Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные изменения и процессы 2 page





'Тамже С 106-129



Раздел VI. Социальные изменения и процессы


Здесь содержится один из любопытнейших парадоксов: общество «развитого социализма», считавшее себя наиболее последовательным воплощением идей марксизма в жизнь, не хотело замечать, что как раз К. Маркс был основателем первой социологической парадигмы кон­фликта. Согласно Марксу, именно конфликты объясняют социаль­ные процессы и изменения, именно они пронизывают жизнь общест­ва во всех его направлениях, именно конфликтами объясняется осуществление революций и переход к новому обществу.

Идеи Маркса о всеохватности и универсальности социальных кон­фликтов, о том, что они пронизывают жизнь общества в целом, в той или иной форме поддержали социологи последующих поколений. В конце XIX — начале XX в. подобные (однако вместе с тем и отлича­ющиеся) положения высказывали Г. Зиммель, М. Вебер и В. Парето. В современной социологии наиболее последовательно выражают по­зицию всеобщности и универсальности конфликта, его ведущей роли в жизни общества английский социолог Р. Дарендорф (живший до 1960-х гг. в Германии) и американский социолог Л. Козер.

Они полагают, что конфликт является естественным результатом лю­бой системы управления, как бы совершенна она ни была. При этом ос­новной социальной ролью конфликта становится стабилизация экономи­ческих и социальных процессов. В этом смысле конфликт позитивен. Чтобы использовать его в интересах общества и отдельных социальных групп, необходимо не «разрешение» (против этого термина резко высту­пал Дарендорф, считая, что он создает ненужную иллюзию полного уст­ранения конфликта), а «регулирование». Для этого должны быть созданы специальные социальные институты с соответствующими полномочиями для регулирования конфликтов, принимающие решения, обязательные для конфликтующих сторон; эти институты вырабатывают правила пове­дения для них (что также признается данными сторонами); власти макси­мально способствуют реализации арбитражных функций.

В социологической науке существует и иная парадигма конфликта, ос­нованная на признании его неестественности и опасности для общества. Конфликт рассматривается как социальная болезнь. Такой точки зрения придерживаются Э. Дюркгейм (из классиков мировой социологии), Т. Парсонс, Н. Смелзер, Г. Бродаль (из современных социологов). Осо­бенность этой парадигмы состоит в том, что конфликт характеризуется как нарушение структурно-функционального равновесия в социальном процессе (Парсонс), поэтому главная задача — вовремя конфликт обнару­жить и принять эффективные меры по его преодолению. Сам конфликт рассматривается как социальный процесс, имеющий свою биографию (история, корни, фон, кризисы, поворотные точки), свои фазы и этапы.


Глава 29. Динамика социальных процессов



Развитие социологических теорий конфликта (а их достаточно много и обо всех сказать невозможно) способствовало возникновению его прикладных исследований, которые привели к появлению научно-практического направления — конфликтологии. Ярким примером работы, выполненной в ее рамках, служит книга американских авторов Р. Фишера и У. Ури «Путь к согласию, или Переговоры без пораже­ния» (она была переведена на 30 языков, в том числе на русский в 1990 г.). В этой книге, равно как и во многих других конфликтологи­ческих работах, недостатка в которых в последнее время не ощущает­ся, даются практические советы и рекомендации по разрешению кон­фликтов, поиску путей примирения противоположных интересов.

Вопросыи задания

1. Как происходило становление идей динамизма социальных процессов в истории
социологии?

2. Что такое социальное изменение и социальный процесс?

3. Проанализируйте понятие социального процесса в рамках его пространственно-
временных характеристик, фаз, основных факторов.

.4. Чем обьясняется видовое разнообразие социальных процессов? Какие критерии составляют основу их классификации?

5. Почему социальные процессы имеют противоречивый характер? Какие виды
противоречий лежат в их основе?

6. Что такое основное противоречие? Почему в науке придается большое значение
его определению?

7. Какие виды конфликтов вы могли бы выделить в современном обществе?

8. Какие теоретические разработки проблемы социального конфликта вам известны?

9. В чем особенности изучения социальных конфликтов в нащей стране'?

Литература

Бородины Ф М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1994.

Волков Ю.Г., Добренькое В.И, Нечипурепко В.Н, Попов А,В. Социология. М., 2000.
С. 413-444 «

Гиддеис Э. Социология. М., 1999. Гл. 20.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социол. исслед. 1994. №5.

Зайцев А К. Социальный конфликт. М, 2000.

КозерЛ Функции социального конфликта. М, 1993.

Кравченко С.А., Мнацаканяи М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1998. С. 51-63, 429-462.

Российская социолошческая энциклопедия. М., 1998.

Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 16, 17.

Фишер Р., Ури У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1990.

Фролов С.С. Социология. М., 1996. С. 267-284, 323-344.

Цой Л.Н. Практическая конфликтология. М., 2001.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 19—44.


Глава 30

Социальное поведение и общественные движения

§ 1 Социальное поведение и е/о типы §2 Обща таенные движения и их ш(ледования в iоциопогии

§ 1. Социальное поведение и его типы

Социальные изменения происходят благодаря тому, что люди объеди­няются и осуществляют коллективные действия, которые мы будем называть социальным поведением (в литературе, особенно западной, его часто называют коллективным поведением). Одной из наиболее значимых форм социального поведения являются общественные дви­жения, поэтому им далее будет уделено особое внимание. Сейчас же о том, что такое социальное (коллективное) поведение, почему и как оно способствует осуществлению социальных изменений.

Теории коллективного поведения

В американской социологической литературе коллективное поведение очень часто характеризуют как необычное, нестандартное, несоответст­вующее установленным образцам. Н. Смелзер определяет его как «относи­тельно стихийное и неорганизованное поведение группы людей, реагиру­ющих на неопределенную или угрожающую ситуацию. Согласно этому определению, существует коренное различие между коллективным пове­дением и повседневной деятельностью людей...» *. В таком случае его нуж­но рассматривать как определенную разновидность дсвиантного (откло­няющегося) поведения. А если речь идет о «нормальном» социальном поведении групп людей, не являющимся «экстремистским»?

По всей видимости, традиция рассматривать социальное поведение групп людей как отклоняющееся от установленных стандартов идет еще от французских социологов конца XIX— начала XX в. Г. Лебоиа и Г. Тар-да. Первый из них разработалг понятие толп ы, под которой понимал группу людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чув­ствами и готовых идти куда угодно за признанным ими лидером. Толпа рас-

Смел >ер НДж Социоло) ия С 578


Глава 30 Социальное поведение и общественные движения



сматривалась Лебоном как разрушительная, иррациональная, бессозна­тельная сила, поведение которой регулируется законом «духовного едине­ния толпы». Другой закон, действию которого толпа также подвержена, — закон подражания (это понятие наиболее подробно было разработано Тар-дом, который считал подражание основным социальным процессом).

Во второй половине XX в. появился целый ряд новых теорий, объяс­няющих коллективное поведение. Это теория конвергенции Г. Олпорта, суть которой состоит в том, чго участники совместных социальных акций собираются и действуют в соответствии с уже существующими предрас-положенностями, а коллективное поведение рассматривается как следст­вие повседневной жизни, но не влияния голпы. Это теория возникновения норм Р. Тэрнера, смысл которой состоит в объяснении коллективного по­ведения как результата, принятого большинством вследствие освоения норм, характерных для небольшой группы лиц. Это теория коллективно­го поведения как политического протеста (основные положения сформу­лированы Дж. Школьником), согласно которой оно становится прежде всего формой политической борьбы. Наконец, это теория прирастающей ценности Н. Смелзера, объясняющая коллективное поведение стремле­нием изменить господствующие социальные условия путем прохождения последовательных этапов, начиная с изменения структурных факторов коллективного поведения, появления структурной напряженности и кон­чая мобилизацией к действиям и установлением социального контроля.

Главная особенность этих теорий состоит в том, что, при всех раз­личиях между ними, коллективное поведение рассматривается как нечто особенное, не типичное, не повседневное, а скорее как экстраор­динарное. Другими словами, сохраняется принципиальное различие между коллективным поведением как определенного рода отклонени­ем от нормы и повседневной деятельностью групп людей.

Такой подход представляется не соответствующим в полной мере ре­альным социальным процессам и изменениям. Изменения в обществе осу­ществляются не только за счет экстраординарных коллективных действий, может быть, даже не столько за их счет, сколько в результате повседневной деятельности групп людей, социальных общностей в самых различных сферах общественной жизни. Поэтому под социальным поведением мы бу­дем понимать коллективные, групповые действия людей, преследующих об­щие цели и сплоченных общими интересами, как в обычных, стандартных, так и в экстраординарных, нормативно не санкционированных условиях.

Типы социального поведения

Согласно широко распространенной в американской социологии точке зре­ния Дж. Лофланда, типы коллективного поведения толпы или массы (иные



Раздел VI Социальные изменения и процессы


его субъекты не предполагаются вследствие изначальной трактовки тако­го поведения как отююняющегося от принятых норм) базируются на трех типах эмоций: страхе, враждебности, радости. Примеры таких типов коллективного поведения приводятся следующие: поведение, осно­ванное на страхе, — поведение зрителей в театре в связи с начавшимся по­жаром; поведение, базирующееся на враждебности, — поведение толпы линчующих людей; поведение, основанное на чувстве радости, — поведе­ние на спортивном соревновании в результате победы любимой команды.

Можно ли конструировать типологию социального поведения, исхо­дя только из чисто эмоциональных характеристик? Не будет ли такой подход излишней психологизацией коллективного поведения? И что вообще оно собой представляет, если уйти в сторону от предложенного Н. Смелзером определения?

Прежде всего нужно признать, что социальное поведение совсем не обя­зательно подразумевает некое отклонение от норм и стандартов, принятых в обществе. Конечно, некоторые типы социального поведения могут им не соответствовать и выступать гак нечто противоречащее институционально принятому поведению тех или иных социальных общностей. Естественно, что на этом построено любое экстраординарное коллективное поведение, будь то преследование гомосексуалистов, поведение заложников в средст­вах транспорта, захваченного террористами, или праздничный карнавал.

Однако социальным (именно социальным, и никаким другим) поведе­нием заполнена вся обыденная, повседневная жизнь людей. Разве поведе­ние тех или иных социальных общностей, трудовых коллективов в сфере производства — не социальное поведение, которое вполне укладывается в институциональные рамки? Почему коллективное поведение обязатель­но должно быть «стихийным» и «неорганизованным»? Оно может таким быть в отдельных случаях, но может и не быть. Кстати, поведение трудо­вых коллективов далеко не всегда кто-то специально организует. Оно ча­сто рождается из определенной необходимости достичь какой-то цели.

Социальным может быть поведение участников какого-либо общест­венного движения. Когда «зеленые» или их сторонники объединяются в целях экологической защиты какого-либо объекта природы, они харак­теризуются в этом случае социальным поведением, которое, кстати, в од­них случаях может соответствовать тем или иным нормам, в других — противоречить им (если, скажем, какие-то формы поведения институ­ционально в данном обществе не закреплены). Во время испытаний Францией ядерного оружия на атолле Муруроа сторонники «зеленых» в Москве очень быстро объединились и продемонстрировали у ворот французского посольства протестующее социальное поведение, за что немедленно были разогнаны милицией. В то же время аналогичные по


Глава 30. Социальное поведение и общественные движения



формам коллективные протесты (плакаты, надписи, письменные и уст­ные лозунги) в других странах не вызывали соответствующих реакций полиции, ибо институционально, нормативно были разрешены.Итак, социальное поведение является универсальным, охватывая любые сферы общественной жизни в самом широком диапазоне ее проявлений — от обычной, нормальной, повседневной до различных форм отклонений. По­этому в самом общем виде типология социального поведения включает в се­бя две основные градации: 1) социальное поведение в институционально принятых, нормативно санкционированных условиях повседневной жизни; 2) социальное поведение в экстремальных и экстраординарных условиях.

Первый тип социального поведения может быть конкретизирован в за­висимости от сфер его проявления: производственно-трудовой, бытовой, общественно-политической, образователь­ной, досуговойи т.д. Второй тин социального поведения, имея такую же «сферную» структуру, подразделяется на отклоняющееся от принятых норм социальное поведение, не представляющее общественной опасности, и общественно опасное социальное поведение. Конечно, жестких границ меж­ду двумя последними видами социального поведения не существует, и пер­вые в определенных условиях могут перерастать во вторые (коллективная «радость» болельщиков спортивной команды в связи с ее победой на со­ревнованиях может перерасти в разгул, в драки, равно как и коллективная «печаль» болельщиков команды, потерпевшей поражение, и тогда возни­кает угроза общественно опасного социального поведения).

§ 2. Общественные движения и их исследования в социологии

Понятие социальных движений

Коллективные действия и социальное поведение групп людей состави­ли основу нового общественного явления, возникшего лишь в XX в. и < по-настоящему зарекомендовавшего себя во второй его половине. Речь идет о мощном развитии социальных движений, которым был обуслов­лен и стимулировался динамизм человеческого общества в течение не­скольких последних десятилетий. Социальные движения выступали и выступают и как источник социальных перемен, и как импульс напряже­ний и конфликтов, и как средство и инструмент их преодоления. Вместе с тем они указывают на те особенности и скрытые возможности данного институционального порядка, которые ранее не были известны.

Исходя из этого, социальные движения можно определить как совокуп­ность коллективных действий большого количества людей, направленных на поддержку определенных общественных процессов и изменений или со-



Раздел VI. Социальные изменения и процессы


противление им. В ряде случаев одно и то же движение имеет и конструк­тивную, и деструктивную направленность. Так, движение сторонников мира, появившись в конце 1940-х — начале 1950-х гг., было изначально на­правлено не только на его укрепление, но и на борьбу противддерной уг­розы. Это же касается и движения «зеленых», оказывающего с самых пер­вых шагов своей жизни сопротивление загрязнению окружающей среды.

Социальные движения стали характерными как для человеческого общества в целом, так и для отдельных стран, поскольку люди осозна­ли полезность своего объединения для достижения определенных це­лей и возможность выполнить новые социальные роли, придававшие им вес в собственных глазах и в глазах значимых других.

Каким образом происходит формирование общественных движе­ний? Как правило, причиной их появления являе гея недовольство, не­удовлетворенность жизнью в целом или какими-либо ее сторонами. Другими словами, в основе возникновения общественных движений чаще всего лежат объективные явления. Однако не всюду, где существу­ет недовольство, такие движения возникают. Для этого необходимо еще и наличие субъективной готовности людей к объединению, к созданию социальных движений. Такая готовность предполагает определенный уровень сознания, образованности, устойчивости ориентации, устано­вок, диспозиций, состояния культуры данной общности в целом.

Социальные движения — это особые образования в обществе, под­черкивающие его динамизм. Дело в том, что они, в отличие, скажем, от социальных институтов, обладающих устойчивостью и стабиль­ностью, высокодинамичны и имеют неопределенный жизненный цикл. Общественные движения появляются «по поводу» и прекращают свое существование в связи с исчезновением конкретной причины их возникновения и деятельности. В них задействовано ограниченное число людей (хотя оно может быть немалым), большинство же насе­ления относится к общественным движениям равнодушно (а иногда и неприязненно). Ярким примером таких общественных движений яв­ляются выступления «антиглобалистов». Они приурочиваются обыч­но к встречам руководителей ведущих держав мира (так называемые саммиты) и стремятся выразить протест (часто в разрушительной форме — поджоге автомобилей, разгроме магазинов, забрасывании камнями полицейских и т.д.) против усиливающихся процессов гло­бализации, которые, по мнению участников этих движений, имеют исключительно негативные последствия для человечества.

Если к стабильной работе социальных институтов проявляет инте­рес большинство населения, то в деятельности общественных движе­ний заинтересованы лишь их непосредственные участники. Таковы,


Глава 30 Социальное поведение и общественные движения 545

скажем, религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, экологические, революционные, политические движения.

Социальные движения могут иметь свою о р г а н и з а ц и ю, но боль-ш инство из них ею не располагают. При этом под организацией будем по­нимать формальное социальное образование с официальным членством, -фиксированными правилами и нормами поведения, инструкциями, санкциями, жестко закрепленными статусами и ролями. Если общест­венное движение достигает стадии формальной организации, обрастая установленными правилами и нормами поведения своих членов, оно пе­рестает быть движением, превращаясь в саму организацию.

Стадии жизненного цикла общественных движений

В связи со сказанным встает вопрос о стадиях, которые проходит боль­шинство общественных движений в рамках своих жизненных циклов. Первая стадиявозникновенияв литературе часто называется ста­дией беспокойства. Ее исходным пунктом, началом является с о ц и а л ь -' нос недовольство, неудовлетворенность теми или иными сторона­ми жизни. Так, еще в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в России возникло движение солдатских матерей, выражавших возмущение ситуацией, сло­жившейся в армии, «дедовщиной», бесчеловечным отношением к солда­там, особенно новобранцам. Новый импульс этому движению дала война в Чечне, методы и формы ее ведения, бессмысленные жертвы, большин­ство которых составляли молодые, необученные солдаты, становившие-■ ся, по существу, пушечным мясом.

Вторая стадия общественного движениястадия сращения, соедине­ния, объединения. В ее рамках оно должно ясно и четко заявить о себе, раз­вивать свою стратегию для того, чтобы стать действительно обществен­ным и массовым. Лидеры движения на этой стадии определяют политику и тактику поведения, стараются привлечь новых членов. Коллективные действия его участников становятся достоянием общественного мнения, прежде всего через средства массовой информации.

Движения могут формировать союзы с другими движениями и органи­зациями ради обеспечения необходимых ресурсов для дальнейшего разви­тия. Продолжая приведенный выше пример с движением солдатских мате­рей, отметим, что это движение объединило свои усилия с рядом поддержавших его организаций, провело несколько крупных акций проте­ста, серьезно увеличило свои ряды и получило финансирование для расши­рения деят ельности. Будучи созданным в 1988 г., движение уже в 1989 г. до­билось принятия решения правительства о возвращении из армии в вузы на учебу 176 тыс. бывших студентов. За 1989—1996 гг. под влиянием Комите­та солдатских матерей (создан в апреле 1989 г.) были внесены изменения в



Раздел VI Социальные изменения и процессы


нормативные акты: впервые в истории армии России введено страхование жизни и здоровья солдат и матросов, закреплены нрава на альтернативную службу; 7,5 тыс. юношам, покинувшим свои части из-за неуставных отно­шений, оказана помощь; идет поиск пропавших без вести солдат. В конце 1990-х гг. резко активизировалась борьба движения солдатских матерей за принятие закона об альтернативной воинской службе.

Третья стадия — формализации и бюрократизации — достигается только успешно развивающимися общественными движениями, кото­рые для реализации своих целей (часто они бывают очень серьезными и труднодостижимыми) и активизации деятельности стремятся создавать элементы формальной организации. Формализация и бюрократизация (хотя бы частичная) превращает движение в активно действующее и ре­зультативное, повышает роль лидера. Применительно к нашему приме­ру следует отметить, чго благодаря формализации деятельности и созда­нию организации движению солдатских матерей удалось сделать то, что очень часто не могли выполнить армейские и иные структуры — освобо­дить из плена (иногда с выкупом) многих молодых российских солдат.

Наконец, четвертая стадияспада и исчезновения. Существует не­сколько причин спада общественного движения. Одна из них — движе­ние полностью выполнило свои задачи, вследствие чего перестает быть нужным. Вторая — исчезают сами причины того или иного движения. Можно предположить, что окончание войны в Чечне, реформирование российской армии, очищение ее от явлений, подобных «дедовщине», со­здание нормальных условий службы сделают ненужным общественное движение солдатских матерей и оно постепенно прекратит свое сущест­вование. Третья причина — общественные движения получают закончен­ность и определенность, обретают устойчивые традиции, культурные об­разцы, символику и, постепенно институционализируясь, превращаются в социальную организацию. Именно таким путем создаются многие по­литические партии. Наконец, еще одна причина исчезновения общест­венного движения связана с обстоятельствами «неестественного» харак­тера (в отличие от первых трех). Речь идет о разгроме или уничтожении общественного движения, запрете его властным органом. Чаще всего та­кие акции имеют место в том случае, когда деятельность общественного движения становится опасной и нежелательной для властей.

Теории общественных движений

Существует ряд теорий общественных движений, которые посвяще­ны преимущественно причинам их возникновения. Одна из них — те­ория депривации (американские социологи Дж. Роуз, Д. Моррисон). Суть ее состоит в том, чго люди объединяются в общественные дви-


Глава 30 Социальное поведение и общественные движения



жения в результате определенных потерь и лишении преимуществен­но материального характера, а участие в самих движениях выступает как средство поиска источников доходов. Интерес к этим движениям возрастает в периоды крушений надежд и ожиданий.

Другая теория общественных движений была сформулирована изве­стным американским социологом У. Корнхаузером и получила название теории массового общества. В соответствии с ней общественные движе­ния есть результат объединения людей, испытывающих явный дефицит социальных связей и общения. Участие в общественном движении высту­пает как средство приобретения чувства социальной принадлежности.

В теории мобилизации ресурсов (американский социолог Л. Кил-лиан) источником общественных движений, включения в них широ­ких слоев населения считается стремление людей реализовать свои ценностные ориентации. При этом термин «ресурсы» трактуется до­статочно широко и включает в себя человеческий труд, деньги, ком­муникации, людей, их контакты со средствами массовой информации, позитивный общественный имидж и др. Судьба общественного дви­жения зависит от того, как оно организует реализацию этих ресурсов.

Наконец, следует сказать о широко распространенной в 1980—1990-х гг. теории новых социальных движений (американский социолог Дж. Маккар-ти, голландский социолог X. Кризи). Согласно этой теории, в отличие от прежних общественных движений, характерных для индустриальных об­ществ США и Западной Европы и касавшихся в основном сферы производ­ства, новые социальные движения связаны прежде всего с глобальной эко­логией, угрозой ядерной войны, защитой прав женщин, охраной животных и т.д. Их фокусом является качество жизни (в отличие от прежних движе­ний с доминированием экономических проблем). В новых социальных дви­жениях принимает участие преимущественно средний класс (в отличие от прежних с доминированием рабочего класса). Эти движения — ответ на экспансию государственной власти, средств массовой информации.

Типология общественных движений

Поскольку общественных движений очень много, необходима их ти­пология. Критериев для выделения типов общественных движений существует несколько. Назовем некоторые из них. Так, в качестве ос­нования выступают цели общественных движений. Ими могут быть: социальный переворот (революция, контрреволюция), политические результаты (движение в поддержку президента), экономические, со­циальные, культурные реформы (движение реформ в России) и т.д.

Общественные движения можно классифицировать в соответствии с их интересами в тех или иных сферах деятельности, тогда будем вы-



Раздел VI Социальные изменения и процессы


делять политические, религиозные, расовые движения, движения за ре­формы в области образования и т.д. По характеру общественные дви­жения могут быть направлены на изменение поведения своих членов (движение анонимных алкоголиков, различные культовые движения, секты и др.) и трансформацию окружающего общества (политические движения). Каждый из этих видов движения, в свою очередь, может быть подвергнут дальнейшей классификации. Так, политические дви­жения в зависимости от их характера выступаю г как реформаторские, радикальные (революционные), консервативные.

Одни движения преследуют ограниченные по масштабам переме­ны (например, движение за спасение вымирающих видов животных и растений), другие являются чрезвычайно широкими (так, многие женские движения направлены не только на лмапсипацию женщин, но и на приход их к власти).

В конце 1960-х гг. в американской социологии (Г. Блумер) была предпринята попытка использовать в комбинации два критерия для оп­ределения четырех типов социальных движений — широту и глу­бину изменений, которые они несли с собой (рис. 11).

К альтернативным социальным движениям американские социологи относяг те, что стимулируют отдельные группы людей изменить свое поведение по отношению к тем или иным принятым в обществе его пор-мам. Примером является движение в пользу планирования семьи в сто­рону роста числа детей.

Социальные движения религиозного характера могут радикально изменить жизнь определенных групп людей. В качестве примера при­водится деятельность христианских организаций, занятых поиском новых членов, которых они обращают в свою веру, тем самым спасая их духовно. Причем результат этих действий настолько глубок, что про таких людей говорят, будто они родились вновь.

Date: 2015-09-24; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию