежде чем, что-либо создать, могущее угрожать безопасности людей, следует сто раз подумать, а, приняв решение, не следует уходить от ответственности.

 

ГЛОССАРИЙ

Абсолютная истина – полное исчерпывающее знание о действительности. Сведения, которые правильно отражают свойства предметов.

Агностик – приверженец агностицизма.

Агностицизм – гносеологическая концепция, отрицающая (полностью или частично) возможность объективного познания мира человеком.

Гипотеза – это теоретическое положение, которое объясняет некоторый факт, оно может быть опровергнуто или подтверждено новыми свидетельствовами.

Гносеология — раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Гностицизм – философская концепция, признающая познаваемость мира.

Дедукция – логический метод вывода умозаключений от общего к частному.

Заблуждение - неистинное знание, которое принимается за истинное или наоборот.

Знания – любая познавательно значимая информация.

Индукция – логический метод вывода умозаключений от частного к общему.

Интуитивизм – гносеологическая концепция, признающая интуицию единственным или важнейшим источником достоверного познания.

Интуиция – иррациональная способность постижения истины без рационального размышления и чувственного восприятия.

Иррациональное познание – познание, которое не поддаётся разумному объяснению.

Иррациональный – в широком смысле находящийся за пределами разума, не связанный с разумом.

Истина – знание субъекта, соответствующее познаваемому объекту.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка.

Лживость – умышленное утаивание истины.

Метод – приём, средство, способ познания.

Методология – способ познания реальности с помощью системы универсальных принципов и заключений.

Наука – деятельность, связанная с выработкой теоретических знаний о действительности.

Научное знание – объективно-истинное, обоснованное знание; результат деятельности по получению нового знания.

Нигилизм — позиция абсолютного отрицания. Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истины.

Объект – пассивное начало, воспринимающее действие.

Объективный – в широком смысле независимый от субъекта, существующий сам по себе.

Объективная истина – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Относительная истина – неполные, незавершённые знания, которые невозможно уточнить.

Познание – процесс человеческой деятельности, направленный на отражение объективной действительности в сознании человека.

Понятие – главная мысль о чём-либо, обобщение позволяющее объяснить смысл данного класса вещей.

Прагматизм – действие, поведение, мышление, ориентированное на достижение успеха.

Проблема – знания о каких-то вновь открытых, ранее неизвестных сторонах объекта, фиксация того, что в мире обнаружено что-то неизвестное, подлежащее раскрытию и объяснению.

Рационализм - философское направление (гносеологическая концепция), признающее разум основной способностью познания человека.

Рациональное познание – познание с помощью разума.

Рациональный – связанный с разумом.

Субъект – активное начало, направляющее (производящее) действие.

Суждение – совокупность связанных между собой понятий.

Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое.

Факт – совершившееся, сделанное; установленное, доказанное знание о каких-то проявлениях, характеристиках, свойствах изучаемых объектов.

Эксперимент – испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях.

Эмпирический – связанный с опытом.

Эпистемология – философская теория познания, учение о познании.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. Какие проблемы изучает гносеология?

2. В чём суть спора между гностицизмом и агностицизмом?

3. Кто может быть субъектом познания?

4. Возможно ли объективное познание мира?

5. Почему чувственное познание не всегда достоверно? Всё ли доступно человеческому разуму?

Задание 1. Кого вы считаете настоящим спортсменом (или рок-музыкантом)? Дайте понятие, кто такой спортсмен (или рок-музыкант). Почему люди придерживаются на этот счёт разных мнений, ведь видят и слышат, вроде бы, одно и то же?

Задание 2. Аргументируйте ответы на следующие вопросы: Какое знание является научным? Является ли астрология (предсказание по звёздам) научным знанием?

1. Как вы считаете, процесс овладения теми знаниями, которые уже добыты, является творческим или репродуктивным?

2. Кто должен нести ответственность за использование науки во вред обществу – ученые, политики, военные, спецслужбы, всё общество?

Задание 3. Наш знакомый заявил, что он нашёл способ лечения рака (надо мол, пить настойку чистотела). Он утверждает, что его способ лечения рака доказан практически, ибо помог ему. Прав ли наш знакомый? Что значит практически обосновать истину?

Задание 4. Приведите примеры научных фактов, научных теорий, научных гипотез.

Задание 5. Приведите примеры понятий, суждений, умозаключений

Задание 6. Хорошо известен такой афоризм: “Образование - это знания, которые остаются после того, когда все забудешь”.

Какая идея здесь заложена и согласны ли Вы с ней?

Задание 7. В чём отличие субъективной истины от объективной?

 

Date: 2015-10-21; view: 1025; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию