Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Становление советского общества. 1920 – 1940 гг





1. Концепция экономического развития. Формирование советского хозяйственного механизма:

А) НЭП, его сущность и итоги;

Б) индустриализация и коллективизация; их результаты и значение.

2. Политическая концепция: становление тоталитарной системы. Феномен тоталитаризма, особенности советского тоталитаризма.

3. Социальная концепция: создание единой общности – советский народ. Образование СССР.

4. Культурно-идеологическая концепция: культурная революция, построение коммунистического общества.

Основная литература:

1. История России в вопросах и ответах / под ред. Кислицына С.А. Ростов-на-Дону, 2001.

2. История России / под ред. Радугина А.А. М., 2004.

3.История России с древнейших времен до конца XX в. М., 2000.

4.Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России. М, 2002.

5.Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.А. Основы курса истории России. М., 1997.

6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2008.

Дополнительная литература:

1.Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. М., 1999.

2. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией / Сост. Н.Г. Федоровский. Ч.1, 2. Москва, 1994.

3. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. – 1992. - № 2.

4. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов-на-Дону, 1997.

5.История / под ред. Шаповалова В.Д. Ростов-на-Дону, 2000.

6. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2000.

7.Российская цивилизация / под ред. Мчедлова М.П. М., 2003.

8.Россия и мир. Ч. 2. М., 1994.

Первый вопрос связан с изучением экономического развития советского общества в 1920 – 30-е гг. Вначале студентам следует определить изменения в идеологии большевиков в процессе перехода к государственному строительству и охарактеризовать особенности развития России в условиях новой экономической политики (1922 – 1928 гг.). В связи с этим нужно обозначить кризисные явления в экономической и политической жизни страны: забастовки, крестьянские выступления, восстание моряков в Кронштадте (1920 – 1921 гг.). Далее необходимо выделить меры, предпринятые руководством, в промышленности и сельском хозяйстве (допущение частного капитала в промышленность, кооперация, продналог и др.) и результаты, к которым они привели.

Целью НЭПа, по замыслам Ленина, должно стать выведение страны из кризиса, а в дальнейшем – использование его рычагов для создания социалистической экономики. Сущностью НЭПа являлось укрепление союза рабочего класса и крестьянства как основы диктатуры пролетариата. Конкретными мерами новой экономической политики являлись: замена продразверстки продналогом (в два раза ниже продразверстки); введение свободной торговли; денационализация мелких и средних промышленных предприятий; допущение в советскую экономику иностранного капитала через аренды и концессии; проведение денежной реформы и др. При этом в руках большевиков оставалась: крупная и средняя промышленность, транспорт, банки, земля, внешняя торговля. Следует подчеркнуть, что либерализация в сфере экономики не подтверждалась политической либерализацией. Но вначале НЭП способствовал выходу из кризиса. В 1924 г. завершилось проведение денежной реформы, что позволило ликвидировать бюджетный дефицит. Прирост промышленной продукции в 20-е годы осуществлялсявысокими темпами: в 1921 г. – 42,1%, 1922 г.- 30,7%, 1923 г.- 52,9%, 1924 г. – 14,6, 1925 г.– 66,1, 1926 г.– 43,2, 1927 г.– 14,2%. В сельском хозяйстве с 1923 г. стали постепенно увеличиваться посевные площади, а в 1925 г. валовой сбор зерна почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор за 1909-1913 гг. Говоря об итогах нэпа, следует охарактеризовать сложившиеся к концу 1920-х гг. противоречия, как в экономике, так и между экономикой и политической системой, рассчитанной на использование административно-командных методов управления, приведшие к свертыванию НЭПа. Поддерживать высокие темпы развития становилось все трудней. Причины: средств для вложений в новые отрасли промышленности не было, товарность сельскохозяйственной продукции резко сократилась, сторонников НЭПа среди руководства страны после смерти Ленина было мало. К середине 20-х годов НЭП пережил два кризиса. Начались политические разногласия среди руководства партии (Н.И. Бухарин, Г.Е.Зиновьев, Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, И.В. Сталин) Возникли два пути развития страны: а) трансформировать НЭП в рыночную модель социализма (Бухарин) б) перейти к насильственному, форсированному строительству «социализма» в городе и деревне (Сталин). Осложнившаяся во второй половине 20-х годов международная обстановка, борьба за единоличное лидерство в партии, кризис хлебозаготовок 1927/28 гг. привели к свертыванию НЭПа. Во второй части первого вопроса следует отметить, что в 1928-1930 гг. началось осуществление сталинского плана экономического развития страны, выразившееся в индустриализации и коллективизации. Студентам следует охарактеризовать особенности советской индустриализации (преимущественное развитие тяжелой промышленности, централизация управления, плановое хозяйство, особая финансовая политика) и противоречивость ее итогов (наращивание материально-технической базы страны, командно-бюрократический аппарат управления). Был намечен традиционный для России вариант индустриализации экономики, который сложился еще со времен Петра I: индустриализация начинается с тяжелой промышленности и осуществляется крайне высокими темпами. Это требует наличия в стране неисчерпаемого источника дешевой рабочей силы, что и представляла собой малоземельная, перенаселенная деревня. Другими источниками средств для индустриализации стали: режим экономии, изъятие средств у населения (госзаймы), рост цен и налогов, продажа хлеба и культурных ценностей за границу. Суть первых довоенных пятилеток состояла в превращении аграрной России в мощную индустриально-аграрную державу, в создании единого военно-промышленного комплекса, без которого было бы невозможно сохранить независимость страны накануне Второй мировой войны. Несмотря на то, что установленные пятилетние планы имели завышенные показатели и выполнены не были, достижения в промышленности были существенными: построено 6000 новых предприятий, возникли новые отрасли, основаны новые города. В конце 30-х годов Советский Союз стал одним из трех-четырех стран, способных производить любой вид продукции, доступной в то время человечеству. При рассмотрении процесса коллективизации важно помнить, что созданный в ее результате колхозный строй был удобной формой изъятия больших объемов сельскохозяйственной продукции и перекачки средств из деревни в промышленность. Летом 1929 г. руководством страны был взят курс на сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств (создание колхозов). Началось насильственное – под угрозой репрессий – насаждение колхозов. Итоги коллективизации неоднозначны. Выросли государственные заготовки хлеба, что позволило увеличить экспорт зерна почти в 50 раз. Благодаря этому были закуплены импортные машины и оборудование. С другой стороны снизился валовой сбор зерна, в критическом положении оказалось животноводство, упал общий уровень жизни народа, а в 1933 г. в ряде районов разразился массовый голод. Под видом «кулаков» была репрессирована наиболее трудоспособная часть крестьянства, складывалась командно-бюрократическая система управления колхозами.

Подводя итог довоенному экономическому развитию, нужно показать своеобразие хозяйственного механизма (огосударствление всех сфер экономики, плановость, приоритетность в развитии тяжелой промышленности), сложившегося в эти годы, обозначить черты традиционного общества (государственный контроль, экстенсивность, дешевый труд), сохранившиеся и закрепившиеся в нем.

При ответе на второй вопрос необходимо выявить смысл понятия «тоталитаризм», определить характерные черты тоталитарного режима, объяснить его появление именно вXX в., проследить связь тоталитаризма с догоняющим типом модернизации. В этом же вопросе следует назвать черты советской модели тоталитаризма, обозначить этапы этого явления, установить его особенности. Также нужно привести различные оценки последствий тоталитарного режима в советском обществе, подумать над возможностью повторения этого явления в России и мире.

На период 1929—1939 гг. приходится завершение становления политической системы в СССР. Она включала: коммунистическую партию как ведущую политическую силу общества; руководимые партией Советы, призванные осуществлять диктатуру пролетариата; массовые общественные организации (профсоюзы, комсомол и др.), которые были инструментами партийного влияния на беспартийные массы; правоохранительные репрессивные органы; государственный аппарат централизованного управления хозяйственной жизнью; партийные и государственные структуры агитации и пропаганды, стремившиеся сделать коммунистическое мировоззрение не только господствующим, но и единственным. Политическая система нового общества изначально формировалась как мобилизационная: она строилась для ведения революционной войны против внутренних и внешних классовых врагов.

В основе новой системы лежали традиционные черты русской государственности. Официально, в Конституции 1936 г., говорилось о победе социализма, т.к. в стране ликвидирована частная собственность, изменилась социальная структура, не стало эксплуатации классов, построена государственно-плановая экономика. Но сталинский социализм не соответствовал классической теории социализма: народ был отчужден от собственности и власти, классовая эксплуатация была заменена государственной, ликвидированы парламентская демократия и правовое государство, установилась тоталитарная система (totalis – полный, цельный). Ее определяет наличие: харизматического правителя, сосредоточившего в своих руках всю полноту власти; массовой политической партии, через которую осуществляется связь и влияние на все слои общества; тотального идеологического контроля населения; мощного репрессивного аппарата; милитаризации экономики и общества в целом.

В СССР тоталитаризм прошел несколько этапов:

1. 1923 – 1934 гг.- становление, формирование основных тенденций;

2. 1935 – 1941 гг. - реализация сталинской модели власти;

3. 1941 – 1945 гг.- частичное отступление сталинизма;

4. 1945 – 1953 гг.- возвращение к «жесткому курсу», начало распада системы.

Итоги сталинского тоталитаризма оцениваются неоднозначно. Как положительный отмечают быструю модернизацию, как отрицательный – ее высокую цену (миллионы жизней, последующий застой, неспособность общества к саморазвитию).

Раскрывая третий вопрос, нужно отметить, чтосоциальная структура советского общества определялась как союз рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции.Социальный состав общества между двумя войнами существенно различался. Численность рабочего класса увеличилась с 9 до 23 млн. чел. Доля занятых в сельском хозяйстве с 80% в 1928 г. сократилась до 54% в 1940 г. Значительной социальной группой стали работники умственного труда (интеллигенция), начала формироваться номенклатура (социальная группа руководителей партийного и государственного аппарата). Формально заявлялось о равенстве всех советских людей, но в реальности между классами всегда были существенные различия. Номенклатура имела право на полное государственное обеспечение (жилье, автомобили, спецобслуживание). Рабочие и служащие имели право на оплачиваемые отпуска, семичасовой рабочий день, оплату больничных листов, пенсии по старости. Колхозники до сер. 1950-х гг. социальных прав не имели. Говоря об образовании СССР, следует отметить, что в начале 1920-х гг. для объединения территорий бывшей Российской империи существовали как объективные предпосылки (наличие экономических, политических и культурных связей, необходимость совместной обороны от враждебного внешнего окружения), так и субъективные (имперские идеи большевиков). В программе большевиков по национальному вопросу было много противоречий: проблема права наций на самоопределение, форма национально-государственного устройства, взаимоотношения между центром и национальными образованиями, вопросы национальной культуры и др. Летом 1922 г. началось объединение советских республик. Существовало два основных подхода: идея Сталина «об автономизации» республик (вхождение независимых республик в состав РСФСР на правах автономии) и предложение Ленина о федеративном устройстве многонационального государства (равноправное объединение самостоятельных республик, передававших часть прав в пользу общесоюзных органов власти). 30 декабря 1922 г. на 1 Всесоюзном съезде Советов были приняты Декларация и Союзный Договор. Они провозгласили, что РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР объединяются в единое союзное государство. СССР учреждалось как федерация суверенных республик со свободным входом и правом выхода. Союз решал вопросы внешней политики, внешней торговли, финансов, обороны, путей сообщения, связи. Остальное считалось в ведении республик. Таким образом, большевики собрали большую часть территорий с преобладанием великорусского населения, а также национальные районы, где не утвердились самостоятельные государственные образования.

В четвертом вопросе при анализе духовной сферы жизни советского общества нужно показать противоречивость процесса культурной революции.

Политика советского руководства в области культуры в 20-е — 30-е гг. получила название «культурной революции». Ее важнейшей целью было утверждение коммунистического мировоззрения в качестве государственной идеологии советского общества. Содержание этой политики было многоплановым: 1) ликвидация неграмотности; 2) создание новой системы народного образования; 3) превращение гуманитарных наук, литературы и искусства в инструмент идеологического воздействия на массы; 4) использование научных достижений для социалистического строительства; 5) создание кадров новой, «пролетарской» интеллигенции. Главная же задача состояла в том, чтобы воспитать «нового» человека, – преданного строителя коммунизма. Был создан новый творческий метод – «социалистический реализм». В содержании произведений обязательны стали идеи построения социализма, трудового подвига, классовой борьбы.

Важно понять, что в ходе культурной революции все сферы культуры были подчинены партийно-государственному контролю, политизированы и идеологизированы. Появилась многочисленная советская интеллигенция, работавшая под жестким контролем ВКП(б) и органов государственной безопасности. Положительные стороны культурной революции: ликвидация неграмотности, приобщение широких масс к культурным ценностям, появление феномена советской культуры. Кроме того, следует обратить внимание на сохранение в идеологии таких типичных ценностей традиционного общества как коллективизм и сакрализация мышления (вера в построение будущего коммунистического общества). По такой же схеме: положительные и отрицательные стороны – нужно охарактеризовать советскую политическую систему и новую социальную структуру общества. В качестве вывода следует выявить соотношение между появившимися ценностями нового модернизационного общества и сохранившимися старыми, традиционными.

Контрольные вопросы

  1. Что общего между Смутой XVII в. и событиями 1917 – 1921 гг.?
  2. В чем заключалась сущность НЭПа?
  3. В чем состояли задачи экономического развития страны в 1920-30-е гг.?
  4. Назовите и охарактеризуйте существенные черты советского хозяйственного механизма, сложившегося в предвоенные годы.
  5. Что такое «культ личности»? Как это связано с ценностями традиционного общества?
  6. Сравните «ленинский» и «сталинский» планы образования СССР. Что в них общего и в чем различия?
  7. Что такое «соцреализм»? Назовите произведения, созданные в рамках этого метода.

Date: 2015-09-24; view: 486; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию