Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История. ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академияСтр 1 из 6Следующая ⇒ ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ У СТУДЕНТОВ 2 курса по специальности «лечебное дело» Тема №5:«медицина эпохи феодализма. Возрождение» Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции) № протокола ……………. «___»____________ 2007 г.
Зав. кафедрой ОЗиЗ ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава к.м.н., доц. Шульмин А. В. (подпись) ……………………..
Составители: ст. преподаватель Сабанова А.О. к.м.н., ст. преподаватель Козлов В.В.
Красноярск 1. Тема занятия: Медицина эпохи феодализма. Возрождение. 2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Учебное значение (актуальность) изучаемой темы: Изучение фактических данных из истории медицины эпохи Возрождения. Знание истории развития медицины позволяет избежать ошибок современного этапа развития здравоохранения, а некоторые принципы, следуя высказыванию «все новое хорошо забытое старое» нужно использовать в практике. Развитие исторического мышления в понимании процессов становления медицины способствует лучшему овладению специальными медицинскими знаниями. Изучения опыта мировой и отечественной медицины, её положительных традиций, ознакомление с жизнью и заслугами лучших её представителей (У. Гарвей, Парацельс, Д. Фракасторо, А. Везалий) способствует воспитанию чувства патриотизма, гуманизма, честности, достоинства врача. Цель изучения темы: Понять основные этапы развития эпохи Возрождения. Важнейшие открытия в области медицины. Общая цель: Подготовка специалиста соответствующего квалификационным требованиям части знания предмета «История медицины». Выработать у студентов навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами, умение применять исторический метод. 4.2. Учебная цель: Дать знания об основных чертах развития медицинской науки в эпоху феодализма. Сформировать представления об основных аспектах развития медицины в эпоху Возрождения, пониманиезначимости важнейших открытий данной эпохи, охарактеризовать деятельность великих учёных того времени. 4.3. Психолого-педагогическая цель: Воспитание чувства патриотизма, гуманизма, честности, достоинства врача на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, её положительных традиций, ознакомление с жизнью и заслугами лучших её представителей увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как ученые с риском для жизни низвергали схоластические авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности. 5. Место проведения: учебная комната №5. 6.Оснащение занятия: Учебно-методический комплекс дисциплины, таблицы, схемы и другой раздаточный материал. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Организация занятия: Уточнить у студентов обеспеченность исходным материалом для подготовки к занятию. Выяснить вопросы, по которым возникли трудности при подготовке к занятию (более чем у 40% учащихся). Рассмотреть их и зафиксировать для последующего совершенствования учебно-методического процесса. Краткое содержание темы. МЕДИЦИНА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ -ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV-XVII вв.) История В XIV—XV вв. в общественной и культурной жизни Западной Европы, и прежде всего Италии, произошли большие перемены. В недрах феодализма формировались новые рыночные, или буржуазные, отношения. Более прогрессивные формы хозяйственного и общественного развития требовали постоянного притока знаний, и ученые обратились к исследованию природы. В противовес схоластическому мировоззрению с его опорой на авторитеты стал утверждаться опытный метод в науке. Предпочтение отдавалось наблюдению и точному счету. Царицей наук стала математика, и смежные с ней области знания. В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты. Галилео Галилей конструировал телескоп и создавал первый термоскоп (прототип термометра). Николай Коперник разрабатывал гелиоцентрическую теорию. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в действительности. Они искали опору в реалистическом искусстве античных авторов, особенно греков. Вот почему этот период позднего средневековья в Западной Европе получил название «Возрождение» (фр. Renaissance) в смысле — «возрождение античности». Зародилась оно в Италии в XIII—XIV вв.; в XVI столетии получило распространение в Германии, Швейцарии, Нидерландах, Англии, Испании, Франции; коснулось Чехии и Польши. Идейным содержанием раннебуржуазной культуры Возрождения стала философия гуманизма (от лат. humanos — человеческий, человечный). В центре мировоззрения гуманистов был человек и реальный земной мир. Они не выступали против религии и не оспаривали основных положений христианства, они по-прежнему отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение, но не вмешивающегося в жизнь людей. Таким образом, культура и науки постепенно приобретали светский характер и становились более самостоятельными и независимыми от церкви. В человеке стали ценить ум, знание и умение, творческую энергию и упорство в достижении цели, волю и чувство собственного достоинства. Идеальный человек — энциклопедист и созидатель, творец самого себя и своей судьбы. «Гуманисты нашли в античности то, что хотели найти: опору своему стремлению построить светскую антропоцентрическую культуру, которая и составляет подлинную сущность Ренессанса». «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были... овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества»41, — писал Ф. Энгельс о выдающихся представителях этой могучей эпохи. Среди них — виднейшие деятели Раннего итальянского Возрождения: Данте Алигьери (1265—1321) — автор «Божественной комедии», и философ Франческо Петрарка (1304—1374), автор «Декамерона» Джованни Боккаччо (1313—1375) и основоположник нового направления в европейском изобразительном искусстве Джотто ди Бондоне (1266—1337); титаны Высокого Возрождения Рафаэль Санти (1483—1520) и Микеланджело Буонароти (1475—1564), Тициан Вечеллио (1487—1576) и Леонардо да Винчи; великие писатели Позднего Возрождения Эразм Роттердамский (1496-1536), Уильям Шекспир (1564-1616), Мигель де Сервантес (1547—1616) и Лопе де Вега (1562—1635), и великие врачи Андреас Веза-лий, Парацельс, Джироламо Фракасторо и многие другие. Поиски новых земель и широкое развитие мореплавания сделали конец XV — начало XVI столетия временем Великих географических открытий. В 1492 г. Христофор Колумб (1451—1506) открыл для европейцев Американский континент. В 1498 г. Васко да Гама (1460—1524), обогнув Африку, впервые прошел морским путем из Европы в Индию. В 1519—1521 гг. Фернан Магеллан (1480—1521) организовал первое кругосветное путешествие. С открытием новых земель мир сделался в несколько раз больше, нарушились рамки национальной обособленности, а вместе с ними и средневековая замкнутость в экономике, культуре, мышлении. Так начиналось формирование общеевропейской культуры и общеевропейской цивилизации. Культура Возрождения, локальная по своим масштабам (охватившая лишь Западную Европу), явилась глобальным явлением мировой культуры по силе своего воздействия на все последующее социальное и экономическое развитие человечества43. Основные черты естествознания в эпоху Возрождения следующие: утверждение опытного метода в науке, развитие математики и механики, метафизическое мышление (которое явилось шагом вперед по сравнению со схоластическим мышлением классического средневековья).
|