Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство и человек





 

Одним из центральных вопросов, рассматриваемых в главе “Искусство и homo sapiens”, является вопрос о понятии искусства. Оставляя в стороне чисто метафизи­ческие не поддающиеся анализу тол­кования искусства, В. Мириманов обращается к тем определениям, которые основы­ваются на анализе исторического материала и рассматривают его в связи с проблемой генезиса. Например, так называемая “имитативная теория” определяет искус­ство как проявление инстинкта под­ражания. Элемент подражания действительно имеет место в искусстве и особенно ярко выражается в первобытном искус­стве. Как уже говорилось, различ­ные формы танцев: охотничьи, воен­ные и др. - основаны на подражании повадкам животных и действиям, связанным с войной, охотой и т. д. В известном смысле с этой точки зрения можно рассматривать и пер­вобытное искусство, особенно его самую раннюю натуралистическую фазу.

Другая теория рассматривает искус­ство как выражение “инстинкта украшения”, как средство полового привлечения. Нательные укра­шения - раскраска, татуировка и т.п. - бытуют у подавляющего большинства народов, находящихся на первобытнообщинном уровне развития. Есть все основания счи­тать, что они имеют очень древнее происхождение. Что же касается надеваемых украшений: бус, ожере­лий, колец, подвесок и т. п., - то они, как известно, широко распростра­нены не только у так называемых “примитивных” народов, но в полной мере сохраняются и в развитом со­временном обществе. В отличие от традиции раскраски тела (о степени древности которой можно лишь догадываться) древность ношения украшений непосредственно дока­зывается многочисленными архео­логическими материалами (бусы, браслеты), относящимися к эпохе верхнего палеолита. Столь же древ­нюю традицию имеет орнаменталь­ное и фигуративное украшение ору­дий и бытовых предметов. Материалы и этнографические ис­следования, связанные с проблемой происхождения искусства, показы­вают, что то, что называется ин­стинктами “игры”, “подражания”, “украшения”, безусловно имеет определенную связь с биопсихологическими корнями художественной деятельности [2].

Основополагающей идеей при рассмотрении вопроса о появлении homo sapiens, с точки зрения В.Мириманова, является взаимосвязь между появлением искусства как такового и формированием человека как социального существа в полном смысле этого слова.

Пожалуй, единственным качественно новым археологическим материалом, появившимся вместе с новым биологическим видом человека, является изображение – скульптурные, графические, живописные геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе.

Момент обращения к этому новому виду деятельности, который В.Мириманов условно называет художественным творчеством, рассматривается как величайшее открытие, возможно, не имеющее себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены, хотя следует заметить, что сами по себе данные возможности не предполагают их непременной реализации, по крайней мере в определенные исторические сроки. В качестве наглядного примера В.Мириманов выбрал историю развития письма [3].

Заслуживает внимания проводимый автором тщательный анализ самого процесса “открытия”, вылившегося в появление изобразительного искусства.

Вопрос о происхождении искусства, с проблемой его сущности, смысла и назначения, лишь во второй поло­вине XIX века благодаря успехам археологии был поставлен на науч­ную основу. В то же время в связи с открытиями археологов, давшими бесценный материал, возникли но­вые проблемы: закономерно или случайно то, что первые несомнен­ные произведения искусства най­дены только в тех слоях, которые относятся ко времени существова­ния homo sapiens. Существует ли прямая связь между появлением че­ловека разумного и началом худо­жественной деятельности?

Прежде чем ответить на этот вопрос, временные антропологи характе­ризуют черты, отличающие homo sapiens от его предшественников. Так называемый “hоmо-неандертальский” человек имел, казалось бы, все необходимые для интенсивной трудовой деятель­ности органы - большой мозг, под­вижную руку, не говоря уже об устойчивой походке в выпрямлен­ном положении. Тем не менее, морфоло­гические особенности неандерталь­ского человека, в частности, строе­ние его мозга, говорят о том, что он был существом, недостаточно при­способленным к условиям общест­венной жизни коллективаввиду своей агрессивности и малого разви­тия мозговых центров, управля­ющих торможением. Возбуждение в деятельности коры головного мозга неандертальца заметно преобладало над торможением, что вызывало вспышки дикой злобы в неандер­тальском стаде и часто приводило к столкновениям. Поэтому коллек­тив неандертальцев имел малые по­тенциальные возможности для раз­вития общественных форм жизни. Наиболее убедительная теория поя­вления человека современного вида, разработанная советским антропо­логом Я. Я. Рогинским, исходит именно из преимуществ современ­ного человека над неандертальским как существа социального. Согласно этой теории, интенсив­ное развитие передних отделов головного мозга у современного человека, в сравнении с неандертальцем, про­истекает вследствие того, что соци­альные качества приобрели огром­ную роль в эпоху резкого подъема производительных сил и сложения начальных форм родовой органи­зации (т. е. в эпоху позднего палео­лита)[4].

Весьма существенными факторами, способствовавшими появлению и развитию художественной деятельности, по мнению В.Мириманова, стали появление у человеческих существ досуга и появление оседлого образа жизни, которые могли появиться лишь тогда, когда было достигнуто известное равновесие сил в борьбе за существование. Действительно, лишь свободное время, не занятое борьбой за выживание, дало возможность занятий искусством; свободное же время у человека, в свою очередь, могло появиться лишь при достаточно высоком уровне технической оснащенности человека (в результате которой сделалось возможным относительно постоянное существование хозяйственных коллективов, при которых новые методы охоты стали давать больше пищи) [5].

В результате своих исследований В.Мириманов аргументировано приходит к убеждению в необходимости признать наличие прямой связи между появлением homo sapiens и началом художественной деятельности.

 

Date: 2015-09-24; view: 237; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию