Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают нарынок, является прямой, или положительной ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков (см. рис. 11.2): кейнсианский (горизонтальный) отрезок, промежуточный (отклоняющийся вверх), классический (вертикальный) отрезок.
Рис.11.2. Кривая совокупного предложения
К неценовым факторам совокупного предложения относятся: 1) изменения цен на внутренние и импортные ресурсы; 2) изменения в производительности труда; 3) изменения правовых норм: налоговых ставок с предприятий, методов государственного регулирования. При прочих равных условиях изменения одного из этих факторов приводят к изменениям издержек на единицу продукции при различных объемах национального производства и тем самым к изменению положения кривой совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие характеризует сбалансированность и пропорциональность экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков. Равновесие отражает тот выбор, который устраивает всех в обществе. Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем производства (рис. 11.3).
а) б)
Рис. 11.3Равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства
На рисунке 11.3 а, кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются на промежуточном отрезке; изменение уровня цен исключает перепроизводство или недопроизводство товаров; на рисунке 11.3 б,кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются на кейнсианском отрезке; движение к равновесному объему национального производства не сопровождается изменением уровня цен. Тема 11. «Финансовая система и финансовая политика» Термин финансы произошел от латинского слова financia, означающего платеж, доход. Впервые в этом значении его начали использовать торговцы в средневековой Италии в XIII – XV вв. В дальнейшем этот термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежного обращения, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих политических и экономических функций. Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения. Сущность финансов проявляется в их функциях, основными из которых являются: 1) распределительная функция – обеспечение хозяйствующих субъектов необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения; 2) контрольная функция – обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению; 3) стимулирующая функция – создание условий для ускоренного развития отраслей и производств, решение актуальных для общества проблем посредством налоговых ставок, льгот и штрафов; 4) фискальная функция – изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и социальной сферы. Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства. Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. В финансовой системе можно выделить две крупных сферы, причем каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев. Сферы финансовой системы: 1. Государственные финансы включают следующие звенья: - государственная бюджетная система, - государственный кредит, - государственные внебюджетные фонды, 2. Финансы предприятий и организаций включают: - финансы коммерческих предприятий, - финансы некоммерческих предприятий и организаций, - финансы общественных организаций и объединений. В основе построения финансовой системы лежат два основных принципа: бюджетного централизма и фискального федерализма. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Общими принципами формирования финансовой политики государства являются: 1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов. 2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. 3. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. 4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. 5. Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны, решаемых социально-экономических и других задач. В период экономического спада она должна носить стимулирующий характер, направленный на предотвращение спада производства, высоких темпов инфляции, безработицы. В период экономического подъема – сдерживающий характер. Выделяют следующие основные типы финансовой политики: 1) тактическая и стратегическая; 2) стимулирующая и деструктивная; 3) научно обоснованная и волюнтаристская и т.д.
Тема 12. «Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика» Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве. Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Денежная система - форма организации денежного о ращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Различают два типа денежных систем: система металлического обращения, система обращения денежных знаков. Элементами денежной системы являются: денежная единица, масштаб цен, виды денежных знаков, эмиссионная система, валютный паритет, механизм денежно-кредитного регулирования. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Кредит – экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиков по поводу ссужаемой стоимости, передаваемой во временное пользование на условиях срочности, платности и возвратности. Кредит выполняет три основные функции: распределительную, эмиссионную и контрольную. Выделяют следующие основные принципы кредитования: срочность, возвратность, платность, дифференцированность, обеспеченность ссуд, принцип целевого назначения. В процессе кредитования используются различные формы кредита: коммерческий, банковский, потребительский, ипотечный, межбанковский, государственный, международный. С точки зрения функционального аспекта под кредитной системой понимается совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. С точки зрения институционального аспекта кредитная система представляет собой совокупность кредитных организаций и финансово-кредитных институтов, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства в соответствии с основными принципами кредитования. В настоящее время структура кредитной системы России выглядит следующим образом: 1. Центральный банк России. 2. Банковская система. 3. Небанковская (парабанковская) система. Центральный банк выполняет следующие функции: - осуществляет монопольную эмиссию банкнот; - является «банком банков»; - является банкиром правительства; - осуществляет денежно-кредитное регулирование. Свои функции центральный банк осуществляет через активные и пассивные банковские операции. Коммерческий банк выполняет следующие функции: - аккумуляция и мобилизация денежного капитала; - посредничество в кредите; - создание кредитных денег; - осуществление расчетов в народном хозяйстве; - организация выпуска и размещения ценных бумаг; - оказание банками консультативных услуг. Свои функции коммерческий банк также как и центральный банк осуществляет через активные и пассивные банковские операции. Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитная политика. К общим методам денежно-кредитной политики относят: учетная ставка, операции на открытом рынке, резервная норма.
Тема 13. «Экономические отношения в системе мирового хозяйства и их регулирование» Международные экономические отношения -форма выражения всемирных экономических отношений. Всемирные экономические отношения – отношения, характеризующие общение, способ и характер воздействия и взаимодействия всех стран мира в сфере экономического сотрудничества, развития и переплетения торговых, производственно-технологических, кооперационных связей и взаимосвязей. В настоящее время в мире присутствуют следующие разновидности всемирных экономических отношений: международные отношения промышленно-развитых стран, международные экономические отношения развивающихся стран. Анализ современной мировой экономики позволяет выделить тенденции в развитии международных экономических отношений: международная экономическая интеграция, глобализация. Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок – внешнеторговый оборот. Внешняя торговля – торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из импорта и экспорта товаров. Структура внешнеторговой деятельности: - торговля готовой продукцией (производственного назначения, индивидуального потребления, продовольственными товарами); - торговля машинами и оборудованием; - торговля сырьем; - торговля услугами. Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства. Основными направлениями внешнеторговой политики являются: протекционизм, фритредерство. Валютой следует считать денежную единицу государства, обращающуюся за его пределами и на внутреннем рынке, а также денежные единицы международных валютно-финансовых организаций. Конвертируемость валюты означает способность экономических субъектов обменивать национальную валюту на иностранную и использовать ее в расчетах. Существует три класса валют: свободно конвертируемая валюта, частично конвертируемая валюта, неконвертируемая валюта. Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран. Следует различать номинальный и реальный валютные курсы. Фиксирование курса национальной денежной единицы в иностранной называется валютной котировкой. Международные валютные отношения – совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве, обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. В основе функционирования международной экономики лежит международная валютная система. Различным этапам развития мирового хозяйства были свойственны следующие мировые валютные системы: золотой стандарт, золотодевизная, управляемые плавающие валютные курсы.
Тема 14. «Особенности переходной экономики в России» Исторический характер всякой системы обуславливает то, что в развитии общества возникают переходные явления. Отличительными чертами таких состояний являются: 1) сосуществование элементов старой и новой систем; 2) борьба элементов отмирающей и нарождающейся экономики; 3) неустойчивость, проявляющаяся в неопределенности вариантов будущего общества. Длительное существование плановой экономики объясняется тем, что командно-административная экономика обладает рядов внешне положительных сторон: 1) способность к значительной концентрации ресурсов; 2) высокая маневренность и быстрота действия приказа; 3) возможность макроэкономического планирования и прогнозирования; 4) относительная простота структуры производства; 5) небольшое количество хозяйственных связей; 6) преобладание экстенсивного типа экономического роста; Однако по мере усложнения народного хозяйства, повышения роли интенсивных процессов в экономике, активной творческой роли человека в процессе производства нарастает и кризис плановой экономики. Необходимо отметить, что указанные выше моменты макрохозяйствования имели место в условиях низкого потребления народа, особенно сельского населения. Сущность кризиса плановой экономики – неспособность ее обеспечивать эффективное функционирование общественного производства. Основные направления преобразования плановой системы: 1) либерализация экономики; 2) демонополизация экономики и создание конкурентной среды; 3) институциональные преобразования; 4) структурные преобразования; 5) макроэкономическая стабилизация; 6) формирование адекватной рыночному хозяйствованию системы социальной защиты населения. Выделяют два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную: 1) эволюционный путь создания рыночных институтов (Китай, Венгрия); 2) «шоковая терапия» (Польша, Россия). Различия между указанными подходами заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и т.д. Выбор между этими двумя путями обусловлен комплексом политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. Эволюционный подход целесообразен при наличии следующих условий: 1) развитое сельское хозяйство и кустарное производство; 2) сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и ВПК; 3) стабильность финансовой системы; 4) преобладание среди политической и экономической элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ. Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой и связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления очень тяжелого финансового положения, острого товарного дефицита. Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в России эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения. Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы должны быть быстрыми и комплексными, о чем свидетельствует не только практический опыт других стран, но и объективные законы экономики. Процесс предполагаемых реформ в России был разделен на два этапа: 1) 1991-1993 гг. — период создания юридических и экономических институтов рыночной экономики, а также превращения значительной части государственной собственности в частную; 2) 1994-1997 гг. — период структурной перестройки экономики, дальнейшего перехода от государственной собственности к частной, от военной промышленности к гражданской, от тяжелой индустрии к производству товаров народного потребления и услуг, от закрытой экономики к открытой, свободно торгующей с другими странами. Разгосударствление экономики является обязательным процессом для стран, осуществляющих переход к рыночной экономике. Так как основным собственником выступает государство, следовательно, разгосударствление – процесс смены собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности коллективам, частным лицам, акционерам и иностранным фирмам. Процесс разгосударствления протекал на основе государственной программы, которая называется: «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ». Сама программа была рассчитана на ряд лет и в ней можно выделить следующие этапы: 1) Июнь 1992 – июнь 1994гг.: ваучерный этап. Основная часть государственной собственности перешла в частную через аукцион, в основном, это коснулось предприятий малого бизнеса. Одновременно начался процесс акционирования крупных предприятий. В этот же период начался процесс народной ваучеризации – процесс бесплатной передачи государственной собственности посредством приватизационного чека. Процесс оценки государственной собственности происходил по ценам 1991г. и она составила 1,5 млрд. руб., следовательно, номинальная стоимость ваучера равнялась 10 тыс. руб., в то время как за 1992г. цены выросли в несколько раз. Поскольку приватизационные чеки имели право обмениваться на деньги, то в стране увеличилась денежная масса, что подстегнуло новый виток инфляции. 2) Июль 1994г. – по настоящее время: постваучерный этап. Целью этого периода была адаптация предприятий к рыночной среде, т.е. получение прибыли от инвестирования. Вложения своих средств в ценные бумаги предприятий. Для этого периода было характерно замедление процесса приватизации, а также продажа дорогостоящих объектов по заниженным ценам. Результатом процесса разгосударствления экономики явилось образование различных форм собственности: коллективная, частная, смешанная, а также различных организационно-правовых форм предприятий.
|