Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История. ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия





ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

У СТУДЕНТОВ 2 курса по специальности «лечебное дело»

Тема №5:«медицина эпохи феодализма. Возрождение»

Утверждена на кафедральном заседании

(межкафедральной методической конференции)

№ протокола …………….

«___»____________ 2007 г.

 

Зав. кафедрой ОЗиЗ

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

к.м.н., доц. Шульмин А. В. (подпись) ……………………..

 

Составители:

ст. преподаватель Сабанова А.О.

к.м.н., ст. преподаватель Козлов В.В.

 

 

Красноярск

1. Тема занятия: Медицина эпохи феодализма. Возрождение.

2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие.

Учебное значение (актуальность) изучаемой темы: Изучение фактических данных из истории медицины эпохи Возрождения. Знание истории развития медицины позволяет избежать ошибок современного этапа развития здравоохранения, а некоторые принципы, следуя высказыванию «все новое хорошо забытое старое» нужно использовать в практике. Развитие исторического мышления в понимании процессов становления медицины способствует лучшему овладению специальными медицинскими знаниями. Изучения опыта мировой и отечественной медицины, её положительных традиций, ознакомление с жизнью и заслугами лучших её представителей (У. Гарвей, Парацельс, Д. Фракасторо, А. Везалий) способствует воспитанию чувства патриотизма, гуманизма, честности, достоинства врача.

Цель изучения темы: Понять основные этапы развития эпохи Возрождения. Важнейшие открытия в области медицины.

Общая цель: Подготовка специалиста соответствующего квалификационным требованиям части знания предмета «История медицины». Выработать у студентов навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами, умение применять исторический метод.

4.2. Учебная цель: Дать знания об основных чертах развития медицинской науки в эпоху феодализма. Сформировать представления об основных аспектах развития медицины в эпоху Возрождения, пониманиезначимости важнейших открытий данной эпохи, охарактеризовать деятельность великих учёных того времени.

4.3. Психолого-педагогическая цель: Воспитание чувства патриотизма, гуманизма, честности, достоинства врача на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, её положительных традиций, ознакомление с жизнью и заслугами лучших её представителей увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные гори­зонты мира, как ученые с риском для жизни низвергали схоластические авто­ритеты и ломали рамки национальной ограниченности.

5. Место проведения: учебная комната №5.

6.Оснащение занятия: Учебно-методический комплекс дисциплины, таблицы, схемы и другой раздаточный материал.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия Время проведения Оснащение этапа
1. Организация занятия 5 мин. Ведомость оценки знаний и посещений занятий
2. Формулировка темы и цели занятия 5 мин.  
3. Устный опрос студентов с коррекцией знаний 35 мин. Методические рекомендации для преподавателя
4. Перерыв 10 мин.  
5. Самостоятельная работа студентов 10 мин.  
6. Слушание докладов по теме 20 мин. Методические рекомендации для преподавателя
7.   8. Обсуждение темы докладчика.   Задание на дом. 10 мин   5 мин. Методические рекомендации для преподавателя. Внеаудиторные методические разработки для студентов

Организация занятия: Уточнить у студентов обеспеченность исходным материалом для подготовки к занятию.

Выяснить вопросы, по которым возникли трудности при подготовке к занятию (более чем у 40% учащихся). Рассмотреть их и зафиксировать для последующего совершенствования учебно-методического процесса.

Краткое содержание темы.

МЕДИЦИНА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ -ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV-XVII вв.)

История

В XIV—XV вв. в общественной и культурной жизни Западной Европы, и прежде всего Италии, произошли большие перемены. В недрах феодализма формировались новые рыночные, или буржуазные, отношения. Более про­грессивные формы хозяйственного и общественного развития требовали по­стоянного притока знаний, и ученые обратились к исследованию природы. В противовес схоластическому мировоззрению с его опорой на авторитеты стал утверждаться опытный метод в науке. Предпочтение отдавалось на­блюдению и точному счету. Царицей наук стала математика, и смежные с ней области знания.

В этот период изобретались и совершенствовались измерительные прибо­ры и инструменты. Галилео Галилей конструировал телескоп и создавал пер­вый термоскоп (прототип термометра). Николай Коперник разрабатывал ге­лиоцентрическую теорию. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в дейст­вительности. Они искали опору в реалистическом искусстве античных авто­ров, особенно греков. Вот почему этот период позднего средневековья в За­падной Европе получил название «Возрождение» (фр. Renaissance) в смысле — «возрождение античности». Зародилась оно в Италии в XIII—XIV вв.; в XVI столетии получило распространение в Германии, Швейцарии, Нидер­ландах, Англии, Испании, Франции; коснулось Чехии и Польши.

Идейным содержанием раннебуржуазной культуры Возрождения стала философия гуманизма (от лат. humanos — человеческий, человечный). В центре мировоззрения гуманистов был человек и реальный земной мир. Они не выступали против религии и не оспаривали основных положений христиан­ства, они по-прежнему отводили Богу роль творца, приведшего мир в движе­ние, но не вмешивающегося в жизнь людей. Таким образом, культура и науки постепенно приобретали светский характер и становились более самостоятель­ными и независимыми от церкви. В человеке стали ценить ум, знание и уме­ние, творческую энергию и упорство в достижении цели, волю и чувство соб­ственного достоинства. Идеальный человек — энциклопедист и созидатель, творец самого себя и своей судьбы. «Гуманисты нашли в античности то, что хотели найти: опору своему стремлению построить светскую антропоцентри­ческую культуру, которая и составляет подлинную сущность Ренессанса».

«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая поро­дила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и уче­ности. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были... овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в не­скольких областях творчества»41, — писал Ф. Энгельс о выдающихся пред­ставителях этой могучей эпохи.

Среди них — виднейшие деятели Раннего итальянского Возрождения: Данте Алигьери (1265—1321) — автор «Божественной комедии», и философ Франческо Петрарка (1304—1374), автор «Декамерона» Джованни Боккач­чо (1313—1375) и основоположник нового направления в европейском изобра­зительном искусстве Джотто ди Бондоне (1266—1337); титаны Высокого Возрождения Рафаэль Санти (1483—1520) и Микеланджело Буонароти (1475—1564), Тициан Вечеллио (1487—1576) и Леонардо да Винчи; великие писатели Позднего Возрождения Эразм Роттердамский (1496-1536), Уильям Шекспир (1564-1616), Мигель де Сервантес (1547—1616) и Лопе де Вега (1562—1635), и великие врачи Андреас Веза-лий, Парацельс, Джироламо Фракасторо и многие другие.

Поиски новых земель и широкое развитие мореплавания сделали конец XV — начало XVI столетия временем Великих географических открытий. В 1492 г. Христофор Колумб (1451—1506) открыл для европейцев Амери­канский континент. В 1498 г. Васко да Гама (1460—1524), обогнув Африку, впервые прошел морским путем из Европы в Индию. В 1519—1521 гг. Фернан Магеллан (1480—1521) организовал первое кругосветное путешествие. С от­крытием новых земель мир сделался в несколько раз больше, нарушились рам­ки национальной обособленности, а вместе с ними и средневековая замкну­тость в экономике, культуре, мышлении. Так начиналось формирование об­щеевропейской культуры и общеевропейской цивилизации.

Культура Возрождения, локальная по своим масштабам (охватившая лишь Западную Европу), явилась глобальным явлением мировой культуры по силе своего воздействия на все последующее социальное и экономическое развитие человечества43.

Основные черты естествознания в эпоху Возрождения следующие: утвер­ждение опытного метода в науке, развитие математики и механики, метафизи­ческое мышление (которое явилось шагом вперед по сравнению со схоластиче­ским мышлением классического средневековья).

Date: 2015-10-21; view: 309; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию