Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с репродукциями





Все предложенные ниже варианты заданий педагог может проводить, имея в арсенале репродукции известных художников. Выбор должен быть достаточно большой.

Задание ( Л.А. Савчук)

выбрать из 10-12-ти репродукций пейзажей русских художников два противоположных по «настроению», переданному художниками в «изображенной» ими природе;

· выбранные произведения внимательно рассмотреть, попытаться увидеть и почувствовать «настроение» каждого пейзажа;

· прочесть знакомое лирическое произведение (стихотворение) с двумя этими настроениями: сначала с одним, затем с другим.

Но человеку, смотрящему на нее, не нравится ветреная погода, он испытывает некомфортное чувство. Его эмоции - печаль, уныние, раздражение, и с этим отношением он читает свое стихотворение. Ошибкой в выполнении задания является то, что студент проявляет себя, свое чувство, свое отношение к изображению, а не пытается передать «настроение» природы на картине.

При указании на ошибку предлагается еще раз рассмотреть картину и попытаться выполнить задание. Способность человека настроить себя на чужую эмоциональную волну (заданную не стихотворением, а визуальным образом) не зависит от того, хорошо или нет абитуриент был знаком с изобразительным искусством и насколько удачно прошел подготовленную программу на консультациях-прослушиваниях.

Серия заданий «Репродукция».

1 вариант: “Если бы...”

Каждый участник выбирает одну репродукцию. Предлагается перенестись в область представлений и ассоциаций и по принципу “если бы это был... ДОМ”. Рассказать, как бы выглядел дом, кто в нем жил бы или живет, - словом, сделать подробное описание помещения. Внимательно изучив репродукцию, обучаемый должен: обратить внимание на цветовую палитру, характер линий, изломов, пятен; уловить эмоциональную гамму произведения; проанализировать изображенное и доказать тождественность ассоциаций с представленным ДОМОМ. Задания могут быть разнообразными: “Если бы это был... цветок (профессия, человек, страна, книга, событие и многое другое).

2 вариант “Перевоплощение”

Предлагается выбрать из множества предложенных картин — одну. Выбор по принципу «не я выбираю картину, а она меня». Далее следуют задания:

· внимательно изучить картину;

· представить себя на месте какого-нибудь объекта и посмотреть из его пространства вокруг;

· попробовать описать окружающее пространство, с точки зрения не «человеческой», а с позиции выбранного предмета, животного; увидеть мир его глазами;

· увидеть мир с точки зрения не “человеческой”, а с позиции выбранного предмета, животного, почувствовать свое бытие,

· рассказать о своих температурных, вкусовых ощущениях, об эмоциональном впечатлении, найти адекватные языковые средства для выражения своей мысли.

Обучаемые должны осуществить воображаемый переход на точку зрения объекта: все описанные художественные детали должны выражать мир ценностей этого объекта, с учетом его понимания мира и окружающей действительности. Педагогу надо следить, чтобы каждый участник не просто встал на место персонажа, а мог удержать эту позицию на протяжении всего рассказа.

3 вариант “Натюрморт”

Предлагается выбрать натюрморт. Работа может проводиться малыми группами. В этом упражнении, напротив, надо наделить предметы человеческими качествами; пофантазировать, каким бы мог быть тот или иной предмет, если бы был человеком, каковы его характер, привычки, профессия.

Обучаемые должны научиться субъективно прочитывать символический смысл в цветовых сочетаниях, в линиях предметов. Линия может быть плавной, резкой, гибкой, певучей, энергичной, напористой и т. д. Самые разные знаки, символы, образы помогут отождествить предметы с реальными человеческими характерами. Кроме того, в натюрморте несколько предметов, а значит, есть уникальная возможность проследить разность характеров, вступающих во взаимодействие друг с другом. Задание может продолжиться этюдами, где студентам предлагается воспроизвести диалог своих персонажей. Таким образом, натюрморт “оживает” и зрители видят людей с характерами предметов или предметы с характерами людей в узнаваемых социальных ситуациях.

4 вариант: “Ясновидение”

АКТУАЛЬНОСТЬ: существует такая проблема: анализируя литературное произведение, студенты часто ставят знак равенства между автором и его рассказчиком, автором и его персонажами.

В предыдущих вариантах развивалось умение отличать характерные признаки точек зрения животных, предметов, людей. В этом задании задача усложняется. Студентам нужно научиться различать “человеческие” точки зрения, не путая автора с его рассказчиком и героями (персонажами, объектами).

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ: Педагог показывает одну картину всем участникам. Внимательно изучив ее, следует представить самого художника, который писал картину. Характер, привычки, жесты — словом, образ художника нужно придумать. Далее, самая сложная задача: студент перевоплощается в художника, который подслушал, о чем шепчутся нарисованные им предметы, персонажи. Здесь должно быть описание одного и того же события — отношение персонажей к собственному появлению. Результат — разные рассказы по поводу одного и того же события с точки зрения разных характеров художника. В характере художника может быть одна доминирующая характеристика, например: ворчун, весельчак, хвастун, неженка, и др.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: Выполняя приведенные выше упражнения, студенты открывают для себя и практически осваивают три типа построения художественного текста – диалог, рассказ от первого и рассказ от третьего лица. Здесь формируется основа понимания главных родов литературы: драмы, лирики, эпоса.

5 вариант: “Стоп кадр”.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ: Для этого задания следует отобрать репродукции, написанные в реалистическо-бытовом жанре с изображением людей. Ученики делятся на малые группы соответственно числу изображенных персонажей на картине. Группа должна изучить драматическую ситуацию, аргументированно представить события, завязку и сыграть этюд. Стоп кадром будет момент, изображенный на картине. Вариантом задания могут быть последующие события с развязкой. В этом случае этюд начинается со стоп кадра и продолжается до своего логического конца.

«Биография предмета»или «материалообраз» (по Л.А. Савчук)

Рассказать характер человека, прообразом которого выступает определенный объект. Придумать рассказ о нем.

Объектами исследования могут стать и серебряная пудреница с выпавшим зеркальцем и полустертой гравировкой, и ржавый амбарный замок, и плюшевая растрепанная детская игрушка, и старенькие очки с поцарапанными стеклами, и уже не работающей зонт, и многие другие старые, пожившие и уже не нужные людям вещи.

· Служение вещи, предмета человеку - его основная функция. Оно же - основная линия «жизни» героя рассказа, его смысл «жизни», его умение.

· От формы (конструкции) предмета, вещи, ее простоты или сложности зависят «мысли» и «чувства» героя, т. е. как думает, чувствует и выражает себя герой.

· Но форма - это еще и «фигура», и это тоже влияет на качество «мыслей» героя. Например, две металлические терки, но одна вытянутая, прямоугольная, а другая овальная, округлая, без углов. У одной мысли угловатые, у другой – «округлые», более гармоничные. Или две деревянные кружки: одна простая, с ровной, гладкой поверхностью и простой ручкой, другая - вся в разных узорах и резной красивой ручкой. Мысли и чувства первой - хоть и «округлые», но очень простые, а мысли и чувства второй - изящны.

· От величины предмета зависит основной темп «жизни» героя.

· Фактура материала, из которого сделан предмет, говорит о «чертах характера» героя.

· Цвет предмета указывает на «темперамент» героя. Все оттенки теплых тонов говорят о натурах энергичных, открытиях, импульсивных; оттенки холодных - о более сдержанных натурах, о более сдержанном поведении.

· «Особые приметы» предмета говорят о «событиях» в «жизни» героя, может быть, кардинально меняющих его жизнь. Все царапинки и потертости, обрывы и потери частей, дыры, вмятины, ржавчина, заплатки и штопка, замена частей - все это свидетельства каких-то событий (случаев), произошедших с героями в их жизни.

При успешном выполнении задания студенты открывают для себя в малопривлекательных на первый взгляд предметах и вещах «живой» мир чувств и мыслей. Они начинают иначе «смотреть» и «видеть», они приобретают качественно другой взгляд на предметно-вещественный мир: в каждом предмете скрыта тайна его «души», которую, если захотеть, можно узнать, открыть.

Вариант задания: «Автопортрет». Из каких предметов вы бы создали композицию, чтобы она стала прообразом вашего автопортрета? А Юность и старость? Мужчину и женщину?

«Сценический эквивалент» (Е.Ф. Шангина)

Выразить различными театральными средствами понятие, содержащее в себе событийное начало. (Например: Верность. Бег. Одиночество. Осень. Ссора. Ошибка. Прощание. Покая­ние. Крик. Развод. Первая любовь. Обида, и т. д.).

Для организации сценического пространства могут быть использованы: реквизит, бутафория, детали костюмов и др.

Положительно оценивается выполнение задания, где есть событийная организация сценического пространства, эквива­лентная понятию-стимулу, образность, интересная компози­ция.

(Кроме склонности к образному моделированию дейст­вительности, способности понимать и создавать тропы, зада­ние выявляет характер творческого воображения и фантазии, событийно-действенное мышление, пространственно-времен­ное восприятие, чувство композиции, зрелищности и др.).

«Жизнь вещи» (Е.Ф. Шангина)

В форме сценического этюда «сыграть» фрагмент из «жиз­ни» вещи. (Например, для изображения предлагаются следую­щие объекты стул, чайник, цветок, игрушка, мяч, ручка, стол, костер, башмак, папироса и т. д.).

Этюд выполняется индивидуально «режиссером» или с по­мощью других исполнителей. Этюдная зарисовка должна быть событийной, а смысл ее — ассоциироваться с логикой поведе­ния людей, жизненными ситуациями.

Задание должно быть интересным и подробным по содер­жанию, с намеком на событие, конфликт, противоречие.

На­пример:

· старый древний колокол, уставший от собственного зо­на;

· сочная, молодая репка, выросшая вдали от своей гряд­ки;

· воздушный голубой шар, бесцельно летающий в небе;

· молодая ветвистая верблюжья колючка, застрявшая в песке;

· большой зеленый кактус, растущий среди множества «кактусят»;

· новая кастрюля-скороварка со Знаком качества, по­явившаяся на коммунальной кухне среди старых, облупивших­ся от старости кастрюль;

· чайник со свистком, в котором давно выкипела вода, и т. д).

Это задание может быть использовано для проверки ха­рактера творческого воображения и фантазии у исполнителей.

Оценивается за: неординарность ситуации, оригинальность события, создание образа, явно ассоциируемого с характером определенного человека, интересный пластический рисунок.

(Кроме ассоциативно-образного, тройного мышления, плас­тического видения, задание раскрывает характер творческого воображения и фантазии, чувство юмора, дает представление о свойствах индивидуальной пластики, выявляет способность мыслить действенными, событийными, пространственно вре­менными категориями).

«Образное видение» (составитель Е.Ф. Шангина)

(задание А. А. Гончарова)

Дается определенное понятие, например: «Жажда». Не­обходимо рассказать, какой зрительный образрождается на данный стимул.

Понятия-стимулы должны быть философски обобщенные, многозначные по смыслу, проведирующие к эмоциональной возбудимости и образному видению. (Например: «Любовь», «Крик», «Весна», «Голгофа», «Барьер», «Гроза», «Свидание», «Разрыв», «Начало», «Серенада», «Оборотень» и т. д.). Зада­ние полезно повторить 2-3 раза, меняя стимул-понятие.

Воображаемый образ может быть статичный (как картина) или динамичный (в действии); важно, чтобы он был яркий, зри­мый, неожиданный. Положительно оценивается ответ за уни­кальное видение, количество неожиданных и ярких ассоциа­тивных связей, склонность к созданию тропов.

(Кроме способности понимать и создавать тропы задание выявляет характер творческого воображения и фантазии, чувство композиции и зрелищности, пространственно-временного восприятия, степень свободы от стереотипа мышления и др.).

«Мой город» (составитель Е.Ф. Шангина)

(задание В. П. Марина)

В общих и ярких чертах дать краткую образную характе­ристику городу, в котором живешь. Чем оригинальнее, ярче, своеобразнее будет «сформулирован» образ города, тем луч­ше.

Оценивается яркость образа, точность сравнения, исполь­зование метафоры (или иного тропа).

(Кроме ассоциативно-образного мышления задание выяв­ляет характер творческого воображения, наблюдательность, способность к анализу и синтезу, пространственно-временное восприятие, склонность к мышлению тропами).

«Экстремальные обстоятельства»

(задание А. А. Гончарова)

Выполнить «фотографию» на предложенный сюжет или тему. Предлагаемые обстоятельства этюда - экстремаль­ные.

(Названия возможных тем: «Разрыв», «Катастрофа», «Обрыв», «Разоблачение», «Ностальгия», «Крик», «Доходное мес­то», «Банкрот», «Голгофа», «Крах», «Розыгрыш», «Телеграмма», «Подкидыш», «Последняя электричка», «Расплата», «Шантаж» и др.).

Положительно оценивается построение острого конфлик­та, эмоциональная насыщенность, использование тропа.

(Кроме способности мыслить действенными и событийны­ми категориями, задание обнаруживает ассоциативно-образ­ное восприятие, пластическое видение, наблюдательность, эмоциональную возбудимость на событие, чувство компози­ции, ритма, зрелищности, знание человеческой психологии, организаторские способности).

Date: 2015-10-18; view: 364; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию