Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Организация хозяйственной деятельности





Тема 4. Предпринимательская деятельность, предприятия (организации) в экономике

 

1. Творческая характеристика предприятия с экономической и юридической точек зрения

Группа делится на две подгруппы: «экономистов» и «юристов» для подготовки ответов на следующие вопросы:

.

Задачи группы «экономистов» Задачи группы «юристов»
а) состав предприятий как имущественного комплекса а) какой объект собственности является предприятием
б) работники каких профессий и специальностей трудятся на предприятии б) какие конкретные юридические права имеют предприятия
в) какие экономические задачи решает предприятие и чьи интересы выполняет в) в каких формах собственности создаются предприятия
г) в каких отраслях национального хозяйства действуют предприятия г) что означают названия предприятий: • арендное, • венчурное, • головное, • частное, • коллективное • совместное

 

2. Вопросы для проведения самостоятельного исследования

2.1. Распределение предприятий по отраслям в экономике России.

2.2. Тенденции развития форм и методов управления крупными предприятиями.

3. Вопросы для знатоков экономики:

3.1. Могут быть подготовлены преподавателем из перечня тех вопросов, которые

возникали у студентов при прослушивании предыдущих лекций, или специально сформулированы, как актуальные на текущий момент времени.

4. Заслушивание подготовленных студентами рефератов, эссе, рецензий на актуальные научные статьи в экономических журналах и т.п.

5. Годитесь ли Вы в предприниматели?

Далеко не всякий, обладающий хорошими деловыми качествами, может стать преуспевающим предпринимателем. По целому ряду признаков предприниматели отличаются от равных им по статусу и объему хозяйственной деятельности работников.

В каждой из горизонтальных строк приведенной ниже таблицы найдите то определение качества в баллах, которое, на Ваш взгляд, более всего подходит лично Вам. Отметьте его в первой графе цифрой, соответствующей вертикальной колонке (4,3.2,1) и подсчитайте баллы (от 6 до 24), соответствующие Вашему результату.

 

Качества предпринимателя Баллы
       
Независимость Не боитесь отстаивать свое мнение, даже если рискуете нажить врагов Принимая ответственное решение, советуетесь с другими Избегаете обострения отношений, не любите выделяться из общей массы Предпочитаете быть ведомым
Инициативность Способны самостоятельно выбирать пути достижения цели при выполнении работы Находчивы, смекалисты при выполнении заданий Способны выполнять работу без дополнительных указаний руководства Ждете указаний руководства
Общительность, коммуникативность Дружелюбны в отношениях, открыты к совместному обсуждению Вежливы, готовы к обсуждению деловых вопросов Человек настроения, иногда с Вами трудно работать Некоммуника-бельны, несдержанны
Склонность к риску Способны вложить деньги в дело, не будучи уверенным, что они окупятся Осмотрительны, готовы к умеренному риску Стараетесь избегать решений с непредсказуемыми результатами Действия наудачу, риск не в вашем характере
Организаторские способности Очень способны в убеждении людей и логике доказательств Способный организатор, умело руководите коллективом Средние организаторские способности Слабый, неопытный организатор
Умение выдвигать коммерческие идеи Умеете вырабатывать новые коммерческие идеи Умеете оценивать перспективность новых идей Предпочитаете идти выверенным, однажды избранным путем Новые коммерческие идеи – не Ваш удел

 

6. Характеристики предпринимательства, возникающего в малом бизнесе и крупных корпорациях.

Студенческая группа делится на две подгруппы, чтобы осветить особенности предпринимательства в разных по масштабам видах деятельности.

2.1. Особенности предпринимательства в малом и среднем бизнесе:

а) кто и как становится предпринимателем в малом и среднем бизнесе?;

б) какова экономическая роль малого и среднего бизнеса?;

в) каковы законодательно установленные параметры определения малого и

среднего предпринимательства?;

г) каково отношение государства к малому и среднему бизнесу в России?;

д) с какой целью малое предпринимательство взаимодействует с крупными

корпорациями?.

 

2.2. Особенности предпринимательства в крупных корпорациях:

а) каковы экономические параметры предпринимательства в крупных корпорациях?;

б) какова экономическая роль крупных корпораций в национальной экономике?;

в) каковы законодательно установленные формы организации крупных

корпораций?;

г) с какой целью крупные корпорации взаимодействуют с мелким и средним бизнесом?.

 

7. Планирование бизнеса.Содержание и порядок разработки бизнес плана. Обсуждение презентаций, подготовленных группами студентов по вопросу бизнес-планировани. Обоснование лучшего проекта.

8. Обсуждение эссе по вопросам:

4.1. «Этика предпринимательства»

4.2. « Социальная ответственность бизнеса»

Тема 5: «Рыночная экономика: организационные и финансовые механизмы»

1. Тесты по рыночной экономике:

1.1. Что такое спрос:

а) спрос – это потребность в благах;

б) спрос – это платежеспособная потребность;

в) спрос – это количество денег, которые потребитель намеревается заплатить за нужный

ему товар.

1.2. Что такое предложение:

а) предложение – это количество товаров, которое продавец стремиться продать;

б) предложение – это сумма денег, которую продавец желает получить за свои товары;

в) предложение – это количество товаров, которую продавец готов предложить по

сложившимся на рынке ценам.

2. Вопросы для знатоков рынка:

2.1. Какую причинно-следственную зависимость между элементами рыночной сделки выражают законы рынка?

2.2. Какую зависимость выражает закон индивидуального спроса?

2.3. Какую зависимость выражает закон индивидуального предложения?

2.4. Обозначьте названия 2.3 и 4 звеньев и укажите стрелками направления движения в графическом изображении формулы рыночной сделки купли – продажи товара:

       
   

 


3. Вопросы и задачи на сообразительность о деньгах и инфляции:

3.1. Денежные агрегаты: что это такое, и какова их структура?

3.2. Определите величину денежного агрегата М3 в России, используя следующие данные (цифры условные, млрд.рубл):

а) наличные – 180;

б) чековые вклады – 570;

в) вклады на бесчековых счетах – 420;

г) денежный агрегат М2 – 3100;

д) крупные срочные вклады – 810.

3.3. Товар приобретается в магазине. Какие функции денег при этом используются?

3.4. Определите, какие функции денег используются в следующих случаях:

а) предприятие оплачивает поставленную ему продукцию;

б) фирма выдает работникам заработную плату;

в) предприятие посчитывает эффективность новой техники;

г) предприятие погашает кредит;

д) фирма хранит деньги на расчетном счете в банке.

3.5. Рассчитайте темп инфляции для каждого года в соответствии с данными таблицы (цифры условные):

 

Год Индекс цен Темп инфляции (в %)
     
     
     
     

 

Заполненную таблицу со своими комментариями (примерами) студент может сдать преподавателю в качестве самостоятельной письменной работы.

4. Вопрос для знатоков права:

Каким образом криминальные элементы общества наживаются на инфляции и способствуют ее усилению?

5. Дискуссия «Должен ли рынок быть свободным?»

Студенческая группа разбивается на 2 подгруппы для противоборства по проблеме:

1) «за» свободный рынок и 2) «против» свободного рынка.

Участники дискуссии, выступающие «за» свободный рынок, освещают вопросы:

а) может ли рынок существовать без всяких свобод в рыночных сделках между

продавцами и покупателями?

б) способен ли свободный рынок предотвратить дефицит и избыток товаров на рынке?

в) как действует ценовой механизм в свободном рынке?

г) почему в странах с развитой рыночной экономикой, как правило, общество получает

меньше продукции на доллар. Затраченный государством, чем на доллар,

израсходованный частной фирмой?

Участники дискуссии, выступающие «против» свободного рынка, освещают вопросы:

а) почему в ХХ – ХХ1 вв. требуется вмешательство государства в положение дел на

рынке? В чем это вмешательство заключается?

б) может ли полная свобода участников рынка предотвратить дефицит и избыток товаров?

в) какие потребности граждан в благах удовлетворяются без помощи рынка? Каковы

причины этого явления?

г) почему государство вводит правовые нормы для регулирования рыночных сделок? На регулирование каких процессов они направлены?

После дискуссии подводятся итоги по проблеме «Должен ли рынок быть свободным» и выясняются пределы такой свободы и функции государства по регулированию рыночной экономики.

6. Особенности рынка с доминированием крупных корпораций:

6.1. Вопросы для знатоков современного рынка:

а) какие структурные части денежных агрегатов используют крупные корпорации в

массовых рыночных сделках?

б) какие виды рынков преимущественно используют представители крупного капитала в национальных и международных сделках?

в) как действует механизм рыночных сделок на товарных, валютных и фондовых биржах?

7. Конкуренция и монополия

7.1. Для более полного понимания вопроса о конкуренции и монополии целесообразно сопоставить крайние проявления свободной конкуренции и абсолютной (полной, неограниченной) монополии в следующей таблице, которую следует заполнить:

Состояние рыночных отношений Свободная конкуренция Абсолютная монополия
Виды собственности    
Число участников рынка    
Независимость участников рынка друг от друга    
Цель противоборства    
Механизм установления рыночных цен    

Заполненную таблицу со своими комментариями (примерами) студент может сдать преподавателю в качестве самостоятельной письменной работы.

7.2. Дискуссия «Значение конкуренции и роль монополии в рыночной экономике»

Студенческая группа разбивается на 2 подгруппы для противоборства по проблеме:

1) «за» конкуренция и «против» монополии и 2) «против» конкуренции и «за» монополию

Участники дискуссии, выступающие «за» конкуренция и «против» монополии освещают вопросы:

а) в чем состоят достоинства конкуренции и недостатки монополии?

б) каковы доводы «за» господство на рынке конкурентной борьбы продавцов и

покупателей?

в) как конкуренция поощряет производителей работать эффективнее и создавать товары

лучшего качества?

г) каким образом конкуренция создает условия для лучшего удовлетворения потребностей

людей?

Участники дискуссии, выступающие «против» конкуренция и «за» монополии освещают вопросы:

а) каковы недостатки конкуренции?

б) в чем состоят положительные черты монополий и их превосходство над

конкурентами?

в) как велики финансовые и научно-технические ресурсы монополий, и какие

преимущества это обеспечивает на рынке?

г) какие преимущества получат покупатели от присутствия на рынках предприятий

монополистов?

Все студенты должны ознакомиться с Федеральным законом «О защите конкуренции», принятом в нашей стране 2006 году и уяснить важнейшие положения этого закона.

Раздел 3. «Национальное хозяйство и роль государства

в согласовании экономических интересов общества»

Date: 2015-09-24; view: 375; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию