Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий строй римской семьи





FAMILIA - семья, фамилия. Вместе с рабами, а первоначально, и вместе с принадлежавшими домовладыке неодушевленными вещами, подвластные образуют «фамилию». Римскую семью мог основать только римский гражданин как обладатель «правильного римского брака». В древнейшее время власть домовладыки над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав домовладыки означалась одним словом: manus - кулак, рука, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой.

Семья – это не только совокупность свободных лиц, подчиненных главе семьи. Под семьей понималась и совокупность рабов, принадлежавших её главе. Глава семьи – домовладыка обладал широкой личной и имущественной властью в отношении жены и детей. Он полностью обладал имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению. Против его воли никто не мог ни войти в семью, ни выйти из неё. Домовладыка был вправе выбросить явного уродца. Домовладыка имеет полную власть над всеми членами семьи (женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и др.), включающую право жизни и смерти, отказа от новорожденного, продажи в рабство, телесных наказаний, расторжения брака женатых сыновей, изгнания из дома.

Первоначально власть главы семьи над всеми её сочленами, свободными и рабами, обозначалась термином MANUS – буквально - рука.

Только домовладыка являлся лицом своего права - PERSONA SUI IURIS. Все же прочие члены семьи (жена, сыновья, дочери, внуки, усыновленные, вошедшая в состав семьи жена сына) были лицами чужого права.

Лица чужого права, будучи подчинены власти одного и того же домовладыки, именовались агнатами, то есть родичами по власти. Оно основано на власти и подчинении. Это означало, что за гражданские правонарушения подвластных отвечал домовладыка. Члены такой семьи делились на подчиненных и главу семьи, осуществлявшего власть над ними. Поскольку римская семья – это совокупность лиц, подчиненных одной и той же «отцовской власти», то все они – агнаты главы семьи. Агнатами являлись не только кровные родственники (сын, дочь, внуки), но и некровные (жена подвластного сына или усыновленный) причем агнатическое родство возникало по мужской линии. Так, дочь главы семьи – домовладыки, выйдя замуж, становилась агнаткой в семье мужа, агнатические связи с семьей отца у неё прекращались.

Но с разложением патриархальной семьи все большее значение приобретает родство по крови, так называемое когнатское или когнатическое родство. Родство определялось подчинением кровных родственников власти одного и того же домовладыки.В когнатическом родстве различаются линии и степени.

Под родством понимается кровная связь между лицами, которые происходят от одного и того же лица путем рождения. Близость родства определялась степенями и линиями. Степень определяется числом рождений, связывающих двух лиц: отец и сын будут в первой степени родства, братья – во второй, дед и внук – в третьей, двоюродные братья – в четвертой.

Когда лица происходят один от другого, то говорят о прямой линии. Прямая восходящая линия будет, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку (внук, сын, отец). Прямой нисходящей – если речь идет о происхождении от предка к потомку (отец, сын, внук).

Под боковыми родственниками понимается только несколько нисходящих лиц, берущих свое начало от одного и того же общего предка (брат и сестра, дядя и племянник, братья родные и двоюродные). Братья бывают родные, кровные (то есть происшедшие от одного отца, но от разных матерей) и единоутробные (то есть происшедшие от одной матери, но от разных отцов).

От родства следует отличать свойство – отношение одного супруга к когнатам другого (свекор, сноха, теща, зять), или другими словами, отношение одного из супругов к родственникам другого. Следовательно, родственники супругов между собой в свойстве не состоят. Например, сестра жены состоит во второй степени свойства с её мужем. С расторжением брака прекращалось и свойство. Но все же оно продолжало служить препятствием для брака по прямой, а затем и по боковым линиям (между свекром и бывшей невесткой, между отчимом и падчерицей).

Итак, домовладыка был вправе манципировать своих подвластных третьим лицам. Отец мог продать подвластного сына кому – либо. Единственное ограничение, по преданию установленное Ромулом и затем подтвержденное 12 таблицами заключалось в том, что отец под страхом лишения отцовской власти не мог продать подвластного сына более трёх раз. Домовладыка имел право наказывать детей, в отношении которых он обладал правом жизни и смерти. Но в период империи право отца убить подвластного сына уже ограничивается. Государственная власть в лице императора стояла на той позиции, что целью наказания, применяемого домовладыкой, должно быть надлежащее воспитание, принуждение к дисциплине, а не что – нибудь иное.

Имеется свидетельство о том, что во времена Адриана некто на охоте убил своего подвластного сына, который соблазнил мачеху. Император повелел сослать убийцу на острова. Мотив решения был тот, что отец убил сына скорее как любовник, чем по праву домовладыки. Отцовская власть должна состоять в благочестии, а не в жестокости. В период домината произвольное убийство домочадца каралось смертной казнью, как за убийство кровного родственника.

 

2. Брак с мужней властью (sine manu).

В общественном мнении и законодательстве идеалом римской семьи был так называемый правильный брак. Именно такой брак определял правовое положение детей, рожденных в брачном союзе, имущественное положение супругов и их наследственные права. Так называемый «правильный брак» мог быть заключен между лицами, управомоченными на вступление в брак; достигшими половой зрелости и находящимися в здравом рассудке. Считалось, что полноправный римский гражданин, имевший право на вступление в римский брак, обязан был вступить в законныйбрак. Если лицо не имело право римского брака, то оно могло вступить в брак по праву народов.

Итак, только посредством правильного или правомерного брака образуется семья. Вообще же под браком надлежит понимать постоянное сожительство мужчины и женщины с непременного обоюдного согласия. Основное назначение брака – производить на свет законных детей, которые бы стали полноправными наследниками имущества отца. Дети, родившиеся в правильном браке принадлежали к семье мужа и были подвластны ему.

Браку предшествовало обручение – взаимное обещание вступить в брак. Такое обещание было своеобразным договором между женихом и невестой. Как и при браке, невеста должна была дать согласие. В постклассический период при помолвке вносился задаток. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой бесчестье и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период поздней империи под влиянием христианства сторона, нарушившая обручение, обязана была возвратить задаток; причем в случае нарушения со стороны невесты, она или её отец возвращали задаток в четвертном размере.

Для брака характерно наличие намерения или воли состоять в браке. Согласно римским порядкам периода принципата, брак создается не сожительством мужчины и женщины, как таковым, а супружеской привязанностью или согласием, которое должно быть длительным, продолжающимся. Непременной предпосылкой брака было согласие будущих супругов и их домочадцев. Юрист Павел сказал: «Брак может состояться только при согласии всех, то есть тех, кто сходится, и тех, в чьей власти они пребывают».

Помимо брачного соглашения существовал ещё ряд условий вступления в брак, а именно:

- достижение брачного возраста (14 лет - для мужчин и 12 - для женщин);

- наличие права вступать в римский брак (этим правом обладали только римские граждане, но после закона Каракаллы 212 года это ограничение отпало);

- несостояние в другом нерасторгнутом браке;

- не допускались браки между опекуном и подопечной; между замужней женщиной, допустившей прелюбодеяние и её сообщником.

- не могли вступать в брак лица, состоящие в близком родстве. Такое родство всегда препятствовало вступлению в брак. В древнейшее время не допускались браки и по боковой линии, вплоть до шестой степени родства.

При Августе свобода заключения брака подвергается дальнейшим ограничениям. Свободнорожденные граждане не могли вступать в брак с лицами низкой морали – проститутками, своднями и их вольноотпущенницами, с прелюбодейками, актрисами. Сенаторам запрещалось вступать в брак с вольноотпущенницами, актрисами и даже дочерьми актрис.

В литературе по римскому праву принято различать брак с мужней властью - (cum manu) и брак без мужней власти - (sine manu).

Брак с мужней властью - (cum manu). В этом случае, жена целиком подпадала под власть мужа, которая в принципе не отличается от власти отца по отношению к подвластным членам семьи. Отсюда вытекало право мужа истребовать жену, покинувшую дом, при помощи иска подобно вещи, путем виндикации от всякого третьего лица (перед претором, «по праву квиритов»). Муж мог отдать её в кабалу кому – либо или наказывать вплоть до лишения жизни. Источники говорят, что жена занимала в семье место дочери, а в отношении своих детей была старшей сестрой. Вступая в брак, она полностью и навсегда выпадала из семьи своего отца, разрывала связи с отцовской семьей, подпадала под такую же власть мужа, под какой оказывались и дети, рожденные ею в браке. Жена получала имя и сословное положение мужа, местожительство мужа было обязательным местожительством и для жены; все имущество жены поступало в полную собственность мужа и в случае прекращения брака её не возвращалось.

Жена лишена была права требовать развода. Только муж мог дать ей развод. В качестве поводов к разводу источники называют: отравление детей, кражу или подделку ключей от винного погреба и прелюбодеяние. Это бесправное положение жены юридически уравновешивалось только тем, что она является наследницей мужа, если у него нет законного потомства и на равных началах с детьми, если они есть.

В древнейший период заключение брака совпадало с переходом жены в семейство мужа с установлением над ней власти мужа. Власть мужа устанавливалась тремя способами:

1. первый – особый религиозный обряд, совершаемый в присутствии жениха и невесты, десяти свидетелей, верховного жреца. При этом произносились торжественные формулы. Как полагают исследователи, этот способ применялся лишь в среде патрициев, плебеям он был недоступен.

2. второй – светский способ. Жена покупалась мужем у её отца, братьев или опекунов в манципационной форме, то есть в присутствии пятерых свидетелей и весовщика. При этом жених произносил формулу: «Я заявляю, что эта женщина принадлежит мне по праву квиритов» и так далее.

3. третий – узус – фактическое брачное сожительство в течение года, порождавшее брак с мужней властью. Муж приобретал власть над женой вследствие давностного владения. Если жена не хотела, чтобы фактическое сожительство превращалось в брак с мужней властью, то она, согласно закону 12 Таблиц, имела право прервать давность, отсутствуя в доме мужа в течение трёх ночей – так называемое правило троеночия. Узус устанавливает MANUS (рука) в тех случаях, когда брак совершался без требуемого обряда, то есть без применения первого или второго способа, либо с серьёзным нарушением обряда.

3. Брак без мужней власти - (sine manu).

С течением времени, то есть в период поздней республики власть мужа над женой заметно ослабляется, на смену браку с мужней властью пришел брак без мужней власти.Причиной появления новой формы семьи и брака явилось разложение прежней патриархальной семьи. Этот брак возникает из простого брачного соглашения, поэтому он не формальный, хотя при нем могли совершаться какие – то обряды, например, введение невесты – жены в дом мужа. Личные права мужа над женой не столь всеобъемлющи, как при браке с мужней властью.

Ослабляются и имущественные права отца. Если раньше всё, что приобретал подвластный сын, становилось достоянием отца (право собственности, обязательственные требования, сервитуты), то теперь положение меняется. Отец не мог присваивать себе имущество, добытое сыном на военной службе (военное жалование, доля добычи, подарки полководца, подарки родных и полководца по случаю вступления на военную службу, наследство, оставленное легионеру сослуживцем). Это имущество называлось – лагерный или военный пекулий. Всем данным имуществом сын отныне распоряжается, как если бы он был сам главой семьи. Он мог завещать кому – либо это имущество.

В Риме существовало такое характерное явление, как конкубинат - это дозволенное законом, постоянное внебрачное сожительство мужчины и женщины, при котором мужчина и женщина желают создать устойчивую семью, но принадлежат к разным сословиям (лицо сенаторского сословия сожительствует с вольноотпущенницей), либо принадлежат к разному гражданству. Значит, конкубинат есть тоже брак, но «незаконный». Дети, родившиеся от такого брака, то есть от конкубины, не подпадали под власть отца.

В период республики мужчина мог иметь брак с одной женщиной и состоять в конкубинате с другой. Однако женщина, вступившая в связь с другим мужчиной, кроме мужа, считалась преступницей и муж имел право убить её. Как отмечается в литературе по римскому праву, брак без мужней власти похож на конкубинат, но отличался от него специальным намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей.

В период поздней республики и ранней империи семейные узы ослабляются. Свобода разводов способствовала падению нравов. В 18 году до н.э. Август издает закон, карающий за прелюбодеяние. Виновникам грозила ссылка на острова. Причем этот закон был позднее дополнен. В период империи только близкие родственники и муж были вправе обвинить женщину в супружеской измене, но отнюдь не любой посторонний. При Юстиниане супруга, уличённая в прелюбодеянии, определялась в монастырь. Впрочем, муж в течении двух лет мог вернуть её себе.

Государственная власть, столкнувшись с таким явлением, как нежелание супругов иметь детей, пыталась стимулировать вступление в брак и рождаемость. Законом консулов Папия и Попея (9 год н.э.) все мужчины в возрасте от 25 до 60 лет, вдовцы того же возраста и все женщины, а также вдовы от 20 до 50 лет обязаны были состоять в браке и иметь детей. Не состоящие в браке не могут ничего получать по завещанию. Состоящие в браке, но не имеющие детей, могут получить только половину наследства. Для того, чтобы не считаться бездетным, мужчине достаточно иметь 1 ребёнка, женщине – 3 детей, вольноотпущеннице – даже 4.

При заключении брака жена предоставляла мужу какое – то имущество для покрытия издержек на общую семейную жизнь, или для облегчения материальных затруднений в семейной жизни. Это было приданое. Вопрос о судьбе приданого при разводе решался по разному в браке с мужней властью и в браке без мужней власти.

В браке с мужней властью случалось, что хотя брак прекращался по вине мужа, но приданое им удерживалось, возврату не подлежало, так как сливалось с имуществом мужа.

В браке без мужней власти положение было иное. В конце республики, то есть в период действия преторского права, при заключении брака муж обязывается возвратить приданое в случае прекращения брака за смертью жены и в связи с разводом по инициативе мужа. Приданое не подлежало возврату, если инициатором развода была жена или если она вызвала развод своим поступком или предосудительным поведением. Во время брака муж в качестве собственника распоряжается приданым, но не имеет права отчуждать земельное владение, поступившее от жены в качестве приданого.

В браке без мужней власти жена приобретает полную имущественную правоспособность. Она вправе заключать те или иные имущественные сделки, например, покупать что – либо. Утверждается принцип раздельности имущества супругов. Раздельность имущества означала, что каждый из супругов является самостоятельным распорядителем своего имущества. Даже дарения между супругами запрещаются. Правда в период империи практиковалось дарение имущества в пользу жены. По размеру дарение соответствовало приданому. Вначале это дарение совершалось до брака. Поэтому оно называлось предбрачным даром. Во время брака этот дар оставался в собственности и в управлении мужа. При расторжении брака по вине мужа дарение переходило к жене.

Прекращение брака могло наступить либо независимо от воли супругов, либо по их воле. В первом случае брак прекращался по двум основаниям: за смертью одного из супругов; при утрате одним из них свободы или гражданства. Например, вдова, вступающая в новый брак, обязана соблюсти так называемый траурный год, целью которого является отчасти соблюдение уважения к покойному мужу, а главным образом предотвращение затруднений в определении отца ребёнка, который родился бы в течении девяти месяцев со дня прекращения первого брака. Несоблюдение траурного года не влечет за собою недействительности нового брака, а лишь ограничение её прав в сфере наследования. Если муж попадал в плен к неприятелю, а затем возвращался из плена, то супруги могли восстановить брак, но это был бы уже новый брак.

Во втором случае брак прекращался разводом.

По цивильному праву инициативой развода, как отмечалось выше, обладал только муж.

В конце республики этим правом обладает и жена. Браки не только легко заключаются, но и легко расторгаются. Развод мог наступить как по обоюдному или взаимному согласию супругов, так и по инициативе одного из них. Требовалось формальное заявление о расторжении брака, которое могло быть направлено через вестника в письме, лично объявлено супругу в присутствии семи свидетелей. Последняя процедура была установлена законом Августа о прелюбодеянии. До поры до времени римское право стояло на почве свободы развода. Причем поводами к расторжению брака могли быть: возведение мужа в жреческий сан, поступление на военную службу, болезнь, бесплодие жены.

В период поздней империи, когда утвердилось христианство, развод по обоюдному согласию запрещается.

Устанавливается строгий перечень оснований к разводу: прелюбодеяние, покушение на жизнь супруга, неспособность к деторождению, уход в монастырь одного из супругов.

В случае развода жена обязана заявить о своей беременности мужу, который вправе потребовать проверки в определенном порядке этого заявления. Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений. Однако, в дальнейшем появляются некоторые ограничения прав родителя, вступившего во второй брак на имущество, полученное им от первого брака: это имущество остается лишь в пользовании родителя, вступившего в новый брак, а после его смерти переходит к детям от первого брака. Кроме этого, новому супругу не может быть ни подарено, ни завещано больше имущества, чем детям от первого брака.


Date: 2015-09-24; view: 1137; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию