Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизненный путь в понимании психолога 3 page





Занятая личностью позиция «сидеть сложа руки» приводит к непоправимым изменениям в ее жизни: она испытывает разочарование, в ней на­капливаются злоба к людям, мстительность, кото­рые и проявляются в ее последующих жизненных отношениях (таковы вторичные последствия жиз­ненной позиции личности, которые ведут к ее де­градации). Однако иногда человек, заняв активную позицию, может растратить себя на «переделку мира», включиться в решение социально тупиковой ситуации, но потом изменяет себе, занимает пассив­ную, отстраненную позицию. Ему не хватает жизненного разума, чтобы отделить бесплодность своих личных усилий, связанных с тупиковой социальной ситуацией, от собственных личностных возмож­ностей, он переживает поражение и принимает его как судьбу. Траектория жизненной линии здесь прерывается.

На протяжении жизни изменяются основные жизненные отношения личности, которые иногда на­талкиваются на внутреннюю инерцию: способ жиз­ни и отношение (например, с детьми, с мужем) коренным образом изменились, а человек пытается жить по-прежнему. Жизненную линию определяет жизненная зрелость (или незрелость). Последняя иногда и в пожилом возрасте проявляется в инфан­тилизме — переоценке своей значимости, своих воз­можностей, неадекватной «размашистости» (новая семья, новое дело закладываются без учета жизнен­ных сил). Напротив, жизненная зрелость проявля­ется в равнодушии к «соблазнам», в преодолении препятствий, в отстаивании своей линии жизни. Человек осознает необходимость решать жизненные противоречия или сдать жизненные позиции.

Некоторые противоречия возникают в процессе самой жизни, ее объективного хода, закономерного или случайного, но их общая черта в том, что они не могут быть разрешены личностью, даже если она проявляет активность, изобретательность, все свои способности. Другие противоречия, будучи объек­тивны по своей природе, не зависят от хода жизни конкретной личности и требуют для своего разре­шения активного участия целых групп людей, а не только усилий отдельной личности. Третьи разреша­ются самой личностью, ее усилиями и активностью, четвертые — только данной отдельной личностью. Такова в целом первая группа объективных по про­исхождению и определенных по степени возмож­ности их разрешения личностью противоречий.

Другая большая группа противоречий обуслов­лена особенностями самой личности, организующей жизнь. Вмешательство личности в ход жизни, ком­позиция ею своих жизненных отношений (противо­речивая или гармоничная по отношению друг к другу) порождают внутриличностные и социально-психологические противоречия. В качестве основания для классификации противоречий жизненного пути необходимо определить способ организации личностью жизни, т. е. жизненную позицию лич­ности, и способ проведения этой позиции во времени и в обстоятельствах жизни — жизненную линию. Для характеристики личности как субъекта жизне­деятельности чрезвычайно важен выбираемый ею способ разрешения противоречий.

Классификации жизненных противоречий, таким образом, основаны на разных моделях организации жизни личностью. Одной из наиболее распростра­ненных является модель резких перемен в жизни вследствие изменения жизненной позиции. Напри­мер, уход большого спортсмена, достигшего славы, на другую, гораздо более скромную работу — тре­нера и т.д., обнаруживает или прочность внутрен­ней личностной позиции, или ведет к внутреннему кризису. Сохранение активности при изменении жизненной позиции позволяет отделить подлинно личностную активность от тех социально-психоло­гических опор (славы и т.д.), которые поддержи­вали личность прежде. Другой моделью, в известном смысле противоположной первой, является модель возникновения внутренних противоречий и кризиса как результата отсутствия каких-либо желательных для личности жизненных перемен, жизненных до­стижений.

Иногда позиция внешне, казалось бы, непротиво­речивая, изменяясь и развиваясь, выливается в та­кие отношения, которые личность не может удер­жать или непротиворечиво соединить. Когда отно­шения в семье исходно являются компромиссными, неподлинными, подрастающие дети и новые отно­шения с ними обнаруживают несостоятельность позиции жены (мужа) или их взаимоотношений.

Наиболее яркой иллюстрацией неспособности решать жизненные противоречия являются два фе­номена — уход и возложение ответственности. Уход личности проявляется в самых разнообразных фор­мах: уход из семьи, в другую профессию, в другую возрастную группу и т. д. Однако этот феномен при разнообразии его жизненных форм является симптомом того, что личность хочет избежать труд­ностей. Любая форма ухода, как правило, связана с противоречивой ситуацией, в которой оказалась лич­ность, с ее неспособностью продуктивно разрешать противоречия или их длительно выдерживать. На первый взгляд некоторые формы ухода могут вос­приниматься как проявление активности личнос­ти — поиски новой жизненной позиции, перемена направления жизни, жизненной линии (новой семьи, новой профессии). Однако «уходившие» люди ука­зывали на отсутствие сил для продолжения прежней жизни, выполнения прежней роли.

Другой феномен ухода личности от противоре­чий — возложение ответственности — также прояв­ляется в самых разнообразных формах, в которых фактически занижается роль «я», роль личной ак­тивности, имеет место отсутствие инициативы или избежание ответственности. «Возложение ответст­венности» определяется нами как стремление лич­ности переложить ответственность на других. Пере­ход от нравственной регуляции к юридической (об­винения, порицание окружающих, начальство и т.д.), религиозность как возложение ответственности на внеличностные силы (судьбу и т.д.) — все это формы падения активности, неспособности отстоять собственную позицию.

Негибкость жизненной позиции проявляется в стремлении сохранять свои взгляды на жизнь, «принципы», привычки, круг общения и т. д. неиз­менными. Это часто присуще старческому возрасту и выражается в нежелании перемен (путешествий, встреч и т.д.). Однако такое состояние довольно часто проявляется и у молодых, и в зрелом возрасте как нежелание что-либо изменять в жизни, что-то «сдвигать со своих привычных мест», проявлять активность, идти навстречу трудностям. Такие люди во всех отношениях придерживаются ритуальных правил, твердого распорядка. Для них важна не мудрость, которая свойственна возрасту, а форма субординации старших и младших, мужа и жены, педагога и учеников. Они скорее согласятся разру­шить сложившиеся отношения, по существу сломать свою жизненную позицию, чем изменить привычный для них стиль жизни.

Возрастные противоречия обостряются противо­речиями, связанными со сменой жизненной позиции, с изменением жизненной линии, жизненной направленности. Наиболее сложным этапом жизни трудновоспитуемых подростков является их переход от этапа жизни в колонии к этапу новой трудовой жизни. Предполагается, что в колонии они прошли перевоспитание и, попадая в хорошие, передовые коллективы, сразу должны успешно включиться в трудовую жизнь. Однако часто они уходят с работы, бросают «благополучную» жизнь и даже уезжают в другие города в поисках близкой себе группы. Чем объяснить это возвращение к прошлому? Неэф­фективностью перевоспитания?

В этих и аналогичных случаях сама личность до поры до времени не разрешает противоречий: происходит чисто внешняя перемена жизни, пусть даже и радикальная. Новый образ жизни не при­сваивается личностью: она должна перейти от при­нудительного к добровольному способу жизни, что требует не только времени, но и внутренней пере­стройки. Противоречия, связанные с изменением (потерей, удержанием, «переосмыслением») жизнен­ной позиции, являются наиболее трудными для жизни личности. Жизненная позиция может ме­няться или оставаться неизменной в зависимости от характера и способа решения противоречий, конфликтных ситуаций, причем для изменения жиз­ненной позиции как таковой необходимо разрешение жизненно значимых противоречий, ситуаций и т.д. Жизненно значимыми, жизненно важными явля­ются только те противоречия, которые служат сред­ством, способом изменения взглядов, привычек, от­ношений личности с обществом, с самим собой и т.д. Противоречия, разрешаемые только на «сло­вах», приводят к демагогии, к нежеланию на деле отказаться от своих установок, «принципов», к «изо­бразительной деятельности».

В период застоя за декларациями, правильными словами не стояли правильные действия. Непра­вильно было бы думать, что постоянное разрушение связи слова и реального дела не разрывало естест­венной психологической связи намерения и дейст­вия, а сама личность не утрачивала своего воле­изъявления. В личной жизни это зачастую приводи­ло не только к потере личностью истинных мотивов, но и к утрате ею чувства, что это ее собственная жизненная позиция, что отчуждало личность от ее жизни.

Наступившая эпоха гласности дала возможность многим людям открыто признать не только свои достижения, но и потери, трудности, причем как на общественном, так и на личном уровне. Гласность в постановке жизненно значимых проблем позволи­ла выявить их важность, прежде всего, для самого человека, а не только для общества, как это практи­ковалось в предыдущие периоды. Индивид получил право на признание своей личной свободы, неза­висимости как право на собственную жизненную позицию, мнение, даже на свою личную трагедию. Плюрализм мнений открыл возможность не только самостоятельно выбирать позицию, но и последова­тельно отстаивать (изменять, перестраивать) ее на всех этапах жизни.

Личность получила право на решение своих сугубо личных проблем без привлечения «официаль­ных» инстанций. Таким образом, социалистический плюрализм становится гарантом того, что личные проблемы каждого перестают быть под обществен­ным контролем, что и является гарантом права на личную жизнь. Признание каких бы то ни было личных противоречий не является признаком ни идеологической неустойчивости, ни низкой произво­дительности труда, а лишь правом личности решать их по своему усмотрению. Мнение коллектива те­ряет общественно-нормативную функцию «добро­вольного принуждения» и приобретает другие — совета, порицания, одобрения.

Разрешение жизненных противоречий осущест­вляется человеком на уровне повседневных, быто­вых проблем, ситуаций. Контроль за «жизненным раскладом» (в семье, на службе) необходим для поддержания нравственного здоровья не только че­ловека, но и общества в целом. Исследования вен­герскими социальными психологами причин само­убийств свидетельствуют о важности своевременного самоконтроля, об опасности утраты чувства цен­ности собственной жизни, ответственного отношения к будущему своих детей 23.

Преобладание внутренних противоречий личности над общественными — не нарушение социалисти­ческой морали, а показатель того, насколько лич­ность в состоянии справиться с их решением самосто­ятельно. Анализируя направленность личности на решение внешних проблем, надо, прежде всего, вы­явить истинные мотивы этой направленности, источ­ники недовольства личности своим положением в об­ществе: имеется ли оно в действительности или яв­ляется показателем неспособности личности занять это положение, пустоты ее жизни и т.д.

Интересные примеры можно привести из прошло­го. В России существовал суд присяжных, и, как отмечает известный советский историк психологии Е. А. Будилова, и судьи, и присяжные прекрасно знали психологию людей, что помогало им выявлять противоречия, сложные ситуации, связанные с преступлениями и нарушениями законов. Поэтому они могли отделить личные мотивы преступления от тех, которые, скажем, были типичны и даже попу­лярны в определенных слоях общества, группах на­селения, отделить глубоко личный конфликт от традиционного и т.д. 24

В подходе к противоречиям внутреннего мира личности, часто выплескивающимся наружу, прини­мающим социально типичные и даже массовые фор­мы, важно учитывать связь ее внутренних проблем и жизненных социальных обстоятельств. Связь эта обнаруживается только при рассмотрении целостно­го жизненного пути личности. Нельзя абсолютизи­ровать только внешние, социальные или только внутренние причины противоречий. Например, при изучении проблемы самоубийств в Венгрии, число которых в последние годы катастрофически росло, вначале отдельно рассматривались только личные или только социальные их причины и традиционные формы их разрешения. Когда же к проблеме подош­ли комплексно, т.е. стали анализировать и экономи­ческие, исторические и собственно личные причины, то выяснилось, что при общем довольно высоком жизненном уровне реальный уровень жизни людей из разных слоев населения сильно различается, бо­лее того, есть группы, живущие за чертой бедности. Однако не бедность сама по себе является причиной преждевременного ухода из жизни, а бедность на фоне сознания того, что в социалистическом общест­ве все должны быть равны. Бедность рассматривает­ся личностью как социальная несправедливость. Венгерский психолог К. Яро считает, что противоре­чия социалистического общества наиболее концент­рированно и остро проявляются и сосредоточиваются в сфере семьи, личной жизни, в малой группе.

Плюрализм подразумевает богатство, всю палитру оттенков человеческой жизни со всеми ее труд­ностями, противоречиями, «разрешимыми» и «не­разрешимыми». При оценке человеком своей жизни всегда присутствует момент субъективности, и имен­но он в первую очередь заслуживает самого прис­тального рассмотрения и всестороннего анализа 25. Именно он выступает результирующей и движущей силой реальной жизни человека, ее достижений и потерь. Поэтому, как говорилось выше, удовлетво­ренность (или неудовлетворенность) жизнью являет­ся серьезным показателем ее реальной проблемности. В любом сложном положении, в любой жизнен­ной ситуации помимо ее «диагноза» должно при­сутствовать осознание ее проблемности, а в этом осознании на первом месте должно стоять понима­ние самоценности жизни для самого человека. Ка­кие бы противоречия ни разрывали человека, он должен решать их с позиций ценности своей жизни и для самого себя, и для общества.

Однако можно разрешить любую ситуацию, пере­менив свою жизненную позицию (уйти из семьи, с работы, бросить любимое дело, изменить жизненным принципам). Но это будет внешнее решение, внеш­нее изменение, которое, если противоречие носит принципиальный характер, возобновится в новой форме и в новой ситуации. Поэтому стратегия жиз­ни должна, по-видимому, заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Когда, обсуждая проблемы роста числа разводов, обрати­лись к психологу с вопросом, где же выход, он ответил так: если нельзя устранить все причины конфликтов и противоречий в семье, то можно сде­лать только одно — научить людей их разрешать.

Конечно, не нужно создавать проблемы искусст­венно и раздувать конфликты там, где их нет. Но нельзя закрывать глаза и оттягивать решение набо­левших проблем, назревших конфликтов. Некото­рые люди, желая сохранить устоявшуюся жизнен­ную позицию, сложившиеся отношения, оттягивают решение внутренних конфликтов. Это можно понять. Но незаметно серьезный конфликт разрушает лич­ность, отнимает душевные силы, выводит из состоя­ния душевного равновесия, оборачивается внутрен­ним оцепенением, падением активности, интереса к жизни.

Нередко думают, что внутренние противоречия — это только разлад с самим собой, борьба разных побуждений. Однако это не так. Например, такое, казалось бы, внешнее несоответствие размера оклада статусу или способностям, большому объему выпол­няемой работы, отсутствие условий для профессио­нального роста являются причинами глубоких внут­ренних переживаний. Сорокалетний мужчина начи­нает считать себя социально несостоятельным, не способным прокормить семью и т.д. Его пережива­ния, как кажется на первый взгляд, не принимают формы противоречий. В силу отсутствия условий для полноценной реализации своих способностей возникает озлобление, появляется чувство скуки, неудовлетворенность. Именно эти переживания при­водят к внутренней ломке личности: к отказу от профессиональных интересов, к появлению ориента­ции на карьеру, «денежную должность» и т.д. Создается как бы иерархия противоречий, когда к внешним противоречиям надстраиваются внутрен­ние, образуя противоречия второго порядка. Иногда исчезает желание бороться за жизнь, соответствую­щую возможностям человека. В подобных ситуациях человек нередко обращается к алкоголю, под дейст­вием которого его поведение изменяется так, что он сам лишает себя «прав» на улучшение своей со­циальной ситуации. Лечение такого человека — это забота не только медиков, но и психологов, которые помогли бы ему решить его жизненные противоре­чия.

Долгие годы из общественного сознания исклю­чалась проблема противоречий, хотя в теории ут­верждалось, что противоречия — основа развития. Они чаще всего отождествлялись с недостатками, с негативными явлениями. Между тем противоречия приносят личности не только «вред», но и «пользу», поскольку их разрешение, как правило, способству­ет ее развитию. Важно только, чтобы человек мог найти их правильное решение, чтобы он имел силы и потребность их преодолевать. Польские психотера­певты, сталкиваясь с больными, находящимися в так называемых пограничных состояниях, крити­ческих для душевного здоровья, утверждают, что часто таким людям бывает полезно испытать силь­ное потрясение, пережить и разрешить конфликт.

Подлинное разрешение противоречия вызывает у человека удовлетворенность, внутреннее облегчение, которое, однако, часто игнорируется окружающими, да и самим человеком. А между тем, даже если жизненная ситуация продолжает оставаться труд­ной, противоречивой, найденное решение придает человеку новые силы для построения новой жизнен­ной стратегии. Не надо бояться таких «пересмот­ров», считая их изменой самому себе, своей позиции, не следует упорно держаться за то, что сохранилось только в нашем воображении или памяти, тогда как в реальной жизни уже давно разрушилось.

В зарубежной психологии, особенно возрастной, существует ряд теорий так называемых жизненных кризисов, которые связываются с определенными возрастными периодами. Но нельзя рассматривать кризис как фатальный для каждого возраста и каждого человека. Это не соответствует реальности, поскольку сплошь и рядом противоречия и кризисы обусловлены другими причинами и не привязаны к возрастным особенностям. Кризис может заключать­ся в реальном несоответствии между, например, взаимоотношениями подростка со взрослыми, для которых он по-прежнему остается маленьким. В этом случае его жизненная позиция (как опекаемого материально и духовно, постоянно призываемого к нормативному поведению) приходит в противоречие с его возможностями, стремлениями, потребностью быть самостоятельным.

В целом причины возникновения противоречий и их характер чрезвычайно многообразны. Это отме­чают все психологи, пытавшиеся построить их клас­сификацию. Однако все их многообразие в конечном счете приводит к субъекту (человеку или группе), который является эпицентром этих противоречий. Долгое время считалось, что противоречия объектив­ны, т. е. существуют независимо от воли и желаний человека и подчиняют его. Между тем как раз ак­тивные действия людей, их вмешательство в ход тех или иных событий и порождают противоречия, осо­бенно тогда, когда люди выступают с новых пози­ций, когда они ломают старые традиции. Иначе говоря, само качество личности как субъекта жизни порождает противоречия, а способность разрешить их делает личность в еще большей мере субъектом.

Общие требования, нормы, устои ни в одном об­ществе не совпадают полностью с позицией каждого человека, не отвечают потребностям индивидуаль­ности. Поэтому одним из основных противоречий в жизни людей является противоречие между индиви­дуальным и общественным. Но именно поэтому так важно осознание каждым человеком собственной жизни как свободного пространства для выбора соб­ственного направления развития.

Личность должна изначально формировать в себе установку на трудности, готовность к их преодоле­нию, а не только установку на успех и поддержку. Жизненная стратегия личности предполагает в своей основе принцип опоры на собственные силы, выявление того, хватит ли у нее сил для резких из­менений в своей жизни, которые могут обернуться неудачей. В психологии сложилось понятие толе­рантности как устойчивости личности к трудностям. Устойчивость к трудностям, противоречиям может превратиться в своеобразную личностную потреб­ность.

Такая потребность в трудностях, риске обнару­живается у части подростков при выборе ими про­фессии: они хотят быть там, где есть трудности, риск. Эта потребность часто подавляется взрослыми, которые «пристраивают» своих детей туда, где безопасно, комфортно, где от них не потребуется больших усилий, выдержки. Можно обратить вни­мание на такую, казалось бы, несущественную де­таль, как подростковые игры. Еще несколько десяти­летий назад для таких игр были характерны испыта­ние на смелость, выработка воли, чувства локтя, способности преодолевать препятствия. К сожале­нию, с нарастанием стремления старшего поколения к опеке подростков игры с подобным содержанием исчезли.

Особенно сложны и трудноразрешимы противо­речия в общении людей. Основой для таких противо­речий может стать расхождение, начиная с разных точек зрения на любое явление жизни и кончая не­сходством характеров. Плюрализм мнений открыл совершенно новую плоскость видения этой пробле­мы, поскольку стало возможным сосуществование различных мнений, точек зрения. Необходимое условие плюрализма — уважение к человеку, при­держивающемуся противоположной точки зрения, признание права на существование иной позиции. В течение нескольких десятилетий общественное сознание стандартизировало людей, стирало инди­видуальности. На уровне личного общения это приводило к неприятию инакомыслящего, формиро­вало психологию нетерпимости к любому разнообра­зию, несовпадению мнений. Принцип «стричь под одну гребенку» проявлялся и на уровне личных от­ношений людей, формировал убеждение, что все должны думать, как я, хотеть, как я, и быть, как я. Люди внутренне привыкли идти на сделку со своей совестью, пренебрегать своими убеждениями; посте­пенно отпадала и потребность их иметь.

В личной жизни отношения, постоянно проверяе­мые на прочность, должны выдерживать и времен­ные несовпадения, и полное расхождение мнений, настроений, желаний. Иногда оказываются гладки­ми и беспроблемными случайные отношения именно в силу отсутствия за ними какого бы то ни было глубокого личностного содержания. Они совпадают лишь чисто внешне, как это имеет место в молодеж­ных объединениях, группировках, связанных внеш­ней атрибутикой. Здесь до поры до времени противо­речия носят скрытый характер, они потенциально заключены в поверхностном согласии. При таких случайных, поверхностных совпадениях обнаруже­ние своей позиции одним из участников такой груп­пировки приводит к его полному отторжению ос­тальными. Яркая внешняя атрибутика, декларация групповых ценностей — своеобразные формы защиты каждого от малейшего признака личных проблем.

Подлинные же отношения между людьми до­пускают перемену «ролей» — когда более сильный в одном выступает в качестве более слабого, ведомого в другом, более сильный и мужественный в один период жизни может позволить себе слабость в дру­гой и т. д. Созданное людьми отношение в разное время имеет для них разную ценность. Умение сох­ранить это отношение вопреки изменениям позиций каждого из его членов и есть особая способность личности к общению. Это способность зрелой лич­ности, которая не просто так или иначе относится к людям, а умеет ценить в другом человека, умеет беречь и отстаивать отношения с ним. Это не просто общительность, а высокая способность личности под­держивать отношения вопреки неизбежным проти­воречиям, изменившимся обстоятельствам.

Вместе с тем способность личности сохранить отношения не предполагает необходимости раство­ряться в них. Напротив, это умение непротиворе­чивым образом найти место данным отношениям в широком контексте собственной жизни. Отноше­ние оказывается «просторным», свободным, если оно органически соединено со всеми другими жиз­ненными потребностями личности, когда оно не при­ходит с ними в противоречие. Одновременно оно дает простор развитию обеих личностей, а они в свою очередь выступают как его активные строите­ли. Напротив, если отношение представляет лишь сценарий поведения, задача его совершенствования перед участниками этого отношения не возникает.

Функциональные отношения, при которых дру­гой выступает в качестве объекта, а не равноправно­го субъекта, непрочны и чреваты противоречиями. Поскольку они строятся в целях, которые лежат за пределами собственно личностных качеств общаю­щихся людей, постольку эти качества не «вмещают­ся» в функциональные отношения и часто не спо­собствуют их укреплению. Эти отношения требуют, как правило, тонкой тактики и стратегии, так как предполагают использование человека в целях, не совпадающих с его интересами, или ограничивают общение лишь сферой совпадения интересов. Поэтому, как правило, здесь необходимы особые средства упрочения союза, набор которых свидетельствует о низкой нравственной пробе как отношений, так и их инициатора.

Умолчание, ложь, лесть и т.д.— это средства общения, которые порождаются таким неподлинным характером отношений. Судьба таких отношений различна. Их следствием иногда является раздвое­ние личности, цинизм, несовпадение внутренних ценностей и реальных поступков. Эти же качества определяют и выбор средств общения и поведения: возникает разрыв между словом и делом, между действительными поступками и демонстрируемым «хорошим» отношением, хотя внешне здесь нет ни­какого противоречия, потому что человек свыкается с таким раздвоением, принимает его как свою жиз­ненную позицию. Возникает потребность в специаль­ной «обработке» партнера, в маскировке своего поведения и т.д.

Из этого видно, насколько важно для личности найти, сохранить и укрепить в общении свою целост­ность, полноту своего «я», его подлинность, непро­тиворечивость, избежать разрыва между мотивами общения и ценностями 26. Отступление от принципов в угоду ситуативным мотивам общения, выгоде вре­менного союза ведет к распаду ценностно-мотивационной сферы личности.

В разрешении неизбежных в общении противо­речий между своими личными интересами и жела­ниями других людей с точки зрения и этики, и пси­хологии решающую роль играет способность лич­ности говорить и отстаивать правду. Позиция прав­ды предполагает доверие к другому — исходное условие человеческого общения. Это есть не что иное, как этический эквивалент признания личности в другом, а значит, его «права» на собственный путь, на собственное решение и т. д. Позиция каждо­го из участников общения должна давать простор для личного выбора, а потому исключать ложь во имя сглаживания расхождений. Правда в отноше­ниях, в общении — это отсутствие притворства, го­товность разрешать противоречия и мужество поис­ков выхода из них.

Двойственность личности приводит ко лжи и замазыванию противоречий, к стремлению выдать свою позицию за общую, к маскировке истинных целей и намерений и к неизбежно связанной с этим двойственности поведения. Такой способ устанавли­вать и сохранять отношения при его внешней глад­кости оборачивается моральными издержками, раз­двоением или деградацией личности. Поэтому от­стаивание правдивых отношений есть утверждение личностью этического в жизни, в способе общения с людьми. Здесь речь идет не просто о «соблюде­нии» этических норм и идеалов в поведении, а о способности к построению подлинно нравственных отношений.

Развитие личностей через отношение и развитие самих отношений любого типа осуществляется в ходе разрешения противоречий. Само исходное субъективное отношение одного человека к другому, кроме чувства любви, является противоречивым. Противоречивость в общении неизбежна для челове­ка, который судит обо всех по себе, не умея оценить своеобразие и непохожесть на себя другого. Она тем более неизбежна для эгоиста, руководствующегося только своими желаниями, своими целями, своим «я». Она неизбежна для личности, которая типизи­рует людей по общим стандартам. Такие противоре­чия исходят из невозможности понять другого. Дру­гого рода противоречия возможны между людьми, способными и стремящимися понять друг друга, ког­да сталкиваются люди, скажем, с разным уровнем нравственного развития или разными характерами. Причины противоречивости отношений часто лежат и в самом жизненном контексте, в системе обстоя­тельств, в которых они строятся.

Способность личности разрешать противоречия и является мерилом ее человеческой зрелости, му­жества, стойкости и принципиальности. Если в силу множества действующих на уровне личной жизни социальных причин невозможно построение отно­шений, отвечающих подлинно человеческой сущнос­ти, то возможна борьба за такие отношения через разрешение противоречий.

В этой сложнейшей проблеме пока что можно отметить одно: отношения людей выступают как некая «идеализированная», но все же действительность, и это дает возможность выверить способ построения отношений, разрешить противоречие. Другой человек и отношение к нему создают совер­шенно особого рода «субъективное пространство», в котором противоречия разрешаются не ситуативно, не под влиянием одномоментного чувства, а разум­но-личностным образом.

Особое значение в разрешении противоречий (в понимании их характера и способа разрешения) имеет то, что любая «диада», «триада» и т.д. су­ществует в сети других отношений. Так, отстаивание «права» на дружбу, на любовь, на выбор того, а не другого человека часто осуществляется через про­тиводействие мнению окружающих. Характер отно­шений двух людей иногда оказывается не соответ­ствующим традициям, правилам и т.д. Среди таких препятствий внешнего плана наиболее труднораз­решимым является противоречие между одновре­менно существующими отношениями человека к близким людям. Таковым (например, для мужчин) часто оказывается несоотнесенность отношений к матери и жене. Причина их противоречивого харак­тера не в самом человеке, а во встречных притяза­ниях на близость к нему этих двух людей. Только мудрость, бесконечное терпение и доброта позволяют человеку, который невольно становится «ответчи­ком» за взаимоотношения всех, разрешить противо­речия с позиций «доброй воли».

Date: 2015-09-25; view: 256; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию