Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который пред­приятия выбрасывают нарынок, является прямой, или положи­тельной





Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков (см. рис. 11.2): кейнсианский (горизонтальный) отрезок, промежуточный (отклоняющийся вверх), классический (вертикальный) отрезок.

 

 
 


 

 

Рис.11.2. Кривая совокупного предложения

 

К неценовым факторам совокупного предложения относятся:

1) изменения цен на внутренние и импортные ресурсы;

2) изменения в производительности труда;

3) изменения правовых норм: налоговых ставок с предпри­ятий, методов государственного регулирования.

При прочих равных условиях изменения одного из этих факто­ров приводят к изменениям издержек на единицу продукции при различных объемах национального производства и тем самым к из­менению положения кривой совокупного предложения.

Макроэкономическое равновесие характеризует сбалан­сированность и пропорциональность экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производствен­ных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков. Равновесие отражает тот выбор, который устраивает всех в обществе.

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного пред­ложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объ­ем производства (рис. 11.3).

 

 

а) б)

 

 

 


Рис. 11.3Равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства

 

На рисунке 11.3 а, кривые совокупного спроса и совокупного предложе­ния пересекаются на промежуточном отрезке; изменение уровня цен ис­ключает перепроизводство или недопроизводство товаров; на рисунке 11.3 б,кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются на кейнсианском отрезке; движение к равновесному объему национального произ­водства не сопровождается изменением уровня цен.

Тема 11. «Финансовая система и финансовая политика»

Термин финансы произошел от латинского слова financia, означающего платеж, доход. Впервые в этом значении его начали использовать торговцы в средневековой Италии в XIII – XV вв. В дальнейшем этот термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежного обращения, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих политических и экономических функций.

Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения.

Сущность финансов проявляется в их функциях, основными из которых являются:

1) распределительная функция – обеспечение хозяйствующих субъектов необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения;

2) контрольная функция – обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению;

3) стимулирующая функция – создание условий для ускоренного развития отраслей и производств, решение актуальных для общества проблем посредством налоговых ставок, льгот и штрафов;

4) фискальная функция – изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и социальной сферы.

Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

В финансовой системе можно выделить две крупных сферы, причем каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.

Сферы финансовой системы:

1. Государственные финансы включают следующие звенья:

- государственная бюджетная система,

- государственный кредит,

- государственные внебюджетные фонды,

2. Финансы предприятий и организаций включают:

- финансы коммерческих предприятий,

- финансы некоммерческих предприятий и организаций,

- финансы общественных организаций и объединений.

В основе построения финансовой системы лежат два основных принципа: бюджетного централизма и фискального федерализма.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.

Общими принципами формирования финансовой политики государства являются:

1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов.

2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства.

3. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства.

4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики.

5. Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики.

Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны, решаемых социально-экономических и других задач. В период экономического спада она должна носить стимулирующий характер, направленный на предотвращение спада производства, высоких темпов инфляции, безработицы. В период экономического подъема – сдерживающий характер.

Выделяют следующие основные типы финансовой политики:

1) тактическая и стратегическая;

2) стимулирующая и деструктивная;

3) научно обоснованная и волюнтаристская и т.д.

 

Тема 12. «Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика»

Денежное обращение - это движение денег во внутрен­нем экономическом обороте страны, в системе внешнеэко­номических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.

Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.

Денежная система - форма организации денежного о ращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.

Различают два типа денежных систем: система металлического обращения, система обращения денежных знаков.

Элементами денежной системы являются: денежная единица, масштаб цен, виды денежных знаков, эмиссионная система, валютный паритет, механизм денежно-кредитного регулирования.

Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития.

Кредит – экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиков по поводу ссужаемой стоимости, передаваемой во временное пользование на условиях срочности, платности и возвратности.

Кредит выполняет три основные функции: распределительную, эмиссионную и контрольную.

Выделяют следующие основные принципы кредитования: срочность, возвратность, платность, дифференцированность, обеспеченность ссуд, принцип целевого назначения.

В процессе кредитования используются различные формы кредита: коммерческий, банковский, потребительский, ипотечный, межбанковский, государственный, международный.

С точки зрения функционального аспекта под кредитной системой понимается совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования.

С точки зрения институционального аспекта кредитная система представляет собой совокупность кредитных организаций и финансово-кредитных институтов, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства в соответствии с основными принципами кредитования.

В настоящее время структура кредитной системы России выглядит следующим образом:

1. Центральный банк России.

2. Банковская система.

3. Небанковская (парабанковская) система.

Центральный банк выполняет следующие функции:

- осуществляет монопольную эмиссию банкнот;

- является «банком банков»;

- является банкиром правительства;

- осуществляет денежно-кредитное регулирование.

Свои функции центральный банк осуществляет через активные и пассивные банковские операции.

Коммерческий банк выполняет следующие функции:

- аккумуляция и мобилизация денежного капитала;

- посредничество в кредите;

- создание кредитных денег;

- осуществление расчетов в народном хозяйстве;

- организация выпуска и размещения ценных бумаг;

- оказание банками консультативных услуг.

Свои функции коммерческий банк также как и центральный банк осуществляет через активные и пассивные банковские операции.

Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитная политика.

К общим методам денежно-кредитной политики относят: учетная ставка, операции на открытом рынке, резервная норма.

 

Тема 13. «Экономические отношения в системе мирового хозяйства и их регулирование»

Международные экономические отношения -форма выражения всемирных экономических отношений.

Всемирные экономические отношения – отношения, характеризующие общение, способ и характер воздействия и взаимодействия всех стран мира в сфере экономического сотрудничества, развития и переплетения торговых, производственно-технологических, кооперационных связей и взаимосвязей.

В настоящее время в мире присутствуют следующие разновидности всемирных экономических отношений: международные отношения промышленно-развитых стран, международные экономические отношения развивающихся стран.

Анализ современной мировой экономики позволяет выделить тенденции в развитии международных экономических отношений: международная экономическая интеграция, глобализация.

Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок – внешнеторговый оборот.

Внешняя торговля – торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из импорта и экспорта товаров.

Структура внешнеторговой деятельности:

- торговля готовой продукцией (производственного назначения, индивидуального потребления, продовольственными товарами);

- торговля машинами и оборудованием;

- торговля сырьем;

- торговля услугами.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира.

Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства.

Основными направлениями внешнеторговой политики являются: протекционизм, фритредерство.

Валютой следует считать денежную единицу государства, обращающуюся за его пределами и на внутреннем рынке, а также денежные единицы международных валютно-финансовых организаций.

Конвертируемость валюты означает способность экономических субъектов обменивать национальную валюту на иностранную и использовать ее в расчетах.

Существует три класса валют: свободно конвертируемая валюта, частично конвертируемая валюта, неконвертируемая валюта.

Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран. Следует различать номинальный и реальный валютные курсы.

Фиксирование курса национальной денежной единицы в иностранной называется валютной котировкой.

Международные валютные отношения – совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве, обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

В основе функционирования международной экономики лежит международная валютная система.

Различным этапам развития мирового хозяйства были свойственны следующие мировые валютные системы: золотой стандарт, золотодевизная, управляемые плавающие валютные курсы.

 

Тема 14. «Особенности переходной экономики в России»

Исторический характер всякой системы обуславливает то, что в развитии общества возникают переходные явления. Отличительными чертами таких состояний являются:

1) сосуществование элементов старой и новой систем;

2) борьба элементов отмирающей и нарождающейся экономики;

3) неустойчивость, проявляющаяся в неопределенности вариантов будущего общества.

Длительное существование плановой экономики объясняется тем, что командно-административная экономика обладает рядов внешне положительных сторон:

1) способность к значительной концентрации ресурсов;

2) высокая маневренность и быстрота действия приказа;

3) возможность макроэкономического планирования и прогнозирования;

4) относительная простота структуры производства;

5) небольшое количество хозяйственных связей;

6) преобладание экстенсивного типа экономического роста;

Однако по мере усложнения народного хозяйства, повышения роли интенсивных процессов в экономике, активной творческой роли человека в процессе производства нарастает и кризис плановой экономики. Необходимо отметить, что указанные выше моменты макрохозяйствования имели место в условиях низкого потребления народа, особенно сельского населения.

Сущность кризиса плановой экономики – неспособность ее обеспечивать эффективное функционирование общественного производства.

Основные направления преобразования плановой системы:

1) либерализация экономики;

2) демонополизация экономики и создание конкурентной среды;

3) институциональные преобразования;

4) структурные преобразования;

5) макроэкономическая стабилизация;

6) формирование адекватной рыночному хозяйствованию системы социальной защиты населения.

Выделяют два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную:

1) эволюционный путь создания рыночных институтов (Китай, Венгрия);

2) «шоковая терапия» (Польша, Россия).

Различия между указанными подходами заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и т.д.

Выбор между этими двумя путями обусловлен комплексом политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

Эволюционный подход целесообразен при наличии следующих условий:

1) развитое сельское хозяйство и кустарное производство;

2) сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и ВПК;

3) стабильность финансовой системы;

4) преобладание среди политической и экономической элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ.

Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой и связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления очень тяжелого финансового положения, острого товарного дефицита.

Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в России эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.

Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы должны быть быстрыми и комплексными, о чем свидетельствует не только практический опыт других стран, но и объективные за­коны экономики.

Процесс предполагаемых реформ в России был разделен на два этапа:

1) 1991-1993 гг. — период создания юридических и эконо­мических институтов рыночной экономики, а также превра­щения значительной части государственной собственности в частную;

2) 1994-1997 гг. — период структурной перестройки эконо­мики, дальнейшего перехода от государственной собственнос­ти к частной, от военной промышленности к гражданской, от тяжелой индустрии к производству товаров народного потреб­ления и услуг, от закрытой экономики к открытой, свободно торгующей с другими странами.

Разгосударствление экономики является обязательным процессом для стран, осуществляющих переход к рыночной экономике. Так как основным собственником выступает государство, следовательно, разгосударствление – процесс смены собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности коллективам, частным лицам, акционерам и иностранным фирмам.

Процесс разгосударствления протекал на основе государственной программы, которая называется: «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ». Сама программа была рассчитана на ряд лет и в ней можно выделить следующие этапы:

1) Июнь 1992 – июнь 1994гг.: ваучерный этап.

Основная часть государственной собственности перешла в частную через аукцион, в основном, это коснулось предприятий малого бизнеса. Одновременно начался процесс акционирования крупных предприятий.

В этот же период начался процесс народной ваучеризации – процесс бесплатной передачи государственной собственности посредством приватизационного чека. Процесс оценки государственной собственности происходил по ценам 1991г. и она составила 1,5 млрд. руб., следовательно, номинальная стоимость ваучера равнялась 10 тыс. руб., в то время как за 1992г. цены выросли в несколько раз. Поскольку приватизационные чеки имели право обмениваться на деньги, то в стране увеличилась денежная масса, что подстегнуло новый виток инфляции.

2) Июль 1994г. – по настоящее время: постваучерный этап.

Целью этого периода была адаптация предприятий к рыночной среде, т.е. получение прибыли от инвестирования. Вложения своих средств в ценные бумаги предприятий.

Для этого периода было характерно замедление процесса приватизации, а также продажа дорогостоящих объектов по заниженным ценам.

Результатом процесса разгосударствления экономики явилось образование различных форм собственности: коллективная, частная, смешанная, а также различных организационно-правовых форм предприятий.

Date: 2015-09-24; view: 326; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию