Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работа с репродукциями⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 39 Все предложенные ниже варианты заданий педагог может проводить, имея в арсенале репродукции известных художников. Выбор должен быть достаточно большой. Задание ( Л.А. Савчук) выбрать из 10-12-ти репродукций пейзажей русских художников два противоположных по «настроению», переданному художниками в «изображенной» ими природе; · выбранные произведения внимательно рассмотреть, попытаться увидеть и почувствовать «настроение» каждого пейзажа; · прочесть знакомое лирическое произведение (стихотворение) с двумя этими настроениями: сначала с одним, затем с другим. Но человеку, смотрящему на нее, не нравится ветреная погода, он испытывает некомфортное чувство. Его эмоции - печаль, уныние, раздражение, и с этим отношением он читает свое стихотворение. Ошибкой в выполнении задания является то, что студент проявляет себя, свое чувство, свое отношение к изображению, а не пытается передать «настроение» природы на картине. При указании на ошибку предлагается еще раз рассмотреть картину и попытаться выполнить задание. Способность человека настроить себя на чужую эмоциональную волну (заданную не стихотворением, а визуальным образом) не зависит от того, хорошо или нет абитуриент был знаком с изобразительным искусством и насколько удачно прошел подготовленную программу на консультациях-прослушиваниях. Серия заданий «Репродукция». 1 вариант: “Если бы...” Каждый участник выбирает одну репродукцию. Предлагается перенестись в область представлений и ассоциаций и по принципу “если бы это был... ДОМ”. Рассказать, как бы выглядел дом, кто в нем жил бы или живет, - словом, сделать подробное описание помещения. Внимательно изучив репродукцию, обучаемый должен: обратить внимание на цветовую палитру, характер линий, изломов, пятен; уловить эмоциональную гамму произведения; проанализировать изображенное и доказать тождественность ассоциаций с представленным ДОМОМ. Задания могут быть разнообразными: “Если бы это был... цветок (профессия, человек, страна, книга, событие и многое другое). 2 вариант “Перевоплощение” Предлагается выбрать из множества предложенных картин — одну. Выбор по принципу «не я выбираю картину, а она меня». Далее следуют задания: · внимательно изучить картину; · представить себя на месте какого-нибудь объекта и посмотреть из его пространства вокруг; · попробовать описать окружающее пространство, с точки зрения не «человеческой», а с позиции выбранного предмета, животного; увидеть мир его глазами; · увидеть мир с точки зрения не “человеческой”, а с позиции выбранного предмета, животного, почувствовать свое бытие, · рассказать о своих температурных, вкусовых ощущениях, об эмоциональном впечатлении, найти адекватные языковые средства для выражения своей мысли. Обучаемые должны осуществить воображаемый переход на точку зрения объекта: все описанные художественные детали должны выражать мир ценностей этого объекта, с учетом его понимания мира и окружающей действительности. Педагогу надо следить, чтобы каждый участник не просто встал на место персонажа, а мог удержать эту позицию на протяжении всего рассказа. 3 вариант “Натюрморт” Предлагается выбрать натюрморт. Работа может проводиться малыми группами. В этом упражнении, напротив, надо наделить предметы человеческими качествами; пофантазировать, каким бы мог быть тот или иной предмет, если бы был человеком, каковы его характер, привычки, профессия. Обучаемые должны научиться субъективно прочитывать символический смысл в цветовых сочетаниях, в линиях предметов. Линия может быть плавной, резкой, гибкой, певучей, энергичной, напористой и т. д. Самые разные знаки, символы, образы помогут отождествить предметы с реальными человеческими характерами. Кроме того, в натюрморте несколько предметов, а значит, есть уникальная возможность проследить разность характеров, вступающих во взаимодействие друг с другом. Задание может продолжиться этюдами, где студентам предлагается воспроизвести диалог своих персонажей. Таким образом, натюрморт “оживает” и зрители видят людей с характерами предметов или предметы с характерами людей в узнаваемых социальных ситуациях. 4 вариант: “Ясновидение” АКТУАЛЬНОСТЬ: существует такая проблема: анализируя литературное произведение, студенты часто ставят знак равенства между автором и его рассказчиком, автором и его персонажами. В предыдущих вариантах развивалось умение отличать характерные признаки точек зрения животных, предметов, людей. В этом задании задача усложняется. Студентам нужно научиться различать “человеческие” точки зрения, не путая автора с его рассказчиком и героями (персонажами, объектами). МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ: Педагог показывает одну картину всем участникам. Внимательно изучив ее, следует представить самого художника, который писал картину. Характер, привычки, жесты — словом, образ художника нужно придумать. Далее, самая сложная задача: студент перевоплощается в художника, который подслушал, о чем шепчутся нарисованные им предметы, персонажи. Здесь должно быть описание одного и того же события — отношение персонажей к собственному появлению. Результат — разные рассказы по поводу одного и того же события с точки зрения разных характеров художника. В характере художника может быть одна доминирующая характеристика, например: ворчун, весельчак, хвастун, неженка, и др. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: Выполняя приведенные выше упражнения, студенты открывают для себя и практически осваивают три типа построения художественного текста – диалог, рассказ от первого и рассказ от третьего лица. Здесь формируется основа понимания главных родов литературы: драмы, лирики, эпоса. 5 вариант: “Стоп кадр”. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ: Для этого задания следует отобрать репродукции, написанные в реалистическо-бытовом жанре с изображением людей. Ученики делятся на малые группы соответственно числу изображенных персонажей на картине. Группа должна изучить драматическую ситуацию, аргументированно представить события, завязку и сыграть этюд. Стоп кадром будет момент, изображенный на картине. Вариантом задания могут быть последующие события с развязкой. В этом случае этюд начинается со стоп кадра и продолжается до своего логического конца. «Биография предмета»или «материалообраз» (по Л.А. Савчук) Рассказать характер человека, прообразом которого выступает определенный объект. Придумать рассказ о нем. Объектами исследования могут стать и серебряная пудреница с выпавшим зеркальцем и полустертой гравировкой, и ржавый амбарный замок, и плюшевая растрепанная детская игрушка, и старенькие очки с поцарапанными стеклами, и уже не работающей зонт, и многие другие старые, пожившие и уже не нужные людям вещи. · Служение вещи, предмета человеку - его основная функция. Оно же - основная линия «жизни» героя рассказа, его смысл «жизни», его умение. · От формы (конструкции) предмета, вещи, ее простоты или сложности зависят «мысли» и «чувства» героя, т. е. как думает, чувствует и выражает себя герой. · Но форма - это еще и «фигура», и это тоже влияет на качество «мыслей» героя. Например, две металлические терки, но одна вытянутая, прямоугольная, а другая овальная, округлая, без углов. У одной мысли угловатые, у другой – «округлые», более гармоничные. Или две деревянные кружки: одна простая, с ровной, гладкой поверхностью и простой ручкой, другая - вся в разных узорах и резной красивой ручкой. Мысли и чувства первой - хоть и «округлые», но очень простые, а мысли и чувства второй - изящны. · От величины предмета зависит основной темп «жизни» героя. · Фактура материала, из которого сделан предмет, говорит о «чертах характера» героя. · Цвет предмета указывает на «темперамент» героя. Все оттенки теплых тонов говорят о натурах энергичных, открытиях, импульсивных; оттенки холодных - о более сдержанных натурах, о более сдержанном поведении. · «Особые приметы» предмета говорят о «событиях» в «жизни» героя, может быть, кардинально меняющих его жизнь. Все царапинки и потертости, обрывы и потери частей, дыры, вмятины, ржавчина, заплатки и штопка, замена частей - все это свидетельства каких-то событий (случаев), произошедших с героями в их жизни. При успешном выполнении задания студенты открывают для себя в малопривлекательных на первый взгляд предметах и вещах «живой» мир чувств и мыслей. Они начинают иначе «смотреть» и «видеть», они приобретают качественно другой взгляд на предметно-вещественный мир: в каждом предмете скрыта тайна его «души», которую, если захотеть, можно узнать, открыть. Вариант задания: «Автопортрет». Из каких предметов вы бы создали композицию, чтобы она стала прообразом вашего автопортрета? А Юность и старость? Мужчину и женщину? «Сценический эквивалент» (Е.Ф. Шангина) Выразить различными театральными средствами понятие, содержащее в себе событийное начало. (Например: Верность. Бег. Одиночество. Осень. Ссора. Ошибка. Прощание. Покаяние. Крик. Развод. Первая любовь. Обида, и т. д.). Для организации сценического пространства могут быть использованы: реквизит, бутафория, детали костюмов и др. Положительно оценивается выполнение задания, где есть событийная организация сценического пространства, эквивалентная понятию-стимулу, образность, интересная композиция. (Кроме склонности к образному моделированию действительности, способности понимать и создавать тропы, задание выявляет характер творческого воображения и фантазии, событийно-действенное мышление, пространственно-временное восприятие, чувство композиции, зрелищности и др.). «Жизнь вещи» (Е.Ф. Шангина) В форме сценического этюда «сыграть» фрагмент из «жизни» вещи. (Например, для изображения предлагаются следующие объекты стул, чайник, цветок, игрушка, мяч, ручка, стол, костер, башмак, папироса и т. д.). Этюд выполняется индивидуально «режиссером» или с помощью других исполнителей. Этюдная зарисовка должна быть событийной, а смысл ее — ассоциироваться с логикой поведения людей, жизненными ситуациями. Задание должно быть интересным и подробным по содержанию, с намеком на событие, конфликт, противоречие. Например: · старый древний колокол, уставший от собственного зона; · сочная, молодая репка, выросшая вдали от своей грядки; · воздушный голубой шар, бесцельно летающий в небе; · молодая ветвистая верблюжья колючка, застрявшая в песке; · большой зеленый кактус, растущий среди множества «кактусят»; · новая кастрюля-скороварка со Знаком качества, появившаяся на коммунальной кухне среди старых, облупившихся от старости кастрюль; · чайник со свистком, в котором давно выкипела вода, и т. д). Это задание может быть использовано для проверки характера творческого воображения и фантазии у исполнителей. Оценивается за: неординарность ситуации, оригинальность события, создание образа, явно ассоциируемого с характером определенного человека, интересный пластический рисунок. (Кроме ассоциативно-образного, тройного мышления, пластического видения, задание раскрывает характер творческого воображения и фантазии, чувство юмора, дает представление о свойствах индивидуальной пластики, выявляет способность мыслить действенными, событийными, пространственно временными категориями). «Образное видение» (составитель Е.Ф. Шангина) (задание А. А. Гончарова) Дается определенное понятие, например: «Жажда». Необходимо рассказать, какой зрительный образрождается на данный стимул. Понятия-стимулы должны быть философски обобщенные, многозначные по смыслу, проведирующие к эмоциональной возбудимости и образному видению. (Например: «Любовь», «Крик», «Весна», «Голгофа», «Барьер», «Гроза», «Свидание», «Разрыв», «Начало», «Серенада», «Оборотень» и т. д.). Задание полезно повторить 2-3 раза, меняя стимул-понятие. Воображаемый образ может быть статичный (как картина) или динамичный (в действии); важно, чтобы он был яркий, зримый, неожиданный. Положительно оценивается ответ за уникальное видение, количество неожиданных и ярких ассоциативных связей, склонность к созданию тропов. (Кроме способности понимать и создавать тропы задание выявляет характер творческого воображения и фантазии, чувство композиции и зрелищности, пространственно-временного восприятия, степень свободы от стереотипа мышления и др.). «Мой город» (составитель Е.Ф. Шангина) (задание В. П. Марина) В общих и ярких чертах дать краткую образную характеристику городу, в котором живешь. Чем оригинальнее, ярче, своеобразнее будет «сформулирован» образ города, тем лучше. Оценивается яркость образа, точность сравнения, использование метафоры (или иного тропа). (Кроме ассоциативно-образного мышления задание выявляет характер творческого воображения, наблюдательность, способность к анализу и синтезу, пространственно-временное восприятие, склонность к мышлению тропами). «Экстремальные обстоятельства» (задание А. А. Гончарова) Выполнить «фотографию» на предложенный сюжет или тему. Предлагаемые обстоятельства этюда - экстремальные. (Названия возможных тем: «Разрыв», «Катастрофа», «Обрыв», «Разоблачение», «Ностальгия», «Крик», «Доходное место», «Банкрот», «Голгофа», «Крах», «Розыгрыш», «Телеграмма», «Подкидыш», «Последняя электричка», «Расплата», «Шантаж» и др.). Положительно оценивается построение острого конфликта, эмоциональная насыщенность, использование тропа. (Кроме способности мыслить действенными и событийными категориями, задание обнаруживает ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение, наблюдательность, эмоциональную возбудимость на событие, чувство композиции, ритма, зрелищности, знание человеческой психологии, организаторские способности).
|